СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки 3 класс "Прощай, Масленица!"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока музыки в 3 классе "Прощай, Масленица!"

Тип урока: сисиематизация знаний

Цель урока: познакомить учащихся с музыкальным произведением, отражающим старинный русский обряд проводов зимы.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки 3 класс "Прощай, Масленица!"»

Конспект урока музыки в 3 класс

Тема урока: Прощай, Масленица!

Тип урока: систематизация знаний.

Цель урока: познакомить учащихся с музыкальным произведением, отражающим старинный русский обряд проводов зимы.

Задачи урока: знакомить детей со старинными обрядами и традициями русского народа; формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа, воспитывать любовь к русской музыке; учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства; активизировать творческие способности обучающихся путем включения в разные виды художественно-практической деятельности; развивать вокально-хоровые навыки исполнения народных песен.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия):

- личностные: уважительно относится к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.

- метапредметные:

познавательные: понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

коммуникативные: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора.

регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения.

-предметные: научатся определять сходство художественных образов в разных видах искусства; выстраивать унисон в пении; называть принципы народности в авторской музыке.

Применяемые технологии: информационно-коммуникативного обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, личностно-дифференцированного обучения, проблемного обучения.



Ход урока

  1. Организационный этап.

(учащиеся входят в класс под музыку Н. Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка» «Пляска скоморохов»)

Музыкальное приветствие.

Упражнения:

- на развитие дыхания;

- на развитие слуха и голоса;

- речевое;

-ритмическое.



  1. Актуализация знаний.

На прошлых уроках мы говорили о «народности в музыке».

- Какими способами «народность» проявляется в музыке?

(Ответы уч-ся)

- Послушайте музыкальный фрагмент, под который вы входили в класс, вспомните название произведения и его автора.



«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова



- Как называется это музыкальное произведение? (Опера «Снегурочка»)

- Композитор? (Н.А. Римский-Корсаков)

- Какими словами вы можете описать характер музыки? (Веселая, игривая, праздничная, шуточная быстрая)

- Это музыка народная или авторская? (Авторская)

Правильно, композитор при создании «Пляски скоморохов» подражал народной мелодии.

В опере этот фрагмент исполняет симфонический оркестр, а какие музыкальные инструменты могли бы подойти для сопровождения отрывка? (Народные)

- Назовите народные инструменты? (Ложки, трещетки, бубны)

- Ребята, а кто такие скоморохи? (Народные актеры)

Правильно, на Руси скоморохи развлекали народ во время праздников – они пели, танцевали и играли на народных инструментах.

Сейчас мы в вами немного поиграем – превратимся в скоморохов.



Шумовой оркестр



- Как называется мелодия под которую вы играли на музыкальных инструментах? («А мы просо сеяли»)

- Это музыка авторская или народная? (Народная)



  1. Физкультурная минутка.

  2. Изучение нового материала.

- Посмотрите на репродукции картин русского художника Бориса Кустодиева. Где изображены масленичные гулянья. Какие детали говорят о том, что у людей праздник? (нарядно одеты, улыбающиеся лица)

- Какие развлечения организовывались в эти дни? (люди катались на тройках, устраивали театрализованные представления, готовили угощения)

Сцены народных масленичных гуляний с их песнями и весельем нашли отражение в музыке русских композиторов – П. И. Чайковского, И. Ф. Стравинского. Но самый известный эпизод проводов Масленицы представлен в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

- Опера – это музыкальный жанр, в котором…(герои поют)

- С какими героями оперы «Снегурочка» вы уже познакомились. (Снегурочка, Лель)

- Ария – это… (вокальная партия, в котором герой выражает свои мысли, чувства, переживания)

Сегодня вы познакомитесь с фрагментом, который так и называется «Проводы Масленицы».

Запишите в тетради число и тему урока «Прощай, Масленица!»

Композитор создает музыку очень пожую на народную.

Хор «Прощай Масленица!» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова

(слушание)

- Как прозвучал фрагмент. Какой характер у музыки? (Веселый, игривый, праздничный, быстрый)

- Были ли в этом отрывке слова, которые повторялись несколько раз? (Да.)

Повторяющиеся слова являются признаком «народности».

  1. Пение.

Главный символ масленицы это … (блины)

- А что символизируют блины? (Солнце)

Правильно блины – это символ солнца, благополучия. Поэтому на Масленицу люди пекли блины и угощали друг друга.



Исполнение русской народной песни «Блины»



  1. Итоги урока.

- Фрагменты какой оперы вы сегодня слушали на уроке?

- С каким народным праздником вы познакомились?

- Почему оперу «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова называют «народной»?



  1. Оценивание учащихся за работу на уроке.



(Уч-ся выходят из класса под русскую народную песню «Блины»)

Учитель музыки

ГБОУ «ШКОЛА ЭКОТЕХ+» г. Севастополь: Сапон Ю. В.



4