СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки "Песенность в вокальной музыке"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки "Песенность в вокальной музыке"»

Технологическая карта урока по музыке

Тема

«Песенность в вокальной музыке»

Педагогические цели: деятельностная

содержательная

Создать условия для формирования УУД

Создать условия для изучения «Песенности в вокальной музыке»

Тип занятия

ОНЗ

Проблема занятия

Может ли быть песенность в вокальной музыке?

Задачи:


Предметные

  1. Прослушать и проанализировать музыкальное произведение

  2. Решить проблему урока

  3. Вспомнить, что такое «инструментальная» и «вокальная» музыка

Личностные

Воспитывать слушательскую культуру, уважение к музыкальному творчеству композитора.

Метапредметные:

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

  1. оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения (Р.)

  2. развивать наблюдательность, умение анализировать (П.)

  3. учить выражать свои мысли, в соответствии с условиями коммуникации (К.)

Основное содержание темы, понятия и термины

Инструментальная музыка, вокальная музыка, песенность,

Музыкальный материал

«Иван Сусанин» М.И.Глинка, «Скворушка прощается» Т.Попатенко.

Сценарий урока


Этапы


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые действия

формируемые умения

Организационный этап с мотивацией

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Наталья Ивановна и сегодняшний урок по музыке проведу у вас я.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать только лишь отметку «5».

Приветствие

Слушают учителя

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Этап актуализации

Ребята, мы с вами продолжаем путешествовать по миру музыки.

Что значит инструментальная музыка? Как она исполняется?

А вокальная музыка? Что в ней главное голос или инструменты?

Давайте вспомним, что такое «песенность». Кто скажет?

Песенность – это когда музыка напевная, протяжная, но не обязательно предназначена для пения.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них.

Коммуникативные: высказывают своё мнение

Этап выявления места и причины затруднения

На прошлом уроке мы доказали, что песенность может быть в инструментальной музыке.

А вот может быть песенность в вокальной музыке?

Вижу, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос.

Значит, какой главный вопрос мы поставим перед собой на урок?

-Может ли быть песенность в вокальной музыке?

Так назовите тему урока.

Главная цель?

Какой план построим на урок?

Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя композиторами, послушаем одно произведение, а другое-разучим, ответим на главный вопрос урока.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Мы не знаем


Может ли быть песенность в вокальной музыке?

Песенность в вокальной музыке

Узнать, может ли быть песеннось в вокальной музыке.

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других

Этап построения нового знания

-Ребята, сегодня нам на уроке предстоит познакомиться с одним очень интересным музыкальным произведением. Но для начала давайте познакомимся с творчеством композитора. Посмотрите на портрет. Его зовут Михаил Иванович Глинка, внизу представлены его годы жизни. (слайд 1) Это русский композитор, который родился в селе Новоспасское в семье помещика.

Ребята, кто знает, кто такие помещики?

Помещики-это богатые люди в те времена, которые имели в своем владении землю.

Он воспитывался в большой семье, где кроме него было еще 10 детей.

Воспитанием маленького Миши занималась его бабушка. Она его очень любила и заботилась о нем.

Мальчик рано начал читать и был любознательным от природы. Играть на фортепиано и скрипке Глинка начал уже с детства, когда ему всего 10 лет.

Как вы думаете, что из себя представляет фортепиано? Как оно выглядит? А скрипка?

Взгляните на слайд (2) и посмотрите, как выглядят эти музыкальные инструменты.

Игре на фортепиано его учила учительница из Петербурга, а любовь к игре на скрипке ему привил музыкант из оркестра.

Свое первое музыкальное произведение он написал, когда ему было 18 лет. Это была музыка для фортепиано.

Юный Михаил поступил в педагогическое высшее учебное заведение, которое окончил с успехом.

За свою жизнь композитор написал около 80 разнообразных музыкальных произведений.

Ребята, сейчас я буду задавать вопросы, если это правильный факт из биографии, вы покажите «+», а если нет, то «-«.

1. Воспитанием композитора занимались мама и папа. (-)

2. С 10 лет он играл на таких музыкальных и инструментах, как гитара и баян. (-)

На каких? (фортепиано, скрипка)

3. Свое первое музыкальное произведение он написал, когда ему было 18 лет. (+)

4. За свою жизнь он написал около 100 музыкальных произведений (-). Сколько?

5. Глинка является композитором 2 опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».

Вижу, вы задумались. Правильно, этой информации не было, но это правда.

Что такое опера?

Опера- музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении симфонического оркестра.

