СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки 1 класс по теме "Музыка осени"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Разработка данного урока предназначена  для 1 класса 1 четверти по программеЕ.Д.Критская,Г.П.Сергеева,Т.С.Шмагина.Урок соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки 1 класс по теме "Музыка осени"»



МКОУ "Брединская СОШ № 1",(филиал МКОУ "Брединская СОШ № 3" ),п.Бреды


Тема урока:

«Музыка осени».

Конспект разработала:

Ким Ольга Алексеевна

Должность: учитель музыки Урок музыки в 1-м классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

Аннотация к уроку музыки 1 класс «Музыка осени»:

Данная разработка урока предназначена для 1 класса в 1 четверти (по программе

Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина). Урок соответствует требованиям ФГОС.


Цели: Развитие воображения нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.

Задачи:

  • формировать любовь к красоте родного края  через творчество композиторов, поэтов и художников.

  • развивать вокально-хоровые навыки,  чувства ритма;

  • развивать умения  размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

  • воспитывать музыкально-художественный вкус; развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений. 


Урок №5 1 класс 1 четверть «Музыка осени».

Цели: Развитие воображения нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе восприятия родной природы через произведения живописи, поэзии, музыки.


Задачи:

- формировать любовь к красоте родного края  через творчество композиторов, поэтов и художников.

- развивать вокально-хоровые навыки,  чувства ритма;

- развивать умения  размышлять о музыке, сравнивать, обобщать.

- воспитывать музыкально-художественный вкус;

- развивать навыки цельного восприятия музыкальных произведений. 


Тип урока:  углубление и расширение темы, обобщение "Музыка вокруг нас".

Вид урока: комбинированный.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, словесный, беседа, сравнение звуковой и зрительной наглядности.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы, здоровьесберегающая (упражнения по системе А.Стрельниковой);

Оборудование:

  • Портрет композитора Г.Свиридова, поэта А.С.Пушкина.

  • компьютер

  • Фортепиано.

  • Репродукции осенних картин.

  • Музыкальный материал: «Осень» Г.Свиридов,осенняя закличка «Осень,осень в гости просим», «Скворушка прощается» Т.Попатенко, «Осенины-именины».

  • Выставка детских работ на тему «Осень».



План:

1.Блок «Поэты»(Беседа о стихотворении).

2.Блок «Композиторы»(Слушание, беседа о музыкальном произведении).

физминутка

3.Блок «Художники».(Беседа о картине).

4. Т.Попатенко "Скворушка прощается" (Исполнение).

5. Заключение.

6.Итог урока. Рефлексия.


Ход урока:

I.Организационный момент: Приветствие.

Прежде чем начать наш урок, я хочу обратить ваше внимание вот на эту выставку детских работ. Внимательно рассмотрите работы. О чём рассказывают рисунки?

Ответы детей.


Распевка:

1.Дыхательные упражнения: «Пылесос», «С-с-с» (упр. по Стрельниковой)

2. «Мам,мам,дай молока» (проговаривать на распев)

3. «Гудок паровоза» (у-у-у)

4. «Андрей- воробей»

5. «Раз-два-три» (соль-ми-до)

6. «Па-па-па» (по терциям)

7.закличка «Осень,сень, в гости просим»

8. «Король-орёл» (чистоговорка)

Исполнение песни «Осенины-именины».

II Повторение.

На прошлом уроке мы говорили о том, что без мелодии не было бы музыки. Что именно мелодию мы можем напеть!

- Мелодия — это...? (Душа музыки)

-В каких пьесах мы искали мелодию? (можно включать мр3.1) «Вальс» П.И.Чайковский

2. «Марш деревянных солдатиков»

3. «Сладкая грёза» )

- Кто сочинил эти пьесы? (П.И.Чайковский)-показ портрета

-Кому посвятил композитор эти музыкальные произведения? (племяннику Володе Давыдову)


III. Введение в новый материал.

    -А о чём мы сегодня поговорим? Как называется тема нашего урока?

Муза нам хочет помочь, она загадала загадку, а в ней – ответ на вопрос! Слушайте внимательно!

Читаю: Слайд №2

«Вот художник так художник, все леса позолотил.

Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.

Отгадать загадку просим – кто художник этот?» (дети хором - осень!)


Правильно, наш урок сегодня называется «Музыка осени».Вы уже обратили внимание, как красиво сегодня в кабинете — это благодаря выставке работ учащихся нашей школы. Каждая работа рассказывает о разной осени.Осень -красивейшее время года, которое вызает у людей самые разные настроения и чувства.


Новый материал:

Многие художники, писатели и поэты любили осень и в своих произведениях рассказывали о ней.

БЛОК «ПОЭТЫ»

1. Я вам сейчас прочитаю стихотворение поэта А.Плещеева. А вы ответите после прослушивания на вопросы:

    -Каким настроением пронизано стихотворение?

    -Почему?

