МКОУ "Брединская СОШ № 1",(филиал МКОУ "Брединская СОШ № 3" ),п.Бреды
Тема урока:
«Музыка осени».
Конспект разработала:
Ким Ольга Алексеевна
Должность: учитель музыки Урок музыки в 1-м классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С.Шмагиной.
Аннотация к уроку музыки 1 класс «Музыка осени»:
Данная разработка урока предназначена для 1 класса в 1 четверти (по программе
Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина). Урок соответствует требованиям ФГОС.
Цели: Развитие воображения нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.
Задачи:
формировать любовь к красоте родного края через творчество композиторов, поэтов и художников.
развивать вокально-хоровые навыки, чувства ритма;
развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.
воспитывать музыкально-художественный вкус; развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений.
Урок №5 1 класс 1 четверть «Музыка осени».
Цели: Развитие воображения нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.
Задачи:
- формировать любовь к красоте родного края через творчество композиторов, поэтов и художников.
- развивать вокально-хоровые навыки, чувства ритма;
- развивать умения размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.
- воспитывать музыкально-художественный вкус;
- развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений.
Тип урока: углубление и расширение темы, обобщение "Музыка вокруг нас".
Вид урока: комбинированный.
Методы: Объяснительно-иллюстративный, словесный, беседа, сравнение звуковой и зрительной наглядности.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы, здоровьесберегающая (упражнения по системе А.Стрельниковой);
Оборудование:
Портрет композитора Г.Свиридова, поэта А.С.Пушкина.
компьютер
Фортепиано.
Репродукции осенних картин.
Музыкальный материал: «Осень» Г.Свиридов,осенняя закличка «Осень,осень в гости просим», «Скворушка прощается» Т.Попатенко, «Осенины-именины».
Выставка детских работ на тему «Осень».
План:
1.Блок «Поэты»(Беседа о стихотворении).
2.Блок «Композиторы»(Слушание, беседа о музыкальном произведении).
физминутка
3.Блок «Художники».(Беседа о картине).
4. Т.Попатенко "Скворушка прощается" (Исполнение).
5. Заключение.
6.Итог урока. Рефлексия.
Ход урока:
I.Организационный момент: Приветствие.
Прежде чем начать наш урок, я хочу обратить ваше внимание вот на эту выставку детских работ. Внимательно рассмотрите работы. О чём рассказывают рисунки?
Ответы детей.
Распевка:
1.Дыхательные упражнения: «Пылесос», «С-с-с» (упр. по Стрельниковой)
2. «Мам,мам,дай молока» (проговаривать на распев)
3. «Гудок паровоза» (у-у-у)
4. «Андрей- воробей»
5. «Раз-два-три» (соль-ми-до)
6. «Па-па-па» (по терциям)
7.закличка «Осень,сень, в гости просим»
8. «Король-орёл» (чистоговорка)
Исполнение песни «Осенины-именины».
II Повторение.
На прошлом уроке мы говорили о том, что без мелодии не было бы музыки. Что именно мелодию мы можем напеть!
- Мелодия — это...? (Душа музыки)
-В каких пьесах мы искали мелодию? (можно включать мр3.1) «Вальс» П.И.Чайковский
2. «Марш деревянных солдатиков»
3. «Сладкая грёза» )
- Кто сочинил эти пьесы? (П.И.Чайковский)-показ портрета
-Кому посвятил композитор эти музыкальные произведения? (племяннику Володе Давыдову)
III. Введение в новый материал.
Муза нам хочет помочь, она загадала загадку, а в ней – ответ на вопрос! Слушайте внимательно!
Читаю: Слайд №2
«Вот художник так художник, все леса позолотил.
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим – кто художник этот?» (дети хором - осень!)
Правильно, наш урок сегодня называется «Музыка осени».Вы уже обратили внимание, как красиво сегодня в кабинете — это благодаря выставке работ учащихся нашей школы. Каждая работа рассказывает о разной осени.Осень -красивейшее время года, которое вызает у людей самые разные настроения и чувства.
Новый материал:
Многие художники, писатели и поэты любили осень и в своих произведениях рассказывали о ней.
БЛОК «ПОЭТЫ»
1. Я вам сейчас прочитаю стихотворение поэта А.Плещеева. А вы ответите после прослушивания на вопросы:
«Скучная картина, тучи без конца, Слайд № 3
Дождик так и льётся, лужи у крыльца!» (ответы детей)
2.А сейчас мы прочитаем осеннюю закличку и вы определите с каким настроение вы её читали.
