Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Шойбулакская средняя общеобразовательная школа»
Тема самообразования:
Урок музыки – основная форма развития музыкальной культуры обучающихся.
Специфика урока музыки в условиях введения ФГОС.
Cоставила:
Волкова Т. Д.,
учитель музыки
2017-2022 гг
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Урок музыки – урок нравственного воспитания
А) Нравственное воспитание посредством общения с искусством 5
Б) Формирование у учащихся интереса к урокам музыки ……….8
Глава 2. Специфика урока музыки в условиях введения ФГОС
А) Особенности уроков музыки 10
Б) Современный подход к организации уроков музыки 13
Глава 3. Психологическая подготовка к уроку учителя-музыканта 17
Заключение… 21
Список литературы 23
3
Введение
«Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим»
Б.Асафьев
В одном из педагогических исследований художественное воспитание в школе сравнивалось с нераспустившимся цветком. Ребёнок, впервые пришедший в учебное заведение, овладевает всеми науками постепенно, день ото дня. Его знания, его душа созревают по крупицам, приумножаясь по мере развития личности и овладения знаниями и умениями в сфере науки и искусства. Ведь никому не приходит в голову досрочно раскрыть пальцами бутон цветка – это может повредить растению. Так и учитель должен помнить о главной заповеди:
«Не навреди!». При постижении школьниками непростого мира искусства начальный этап должен быть направлен на возникновение радости от узнавания отдельных сторон этого мира. Как совершенно справедливо отметил в своё время Б.М.Теплов, «многократное обращение человека к произведению искусства усиливает наслаждение от общения с ним».
Таким образом, на уроках музыки перед учителем стоит важная задача: помочь детям открыть чудесный мир музыки – классической и современной, музыки, изображающей мир природы и мир человеческих взаимоотношений. Музыка – мощное средство художественного воспитания детей. Особенно важно, чтобы нужное эстетическое воздействие осуществлялось комплексно, с соблюдением естественной преемственности уроков и внеурочных занятий, с продолжением в условиях свободного времени в виде оригинальных творческих заданий и игр с музыкальными элементами. Это должно помочь ребёнку реализовать свои возможности, применить полученные знания во внеурочной деятельности, доставить радость окружающим и самому себе. Тогда то, что называется мотивацией, не нужно будет формировать специально: дети сами будут хотеть петь, говорить о музыке, изучать её и другие произведения искусства, искать связь между ними и связь с жизнью.
Актуальность исследования заключается в том, что
4
сегодня
образование в России ориентируется на инновационное развитие. В соответствии со стандартами второго поколения учебный процесс должен строиться на основе активной деятельности учащихся на уроке, должен быть связан непосредственно с жизнью.
Ученики на таких уроках овладевают такими универсальными учебными действиями (УУД), которые должны помочь им стать людьми, умеющими чувствовать красоту окружающего мира, сопереживающими, духовно развитыми гражданами, способными ценить жизнь, любить и беречь свою Родину. В связи с этим перед педагогами встаёт проблема – как правильно организовать такие уроки.
Цель данной работы – изучение подходов к организации уроков музыки, выявление способов повышения мотивации школьников к работе на данных уроках в школе.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
проанализировать формы организации учебной работы на уроке музыки;
проанализировать и обобщить способы повышения мотивации школьников к изучению произведений искусства на уроках музыки;
определить условия успешного формирования нравственных ценностей школьников.
5
Глава 1. Урок музыки – урок нравственного воспитания
А) Нравственное воспитание посредством общения с искусством
На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, учитель музыки чувствует себя ответственным не только за музыкальное воспитание учащихся, но и за нравственное воспитание в целом.
Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому данная педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем воспитанию в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и, в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.
Цели, которые обычно ставит перед собой учитель музыки:
Развитие у детей творческих способностей.
Активизация, стимулирование процесса мышления учащихся.
Формирование у школьников умений и навыков выразительного исполнения музыки.
Развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать свое мнение.
