Четверткова Валерия Дмитриевна 4 класс.
Тема: Русский Восток. Восточные мотивы.
Тип урока: получение новых знаний, форма – комбинированный.
Цель: Познакомить с особенностями восточных интонаций в произведениях русских композиторов.
Проблема урока: Особенности восточной интонации.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить и расширить ранее полученные представления об интонационном своеобразии музыки народов Востока через знакомство с танцевальными, песенно-лирическими, воинственными музыкальными образами в музыке русских композиторов;
расширить знания о различных музыкальных жанрах: опере и симфонической сюите, о средствах выразительности музыки; накопление музыкально-слухового опыта, эмоционально-смыслового словаря;
Развивающие:
Развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока;
Развивать способность вслушиваться в характер музыки, размышлять и анализировать;
Развивать ассоциативное мышление, устанавливая интонационно-образные связи музыки с литературой, изобразительным искусством, архитектурой;
Развивать внимание, память.
Воспитательная:
Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, инициативу и самостоятельность детей.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся слушать и анализировать музыкальные фрагменты из оперы - М. И.Глинки « Руслан и Людмила» «Персидский хор»;
- Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада».
Получат возможность познакомиться с особенностями восточных интонаций.
Получат возможность развивать вокальные и исполнительские возможности (звуковедение, дыхание, артикуляция, интонирование).
Метапредметные:
Познавательные: внимательно слушают, формируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения.
Коммуникативные: Осваивают различные способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки.
Регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают её цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: Развивают образно-ассоциативное мышление на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.
Музыкальный материал:
- М. И.Глинка. Опера « Руслан и Людмила» «Персидский хор»;
- Н.А.Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада».
Ход урока
1.Музыкальное приветствие.
Разминка “Хорошее настроение”
– Здравствуйте, ребята! Улыбнулись друг другу, поделитесь хорошим настроением с соседом по парте. Вы заметили что у нас сегодня гости, давайте повернемся и им тоже улыбнемся. Тихонько садитесь, начинаем урок!
2. Закрепление темы прошлого урока.
-
3.Введение в тему урока.
- Ребята, а скажите мне, в каких случаях говорят «Сезам откройся»? Какое значение у этого выражения? (волшебное заклинание с просьбой что-либо открыть)
- Сегодня эта фраза откроет нам тайну Восточной музыки.
- Ребята, как думаете, какая у нас тема урока? Дам подсказку: Наши русские композиторы использовали восточные мелодии у себя в произведениях.
У: Русский Восток или Восток в творчестве русских композиторов.
4. Углубление в тему
– Русская культура, в целом, – будь то музыка, литература или другие виды искусства, всегда постигала черты, характер культуры других народов. “Восточная тема” стала излюбленной с 19 века, так как сам Восток стал более зримым, доступным, открытым именно в этот период: гости с Востока поражали, удивляли роскошью, мудростью, загадочностью женских образов, необычной одеждой, пищей и т.д. Вот почему, создавая русские национальные образы, Пушкин вводил в поэзию – арабов, персов, цыган, грузин, усиливая контраст, придавая большую яркость произведениям. В русской музыке, начиная с Михаила Ивановича Глинки, впервые ожили восточные образы, присущие русской сказке.
-И сейчас мы с ним познакомимся (портрет), (запись в тетрадь). Михаил Иванович Глинка - великий русский композитор, основоположник русской классической музыки. (1804-1857).
-В волшебном замке Наины из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» звучит хор девушек. В его основе - восточная народная мелодия, которая была известна в Персии. Отсюда и название – «Персидский хор».
- Давайте послушаем фрагмент из этой оперы и ответим на вопросы.
1. Какая музыка по характеру?
2.Опишите ее, на что она была похожа?
– Подумайте, какую роль в опере играют восточные танцы?
У: отвлечь, удивить и развеселить Людмилу.
-Мы знаем, что Черномор хотел прельстить Людмилу сокровищами, но ничего из этого не вышло, и тогда он пытается удивить ее чудесными восточными танцами…
– Восточные девушки завораживают путников не только волшебным пением, но и необычными танцевальными движениями. Какими вы их видите? Как вы думаете, как они двигаются? Попробуйте представить.
