СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мужества "Солдатские матери"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мама!.. Наверное, слаще и роднее этого тени нет на белом свете. С самого рождения до конца дней ты та единственная, которая не способна предать, обидеть, раз­любить. Я дорожу теплотой твоих рук. Иногда ты бываешь сердитой, грустной, да и я порой веду себя не примерно, но даже в такие минуты твои глаза всегда выража­ют безграничную доброту и понимание. Нет судьи справедливее тебя!»

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества "Солдатские матери"»

МАОУ «Татановская СОШ»


Номинация:

урок мужества.

«Солдатские матери»























Истомина Лариса Алексеевна.

Должность учитель математики.





В классе вывешены плакаты В.Серебрен­никова: «Родина-мать зовет», «Вставай,страна огромная!», а также репродукция картины К.Васильева «Прощание славянки».

Оформлена выставка: письма Игоря из армии; переписка матери с военной частью; статьи из газет; фотографии.

Во время мероприятия идет показ слайдов.

Звучит в записи песня «Только мама не обманет, не отступит, не предаст.»

1чтец.

«Берегите матерей»


Прошу вас, берегите матерей,

Теплом укройте от житейской вьюги,

Их любовь во сто крат горячей,

Чем друзей и любимой подруги.

Материнской любви не объять,

И канонов я здесь не нарушу,

Коль скажу. «Мать готова отдать

Свою ласку, нежность и душу.

Мать возьмет на себя вашу боль.

Все терзанья, смятенья и муки,

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет навстречу вам руки.

Пусть за шалость накажет не строго,

Только ей никогда вы не лгите.

И во имя великого Бога

Матерей своих берегите.

Не оставьте их без участья,

Сей наказ, вы запомните дети,

Ведь не может быть полного счастья,

Если мамы не будет на свете.


(Л. Ремизова)

Ведущий1.

Читаю одно из солдатских писем: «Милая мама! Не хватает всех ласковых слов, чтобы рассказать о моей любви к тебе...

Мама!.. Наверное, слаще и роднее этого тени нет на белом свете. С самого рождения до конца дней ты та единственная, которая не способна предать, обидеть, раз­любить. Я дорожу теплотой твоих рук. Иногда ты бываешь сердитой, грустной, да и я порой веду себя не примерно, но даже в такие минуты твои глаза всегда выража­ют безграничную доброту и понимание. Нет судьи справедливее тебя!»

Так думали многие из тех, кто оказал­ся лицом к лицу со смертью.

«Мама! Когда другие не понимают меня, ты находишь оправдание моим просчетам, а потом, конечно же, учишь меня правильно поступать. В самую трудную минуту я обращаюсь к тебе за помощью, зная наперед, что не получу от­каза. Страшными для меня бывают мину­ты, когда тебе нездоровится, когда ты ус­таешь. Я жизни не представляю без тебя!»

Ведущий2. Мальчишки сороковых спешили на фронт. Им хотелось испытать себя и, одолев врага, принести долгожданный мир на зем­лю!.. Они рвались из-под материнской опе­ки навстречу неизвестности. И перед лицом испытаний вспоминали мать, понимали то, как дорога она им, как незаменима...

2 чтец. Вот и всё. Уже вещи собраны.

Посидим на прощанье, мать.

И молчат твои руки добрые

Хоть о многом хотят сказать.

Руки мамы... Люблю их с детства.

Где б дорога моя ни шла,

Никуда мне от них не деться,

От душистого их тепла.

Руки мамы...

В морщинках, в родинках,
Сколько вынесли вы, любя...
С этих рук вы увидели родину,
Так похожую на тебя,

Мама...

Ведущий 1. Каждую секунду в мире рождаются три человека. И каждая мать живет дыханием ребенка, его слезами и улыбками. Мать и ребенок... Любовь к малышу так же естественна, как цветение сирени весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает жизнь ребенка. Мать приобщает дитя к миру и к человечеству. В его уста она вкладывает родной язык, вобравший богатства разума, мысли и чувств народа. Она наполняет его силой и помогает постичь духовные ценности. Не это ли держит мир, делает его вечным? Не в этом ли связь поколений?

.Ведущий 2. И снова я Всевышнему молюсь

За сыновей, за мир на всей планете,

Чтобы жила и крепла наша Русь,

Росли хлеба, рождались чаще дети...

Т.Ускова

Мать не только волнуется и печется, чтобы ребенок был сыт, здоров... Мать — это окно в неведомый мир.

Она помогает ребенку узреть и понять красоту природы: леса и неба, луны и солнца, облаков и звезд. Ее уроки на всю жизнь...Сынок, проснись! Выпал первый снег!

