СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки: Музыка утра. Э. Григ

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Музыка

Класс: 4

Тема: Музыка УТРА (Эдвард Григ)

Дата проведения: 18.03.2017г.

Тип урока:  изучение нового материала.

Форма урока: Музыкально-литературная гостиная

Цели урока.  Показать как композиторы, художники, поэты, писатели и фотографы отражают в своём творчестве тему «УТРО».

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательная Углубить знания учащихся по теме четвери «Музыка и изобразительной искусство». Познакомить с произведениями поэтов, художников, фотографов.
  2. Коррекционно-развивающая – корригировать психические процессы: мышление, память, восприятие, внимание, речь, мышление.
  3. Коррекционно-воспитательная  формировать нравственно - эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе разнообразных форм восприятия музыкальных произведений, развивать умения применять музыкальные знания; развивать интерес учащихся к самостоятельному поиску названия темы урока и оцениванию своей учебной деятельности, с помощью листа самооценки.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки: Музыка утра. Э. Григ»

Технологическая карта

Предмет: Музыка

Класс: 4

Тема: Музыка УТРА (Эдвард Григ)

Дата проведения: 18.03.2017г.

Тип урока:  изучение нового материала.

Форма урока: Музыкально-литературная гостиная

Цели урока.  Показать как композиторы, художники, поэты, писатели и фотографы отражают в своём творчестве тему «УТРО».

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательная Углубить знания учащихся по теме четвери «Музыка и изобразительной искусство». Познакомить с произведениями поэтов, художников, фотографов.

  2. Коррекционно-развивающая – корригировать психические процессы: мышление, память, восприятие, внимание, речь, мышление.

  3. Коррекционно-воспитательная формировать нравственно - эстетические и эмоциональные переживания учащихся на основе разнообразных форм восприятия музыкальных произведений, развивать умения применять музыкальные знания; развивать интерес учащихся к самостоятельному поиску названия темы урока и оцениванию своей учебной деятельности, с помощью листа самооценки

Этапы урока

  1. Мотивационно-целевой этап

  2. Ориентировочный этап.

  3. Поисково-исследовательский этап

  4. Практический этап

  5. V Рефлексивно-оценочный этап

Виды деятельности

Слушание музыки, пение, заполнение таблицы «Копилка чувств», «Лист самооценки»

Средства обучения: Песенники, портрет композитора, компьютер, телевизор, клавишный синтезатор, компьютерная презентация, репродукции картин, книжная и фотовыставка.

Средства обучения:

музыкальный материал:

  • Э.Григ «Утро»

  • И.Космачёв «Здравствуй, детство!»

дополнительный материал:

  • С.Есенин «С добрым утром!»,

  • А.Пушкин «Зимнее утро»

  • М.Горький «Утро»

  • И.Тургенев «Бежин луг»,

  • И.Шишкина «Утро в сосновом бору»,

  • Куинджи «Днепр утром»

  • Кустодиев «Косцы»

  • Презентация «Музыка УТРА. Э.Григ»

  • Выставка книг и репродукций картин «Кистью, словом, музыкой»,

  • Фотовыставка «Утро начинается»

Технические средства обучения: компьютер, экран, синтезатор

Этапы урока.

Планируемый результат

Универсальные учебные действия. Предметные учебные действия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Методы и приемы

I.

Мотивационно-целевой этап

Настрой на урок

Коммуникативные

- Планирование учебного сотрудничества учителя с учениками



Регулятивные

- Нацеливание на успешную деятельность



Личностные

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Музыкальное приветствие: Здравствуйте ребята!




Сегодня я вас ребята, приглашаю в музыкально-литературную гостиную. А для чего приглашают гостей в гостиную. Слушать и говорить о музыке, о литературных произведениях, рассматривать картины. А называется наша гостиная «Словом, кистью, музыкой». Тему нашего разговора вы попробуете определить самостоятельно. План вы прочтете по пунктам.

1. Слушание музыки

2.. Определить тему сегодняшнего урока.

3. Работа с таблицей «Копилка чувств».

4.Знакомство с картинами художников, произведениями поэтов и писателей.

5. Проверка домашнего задания (сочинения, рисунки),

6. Вокально-хоровая работа,

7. Работа с ЛИСТОМ САМООЦЕНКИ.

Добрый, добрый день!

Практический








Ситуация занимательности

II. Ориентировочный этап.


























III Поисково-исследовательский этап

1. Заполнение таблицы «КОПИЛКА ЧУВСТВ»

Осмысление нового материала

Регулятивные

Умение размышлять, отвечать на вопросы. Развитие умения осмыслить новую информацию






















Личностные

Выражать положительное отношение к процессу творческого познания, проявлять внимание, желание узнать больше

А чтобы нам интересно в нашей гостиной, я предлагаю вам прослушать вас муз.произведение. После того как вы его прослушаете, подумайте, как бы его назвали.