-А теперь, творческое задание: Представьте, что вы находитесь в волшебном замке Наины и должны своим пением, движениями, взглядом поймать в свои сети путника. Придумайте, найдите, подберите соответствующие характеру музыки свои движения – в этом вам помогут ваши внутренние представления, воображение и фантазия. Готовы? Тогда поднимайтесь со своих мест. ( повторное слушание “Персидского хора” – дети двигаются, далее совместно выбирают наиболее подходящие движения, составляя “танец персидских дев”).
- У нас получился замечательный восточный танец! Молодцы, садитесь.–
5. Работа по теме урока.
– Восток в музыке русских композиторов загадочен, неповторим, изменчив, ведь здесь совмещаются, казалось бы, несовместимые, контрастные явления: знойное солнце, жара, песок, верблюды – пышная природа, пальмы, фрукты, экзотические цветы, море…
Мы можем вспомнить Древний Восток, нам помогут сказки!
–Назовите сказки про Восток, которые вы знаете? (Алладин и волшебная лампа, Али-баба и 40 разбойников, Волшебная коробочка и т.д.)
– Назовите героев сказок, которых вы помните? (Синдбад, Алладин, Али-баба и т.д.) Чем они так известны? (ответы детей)
– Представьте, что вы оказались среди этих героев. Каким вы себе представляете Древний Восток? Какие ассоциации у вас возникают при упоминании этого слова? Без чего он невозможен? (верблюды, песок, шумный рынок, ковры с узорчатым орнаментом, причудливая мозаика дворца султана…)
– Сегодня мы с вами приоткрыли дверь в сказочный мир Востока, который не перестает удивлять нас во все времена. Примерно также, давным-давно, увлек Восток и русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (показ портрета),( запись в тетрадь). Российский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Он написал симфоническую сюиту “Шехеразада” в четырех частях всего лишь за два месяца.
– Трудно ли будет догадаться, что послужило источником создания сюиты? Конечно же сказки «Тысяча и одна ночь».
– Эти сказки создавались многими поколениями разных народов Востока. В России перевод сборника сказок появляется лишь в начале 19 века. Впервые прочитав его, Николай Андреевич Римский-Корсаков, пораженный сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту “Шехеразада”.
В симфонической сюите “Шехеразада” можно услышать, представить и увидеть чудеса Востока.
(Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая из ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ.)
- Мы послушаем отрывок музыкальной сюиты Н.А.Римского-Корсакова «Шехерезада».
– Итак, слушаем фрагмент из первой части сюиты, который начинается с показа главных героев Шахриара и Шехеразады. Представьте, какими они показаны? Какие чувства испытывают? (слушание)
– Каков нрав восточного повелителя? Каким вы его себе представляете? (грозный, могучий, злой, властный султан, который величаво лежит на подушках и раздает приказы…)
– Как вы это почувствовали? (воинственно и грозно звучат инструменты медной духовой группы…)
– А какую картину рисует в твоем воображении тема Шехеразады? (мягкая, нежная, тонкая, мягкая, задумчивая, мечтательная, пленительная.…)
– Какой инструмент помог нам все это почувствовать? (скрипка и арфа)
– Скрипка и арфа поют нам пленительную мелодию: редкого обаяния напев вьется тонким, извилистым узором и умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтическая восточная мелодия в русской музыке.
6. Итог урока.
- Назовите тему урока.
- С какими произведениями, мы сегодня с вами познакомились? Назовите их?
-Кто их автор?
-Что характерно для музыки Востока?
7. Вокально-хоровая работа.
- Не смотря ни на какие национальные культуры есть праздники, которые радуют всех.
- Ребята, какая праздничная неделя у нас началась? (Масленица)
-Что это за праздник?
Мы с вами споем песню «Эх, Масленица да ты красавица».
Вот мы и спели, а теперь покажите правую ладошку, левую ладошку и похлопайте себе.
Урок окончен.
До свидания.