СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки 1 класс "Музыка Осени"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки 1 класс "Музыка Осени"»

Нагорная Наталья Алексеевна

Музыка 29.09.20 Урок № 5 1 класс

Тема урока: «Музыка Осени»

Цель: Активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы; углубить и расширить понятие «прекрасное в поэзии, живописи, музыке.

Формирование личностных УУД

  • активизировать восприятие нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы;

  • формировать любовь к красоте родного края через творчество русских и зарубежных композиторов, поэтов и художников.

Формирование метапредметных УУД:

1. Формирование познавательных УУД

  • ознакомить учащихся с творчеством композиторов П. И. Чайковского;

  • углубить и расширить понятие «прекрасное в поэзии, живописи, музыке»;

  • развивать вокально-хоровые навыки, чувство ритма;

  • развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать; учить детей анализировать свою импровизационную деятельность.

2. Формирование регулятивных УУД

  • формировать умения действовать по плану и планировать свою деятельность, принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

  • формировать у детей способность к репродуктивному воспроизведению.

3. Формирование коммуникативных УУД

  • развивать навыки группового взаимодействия, умения слушать и вступать в диалог, строить продуктивное сотрудничество.

Формирование предметных УУД:

Обучающийся научится:

  • Вслушиваться в звуки родной природы;

  • Воспринимать доступную ему музыку разного эмоционально-образного содержания;

  • Слушать музыкальное произведение, выделяя в нем основное настроение, разные части, выразительные особенности; наблюдать за изменениями темпа, динамики, настроения;

  • Находить сходство и различие тем и образов, доступных пониманию детей;

  • Определять куплетную форму в тексте песен;

  • Воспринимать темповые (медленно, умеренно, быстро), динамические (громко, тихо) особенности музыки;

  • ЭОР- https://multiurok.ru/files/volshiebnaia-muzyka-p-i-chaikovskogho.html

  • Тип урока: открытия новых знаний.

  • Оборудование: учебник Музыка, авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М., Просвещение, 2019 г., телевизор, ноутбук, презентация, цветик-многоцветик, фортепиано, видеоматериал.

План урока.


I Организационно - мотивационный этап.

II Знакомство с новой темой.

- Слушание музыки

П.И. Чайковский "Времена года": «Сентябрь. Охота »

П. И. Чайковский "Времена года": "Октябрь. Осенняя песня"

- Творчество

П. И. Чайковский «Времена года»:«Ноябрь. На тройке»

- Вокально-хоровая работа

Песня об осени «Осень в золотой косынке»

- Музыкально-ритмические движения

Песня об осени «Осень в золотой косынке»

III Оценочно-рефлексивный этап


Ход урока.

Дети входят в класс под музыку П.И. Чайковского "Времена года": «Сентябрь. Охота».


  1. Организационно-мотивационный этап.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

- Прежде чем начать урок, отгадайте ребята загадку:

Презентация Слайд №2

«Вот художник так художник, все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим, кто художник этот? (Осень) (Иллюстрация картины И.Левитана «Золотая осень»

- А знаете ли вы, что бывает три осени?

Первая приходится на сентябрь и называется первоосенье.

Вторая приходится на октябрь – глубокая осень.

И третья приходится на ноябрь – предзимняя осень.

- Сейчас мы поговорим о сентябре – это период золотой осени. Назовите самые характерные признаки сентября. (Солнышко бледнее, небо холоднее, день короче, ночь длиннее, птицы улетают в теплые края, листья желтеют и опадают)

- Многие композиторы воспевали в своих произведениях природу

- Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством композитора Петра Ильича

Чайковского «Времена года: Осень» (Слайд 2-3)

-Слушание музыки

П.И. Чайковский "Времена года": «Сентябрь. Охота»

-Ребята сейчас мы с вами прослушаем произведение Петра Ильяча Чайковского «Сентябрь. Охота».

Читаю строки: Слайд №5

«Унылая пора (читаю грустно)….Очей очарованье (читаю с восхищением)!

Приятна мне твоя прощальная краса – (повествовательно)

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса».  (ответы разные: и грустит, и восхищается красотой осенней природы)

 Очень хорошо!

А сейчас мы послушаем музыку осени. Интересно:

  • Как композиторы рисовали осень?

  • Какие чувства переданы в их осенних произведениях?

Мы послушаем пьесу, которая так и называется «Осень», написал её Г.Свиридов.

Звучит «Осень» Г.Свиридова  Слайд №6

(ответы: осень грустная получилась, композитор грустит…)

  • А какой инструмент нарисовал такую грустную осень? (ответы – скрипка) – доп.слайд №6

  • Какое из тех двух стихотворений, которые мы прочитали близко настроению пьесы? (ответы – первое, про скучную картину)

Молодцы, ребята!

Мы с вами послушали стихи про осень, музыку.

А сейчас давайте посмотрим на картины художников.

 (Показ №1) Слайд №7

  • Какое настроение передал в ней художник? (грустное, тоскливое, печальное)

  • Какие краски он выбрал для создания хмурой картины? (тусклые, мрачные)

Посмотрите на другую картину.