Звучит «Утро» Э. Грига

Ребята!

  1. Какая по характеру была музыка? Какие вы услышали звуки? (в музыке мы увидели восход солнца. А когда солнце всходит?)

Слайд 1.

  1. Какими еще звуками можно выразить утро, пробуждение природы, восход солнца? (На слайде предложены варианты ответов).  Как вы думаете, что изображала эта прекрасная музыка? Она изображала УТРО. И поэтому, как вы думаете, как может называться это произведение? «Утро».

Слайд 2.

  1. Это произведение сочинил норвежский композитор Эдвард Григ. Оно так и называется «Утро».

А тема нашего разговора в музыкально-литературной гостиной Музыка утра.

Слайд 3. Каждая музыка выражает чувства. определите с помощью таблицы «Копилка чувств» тихо или громко звучала музыка, темп был быстрый или медленный, настроение –грустное или веселое, мелодия развивалась или стояла на месте, какой цвет был у этого произведения. обведите кружочком выбранный вами ответ.

Ваня, как ты думаешь:

громкая была музыка или тихая?

темп был медленный или быстрый?

Настроение грустное или веселое?

Мелодия развивалась или стояла на одном месте?

Какой цвет ты дал этому произведению?

Все справились с заданием! Молодцы.

Внимательно слушают








Дети слушают музыкальное произведение


Ответы детей









Ответы детей












Заполняют таблицу «Копилка чувств».








Слушание музыки





Метод

музыкальных обобщений, эмоциональной драматургии, ассоциативных связей












Сравнение, анализ, обобщение

2. Выставка «Словом, кистью, музыкой»






Осмысление нового материала


Красота утра привлекала не только композитора Грига, но и поэтов и писателей. Ребята, обратите внимание на выставку под названием «Словом, кистью, музыкой». В произведениях, которые здесь представлены, вы сможете найти стихи таких поэтов как: А.С.Пушкин, С.А. Есенин, повесть И. Тургенева.

Экскурсия по выставке

Слайд 4

Послушайте описание утра И.Тургеневым «С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, - весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило».













Слушают отрывок из произведения И.Тургенева «Бежин луг»


Художественное слово (рассказ учителя)








Метод размышления, словесный метод,

беседа,

прием сопоставления с другими видами искусств

3.

Исполнение стихотворений Фета, Есенина учениками

Осмысление нового материала

Личностные

Выражать положительное отношение к процессу творческого познания, проявлять внимание, желание узнать больше

Слайд 5

И вы знаете стихи, про утро .Нам их прочтут Федоров Дима, Сурнина Настя).























Ребята, вам понравились стихи?

«Утро» Грига с пением птиц Мелодекламация прозы 

Я пришёл к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой. (А.А.Фет)


С добрым утром!

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!» (С.Есенин)


Ответы детей

Художественное слово (чтение стихотворений)

4.Валеологическая пауза



Слайд 6

А теперь давайте проведем небольшую физкультминутку.


У медведя во бору грибы, ягоды беру – наклоны

А медведь не спит – плечи

на меня глядит – вращение глазами

Практический




5.Показ репродукций картин русских художников

Знакомство с репродукциями картин

Личностные

Выражать положительное отношение к процессу творческого познания

Мы были с вами у медведя во бору Иван Шишкин русский живописец оказался утром в сосновом бору и он так и назвал свою картину. И кого он там он увидел? Здесь вы видите репродукции картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом бору», а по картине видно, что это утро? Было сложно было передать утро на габилене. А вот на репродукции картины что мы видим? Туман. А вам тяжело было утро изобразить в своих рисунках? Солнце отражается в капельках росы.

Дети смотрят репродукцию картины Ивана Шишкина «Утро в сосновом

Наглядный, прием сопоставления с другими видами искусств

6.Просмотр фотовыставки «Утро начинается» Олега Ловцова

Умение выражать свои мысли вслух, делиться полученными впечатлениями

Познавательные

Творческая переработка изученной информации

А современный вид изобразительного искусства – это фотография. Посмотрите фотовыставку, которая называется «Утро начинается».

Настя выйди к фотовыставке, и попробуй прокомментировать, что ты здесь видишь. (Летнее утро)

Дети рассматривают фотовыставку «Утро начинается» Олега Ловцова

Наглядный

IV Практический этап



Проверка домашнего задания

Умение выражать свои мысли письменно, творчески подходить к заданию учителя

Личностные

проявлять внимание, уметь анализировать услышанное.

Ребята, вам было дано домашнее задание, написать небольшое сочинение на тему «УТРО». Зачитываю сочинения под музыку «Утро с пением птиц»

«Однажды мы всей семьей ездили на Байкал. Вода в озере была теплая. Мы каждый день купались. Я проснулся рано утром и увидел над водой лучи солнца. Они отражались разными цветами. На воде играли разноцветные блики».

