Конспект урока музыки в 3 класс
Тема урока: Прощай, Масленица!
Тип урока: систематизация знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с музыкальным произведением, отражающим старинный русский обряд проводов зимы.
Задачи урока: знакомить детей со старинными обрядами и традициями русского народа; формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа, воспитывать любовь к русской музыке; учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства; активизировать творческие способности обучающихся путем включения в разные виды художественно-практической деятельности; развивать вокально-хоровые навыки исполнения народных песен.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия):
- личностные: уважительно относится к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности.
- метапредметные:
познавательные: понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа.
коммуникативные: воспитание готовности общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов национального фольклора.
регулятивные: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения.
-предметные: научатся определять сходство художественных образов в разных видах искусства; выстраивать унисон в пении; называть принципы народности в авторской музыке.
Применяемые технологии: информационно-коммуникативного обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, личностно-дифференцированного обучения, проблемного обучения.
Ход урока
Организационный этап.
(учащиеся входят в класс под музыку Н. Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка» «Пляска скоморохов»)
Музыкальное приветствие.
Упражнения:
- на развитие дыхания;
- на развитие слуха и голоса;
- речевое;
-ритмическое.
Актуализация знаний.
На прошлых уроках мы говорили о «народности в музыке».
- Какими способами «народность» проявляется в музыке?
(Ответы уч-ся)
- Послушайте музыкальный фрагмент, под который вы входили в класс, вспомните название произведения и его автора.
«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова
- Как называется это музыкальное произведение? (Опера «Снегурочка»)
- Композитор? (Н.А. Римский-Корсаков)
- Какими словами вы можете описать характер музыки? (Веселая, игривая, праздничная, шуточная быстрая)
- Это музыка народная или авторская? (Авторская)
Правильно, композитор при создании «Пляски скоморохов» подражал народной мелодии.
В опере этот фрагмент исполняет симфонический оркестр, а какие музыкальные инструменты могли бы подойти для сопровождения отрывка? (Народные)
- Назовите народные инструменты? (Ложки, трещетки, бубны)
- Ребята, а кто такие скоморохи? (Народные актеры)
Правильно, на Руси скоморохи развлекали народ во время праздников – они пели, танцевали и играли на народных инструментах.
Сейчас мы в вами немного поиграем – превратимся в скоморохов.
Шумовой оркестр
- Как называется мелодия под которую вы играли на музыкальных инструментах? («А мы просо сеяли»)
- Это музыка авторская или народная? (Народная)
Физкультурная минутка.
Изучение нового материала.
- Посмотрите на репродукции картин русского художника Бориса Кустодиева. Где изображены масленичные гулянья. Какие детали говорят о том, что у людей праздник? (нарядно одеты, улыбающиеся лица)
- Какие развлечения организовывались в эти дни? (люди катались на тройках, устраивали театрализованные представления, готовили угощения)
Сцены народных масленичных гуляний с их песнями и весельем нашли отражение в музыке русских композиторов – П. И. Чайковского, И. Ф. Стравинского. Но самый известный эпизод проводов Масленицы представлен в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
- Опера – это музыкальный жанр, в котором…(герои поют)
- С какими героями оперы «Снегурочка» вы уже познакомились. (Снегурочка, Лель)
- Ария – это… (вокальная партия, в котором герой выражает свои мысли, чувства, переживания)
Сегодня вы познакомитесь с фрагментом, который так и называется «Проводы Масленицы».
Запишите в тетради число и тему урока «Прощай, Масленица!»
Композитор создает музыку очень пожую на народную.
Хор «Прощай Масленица!» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова
(слушание)
- Как прозвучал фрагмент. Какой характер у музыки? (Веселый, игривый, праздничный, быстрый)
- Были ли в этом отрывке слова, которые повторялись несколько раз? (Да.)
Повторяющиеся слова являются признаком «народности».
Пение.
Главный символ масленицы это … (блины)
- А что символизируют блины? (Солнце)
Правильно блины – это символ солнца, благополучия. Поэтому на Масленицу люди пекли блины и угощали друг друга.
Исполнение русской народной песни «Блины»
Итоги урока.
- Фрагменты какой оперы вы сегодня слушали на уроке?
- С каким народным праздником вы познакомились?
- Почему оперу «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова называют «народной»?
Оценивание учащихся за работу на уроке.
(Уч-ся выходят из класса под русскую народную песню «Блины»)
Учитель музыки
ГБОУ «ШКОЛА ЭКОТЕХ+» г. Севастополь: Сапон Ю. В.
4