Создание условий для воспитания интереса, любви и уважения к музыкальной и общей культуре народов мира.
Обобщение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся на основе восприятия фольклорного творчества народов мира.
Корректировка психологического состояния учащихся, привитие учащимся
чувства ответственности за свое здоровье. 6
Формирование у школьников положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
В своей работе, независимо от того, в каком направлении она идет, необходимо опираться на такие педагогические принципы, как:
уважение к личности ребенка;
признание права ребенка на ошибку;
опора на их интерес и знания, получаемые вне школы;
объективность в выведении оценок, признание того, что не все дети в музыке талантливы, но полюбить музыку могут все;
связь с жизнью;
справедливость;
сохранение здоровья детей.
В целях формирования у учащихся любви и понимания музыки во всем богатстве её форм и жанров, т.е. воспитания в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, необходимо увлечь учеников всем тем, что учитель любит сам, чтобы ученики с удовольствием приходили на уроки и в чём-то были похожи на него. Ученики должны быть соратниками, собеседниками, друзьями – людьми, с которыми бесконечно интересно.
Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение. По прошествии какого-то времени класс, зал наполняется некой единой атмосферой, поскольку музыка роднит, объединяет людей. Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции, оказывается, способны побеждать даже физическую боль.
Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил, что здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека. Медики разных стран не только признали благотворное влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека, но и создали специальное направление – музыкотерапия. Музыка – это не столько развлечение, сколько хорошее средство для воспитания психически здоровых
7
людей. Поэтому у учителя музыки – у одного из немногих педагогов в школе –
есть возможность работать так, чтобы на уроках дети не только нравственно обогащались, но и физически становились здоровыми. Для этого можно использовать специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. Всё это благотворно влияет на здоровье детей. В начальных классах на каждом уроке выделяется определенное количество времени (3-5 минут) для проведения физкультурной разминки, дыхательной разминки, которую ребята проводят сами. Такие разминки не только дают возможность детям отдохнуть, расслабиться, но и укрепляют здоровье. Каждый учитель, независимо от преподаваемого предмета, должен понимать, что здоровье его учеников в существенной мере зависит от него самого. И поэтому в интересах учителя делать всё, чтобы его ученики были здоровы и чувствовали себя эмоционально комфортно на уроке.
Драматургия урока может быть аналогичной музыкальным формам: рондо, вариации, концерт и т.д. В целом урок по содержанию и форме должен представлять собой единое произведение искусства: должна звучать музыка, способствующая развитию здоровых духовных потребностей и эстетического вкуса, способствующая сотрудничеству мыслей и чувств.
Творческий замысел урока реализуется, прежде всего, через отбор методических приёмов, музыкального содержания, визуального ряда, сопровождающего музыку, а также через привлечение других видов искусств – изобразительного искусства, анимационных, художественных фильмов, литературных произведений разных жанров.
Не только присутствие продуктивного творчества на уроке музыки является показателем эффективности учебных занятий, но и качество самой деятельности, обусловливающее нравственно-эстетическое развитие учащихся.
Кроме того, на уроках должно быть предусмотрено время на повторение изученного, на выполнение творческих заданий, творческих экспериментов, когда ученики могут попробовать себя в роли композиторов, художников, поэтов.
8
Б) Формирование у учащихся интереса к музыке
На деятельность музыканта распространяются общепсихологические закономерности. В частности, структура деятельности включает мотив (музыкально-эстетические переживания), который соотносится с целью деятельности (создание и восприятие музыки), действия(раскрытие художественного потенциала музыкальных средств), направленные на выполнение необходимых в ходе достижения этой цели задач, и операции (те или иные способы выполнения действий).
Интерес к музыкальной деятельности лежит в основе музыкальных проявлений личности, в процессе которых совершенствуются соответствующие действия и операции. И, наоборот, развитие последних становится условием формирования устойчивого интереса к созданию и восприятию музыки.