Сынок, посмотри! Расцвел подснеж­ник!

А еще мать умеет пробудить в сердце сына благородные чувства: любовь к Родине, верность Отечеству. Да они и сами в трудное для страны время шли рядом с сыновьями до конца, до по­беды.

Не бойся, мама, я не струшу,
Не отступлю, не побегу.

Взращенную тобою душу

Непобежденный сберегу.О.Берггольц

Ведущий 1.Письмо матери Гоши Аза­рова из далекого 1942 года; оно адресова­но бойцам третьего взвода стрелковой роты. «Дорогие ребята! Товарищи моего сына и теперь мои товарищи! Я получила извещение вашего батальона о том, что мой сын, мой родной, единственный маль­чик — убит. Мне очень тяжело. Мне трудно пережить то горе, которое свалилось на меня, больного человека, но я постараюсь держать себя так, чтобы своей работой могла принести много пользы своей родине и отомстить трижды проклятым гадам, исковеркавшим столько человеческих жиз­ней и убившим моего сына. Сына, которого, вы знаете, я одна, женщина, с такими трудностями растила, воспитала и учила. Мой сын, как огонек будущего, светил мне во всей тяжелой и трудной моей жизни... Вы теперь, ребята, мои сыновья. Не забы­вайте меня. Если кому что нужно, я все для вас сделаю. Я вас всех люблю так, как лю­била моего сыночка. Напишите мне, как погиб мой сын, где его могилка?

Желаю вам, ребята, удач, желаю вам крепко бить этих нечистей. Мария Азарова».

Ведущий 2. В письме любящего человека все подлинно: и горе, и любовь. Кто-то сказал: «Нас давно перестала удивлять отвага наших бойцов. Но мы все еще ди­вимся мужеству их матерей. Нет в их сло­вах ни позы, ни заученного пафоса. Они сродни нашей земле, нашей природе — большой и стыдливой».

А вот что писала Любовь Тимофеевна Космодемьянская в книге о своих детях Зое и Шуре: «Сколько услы­шала я рассказов о людях, которые по­жертвовали жизнью для того, чтобы ми­нувшая война закончилась победой света над тьмой, благородного над подлым, чело­веческого над бесчеловечным! И я думаю: неужели кровь наших детей пролилась напрасно? Неужели мир, добы­тый ценою жизни наших детей, ценою на­ших слез — будет вновь нарушен по воле злобных сил?..Я спрашиваю себя: Что же я могу сде­лать для дела мира? И отвечаю себе: да, я тоже могу вложить свою долю в это вели­кое дело. Я расскажу всем о своих детях. О детях, которые родились и росли для счас­тья, для радости, для мирного труда — и погибли, защищая труд и счастье, свободу и независимость своего народа. Да, я рас­скажу о них...»

3 чтец.

Мирное небо в тучах войны,

И льется свинцовый дождь!

Кровавая тризна у нашей страны,

Слезами разбавлена ночь.

И сон отступает и рвется мольба:

«Господи, помоги!

Пусть будет у сына другая судьба,

Пусть станут друзьями враги!»

Вселенская скорбь седых матерей,

Растерянный взгляд невест.

А им, сыновьям, на этой земле

Нести чей-то тяжкий крест.

А им — воевать. А им — умирать.

Иль жить — с опаленной душой...

...И рядом она, солдатская мать,

Стареет с каждой войной.

Н.Рукосуева

Ведущий 1. Война пройдет — и, слава Богу. Но долго будет детвора. Играть в «воздушную тревогу» Среди широкого двора.

А мужики, на бревнах сидя, Сочтут убитых и калек

И, верно, вспомнят о «планиде»,

Под коей, дескать, человек.

Старуха ж слова не проронит!..

Отворотясь, исподтишка, Она глаза слепые тронет

Каймою черного платка. (Д.Кедрин)

«Мои дети уже никогда не увидят ни голубого неба, ни цветов, они никогда больше не встретят весну. Они отдали свою жизнь за других детей — за тех, что живут и радуются солнцу сейчас,

тех, что пробегают в этот час мимо меня...

Я люблю бывать здесь. Ходить по милым, знакомым коридорам школы, где учились мои дети, школы, которая носит сейчас Зоино имя. Я захожу в классные комнаты. Поднимаюсь на третий этаж и подхожу к двери, возле которой надпись: «В этом классе учились Герои Советского Союза Зоя и Шура Космодемьянские».

