СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки 4 урок

Нажмите, чтобы узнать подробности

........................................................................

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки 4 урок»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Левокумского района Ставропольского края








Конспект открытого урока



на тему: «Импрессионизм в музыке и живописи.»


В соответствии с требованиями ФГОС ООО

5 класс













Подготовила учитель музыки

Первой квалификационной категории

Волобуева Галина Михайловна









Импрессионизм в музыке и живописи.

Цели: познакомить с понятием «импрессионизм» и особенностями данного стиля ; анализировать средства музыкальной выразительности; продолжить работу над песней (разница регистров, активное дыхание, начало песни после вступления.)

Планируемые результаты: школьники научатся сравнивать музыку по сходству и контрасту, описывать художественные образы: узнают о связях музыки и живописи; исполнят полифоническую и одноголосную музыку.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под звучание «Шутки» И.С.Баха, выходят из него после урока под исполнения песни «Лесной олень» композитора Е.П.Крылатова.

Оборудование: запись начала фуги до-мажор И.С.Баха; репродукции картин художников – импрессионистов; портрет композитора К.Дебюсси.

Ход урока

  1. Музыкальная разминка.

(Повторение распивания на гамму до-мажор, исполнения в унисон и каноном 1-го куплета песни «Дед Андрей». Разучивание 2-го куплета.)



2. Дед Андрей в ответ:

-Ты спляши, сосед.

Будешь мне плясать,

Можешь даром взять.



(2-й куплет исполняется в унисон и каноном. Разучивается новая скороговорка: «Прокоп полол укроп, полол и пропалывал».)



  1. Актуализация знаний

-Какие новые музыкальные термины вы записали в прошлый раз?

-Прочитайте, что они означают.

-Приведите примеры музыки одноголосной и полифонической.

-Какое полифоническое произведение вы слушали на прошлом уроке?

(Фугу до-мажор.)

-Расскажите о построении фуги – пусть вам поможет её нотная запись.

-Послушайте начало фуги, отметьте про себя моменты вступления голосов.

(Прослушивание начала фуги.)

-Как переводится слово «фуга»?

-Что это за произведение?

-Что вы знаете о жизни и творчестве И.С.Баха?

-Почему его музыка, созданная для исполнения в церквах, звучит сегодня в концертных залах?

-Какое сочинения И.С.Баха вы ещё знаете?

-Кто их исполняет?




  1. Работа над песней

-Какую песню вы начали разучивать на прошлом уроке?

-О чём в ней говорится?

-Кто напомнит слова 1-го куплета?

-Повторите слова 1-го куплета все вместе. Вспомните мелодию запева.

(Педагог исполняет мелодию, класс её напевает.)

-Исполните все вместе весь куплет, не забывайте протяжно петь последние звуки в каждой строчке.

(Школьники исполняют куплет.)

-Расскажите, как строится мелодия запева: в каком регистре она начинается? (В нижнем.)

-Как потом изменяется мелодия: с каждой строчкой фразы становится всё выше или ниже? (Выше.)

-Встречаются ли в строчках повторяющиеся звуки? (Да.)

-Первая и вторая фразы почти все построены на трёх повторяющихся звуках. В какой динамике надо начать пение куплета? (Пиано.)

-Меняется ли потом динамика? (Да, усиливается.)

-Спойте куплет ещё раз, с нужной динамикой и выразительностью.

(Школьники поют куплет. Педагог просит их вспомнить мелодию и слова припева. Класс поёт. Педагог исполняет 1-ю фразу.)

-Что вы слышите в первой фразе? (Фраза широкая, плавная, стремительно летит вверх, напоминая прыжок волшебного оленя.)

Широкая, сложная фраза требует глубокого дыхания, которое надо брать коротким вдохом.

-В каком регистре заканчивается припев? (В высоком.)

(Педагог просит спеть припев, используя глубокое дыхание, а затем соединить его с запевом. Школьники выполняют задание.)

-Послушайте слова 2-го куплета.

2. Он бежал, и сильные рога

Задевали тучи-облака.

И казалось, будто бы над ним

Становилось небо голубым.

(Школьники повторяют слова хором, по рядам и индивидуально. Затем исполняют 2-й куплет в среднем темпе, соединяют два куплета и два припева.)

-Песня, как и многие другие, начинается с инструментального вступления. Послушайте его и спойте первый звук начала песни: «О-о-о».

(Школьники отрабатывают вокализ, после чего ещё раз поют два куплета с припевами в разной динамике.)


  1. Знакомство с новым материалом

В XX в. Появилось много новых художественных течений и в живописи, и в литературе, и в театре, и в музыке. Одним из самых ярких был импрессионизм. Запишите его определение в тетради: «Импрессионизм – художественное направление начала XX в., от французского слова «импрессион», что означает «впечатление»».

(Школьники делают записи.)

В начале XX в. В Париже состоялась выставка, удивившая публику. Авторы представленных на ней картин стремились передать какие-то короткие мгновения жизни, свои впечатления от мира. Одна картина называлась «Впечатление. Восход солнца». Как на французском языке звучит слово «впечатление»? Правильно, «импрессионизм», вот поэтому художников стали называть импрессионистами.

В это же время импрессионизм возник и музыке. Самым известным композитором, который сочинял музыку в этом стиле, был Клод Дебюсси.

-Запишите в тетради: французский композитор –импрессионист Клод Дебюсси(1862-1918).

(Школьники делают записи.)

Его музыка – это отражение жизненных впечатлений: красок, цветов, даже запахов. Одна его пьеса так и называется – «Звуки и запахи реют в вечернем воздухе». Послушайте какие ещё необычные названия Дебюсси давал своим пьесам: «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна», «Затонувший собор», «Шаги на снегу».