«Скучная картина, тучи без конца, Слайд № 3

Дождик так и льётся, лужи у крыльца!» (ответы детей)


2.А сейчас мы прочитаем осеннюю закличку и вы определите с каким настроение вы её читали.

«Осень, осень, в гости просим! Слайд №4

Осень, осень, погости неделек восемь.

С обильными хлебами, с высокими снопами,

С листопадом и дождём, с перелётным журавлём» (ответы детей)

Молодцы!


3.Ребята,давайте назовем характерные признаки ОСЕНИ.

-Какой бывает осень?(ответы)

- А за что мы любим осень?(ответы)

- Почему нам приходится грустить?(ответы)

4.А что делает русский поэт А.С.Пушкин в своём стихотворении про осень:

грустит или восхищается? Попробуйте определить!

«Унылая пора (читаю грустно)….Очей очарованье (читаю с восхищением)! слайд №5

Приятна мне твоя прощальная краса – (повествовательно)

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса». (ответы разные: и грустит, и восхищается красотой осенней природы)

    Замечательно!

БЛОК «КОМПОЗИТОРЫ»

А сейчас мы послушаем музыку осени.

    -Как композиторы рисовали осень?

    -Какие чувства переданы в их осенних произведениях?

Мы слушаем пьесу, которая так и называется «Осень», написал её Г.Свиридов.(портрет)

    Звучит «Осень» Г.Свиридова слайд №6

(ответы: осень грустная получилась, композитор грустит…)

    -Какой инструмент нарисовал грустную осень? (ответы – скрипка)

    Игровой момент: А как играют на музыкальном инструменте скрипка?

    Берем в левую руку скрипку,а в правую смычок ,теперь почувствем себя в роли музыкантов-исполнителей и играем красивую мелодию. Звучит «Осень» Г.Свиридова

    -Какое из двух стихотворений, которые мы прочитали близко настроению пьесы?

    (ответы – первое, про скучную картину)

Молодцы!

ФИЗМИНУТКА.


БЛОК «ХУДОЖНИКИ»

Мы с вами познакомились с произведениями поэтов,композиторов,которые рассказывали об осени.

А сейчас давайте посмотрим на картины художников.

(Показ №1) Слайд №7

    -Какое настроение передал в ней художник? (грустное, тоскливое, печальное)

    -Какие краски он выбрал для создания хмурой картины? (тусклые, мрачные)

Посмотрите на другую картину.

(Показ №2) Слайд №8 И.И.Левитан «Золотая осень»

-Почему эту осень называют золотой?

    -Какое настроение передал в ней художник? (радостное, солнечное)

    -Нравится ему осенняя природа? (ответы)

    Речка, луга, небольшой берёзовый лесок, темнеющие дали, озимые поля - всё здесь утопает в золотых красках осени. Он любуется красотой русской природы.

    -Какие краски использут автор для создания этой картины? ( светлые,яркие и праздничные)

-Художники чем рисуют? (красками).

Оказывается у музыкантов тоже есть краски, только это музыкальные краски.

Если композитор хочет выразить грусть – он воспользуется минорной краской – МИНОР.(картинка с изображением дерева в холодных тонах)

Если хочет выразить радость – воспользуется мажорной краской – МАЖОР.(картинка с изображением дерева в теплых тонах)


    -Какой же краской нарисовал Г. Свиридов свою осеннюю пьесу? (минорной)

Правильно!

На партах лежат илюстрации осенних пейзажей.

Ваша задача :выбрать илюстрации , выполненные минорными красками;

выбрать илюстрации, выполненные мажорными красками. (ответы)

Молодцы!


А сейчас мы послушаем песню. Ваша задача внимательно прослушать её

Слайд №9

    -О чём песня расскажет?

    -Определите настроение песни?

    -Какая краска использована композитором?

    Звучит песня в исполнении детского хора «Скворушка прощается» Т.Попатенко

(ответы - грустное, печальное, тоскливое, минорная краска).

    -Вам песня понравилась ?

-Давайте разучим эту красивую песню. Слайд №10 ( Разучивание песни)


IV. Заключение

Как и всегда за вами сегодня наблюдала Муза.

    -А как вы думаете,в каком наряде к нам на урок пришла Муза? (разные ответы).

    -Как вы думаете, какое произведение ей понравилось больше всего? Почему?

(ребята выражают своё мнение)

    -А какое произведение вам больше понравилось, почему? (ответы ребят)

Тогда я вас попрошу дома нарисовать разные осенние листья.


Итог урока:

    -Ребята, о чём мы сегодня говорили? (об осени)

    -Кто посвящал осени свои произведения? (художники, поэты, композиторы)

    -Какой была осень на нашем уроке? (разной: мрачной и светлой, тёплой и холодной)

    -Какие две краски есть у композиторов? (мажор и минор)

    -Какое настроение они передают? (мажор – радость, минор – грусть).


Вы сегодня молодцы! Слайд № 11.

До свидания!