Вхожу. Вот вторая парта в среднем ряду — тут сидела Зоя. Сейчас за этой пар­той учится другая девочка, такая же яс­ноглазая. А вот последняя парта в другом ряду — Шурино место. Оттуда присталь­но смотрят глаза девочки-подростка...Вот этих девочек и всех детей по всей России учат самому светлому, самому ра­зумному — любить свой народ, свою Роди­ну, уважать и ценить все прекрасное, что связано с человечеством. Они должны быть счастливыми!.. Так много крови пролито, так много жизней отдано ради того, чтобы они были счаст­ливы, чтобы новая война не искалечила их будущее...»


Ведущий 2. Давно отгремели залпы второй Мировой войны. Лишь только тяжелые раны напоминали о ней седым ветеранам. Не думали они, что их детям и внукам снова придется воевать. Но песня походной трубы в 1981 позвала советских солдат в Демократическую Республику Афганистан. 9 молоденьких ребят Татановского сельского совета выполняли свой интернациональный долг. Это Малин Сергей Николаевич и Вячеслав Николаевич, Завистяевы Александр и Сергей и другие. Но всем им посчастливилось вернуться домой. А вот Александру Стовба - нет.

Звучит песня «В горячих точках».

Ведущий 1. Александр Стовба. Это имя еще недавно было знакомо многим. О подвиге двадцатидвухлетнего офицера, погибшего на афганской земле, рассказы­вали газеты и журналы. Память о муже­ственном воине, невосполнимое горе род­ных, утрата тех, кто обязан ему жизнью... А это ведь был не просто отважный чело­век, верный друг, любящий сын и брат. В нем рос и мужал поэт — интересный, ода­ренный. Конечно, в его возрасте многие пишут стихи. Но немногие ищут в стихах свою судьбу и высшее предназначение. Что же оставил нам Саша?

У офицеров и солдат. В бою тяжелом время сжато...

Вот, приготовив автоматы. Твои товарищи лежат.

Их жизнь зависит от тебя.

О, подвига полет бессмертный!

Ты бросился на выстрел первым,

Друзей и родину любя. И, смяв атакой рубежи,

Пошла вперед родная рота. А ты у вражеского дота

В снегу, недрогнувший, лежишь...

А.Стовба

Ведущий 2. Из письма Саши родите­лям: «С каждым днем жизнь становится интересней. Каждый день несет неповто­римую тайну, что-то сокровенное... А за меня не волнуйтесь, не бойтесь. За мои по­ступки, мысли и чувства — тоже. Не со­мневайтесь в своем сыне, во мне много от вас самих... Я готов идти дальше по выбранной до­роге. Ничто, никакая опасность меня не остановит... Так что вы за меня не бойтесь. Я вас всех помню, и вы мне все дороги».

4 чтец.

Из стихотворения, посвященного маме:

Я приеду, мама! Ты лишь верь,

Я вернусь и радостный и взрослый!

Как там ясенек мой? Он теперь

Стал, наверно, как братишка, рослым?

Я войду в уютный, старый дом,

Древний, как история планеты,

Он любой мне мелочью знаком,

Мне известны все его секреты...

Метеорит живет мгновенье, сгорая в дымной синеве

Его отвесное паденье сквозь смерть направлено к земле.

И я готов, летя сквозь годы метеоритом в синей мгле,

Сгореть, сжигая все невзгоды. Во имя жизни на земле.

А.Стовба

Ведущий 1. Что бы ни говорили о Саше Стовбе и таких, как он, мы с вами думаем одно и то же: это сильные и чест­ные люди, на которых можно положить­ся, а ведь именно таких друзей нам не хва­тает в жизни... Эти люди всегда поступа­ют, как настоящие мужчины.

Он погиб, прикрывая роту, попавшую в засаду. Спасая ребят, получил смертельное ранение... Родные и друзья называли его Аистом — по началь­ным буквам имени, отчества и фамилии (Александр Иванович Стовба). Аист — по преданию — птица, несущая счастье, ра­дость и надежду, что-то юное, свежее, чи­стое, как глоток горной, утоляющей жаж­ду воды. Удивительная, самая любимая на родной Украине птица залетела так дале­ко и не вернулась домой...

И еще 15 тысяч наших мальчиков, юных аистов и журавлей, погибли в Аф­ганистане, исполняя свой воинский долг. Вечная им память. (Звучит песня А.Мар­шала «Рота» в исполнении автора или одна из военных песен группы «Любэ».)

Не успели закончиться боевые действия в Афганистане как разгорается пожар войны в своей стране. Чечня.

5 чтец.

Сегодня вновь в смятенье нервном

тревожно по земле иду:

В огне Кавказ, Чечня пылает.

