Конспект урока музыки. 3 класс.
по программе Е.Д.Сергеевой, Г.П.Критской, Т.С.Шмагиной)
Подготовила: Русских Л.Ю. -учитель музыки МБОУ гимназия г.Гурьевска
Тема урока: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…
Вариации.»
Цель: Формирование основ музыкальной культуры на примере знакомства с музыкальной формой – вариацией.
Задачи:
1) формирование основ музыкальной культуры;
2) развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности, дикции, певческого голоса и дыхания;
3) освоение музыкальных произведений («Коробейники» - вариации на тему русской народной песни) и знаний о музыке;
4) овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
5) воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Использование современных педагогических технологий:
1. Элементы технологии индивидуализации обучения
2. Элементы технологии КСО
3. Технология развивающего обучения
4. ИКТ
Конспект урока.
Организационный момент.
Слайд №1
Лети, лети, лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли будь по-моему вели.
О какой сказке идет речь? Что это за волшебный лепесток такой?
Конечно, речь идет о сказке «Цветик-семицветик». Этот замечательный цветок получила девочка Женя в подарок. Цветок может исполнять любые желания.
Так вот и мы с вами к концу урока сами соберем цветик-многоцветик из нескольких отдельных лепестков. За каждое выполненное задание вы будете получать по одному волшебному лепесточку. Договорились?
Слайд№ 2
Начнем наш урок со сказочной песни (звучит «Приходи, сказка»).
2. Сказочная страна. (Повторение средств музыкальной выразительности.)
Первая сказочная страна перед вами.
Слайд №3
-Это не простая страна, а музыкальная. И цветы на поляне тоже не простые, на них написаны различные слова. Что же они означают? (быстрый, протяжная, громкая…) Мы с вами говорили, что музыка, в отличие, например, от живописи находится в постоянном движении. Звуки сменяют друг друга. И меняются средства музыкальной выразительности.
Какие средства музыкальной выразительности вы помните? (темп, динамика, ритм, регистр, мелодия).
Слайд№ 4
У меня в руках корзиночки с названиями. В эту корзиночку надо сложить цветы, имеющие отношение к темпу, в другую цветы, имеющие отношение к регистру и т.д.
(на столе лежат цветы с названиями. В стороне стоят несколько корзиночек. Ребенок от каждого ряда берет любой цветок и складывает его в соответствующую корзинку. Задание на время. После мы все вместе проверяем правильность выполнения задания.)
После выполнения задания ребята получают 1 лепесток многоцветика, его прикрепляем к доске скотчем.
3. Вариации.
-Следующая страна самая важная. Для того чтобы узнать ее название, необходимо выполнить следующее задание:
нужно прослушать музыкальное произведение и проследить за изменением средств музыкальной выразительности: за темпом, ритмом, динамикой… (звучит вариация на тему русской народной песни)
Слайд№ 5
(ответы детей):
1) Изменения динамики
2) Изменение ритма
3) Темпа
4) Регистра
5) Мелодии
-Мелодия изменялась полностью, или вы вновь ее узнавали?
Мелодия изменялась лишь частично, то есть происходило ее варьирование.
Сколько раз менялась мелодия, темп и другие средства музыкальной выразительности?
Вы услышали вариации на тему русской народной песни «Коробейники».
И наша сказочная страна так и называется – вариации, то есть изменени
-Название песни – "Коробейники". Кто это такие?
Слайд № 6
-Коробейники — торговцы разными мелкими товарами: лентами,
платками, игрушками, сластями. Коробейники не стоят за прилавками, а торгуют вразнос.
Давайте выучим 1 куплет этой песни (разучивание и исполнение)
Слайд № 7
Ой полна полна моя коробушка
Есть и ситцы и парча.
Пожалей душа-зазнобушка
Молодецкого плеча.
Пожалей душа-зазнобушка
Молодецкого плеча.
-Скажите, пожалуйста, почему я не исполняла одно и то же много-много раз?
Конечно, если мы слышим одно и то же по сто раз – это утомляет и становится скучно, а варьирование помогает разнообразить музыкальное произведение.