котором все действующие лица поют в

сопровождении симфонического оркестра

Композитор очень любил свою Родину, он много читал. Особенно его интересовали подвиги русских людей. Так появилась его опера, о которой мы сейчас с вами будем говорить.

События, о которых рассказывает опера, происходили более 300 лет назад. Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина. В это время Россия была захвачена польскими войсками. Польский король Сигизмунд хотел посадить на русский трон своего сына – королевича Владислава. Поляки, узнав, что в Костромской губернии скрывается молодой русский царь Михаил Романов, которого народ хотел

избрать новым русским царем, пытались помешать этому. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. И потребовали указать им дорогу на Москву, чтобы убить Михаила. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой, дремучий лес, на верную гибель. Узнав правду, враги зверски убивают его. Благодаря подвигу Ивана Сусанина враги погибли в пути, так и не найдя дороги.


Ребята, сейчас мы с вами прослушаем арию из этой оперы.

Что такое ария? – это песня главного героя в опере.

Подумайте: «О чем поет главный герой оперы – Иван Сусанин». А сейчас сядьте ровно, ноги на пол, руки перед собой на парте.

О чем поет Иван Сусанин?

Какой характер этой музыки? Почему? (торжественный, воинственный, патриотичный, трагичный)

Можно сказать, что музыка арии звучит протяжно, распевно, но в тоже время трагически? Да.

Значит в этой арии есть качество музыки – песенность? Да.

Какой темп музыки? (медленный)

Как звучит голос Ивана Сусанина? Почему он дрожит? (потому что главный герой выражает все свои эмоции и чувства, который знает, что смерть уже близка)

К чему обращается Сусанин в последний день своей жизни? (Иван Сусанин обращается к заре, Господу и к земле)

Какой подвиг совершил Сусанин? (Он завел захватчиков в глухой, дремучий лес, на верную гибель, тем самым спас царя Михаила Романова)

Можно ли его назвать героем? Да.

Как вы думаете, зачем Михаил Глинка написал оперу, где главный герой – простой русский костромской крестьянин? (Он хотел показать, что даже простой крестьянин может спасти государство)

Вывод. Кто композитор оперы? Михаил Иванович Глинка.

Как называется опера? Иван Сусанин.

Как называется ария? «Ты взойдешь, моя заря»

Ребята, а это пример вокальной или инструментальной музыки?

Вокальная музыка – это когда поют или играют на инструментах?

Как мы уже говорили, как звучит музыка?

Можно сказать плавно, протяжно, песенно.

Значит, в ней есть качество музыки «песенность».

Посмотрите этот видеофрагмент оперы, в котором звучит ария Сусанина.

Просмотр видеофрагмента.

Давайте, откроем тетради, запишем ФИО композитора, с которым познакомились и название произведения Михаил Иванович Глинка опера «Иван Сусанин», ария «Ты взойдешь, моя заря» (слайд 3)

Слушают учителя






















Показывают + или –















Слушают учителя























Настраиваются на слушание



Он поёт о том, что умирая, он переживает о своей дочери и сыне, переживает, что не узнает, чем закончится война. Но знает, что пожертвуя собой весь русский народ объединится, станет ещё сильнее.

Да, его подвиг в сердцах уже почти четыре столетия, вдохновляя музыкантов, поэтов, художников.















Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: слушают и понимают речь других; владеют диалогической формой речи.

Регулятивные: формулируют учебную цель под руководством учителя.

Личностные: проявляют чувство сопричастности к своей Родине, осознают свою этническую принадлежность и культурную идентичность на основе осознания «Я» как гражданина России, выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

Этап первичного закрепления знаний

Ребята, сегодня мы с вами будет разучивать песню «Скворушка прощается». Кто такой скворушка? Автором слов является Маргарита Ильинична Ивенсен. А автором музыки – Тамара Александровна Попатенко. Маргарита Ильинична очень любила детей и написала для них большое количество стихотворений. Тамара Александровна для детей написала оперы-сказки: «Голубой конверт», «Снегурочка», «На лесной опушке».

Ребята, сейчас вы услышите песню, и скажите, о чем в ней поется?

Слушание

Ребята, вы услышали песню. О чем в ней поется? (наступила осень и скворушка собирается улететь в теплые края)

Какой характер песни? (грустный, печальный, хмурый, мрачный, огорчительный)

А почему? (Потому что наступила осень, дождик идет, а бедный скворушка сидит на ветке под дождем, прощается с нами до весны)

А как в музыке отражается грустный характер? Какая мелодия? (Плавная, мягкая, напевная)

А в каком темпе звучит песня? (умеренный, спокойный)

Какова динамика песни? (тихая)

Есть ли в песне песенность? Да. Музыка плавня, протяжная.