(Показ №2) Слайд №8

  • Какое настроение передал в ней художник? (радостное, солнечное)

  • Какие краски он выбрал для создания этой картины? (яркие , светлые)

  • Художники рисуют чем? (красками).

А у музыкантов тоже есть краски, только они музыкальные. Слайд №9.

Если композитор хочет выразить грусть – он воспользуется минорной краской – МИНОР (+картинка на стенде).

Если хочет выразить радость – воспользуется мажорной краской – МАЖОР (+картинка на стенде).

  • Так какой же краской нарисовал Г. Свиридов свою осеннюю пьесу? (минорной)

Правильно!

А сейчас мы послушаем песню «Скворушка прощается». Слайд №10

  • Определите настроение песни?

  • Какая краска здесь использована?

-Сейчас мы посмотрим видео на произведение П.И. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня.»

ЭОР

-Во время прослушивания подумайте, какой характер музыки этого произведения

-Какое настроение?

-Какие образы вам представляются

( прослушивание произведения)

-Ребята, какое настроение вызывает это произведение

-Какой характер музыки?

- Это самая известная пьеса цикла. Она входит в репертуар учеников музыкальной школы и является любимым произведением многих из них. И хотя тема пьесы – осень, грусть, увядание природы, но картина, нарисованная средствами музыки, настолько яркая и понятная, что маленькие музыканты с удовольствием сопереживают композитору в его чувстве грусти и любви к красоте русского осеннего пейзажа. То есть в этой пьесе слиты воедино пейзаж и чувства человека.

- Творчество

П. И. Чайковский – «Ноябрь. На тройке»

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

(А.С. Пушкин)

Ребята, вы догадались, о каком месяце мы будем говорить?(О ноябре.)

-Ноябрь – предзимье. Выделите характерные особенности ноября.

(Деревья стоят голые, становится холоднее, выпадает первый снег.)

-Сейчас мы прослушаем с вами произведение П.И. Чайковского «Ноябрь. На тройке»

-Эпиграфом к этому произведению является стихотворение Николая Алексеевича Некрасова:

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши!

-Сейчас мысленно представьте картину осени в ноябре, а дома сделаете рисунок

Слушание произведения

В Средней России в ноябре уже выпадает снег, поэтому появление тройки лошадей с колокольчиками под дугой – явление обычное. Начинается пьеса широкой мелодией, которая символизирует русские просторы. Вдруг вдали слышен звон приближающихся колокольчиков, они всё ближе, ближе, и вот их звон переходит в песню ямщика.

Пронеслась тройка, и звон колокольчиков постепенно удаляется и затем исчезает.

- Вокально-хоровая работа:

«Осень в золотой косынке» музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

-Послушайте песню и расскажите о чем в ней поется

(слушание)

-Беседа

-Разучивание

-Разучивать будем таким образом: я читаю фразу, вы внимательно слушаете, а затем по руке повторяете ее (разучивание текста и мелодии)


1.Осень в золотой косынке

Приглашает нас играть.

Шлёпать весело по лужам

И листочки собирать.

Припев: прыг-скок. прыг-скок!

Перепрыгни лужицу.

А вокруг, а вокруг

Листики закружатся.

2. Погуляем по дорожкам,

Много листьев соберём.

И красивые букеты

Нашим мамам принесём!

3. Не пугай, подружка осень,

Нас ни ветром, ни дождём.

Дома мы сидеть не будем.

Всё равно гулять пойдём!

(Исполнение песни хором, группами)

-Музыкально-ритмические движения

Песня об осени «Осень в золотой косынке». Выполнение музыкальных –ритмических движений, разработанных учителем.

Рефлексия.

«Цветик-многоцветик»

Дети выбирают для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету настроения. Затем все лепестки собирают в общий цветок.

На доске цветок: лепестки у детей.

Итог урока:

Как и всегда за вами сегодня наблюдала Муза.

  • А как вы думаете, Муза сегодня в каком образе появилась у нас на уроке? (разные ответы).

  • В каком цвете она будет? (ответы – в осеннем, и т.д.) Слайд №12

  • А какое у неё настроение? (ответы)

  • Как вы думаете, какое произведение ей понравилось больше всего? Почему?

(ребята выражают своё мнение)

  • А какое произведение понравилось больше вам и почему? (ответы ребят)

  • О чём мы сегодня говорили? (об осени)

  • Кто посвящал осени свои произведения? (художники, поэты, композиторы)

  • Какой была осень на нашем уроке? (разной: мрачной и светлой, тёплой и холодной)

  • Какие две краски есть у композиторов? (мажор и минор)

  • Какое настроение они передают? (мажор – радость, минор – грусть).

  • С каким настроением вы уходите с урока?

Вы сегодня молодцы! 

Слайд № 13. 

Самые активные ребята получают призы!

Всем спасибо, урок окончен, до свидания!

Выход из класса под музыку П. И. Чайковского "Времена года": "Октябрь. Осенняя песня".