«Осень, осень, в гости просим! Слайд №4
Осень, осень, погости неделек восемь.
С обильными хлебами, с высокими снопами,
С листопадом и дождём, с перелётным журавлём» (ответы детей)
Молодцы!
3.Ребята,давайте назовем характерные признаки ОСЕНИ.
-Какой бывает осень?(ответы)
- А за что мы любим осень?(ответы)
- Почему нам приходится грустить?(ответы)
4.А что делает русский поэт А.С.Пушкин в своём стихотворении про осень:
грустит или восхищается? Попробуйте определить!
«Унылая пора (читаю грустно)….Очей очарованье (читаю с восхищением)! слайд №5
Приятна мне твоя прощальная краса – (повествовательно)
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса». (ответы разные: и грустит, и восхищается красотой осенней природы)
БЛОК «КОМПОЗИТОРЫ»
А сейчас мы послушаем музыку осени.
-Как композиторы рисовали осень?
-Какие чувства переданы в их осенних произведениях?
Мы слушаем пьесу, которая так и называется «Осень», написал её Г.Свиридов.(портрет)
(ответы: осень грустная получилась, композитор грустит…)
-Какой инструмент нарисовал грустную осень? (ответы – скрипка)
Игровой момент: А как играют на музыкальном инструменте скрипка?
Берем в левую руку скрипку,а в правую смычок ,теперь почувствем себя в роли музыкантов-исполнителей и играем красивую мелодию. Звучит «Осень» Г.Свиридова
-Какое из двух стихотворений, которые мы прочитали близко настроению пьесы?
(ответы – первое, про скучную картину)
Молодцы!
ФИЗМИНУТКА.
БЛОК «ХУДОЖНИКИ»
Мы с вами познакомились с произведениями поэтов,композиторов,которые рассказывали об осени.
А сейчас давайте посмотрим на картины художников.
(Показ №1) Слайд №7
-Какое настроение передал в ней художник? (грустное, тоскливое, печальное)
-Какие краски он выбрал для создания хмурой картины? (тусклые, мрачные)
Посмотрите на другую картину.
(Показ №2) Слайд №8 И.И.Левитан «Золотая осень»
-Почему эту осень называют золотой?
-Какое настроение передал в ней художник? (радостное, солнечное)
-Нравится ему осенняя природа? (ответы)
Речка, луга, небольшой берёзовый лесок, темнеющие дали, озимые поля - всё здесь утопает в золотых красках осени. Он любуется красотой русской природы.
-Какие краски использут автор для создания этой картины? ( светлые,яркие и праздничные)
-Художники чем рисуют? (красками).
Оказывается у музыкантов тоже есть краски, только это музыкальные краски.
Если композитор хочет выразить грусть – он воспользуется минорной краской – МИНОР.(картинка с изображением дерева в холодных тонах)
Если хочет выразить радость – воспользуется мажорной краской – МАЖОР.(картинка с изображением дерева в теплых тонах)
Правильно!
На партах лежат илюстрации осенних пейзажей.
Ваша задача :выбрать илюстрации , выполненные минорными красками;
выбрать илюстрации, выполненные мажорными красками. (ответы)
Молодцы!
А сейчас мы послушаем песню. Ваша задача внимательно прослушать её
Слайд №9
-О чём песня расскажет?
-Определите настроение песни?
-Какая краска использована композитором?
(ответы - грустное, печальное, тоскливое, минорная краска).
-Давайте разучим эту красивую песню. Слайд №10 ( Разучивание песни)
IV. Заключение
Как и всегда за вами сегодня наблюдала Муза.
-А как вы думаете,в каком наряде к нам на урок пришла Муза? (разные ответы).
-Как вы думаете, какое произведение ей понравилось больше всего? Почему?
(ребята выражают своё мнение)
-А какое произведение вам больше понравилось, почему? (ответы ребят)
Тогда я вас попрошу дома нарисовать разные осенние листья.
Итог урока:
-Ребята, о чём мы сегодня говорили? (об осени)
-Кто посвящал осени свои произведения? (художники, поэты, композиторы)
-Какой была осень на нашем уроке? (разной: мрачной и светлой, тёплой и холодной)
-Какие две краски есть у композиторов? (мажор и минор)
-Какое настроение они передают? (мажор – радость, минор – грусть).
Вы сегодня молодцы! Слайд № 11.
До свидания!