Ребята, как мы будет разучивать песню, если она грустная, хмурая? В таком же хмуром, грустном, печальном характере.

Зачем? Чтобы передать образ и содержание этой песни.


Разучивание 1 куплета

Проговаривание текста (слайд 4)


Ребята, кто выразительно прочитает первый куплет?

Молодец, спасибо.

Осень-непогодушка,
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.


Проговаривание куплета совместно с детьми (Прием Эхо)


Разучивание по предложениям (Пропевание предложения учителем, дети пропевают после учителя)


Ребята, сейчас прозвучит фонограмма, тихонько подпевайте.

Подпевают под фонограмму

Давайте второй раз повторим чуть громче.

Ребята, какие ошибки мы допустили в пении?

Давайте сейчас их исправим и пропоем еще раз.

Исполнение куплета под фонограмму.


Проговаривание текста (слайд 5)


Ребята, кто выразительно прочитает припев?

Ветка чуть качается,
Дождик не кончается,
С нами старый скворушка
До весны прощается


Проговаривание припева совместно с детьми (Прием Эхо)


Разучивание по предложениям (Пропевание предложения учителем, дети пропевают после учителя)

Ребята, сейчас прозвучит фонограмма, тихонько подпевайте.

Давайте второй раз повторим чуть громче.

Ребята, какие ошибки мы допустили в пении?

Давайте сейчас их исправим и пропоем еще раз.

Исполнение припева под фонограмму.


Проговаривание текста (слайд 6)

Ребята, кто выразительно прочитает куплет?

Спасибо, молодец.


В путь дорогу дальнюю
Скворушке лететь.
Песенку прощальную
Как ему не спеть.


Проговаривание куплета совместно с детьми (Прием Эхо)


Разучивание по предложениям (Пропевание предложения учителем, дети пропевают после учителя)

Ребята, сейчас прозвучит фонограмма, тихонько подпевайте.

Давайте второй раз повторим чуть громче.

Ребята, какие ошибки мы допустили в пении?

Давайте сейчас их исправим и пропоем еще раз.

Исполнение куплета под фонограмму.

Проговаривание текста (слайд 7)


Ребята, кто выразительно прочитает куплет?

Спасибо, молодец.

Где ты, солнце вешнее,
Ясный небосвод?
Над пустой скворечнею
Скворушка поёт.


Проговаривание куплета совместно с детьми (Прием Эхо)


Разучивание по предложениям (Пропевание предложения учителем, дети пропевают после учителя)

Ребята, сейчас прозвучит фонограмма, тихонько подпевайте.

Давайте второй раз повторим чуть громче.

Ребята, какие ошибки мы допустили в пении?

Давайте сейчас их исправим и пропоем еще раз.

Исполнение куплета под фонограмму.

(слайд 8)

Концертное исполнение 1 куплета с музыкально-ритмическими движениями.


Ребята, сейчас мы исполним эту песню сначала с движениями, посмотрите, какие они могут быть.

Девочки встают и исполняют 1 куплет и припев.

Мальчики встают и исполняют 1 куплет и припев.

Чье пение было лучше? Какие комплименты и замечания мы себе скажем?

А сейчас всю песню споем вместе.

Скворушка-это птица, скворец







наступила осень и скворушка собирается улететь в теплые края

Грустный, печальный, хмурый, мрачный, огорчительный

Потому что наступила осень, дождик идет, а бедный скворушка сидит на ветке под дождем, прощается с нами до весны

Плавная, мягкая, напевная

умеренный, спокойный

Тихая

Да. Музыка плавня, протяжная.



Читают 1 куплет














Регулятивные: выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме, оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы, в сотрудничестве с учителем, классом находят решение учебной цели урока


Коммуникативные:

приобретают умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; полно и точно выражают свои мысли; допускают существование разных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости. Личностные: развивают мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; овладевают навыками сотрудничества, с учителем и сверстниками, проявляют отношение к искусству, понимание его функций в жизни человека и общества.

Этап включения в систему знаний и повторения

-Давайте откроем тетради и запишем ФИО композитора, с которым мы познакомились? (слайд 9)

Т.А. Попатенко «Скворушка прощается»

Что нового вы узнали на уроке?

Ответы детей


Рефлексия учебной деятельности на занятии (итог)

Оцените свою работу на занятии.

Какую цель мы ставили в начале занятия?

Удалось её нам достичь? Как?

О чем ещё вы хотели узнать?

На этом наш урок заканчивается. До свидания!

Отвечают на вопросы учителя

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения


2