При наличии интереса у учащихся развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается внимание, сосредоточенность. При этом школьники переживают самые разные чувства. Здесь и сомнение в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, восхищение и восторг от прослушанного произведения. Несколько причин могут послужить основой для формирования у детей интереса к урокам музыки:
Любопытство. Перед уроком ученики обычно с огромным интересом расспрашивают, какую песню намечено разучить, какое произведение прослушать. Но стремления узнать что-то о музыке вообще на стадии любопытства обычно не возникает. Здесь учеников обычно привлекает занимательная сторона: достаточно ли весёлая песня, что она «изображает».
Любознательность. Возникает в процессе музыкального обучения, когда учащиеся стремятся самостоятельно узнать нечто о заинтересовавшем их музыкальном явлении: песне, произведении, композиторе, жанре и т.д. У них сразу возникает стремление выйти за пределы известного, полученного на уроке.
Познавательный интерес к музыке сочетается с эмоциональным интересом к ней. Для этого этапа характерно внимание к проявлению стиля в музыке, к исполнительским средствам выразительности. Дети восхищаются
9
музыкой осознанно (мастерство композитора оценивают не меньше, чем красоту
мелодии и богатство гармонии).
Высшая ступень познавательного интереса к музыке связана с развитием музыкальных чувств, потребностей использовать знания, умения на практике (слушание и пение), в самостоятельных занятиях музыкой (домашнее музицирование, самостоятельное собирание фонотеки, видеотеки, посещение концертов, чтение литературы о музыке).
Занимательность – одна из сторон познавательности – возникает на основе яркости впечатлений, новизны. Такой интерес почти всегда непродолжителен, нестоек и легко вытесняется новыми впечатлениями. Занимательность способствует активному настрою на занятия, помогает освоить трудоёмкие виды урочной деятельности: разучивание песен, анализ музыки, освоение специальной терминологии и т.д.
Частный, узкий интерес наблюдается по отношению к определённым фактам, музыкальным явлениям, какой-то одной области музыки, он также побуждает школьника к активной деятельности (вступление в вокальный, танцевальный кружок, эстрадную группу).
10 Глава 2. Специфика урока музыки как урока искусства
А) Особенности уроков искусства
В школе урок музыки никогда не потеряет своего значения. Разработка уроков музыки – это предмет размышлений, рассуждений, дискуссий. Интересен следующий социальный феномен: по большому счету детям неважно, чему их будут учить в школе, главное, чтобы им было интересно этому учиться, чтобы это пригодилось им в жизни. В таком случае, никаких проблем с мотивацией учения и дисциплиной не бывает. Главное в деле учителя, чтобы учащиеся прочувствовали, что без музыки разных направлений и жанров их жизнь будет пресной и скучной, что уроки могут многое им дать, например, для развития певческого голоса, становления слуха, художественного вкуса. Без знания об искусстве вряд ли сможешь стать культурным человеком, выбрать для себя что- то особенно лично значимое.
Огромное значение в процессе обучения и музыкального воспитания имеют обобщающие уроки. В подобных уроках используются различные формы, методы и приемы обучения. Это уроки-концерты, уроки-соревнования между Мажориками и Минориками, Знайками и Незнайками, уроки-викторины, игры «Угадай мелодию», «Два рояля». На уроках музыки можно изучать те песни, с которыми дети будут иметь возможность выступить перед родителями, перед ровесниками, чтобы был виден результат: «Вот что мы уже умеем!». Музыкальный материал на уроках должен включать в себя всё самое яркое, что нравится детям, что может поразить их воображение, их душу, может заставить их сопереживать героям и даже плакать вместе с ними.
В комбинированных уроках – уроках-путешествиях, уроках-играх по музыкальной азбуке используются звуковые музыкальные кроссворды, эмблемы, награждения учеников по различным номинациям, например, «знаток музыки», «лучший музыкант», лучший танцор, певец, драматург, импровизатор. Награждение и одобрение одноклассников является чрезвычайно важным элементом урока, это большой стимул для ученика и утверждение веры в то, что
11
в себе.