«Я люблю просыпаться утром и делать зарядку. Люблю дышать свежим воздухом, слушать, как в саду поют птицы. Утром на траве блестит роса».

«Я люблю утро, потому что можно сходить на рыбалку, подышать чистым воздухом».

«У меня есть любимое утро. Я помогала маме убираться в комнате. Ярко светило солнце, пели птицы. А потом мы поехали на Челутаевское озеро, где увидели уток. Они плавали у берега».

Мы прослушали отрывки из сочинений на тему «Утро» Жерлова Ивана, Сурниной Анастасии, Федорова Дмития, Павловой Кристины и узнали, что для них утро свежее, чистое, чудесное, разноцветное, поющее.

Слушают сочинения.

Художественное слово (зачитывание сочинений), ситуация занимательности

1.Просмотр фрагмента м/ф. «Чучело Мяучело»


2.Распевки. Подготовка к вокально-хоровой работе.


3.«Здравствуй детство»- в/х работа.

Развитие вокально-хоровых навыков. Коллективное исполнение


И в песне «Здравствуй детство», которую мы сейчас будем с вами петь, передается утреннее веселое настроение. А перед этим просмотрим фрагмент мультипликационного фильма «Чучело Мяучело». Вам понравилось исполнение песни котенка?

Подготовим наши голосовые связки для лучшего звучания нашего голоса и распоемся.



Продолжение разучивания песни «Здравствуй, детство» Слова М.Яснова, музыка И.Космачёва


Дети смотрят фрагмент мультипликационного фильма «Чучело Мяучело».


Дети исполняют распевки :

1. Доброе утро!

Улыбнись скорее!

И сегодня весь день

Будет веселее.

2.Смотрит солнышко, к нам в окошечко

3. Ежик чихает

Здравствуй детство

1.Утро начинается, начинается,

Город улыбается, улыбается.

Открываются окошки,

Разбегаются дорожки,

Громко хлопая в ладошки,

Запели звонко дети.

Припев: Раз, два, утро! Три, четыре пять!

Выходи играть! Выходи играть!

Вместе с нами выходи играть!

Здравствуй, утро!

2. Город улыбается, улыбается,

Солнце поднимается, поднимается.

Мы на солнечных качелях

Прокатиться захотели,

Прямо в небо полетели -

Вперёд, навстречу солнцу!

Припев: Раз, два, солнце! Три, четыре пять!

Выходи играть! Выходи играть!

Вместе с нами выходи играть!

Здравствуй, солнце!

3.Солнце поднимается, поднимается,

Детство просыпается, просыпается.

Всюду радостные лица,

Вместе будем веселиться,

С целым миром подружиться

Поможет наша песня.

Припев: Раз, два, детство! Три, четыре пять!

Выходи играть! Выходи играть!

Вместе с нами выходи играть!

Здравствуй, детство!

Словесный




Наглядный, Зрительно-слуховой


Практический

V Рефлексивно-оценочный этап









Заполнение ЛИСТА САМООЦЕНКИ

Применение практических знаний на практике

Регулятивные

Развитие умения осмыслить полученную информацию

Понравилось ли вам в нашей музыкально-литературной гостиной? На какую тему мы сегодня с вами разговаривали?

Слайд 7

1.Музыка, какого норвежского композитора звучала во время урока?

2.Как она называется?

3.Почему писатели, поэты, художники, композиторы в своем творчестве создавали образ УТРА. Даже вы создавали образ утра в своих рисунках (утром свежо, тихо, красиво; пробуждается природа; люди начинают трудовой день; все приходит в движение, а движение это -жизнь)


Слайд 8

Вы хорошо сегодня поработали, какую оценку себе ставите? Вы были гостями а теперь превратимся снова в школьников. Оцените себя лист самооценки обведите кружочком верные для вас ответы

1. на уроке я работал пассивно или активно

2.своей работой на уроке я доволен или не доволен

3.урок для показался коротким или длинным?

4. за урок я у стал или нет?

5. мое настроение стало лучше или хуже?

6.материал урока мне был интересен или скучен?

Я с вами согласна что были активны и никто из вас не устал.

С каким настроением вы уходите с нашей музыкально-литературной гостиной?

Ответы детей






1.Ответы детей (Эдварда Грига)


2.«Утро»












Работа с листом самооценки.
























Ответы детей

Метод

музыкальных обобщений, ассоциативных связей















Практический




Слайд 9

«Придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться: ДОБРОЕ УТРО! доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым, и доброе утро продлится до вечера!»

Ребята слушают пожелания учителя

Словесный




До свиданья дети! пою

До свидания

Практический



3