А теперь давайте вместе попробуем записать схему этого музыкального произведения, которая нам поможет запомнить эту музыкальную форму.
Пускай мелодию «Коробейники» я назову латинской буквой А (слайд №8), а ее измененное повторение какой буквой можно обозначить? (помогаю – это будет А1 ) (слайд №9), тогда следующая вариация будет уже (помогайте мне – буква А2), следующая А3.
И у нас получилась схема вариаций: А, А1, А2, А3…..
Слайд№ 10
(получают 2 лепесток)
-А теперь попробуйте сочинить аккомпанемент или сопровождение этого произведения с использованием хлопков. Например (я пою и прохлопываю), в первой вариации можно прохлопать по-другому. Я играю вариации, а вы пока про себя сочиняйте.
(прослушиваю 3 разных варианта).
-Молодцы, а теперь мы с вами все вместе исполним вариации на тему русской народной песни «Коробейники». 1 куплет споем все вместе, 2 – один ряд прохлопает свой аккомпанемент, 3 – другой ряд проиграет аккомпанемент на шумовых инструментах, 4 – 3 ряд исполнит аккомпанемент, но уже тихо на других инструментах (исполнение).
(получают 3 лепесток).
4. Изобразительная.
Слайд № 11
-И продолжая нашу тему для вас следующее задание: предложить танцевальные движения, соответствующие этой музыке. Еще раз послушайте вариации на тему уже другой русской народной песни (слушание «Светит месяц»). (По 1 человеку просматриваю танцевальные движения, все вместе выбираем подходящие и исполняем).
(ребята получают 4 лепесток).
5. Песенная.
-Кроме музыкальной формы Вариации давайте вспомним и другую (играю «Наш край" Д.Кабалевского)
Слайд №12
-Как называется эта песня? А теперь вспомните название музыкальной формы, в которой она написана? На сколько частей можно поделить это произведение? Я вам подскажу: песня состоит из … т.е. это куплетная форма. Давайте с вами вспомним эту красивую песню. Текст песни лежит у вас на парте (исполнение).
(Работа над чистотой интонирования, ритмом, выразительностью исполнения).
Для того чтобы нам получить еще один лепесток, назовите как можно больше прилагательных, обозначающих настроение этой песни.
(спрашиваю по порядку всех ребят).
(ребята получают 5 лепесток).
6. Потеряшка – тембр.
Слайд №13
-Мы сегодня вспоминали различные средства музыкальной выразительности, и почти ничего не сказали о тембре, по которому мы отличим звучание одного музыкального инструмента от другого. Например, попробуйте отличить звук этого инструмента
(звучат барабан, арфа, скрипка).
Игра.
-У каждого из нас свой, незабываемый тембр голоса, по которому мы отличаемся друг от друга. Наша следующая игра: «Угадай по голосу». Ведущий закрывает глаза. Тот, кого я попрошу, пропоет следующие слова: «Угадай по голосу, кто поет», и ведущий должен отгадать кому он принадлежит.
(ребята получают 7 лепесток).
7. Подведение итогов.
Слайд №14
-Итак, цветик-семицветик у нас с вами получился. Я думаю, что самое заветное желание каждого из вас непременно сбудется. А пока давайте с вами вспомним, о чем мы говорили на нашем уроке.
1. Как называется музыкальная форма, состоящая из измененных повторений одной и той же музыкальной темы? (когда звучит несколько раз одна и та же мелодия с изменениями).
Конечно, это вариации.
2. Мы с вами вспомнили как называется музыкальная форма, в которой написана песня, например, «Наш край" (куплетная).
3. А еще мы с вами повторили различные средства музыкальной выразительности: темп или скорость, динамика или громкость), регистр….
4. Мы помогли друг другу расширить словарный запас, говоря о настроении песни.
5. Также вы выразительно пропели известные вам песни.
6. Вспомнили различные танцевальные движения.
Так значит цветик-семицветик выполнил мое желание? А какое оно у меня было? (ответы детей)
Спасибо вам за работу. Урок закончен.
До свидания!