он обладает великим количеством талантов, и что нужно лишь уметь открыть их
Очень важна на уроках форма организации устной работы с детьми, будь это опрос по домашнему заданию или беседа по произведениям искусства. Для развития интереса в начальных классах вместо оценок можно использовать
«нотки-баллы», которые набираются в течение урока за ответы, исполнение. Настрой учителя, класса, взаимоотношения учеников и учителя при опросе могут определять настрой всего урока, стать ключом к активизации дальнейшего его хода. Неверный ответ или неточное пение тоже имеют свой результат, полезный результат, ведь на ошибках мы учимся. А интересный, точный, творческий ответ активизирует положительные эмоции класса. Принимаются как индивидуальные ответы, так и «хоровые». Важно найти, за что похвалить учеников, говорить, что с ними приятно общаться, что они умные, музыкальные. Конечно, поощрительное слово звучит в момент, когда дети этого заслуживают, когда очень стараются хорошо выполнить задание. И тогда учитель чувствует, что ребята на таких уроках ведут себя по-другому: они улыбаются друг другу, они способны почувствовать переживания другого, почувствовать настроение музыки, рассказать о нём – эта «обратная связь» должна быть для учителя сигналом, что он «идёт правильным путём».
Одним из методов, помогающих повысить мотивацию школьников к изучению предмета, является проблемное обучение. Оно основывается на организации самостоятельного мышления учащихся. В школе приходится сталкиваться с разнородным составом класса. Иногда детям сложно «входить» в ситуацию, одни избегают излишнего напряжения и «мозгового беспокойства», а другие с большим энтузиазмом послушают рассказ учителя, нежели сами проанализируют и передадут словами собственные музыкальные чувства и ощущения и просто наблюдают процесс поиска ответа. В таких случаях школьников нужно привлекать к самостоятельному поиску новых знаний, вскрывать противоречия между имеющимся музыкальным опытом ученика и новыми музыкальными явлениями, с которыми он должен познакомиться. Тогда ребёнок убеждается, что прежних его музыкальных знаний недостаточно. Здесь возникает потребность в их приобретении, появляется интерес к предстоящей
12
работе. Многие вопросы вызывают споры, ответы рождаются в размышлениях,
сопоставлениях, размышлениях, обобщениях, где учащиеся проявляют большой
интерес к изучаемому. Смысл проблемных заданий – в развитии умения слышать не только музыку, но и анализировать ее различные исполнения, связывать музыку с жизнью и со своей жизнью, в том числе.
Ярким примером может служить проблемное обсуждение интерпретации разучиваемой песни. Её содержание многообразно, и разобраться в нём не так уж просто. Для каждого исполнителя произведение наполняется новым смыслом. Анализ исполнительских воплощений способствует развитию музыкальных вкусов, интереса к песне. Такое обсуждение делает учащихся сопричастными к сочинению и исполнению музыки. Поиски вариантов исполнения имеют форму свободного высказывания, мнений, конкурса на лучшую интерпретацию, пластическую иллюстрацию. Задача дискуссии о музыкальных произведениях, направлениях, исполнениях – это определение своего собственного, личного взгляда на предмет, формирование интереса, вкуса, побуждения к самостоятельным творениям.
Занимательные факты, примеры из жизни музыкантов, сопровождаются проблемным увлекательным заданием и вносят в содержание урока необходимый настрой, способствуют сосредоточению школьников на произведении.
Использование методов проблемного обучения не означает отрицания традиционных пояснительно-иллюстративных методов. “Дозы” их сочетания следует определить в зависимости от конкретных условий. Таких, как, например, уровень музыкального кругозора учащегося, его теоретической и исполнительской подготовки, характер изучаемых произведений и т.д. Как и традиционные, проблемные занятия проводятся в полном соответствии с требованиями учебного плана, их отличительные черты – последовательность и систематичность в освоении всех разделов основного курса обучения. При проблемном обучении все вопросы решаются учащимися под руководством учителя путём активного творческого поиска новых знаний, приобретения навыков, умений.