И мамы не смыкают глаз

Их дети снова погибают...

.В который раз, в который раз.

Воюют правнуки и внуки.

Воюют на своей земле,

Узнав военную науку не понаслышке — на себе.

Вздыхают деды-ветераны:

«Лихой опять нагрянул час

— И кровь, и смерть, и в сердце раны...

Неужто мало было нас?»

Тысячи Российских солдат направляются в Чечню выполнять приказ. Среди этих парней выпускники нашей школы: Горитько Андрей, Ильин Эдуард, Королев Александр, Казарин Андрей, Мунтяну Владимир, Незнанов Вячеслав, и Панков Игорь. И у нас в гостях сегодня мама Игоря, Валентина Васильевна.


I

Ведущий 2.

17 июня 1976 года на Тамбовском небосклоне тоже засияла новорожденная звездочка. Это был как раз тот день, когда в селе Татаново Тамбовского района на свет появился Панков Игорь - единственный сын Валентины Васильевны и Николая Федоровича.

Русоволосый, круглолицый, с необыкновенно добрыми глазами, Игорек был надежной опорой и отрадой родителей, добрым спасительным островком, светлым будущим, яркой путеводной звездочкой, которой так недолго пришлось гореть.

Любимым местом отдыха Игоря была деревня, где жила милая сердцу бабушка. «Вспоминается деревня, - писал он родителям из Новочеркасска, - как там бегали, играли в футбол - улица на улицу. Помню, убежишь на улицу в футбол играть, а бабушка накажет: «Игорек, приходи поливать!» А Игорьку все равно, он знает, что там мама и папа польют. Бывают моменты, когда вспоминаешь все, и даже порой смешно бывает».

В 1983 году Игорек пошел в первый класс Татановской начальной школы, где проучился 3 года. С 5 по 9 класс он учился в Татановской средней школе. Классным руководителем Игоря была молодая учительница математики Истомина Лариса Алексеевна.

Скромный, круглолицый, «с необыкновенно добрыми глазенками ребенок», сидящий за первой партой на первом ряду, невольно притягивал к себе внимание. Истину говорят, что глаза - это зеркало души, а внутренний мир человека раскрывается в его словах и поступках!

. В старшем возрасте посещал фотокружок, который вела его и наша классная руководительница Истомина Лариса Алексеевна. Также Игорь увлекался спортом, любил кататься на лыжах, коньках, играть в хоккей. Ему нравилась музыка и песни Виктора Цоя, групп «любэ» и «Сектор газа».

Насекин Димка был лучшим другом Игорька. Они знали друг друга давно и с первого класса сидели за одной партой - если Игорька не было дома, то, значит, он у нас, - рассказывала мама Димы. - Он вообще от нас не выходил, я его всегда своим сыном считала.

Игорек и Димка... Их невозможно было разлучить! На досуге они всегда могли найти себе интересное занятие, «Веришь - не веришь» - так незатейливо называлась их любимая игра в карты. Шахматы, шашки, домино, бильярд, «Юный инспектор дорожного движения», футбол, коллекционирование марок, календариков, вкладышей - вот далеко не полный перечень самых увлекательных занятий двух закадычных друзей. Они постоянно были вместе. Вместе играли, вместе сидели над учебниками и готовили домашнее задание. Вместе читали, предпочитая художественную литературу телевизору. Дима читал больше, а Игорь садился рядом и слушал. У них даже мечты были одинаковыми! Они представляли себе, что будут счастливы, что когда-нибудь они запросто смогут полететь на Луну или на Марс точно так же, как приехать в Москву. На ракетах, которые, по их мнению, должны быть у каждого человека, друзья мечтали летать друг к другу в гости, а потом вместе облететь все планеты Вселенной...

Ведущий 1.

По окончании школы в 1991 году Игорь поступил учиться в СПТУ № 15 на сварщика широкого профиля.

Диплом получил досрочно, так как уже была на руках повестка в армию. Он всегда хотел служить в серьёзных войсках, не боялся трудностей, поэтому был рад, что служба будет проходить в спецназе в/ч № 43719Ростовской области»

В части Игоря уважали. В трудные минуты он

приходил товарищам на помощь. Сослуживцы рассказывали, что Игорь мог сварить для них еду, поделиться последним. Находясь в Чечне, Игорь не писал родителям об этом. Письма приходили с Северной Осетии, в них он сообщал, что служба проходит нормально, кормят их хорошо, Игорь постоянно спрашивал о здоровье родителей, близких, ему интересны были все новости, в праздники он присылал поздравления. В последних письмах Игорь писал, что скоро придет в отпуск, но его так и не дождались.

