1. Организационный момент, актуализация знаний (6 минут)
2. Изучение нового материала – Слушание (20 минут)
3. Пение – слушание (12 минут) 4. Рефлексия (2 минуты) | Здравствуйте. Обратите внимание на экран, сейчас я включу фрагмент музыкального произведения, а вы прослушайте и скажите, название произведения и его композитора. Знаете ли вы, почему было написано это произведение? Какие муз.произв. М.И.Глинки вы знаете еще?
Сегодня мы познакомимся с величайшим русским композитором, пианистом и дирижером Сергеем Васильевичем Рахманиновым. На первые годы двадцатого столетия пришлось начало прилива творческих сил композитора. Он создавал новые произведения, выступал в концертах. Давняя дружба с Натальей Сатиной, в доме родителей которой он жил несколько лет, переросло во взаимное чувство – любовь. После венчания, едва заехав домой переодеться, молодожены уехали в свадебное путешествие. Этому счастливому времени принадлежит романс Рахманинова " Сирень ", с которым мы сегодня познакомимся. Обратите внимание на слайд: По утру, на заре, По росистой траве, Я пойду свежим утром дышать; И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду свое счастье искать... В жизни счастье одно Мне найти суждено, И то счастье в сирени живет ; На зеленых ветвях, На душистых кистях Мое бедное счастье цветет. Как вы думаете о чем, говорится в стихотворении? Проанализировав стихотворение, сейчас мы прослушаем романс «Сирень» и определим, схожи ли ваши мысли о стихотворении с музыкой, какие чувства вложил композитор в музыку? (ответ детей). В романсе " Сирень " отражается атмосфера тончайшей душевности, и можно почувствовать, как музыка буквально касается природы. Этот романс выделяется возвышенностью и особой одухотворенностью. Сейчас мы прослушаем его еще раз, но теперь внимательно вслушайтесь и запишите в тетрадь, сколько частей вы слышите, чем они отличаются друг от друга? (Во 2 части музыка, более волнительная, тревожная). В данной части играет кульминация произведения, знаете ли вы что это? Кульминация – это самое главное, самое яркое место в музыке. Романс написан не случайно. Оказывается, что любовь к сирени, прекрасному ароматному растению, Сергей Васильевич пронес через всю свою жизнь. По словам композитора - скромная ветка сирени была царицей его души. На многих картинах Сергей Васильевич изображён на фоне сирени. Белую сирень ему дарили инкогнито на всех выступлениях в концертных залах России — в столицах и провинции. Память о великом композиторе, дирижере и пианисте до сих пор живет в сердцах людей всего мира. На прошлом уроке вы изучили музыкальное произведение и затрагивали жизнь в Древней Руси. Как выглядели дома этого времени? Знаете ли вы что такое горница? (чистая комната в крестьянском жилище у народов Восточной Европы, использовалась как парадное помещение, иногда - как кладовая). Сегодня мы разучим песню «В горнице моей светло».
ВХР трудности | Методы и приемы | Ритмический рисунок: синкопы, залигованные ноты, паузы Четкое проговаривание звуков: окончания слов «т, й» Высокие скачки: сексты Добавочные знаки при ключе: ля бекар | Собственный показ + игра мелодии; при возникновении трудностей прохлопывание ритма Проговаривание слов без музыки, акцентирование внимания на окончаниях слов Показ звуковысотности + голос |
Сегодня мы познакомились с вокальным творчеством композитора, как его звали? Что запомнилось больше всего на уроке? Спасибо за урок, до свидания! | Отвечают на вопросы Слушают, анализируют, отвечают на вопросы Пение | «Вальс-фантазия», «Я помню чудное мгновение» М.И. Глинки; «Сирень» музыка С.В. Рахманинова слова Е.А.Бекетовой «В горнице» музыка А.Морозова слова Н.Рубцова | Организовать свое рабочее место. Введение в урок П: расширять свои представления о музыке; Р: участие в учебном диалоге; Л: эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения. К: взаимодействие учителя и учеников, а также учеников между собой Л: выражение своих чувств и настроений в музыкальном исполнительстве, понимание настроения других людей.
Л: навыки правильного пения, подготовки своего голосового аппарата
Р: оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. |