Б) Современный подход к организации уроков музыки 13
Как подготовить современный урок
Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему
качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его
своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:
Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
четко определить и сформулировать для себя его тему;
определить место темы в учебном курсе;
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму
перспективы своей деятельности.
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
Спланировать учебный материал
14
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит
решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала учеником;
задания, способствующие закреплению материала учеником.
Продумать "изюминку" урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников- одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт,
нестандартный подход к уже известному.
Сгруппировать отобранный учебный материал.
Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала- умение найти такую форму организации
урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное 15 восприятие нового.
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
Формальная часть выглядит так:
Урок № Тема: Цель:
Задачи:обучающие:
16
развивающие: воспитывающие: Оборудование:
Последовательность отдельных этапов урока.
Содержательная часть - состоит из двух частей:
тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так :
что делают этап урока | Ученики | Учитель |
| | |
Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.
Требования к современному уроку:
- наличие современного оборудования, отвечающим требования современного урока;
должна быть сформулирована цель и тема урока;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
вывод делают сами учащиеся;
урок должен быть развивающим и проблемным, учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
планирование обратной связи;
урок должен быть открытым и добрым.
17
Глава 3. Психологическая подготовка к уроку учителя - музыканта.
Очень большой вклад в решение, в рассмотрение этой проблеме принадлежит учителю – музыканту Д.Б.Кабалевскому, который на практике знает весь урок музыки, его особенности. Урок музыки в настоящее время сильно изменился и все трудности, с которыми встречается учитель, делает этот урок более интересным и понятным. Наличие учебника по предмету «Музыка» превращает урок в предмет размышлений, рассуждений, дискуссий. Создание уроков – дело сугубо личностное, и каждый педагог примеряет его на себя. Уроки должны полезными, но каким образом создать такой урок, в этом и заключается вся сложность. Учитель – музыкант – это «человек отдачи», в котором живёт неистребимое желание просветительства: получая - отдавать.
Урок – педагогическое произведение. Изобретать и совершенствовать – это курс творческой жизни учителя. Творческий замысел учителя реализуется в выборе методических приёмов, становлении музыкальных способностей и потребностей учащегося. Готовя урок, учитель-музыкант увидит в ребёнке себя: играющегося, поющего, радующего, возмущающегося. Так, перевоплощаясь, учитель получает дополнительные знания и о самом себе. В создании полноценных уроков важно такое психологическое качество, как «учительская зоркость». Будет прекрасно, если педагог сумеет увидеть всех и каждого, но как бы изнутри. Учительская зоркость открывает глаза на негативные стороны воспитанников, не замечаемые ранее. Действеннее будет при этом использовать элемент «юмора и игры».
Личность учителя-музыканта настолько индивидуальна, что заменить её, конечно же, невозможно. И потому понятие «незаменимость учителя» вполне реально. Подражание учителю – «магическая палочка», твёрдая почва под ногами для воспитанников. А тот факт, что за собой ежесекундо наблюдают внимательные глаза учеников, даёт основательный толчок к собственному педагогическому росту.
Личностная подготовка учителя крайне важна. Необходимо заранее готовить собственное эмоциональное настроение, помнить о необходимости
использовать свои душевные ресурсы, опираясь на умение «вызывать» у себя
18
творческое состояние. Работа по совершенствованию собственной психики,
саморегуляции чувств – залог успеха на уроке. Полезно записывать свои уроки на видео для дальнейшего анализа.
Принципы самоанализа урока:
Сопоставление того, что должно быть сделано с тем, что фактически осуществлено;
Выяснение уровня продвижения учащихся в освоении новых произведений;
Учёт активности, самостоятельности и заинтересованности учащихся в процессе урока;
Ответы учащихся при опросе также помогут определить настрой класса, стать ключом к активизации дальнейшего хода урока. Опрос требует особой психологической подготовки. Если учитель доброжелателен – это объединяет и учителя, и ученика.