Уже много позже родители узнали, что за боевые действия в Чечне он награжден краповым беретом.

В апреле 1995 года родители Игоря получили телеграмму о том, что их сын пропал без вести... Безутешно горе родителей. Игоря похоронили на кладбище села Татанова.».


Звучит песня «19 лет»

Безумно горе матери. Мама Валентина Васильевна всю боль о сыне взвалила на свои хрупкие плечи.

6 чтец.

Внимая ужасам войны

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга не жены

Мне жаль не самого героя…

Увы… утешится жена

И друга лучший друг забудет

Но где то есть душа одна

Она до гроба помнить будет!


Слово предоставляется классной руководительнице Истоминой Л.А.


Ведущий 2.

В комнате Игоря всегда порядок, будто последний раз он был в ней только вчера, будто бы и не было вовсе этой проклятой войны, а сын просто задержался и скоро появится на пороге. В большой комнате, на полочке, уставленной фотографиями сына и мужа, который скончался в 1999 году, аккуратно лежит первая награда Игоря - краповый берет. Почему первая? Потому что рядовой Панков Игорь Николаевич посмертно был награжден медалью «Суворова» и Орденом «Мужества», согласно указу Президента РФ.

Еще остались письма, которые Игорь успел прислать за, все время службы. «Здравствуйте мои дорогие родители! Мама и папа! - Так всегда начинал Игорек свое письмо. Домой Игорь писал часто - всего 23 письма за 9 месяцев, к тому же еще письма друзьям, бабушке, тете, крестным. Никого не забывал, за всех переживал и никого не хотел обидеть...

Звучит песня «Здравствуй мама».

Мама, мама! Милая родная!

Посмотри я здесь теперь вверху

На тебя гляжу сейчас из рая,

Но обнять, как прежде не могу

Лишь вершины все еще в снегу

Жаль вчера не вышел я из боя

Жаль тебя обнять я не могу

Ты не плачь, не мучайся родная

Стал я небом лепестком ручьём

Я с тобой тебя я обнимаю

Нежным теплым солнечным лучом!

Ведущий 1.

Валентина Васильевна поддерживает связь с военной частью, где служил Игорь, Она ездила на открытие памятника погибшим солдатам. Посмотрите некоторые фотографии. (Показ слайдов).Валентина Васильевна поддерживает переписку с библиотекарем части Гулидовой Маргаритой Н.Невозможно не зачитать отрывок из этого письма.«Здравствуйте Валентина Васильевна. Нет у меня таких слов, чтобы утешить а другие прозвучат просто банально. Я очень вам сочувствую и вместе с вами скорблю. Одно хочу сказать, надо жить, жить ради памяти Игоря. Несите его имя по жизни рассказывайте о нем людям - он не по своей воле ушел из этой жизни. Какой бы не была эта жизнь жестокой не справедливой он не прятался от нее он был одним из лучших. И какой бы родина не была мачехой - он перед ней выполнил свой долг. Поэтому мы не должны дать умереть ему дважды. Живые должны знать о тех, кто ушел из жизни защищая наш покой и наше благополучие. И мы живые в долгу все перед этими мальчишками. Каждому из них мы должны кланяться в пояс до земли. Живите Валентина Васильевна, Вы должны жить…Так угодно Богу».

Слово предоставляется маме Панкова Игоря Валентине Васильевне.

7 чтец. «Берегите матерей».

“Знайте люди нет страшнее скорби,
Чем расстаться с матерью своей!
Трудно жить навеки мать утратив,
Нет счастливей тех, чья мать жива!
Именем моих погибших братьев
Вслушайтесь – молю! – в мои слова!
Как бы ни манил нас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите,
От обид, от тягот, от забот.
Боль за сыновей – подобно мелу
Выбелит ей косы добела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте маме капельку тепла!
Если стали сердцем вы суровы
Будьте, дети, ласковее с ней,
Берегите мать от злого слова.
Знайте, дети ранят всех больней!
Если ваша матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны...
Берегите их от черных шалей!
Мать уйдет – и не изгладить шрама,
Мать умрет, и боли не унять...
Заклинаю: берегите маму!
Дети мира, берегите мать!
Чтобы в душу не проникла плесень,
Чтоб не стала наша жизнь темна,
Чтобы не забыть прекрасных песен,
Тех, что в детстве пела нам она!

Вручить цветы Валентине Васильевне.

По окончании урока мужества учащиеся вместе с мамой Игоря возложили цветы на могилку Игоря. Почтили его память минутой молчания.