- Запишите названия пьесы которая сейчас прозвучи: «Лунный свет». Обратите внимание на непривычную гармонию, будто композитор действительно рисует картину волшебной ночи и лучи лунного света, которые струятся в окно.

(Школьники делают записи и слушают пьесу.)

-Какие картины нарисовало ваше воображение под звуки пьесы 2Лунный свет»?

- Каким был характер музыки?

- Какие краски вы бы выбрали, чтобы нарисовать картину к этой музыке: масленые или акварельные? (Акварельные – прозрачные, водянистые, нежные.)

Несмотря на то что импрессионизм зародился во Франции, сильное влияние на него оказал один великий русский композитор.

- Подумайте: какой русский композитор умел пленительно передать разные образы природы, особенно моря? (Н.А.Римский-Корсаков.)

Верно, образы моря в его операх оказали огромное воздействие на творчество импрессионистов.


V.Разучивание новой песни.

Близится великий праздник - День Победы в Великой Отечественной войне. Вы уже знаете: наша страна совершила подвиг бессмертного мужества. Она победила фашизм, который хотел стереть с лица земли нашу Родину. Наши люди, как один, поднялись на великий бой, продолжавшийся четыре года, и многие из этого боя не вернулись, оплатив нашу свободу и независимость ценой собственной жизни. Но, как сказано в одних стихах, «о походах наших, о боях с врагами долго будут люди песни распевать». Действительно, события Великой Отечественной войны отражены в книгах, фильмах, песнях, запечатлены на картинах. Сегодня вы начнёте разучивать одно такую песню. Она звучит в киноэпопее «Освобождение» , где рассказывается о главных сражениях Великой Отечественной войны- Курской битве, форсировании Днепра, освобождении стран Европы и взятии Берлина. В последней серии этого фильма, которая называется «Последний штурм», есть эпизод, когда наши солдаты, уставшие после боя, расположились на отдых. Им надо отдохнуть перед взятием цитадели фашизма - Берлина. Но солдаты – это в большинстве своём совсем молодые люди, парни по 18 – 20 лет, которые в своей жизни почти ничего не успели увидеть, кроме войны. И вот они на привале вспоминают свой родной дом, своих близких. И поют об этом песню, которая называется «Последний бой».Её сочинил автор Михаил Ножкин, который играет солдата в этом фильме и сам поёт под гитару.

-Запишите в тетради: М.Ножкин. «Последний бой».

(Школьники делают записи.)

-Послушайте слова 1-го куплета.

1.Мы так давно, мы так давно не отдыхали,

Нам было просто не до отдыха с тобой.

Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,

И завтра, завтра наконец последний бой.

(Повторение слов хором, по рядам и индивидуально.)

-А что означает слово «пол-Европы по-пластунски пропахали»? (Наши солдаты освободили много стран Европы- Польшу, Чехословакию, Больгарию. И конечто , этот путь они прошли с боем , а во время сражений солдату часто нельзя вставать во весь рост, приходилось и бегать согнувшись, и ползать по-пластунски.)

-Послушайте мелодию куплета песни.

(Педагог показывает мелодию.)

-Какой характер музыки в запеве? (Негромкий, задушевный, усталый.)

-Он напоминает письмо солдата своим близким. В запеве песни, как вам это уже встречалось раньше, во всех строчках одинаковый ритмический рисунок, а мелодия в каждой строчке своя. Спойте негромко запев песни.

(Класс поёт запев.)

-Обратите внимание: несмотря на задушевность, приглушённость напева, в мелодии присутствует много скачков. Их надо исполнять вдумчиво, чётко. Попробуйте начать куплет тихо, а потом с каждой строчкой усиливать звук.

(Класс повторяет запев.)

-Послушайте слова припева:

Припев:

Ещё не много, ещё чуть- чуть,

Последний бой – он трудный самый.

А в Россию, домой хочу,

Я так давно не видел маму.

(Повторение слов. Педагог показывает мелодии припева и просит исполнить его сначала громче запева, а окончание, где солдат вспоминает родной дом, тише, душевнее. Обращает внимание на то, что в припеве появляются более резкие пунктирные скачки, которые нужно спеть точно, не забыв спеть последние две строчки дважды. Школьники выполняют задание учителя и соединяют запев и припев.)


VI.Импровизация

-Импровизацию к какому стихотворению Н.А.Заболотского вы сочиняли на двух последних уроках ? («Весна в лесу».)

-Познакомьтесь теперь с последним четверостишьем, в котором говорится о солнце.

И, наверно, наклоняется

В наши древние леса

И наверно улыбается

На лесные чудеса.

-Какую музыку можно выбрать для этих строчек?

-Кто готов пропеть свою импровизацию?

-Кто отважится спеть три куплета с разным характером?


VII.Рефлексия

-Кто авторы песни « Лесной олень»?

-Какие ещё песни этих авторов вы знаете?

-Кто автор песни «Последний бой»?

-Где звучит эта песня?

-Что вы знаете о художественном стиле импрессионизм?

-Какой французский композитор сочинял музыку в этом стиле?

-Творчество какого русского композитора оказало большое влияние на импрессионистов?

-Звучала ли сегодня на уроке героическая музыка?

-Каким был характер песни «Последний бой»?


VIII.Контрольный момент: «Угадай-ка»

(Школьники угадывают по начальным текстам следующие произведения и записывают в тетради их названия:


Шуга до мажор И.С.Бах;

«Лунный свет» К.Дебюсси;

«Последний бой» М.И.Ножкина.)