В целом урок должен быть заранее тщательно подготовлен. Причины неудач на уроке могут быть обусловлены следующими факторами:
Недостаточной продуманностью того, как учить, незнанием психологии приобщения школьников к высокому музыкальному искусству;
Плохим самочувствием учителя;
Неумение воплотить то, что задумано, в реальные действия;
Перегрузкой учащихся информацией;
Отсутствием стройной системы работы;
Неприятием учащимися того, что предлагает учитель;
Нетерпением, раздражительностью учителя.
Важен на уроках и оптимизм. Сочувствие, удивление, восхищение, радость, справедливое негодование – всё это краски оптимистического тона. Вырабатывать оптимизм, воспитывать его в себе – одна из задач в процессе подготовки к уроку. «Воспитание детей – это лёгкое дело, когда оно делается без трёпки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и весёлой жизни» - писал А.С.Макаренко. И для нас остаётся актуальным совет пушкинского Онегина: «Учитесь властвовать собой…»
Заповеди гуманного учителя музыки:
19
Учитель на уроке – творец,который связывает воедино свой внутренний мир, свой жизненный опыт со своим отношением к миру искусства. Человек – творец своей жизни, и чем богаче его внутренний мир, тем легче он будет преодолевать все трудности.
Относитесь к человеку так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе – принцип взаимного доверия и уважения между учителем и учениками.
Терпение и терпимость. Невозможно сразу всех научить одинаково, помните, что каждый плод вызревает в своё время.
Уважай чужое мнение, придерживайтесь философской точки зрения «Сколько людей, столько мнений»
Не бойтесь на уроке той ситуации, когда во время бесед, обсуждения возникают споры, «именно в споре рождается истина»
Дети не должны бояться своих мыслей вслух, своих ответов и внезапно прорвавшихся эмоций, учитель должен создать комфортный климат на уроке.
Любите то, что преподаёте, и любите тех, кому преподаёте. Думая об учениках, думайте сердцем.
Доброта должна стать основополагающим качеством истинного педагога, перед детьми нельзя притворяться, они сразу уловят фальшь.
Люби искусство не в себе, а себя в искусстве.
Помни : «зорко лишь одно сердце»
Проживай, сочувствуй, сопереживай вместе с автором произведения и детьми.
Доверяй детям: они знают и умеют больше, чем ты думаешь.
Чаще ставь перед детьми проблемы. Труд ума и души – основа занятий искусством.
Чувствуй интонацию урока. Помни, что художественно-педагогическая импровизация - показатель твоей творческой свободы и профессионального мастерства.
20
«Только личность может воспитать другую личность, в которой ярко
выражены индивидуальный стиль, своеобразие, неповторимость» (К.Д.Ушинский)
«Учителя искусства – родители духовного развития учащихся» (Я.А.Коменский)
Жизненного материала в музыке более чем достаточно. Учителю из этого богатства нужно выбрать то, что способно в его детях пробудить всё самое лучшее: умение слышать «внутренний мир» музыки, ощущать её духовную красоту, сопереживать или радоваться вместе с ней. Некоторые из этих жизненных правил могут пригодиться и обычному человеку, и нашим ученикам, помогут развиваться им в обществе, найти себя в нём, жить правильно и гармонично.
Заключение
21 Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Многое закладывается именно в школьном возрасте. Поэтому формирование интереса к музыке, поиск новых методик музыкальной работы в школе являются весьма актуальными. Постоянно изобретать что-то новое и самосовершенствоваться – единственно верный путь для учителя.Одна-две лаконичные, но образные фразы, сказанные учителем в связи с тем или иным звучащим в классе музыкальным произведением, западут в сознание ребят в их душу, вызовут в них глубокие эмоции в несравнимо большей мере, чем любые предварительно заготовленные
«общие слова» на ту же тему. А музыкальное произведение – лучший источник для вдохновения учителя и учеников.
Жизненного материала в музыке более чем достаточно. Учителю достаточно выбрать из музыкального богатства именно то, что способно в его детях пробудить всё самое лучшее: умение слышать музыку, ощущать её красоту, «видеть» всё, что она изображает, переживать за героев музыкальных произведений, сопереживать им. Очень важным является обращение к народной музыке, к истокам народной культуры, нужно дать детям понятие о нравственных ценностях, о ценности человеческой жизни. Особенно это необходимо учитывать при работе с детьми младшего школьного возраста. Не менее важно помочь и подросткам разобраться в себе, во взаимоотношениях со сверстниками, с окружающими. Музыка должна помочь им ощутить в себе гармонию, вселить в них уверенность, помочь им найти своё место в жизни.
Для того чтобы это произошло, учитель должен знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, знать и понимать значение уроков музыки, находить применение полученным знаниям и умениям за рамками уроков, помогать детям в поиске себя.
Урок музыки нацеливает учителя на воспитание ушкольников музыкальной культуры как части ихобщей духовной культуры. При такой постановки цели музыкального воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии. "Есть искусство и есть творчество",- говорил В.Немирович-
Данченко. Это противопоставление неслучайно. Оно закономерно возникает
22
тогда, когда речь идёт не о внешних, а о глубинных творческих процессах в
искусстве.
Так, творческий урок музыки становится антитезой другого урока, в котором царит ремесло,пусть даже самое умелое. В связи с этим и возникает проблема "внешнего" и "внутреннего" в искусстве ведения урока музыки. Одно дело, если урок – лишь привнесениенеких новых слуховых добавлений к музыкальным впечатлениям школьников. Другое дело, если это –особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема "внешнего" и "внутреннего" на уроках музыки есть, по сути, реальное взаимоотношение музыки как искусства и искусства проведения урока музыки.
Изучая музыку на таких уроках, дети должны будут почувствовать, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь.
Список литературы:
23 Апраксина О.А. Современные задачи музыкального воспитания в школе Музыкальное воспитание в школе. – Выпуск 2. – с.3-8.
Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. – Екатеринбург, 2001г. 145 с.
Давыдова М.А. Уроки музыки. [Текст] /М.А. Давыдова, - М., «ВАКО», 2010.
– 288 с.
Журавленко Н.И. Уроки пения 1-3 классы. [Текст] / Н.И. Журавленко,- Мн: Полиграфмаркет, 1998 . – 96 с.
Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. – М.: «Просвещение» – 1981г. – 250 с.
Кабалевский Д.К. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1999.
Карл Орф. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Составитель Баренбойм Л.А. – М.: Советский композитор, 1978. – 368с.
Красильников И.М. Музыкально-компьютерные технологии и качество творческой деятельности школьников.// Музыка в школе №4,2010 г., с. 3-10.
Критская Е.Д. Методика работы с детским хоровым коллективом. [Текст] / Е.Д.Критская,– М., 1999. – 108с.
Критская Е.Д., Школяр Л.В. Традиции и новаторство в музыкально- эстетическом образовании: Материалы международной конференции. [Текст]
/Е.Д.Критская, Л.В.Школяр, – М.: Флинта, 1999. – 296с.
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. [Текст] / В.В. Крюкова, – Ростов-на- Дону: Феникс, 2002. – 288с.
Маслова Л.П. Педагогика искусства. Теория и практика. [Текст] / Л.П. Маслова, – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО 1997. – 136 с.
Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. [Текст] /В.П. Матонис, – Л.: «Музыка» – 1988г. – 88 с.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.[Текст] / М.А. Михайлова, – Ярославль. «Академия развития» – 1997г. – 240 с.
24
Рыцарева М.Г. Музыка и я. Популярная энциклопедия для детей. – М.:
«Музыка» – 1998г. – 367 с.
Смолина Е.А. Современный урок музыки. Творческие приёмы и задания.[Текст] / Е.А. Смолина, - Ярославль: Академия развития, 2007 – 128с.
Стулова Г.П. Из опыта работы с детским хором. Сборник статей. Нагорная Т.В. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. [Текст] / – М.: Прометей, 1992. – 270с.