СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки по теме: "Ладовое развитие музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе учебного занятия учащиеся продолжают изучать тему" Развитие музыки" и получают первоначальное представление о ладовом развитии музыки.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки по теме: "Ладовое развитие музыки"»

Тема четверти: «Развитие музыки» УРОК 1 ТЕМА: «Ладовое развитие музыки»

Цель:

  • сформировать первоначальное представление о ладовом развитии музыки

Задачи:

  • актуализация представлений о ладовой окраске музыки;

  • введение понятий мажор, минор;

  • формирование умений следить за ладовым развитием музыки и отображать его с помощью цветового и словесного моделирования;

  • развитие ладового чувства.

Музыкальный материал:

  • Л. Бетховен «Веселая. Грустная» - слушание;

  • «Игра в слова» (попевка) - слушание;

  • М. Дунаевский “Песенка о капитане” – исполнение;

ХОД УРОКА

I.  Оргмомент

Со звонком дети встают.

- Начнем наш урок! Музыкальное приветствие! (дети усаживаются на свои места)

  • Ну, здравствуйте, ребята!

  • Здрав-ствуй-те!

  • Как ваше настроенье?

  • Очень хорошо!

  • Пора нам заниматься.

  • Да-да-да!

  • Вы будете стараться?

  • Так же, как всегда.

  • Будем танцевать

И песни распевать.

Прошу, ребята, вас

Места свои занять.


Учитель: А сейчас в роли учителя побудите вы. Приглашаю к доске 3-х человек.

(исполняется музыкальное приветствие)


Учитель: Что такое развитие музыки? (это изменение музыки)

Что изменялось в нашем приветствии? (изменялось исполнение).

Как называется развитие музыки, когда изменяется исполнение? (исполнительское развитие)

II. Повторение

Давайте вспомним, какие виды развития мы уже знаем. (Помним, что развитие музыки - это изменение) Я буду называть средство музыкальной выразительности, а вы – как называется развитие музыки?


  • исполнение - исполнительское

  • мелодия - мелодическое

  • темп - темповое

  • тембр - тембровое

  • динамика - динамическое

  • регистр - регистровое

Чем обусловлено изменение – содержанием (зависит от содержания)

Подвожу итог развитие музыки…

Учитель: А сейчас попробуем услышать, какой из перечисленных видов развития музыки присутствует в попевке, которая называется «Игра в слова».

Слушаем «Игра в слова»

Изменялась ли музыка? (Да)

А что именно изменялось?

  • темп (нет)

  • тембр (нет)

  • регистр (да)

  • динамика (да)

Почему? (от содержания)

(ГРОМ – громкий, мыши – маленькие)

А что ещё меняется в этой попевке? (настроение или лад)

Скажи погромче слово «Гром» (Р-р-р.)

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише «шесть мышат» (ш-ш)

И сразу мыши зашуршат.



Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться новым средством музыкальной выразительности, которое может изменяться – это ЛАД или настроение, а если изменяется лад, то развитие будет называться - ладовым.

III. Сообщение и целей и задач урока

ТЕМА УРОКА: Ладовое развитие музыки.

На уроке мы выполним следующие задачи:

  1. Узнаем, что такое ладовое развитие.

  2. Научимся отличать ладовое развитие от других видов развития.

  3. Научимся создавать музыкальные произведения с элементами ладового развития, использовать средства ладового развития в своей собственной музыкальной деятельности



IV. Информационный блок

Учитель: Итак, не сложно догадаться, что главным сегодня на уроке у нас будет понятие, которое может меняться – это ЛАД (настроение).

Понятие ЛАД нам не ново.

Отгадайте мои загадки.

Веселятся музыканты,

Улыбнулся дирижёр,

Лад, в котором мы играем,

Называется…



Если в нашей пьесе тучи,

Дождик льёт во весь опор,

Это лад ужасно грустный,

Называется…



Учитель: Ребята, а сколько ладов в музыке есть? (2)

Как они называются?

Итак, в музыке два лада МАЖОР И МИНОР

Давайте попробуем охарактеризовать с помощью слов

музыка – минорная – какая?







мажорная

минорная

радостная

грустная

задорная

задумчивая

солнечная

печальная

бойкая

хмурая

счастливая

протяжная

бодрая

нежная

торжественная

унылая

весёлая






А если бы я вас попросила нарисовать мажор и минор, какие краски вы бы выбрали? (оранжевый, голубой)

Есть музыкальные произведения, написанные в мажорном ладу, а есть - минорном (поднимаем полоски)

    1. Мы две чашки берём

  • Определили лад

  • Спели на лё

    1. Наш щенок

  • Определили лад

  • Спели ЛУ

  • Что произошло в конце (поменялось настроение)



Но бывает так, что не всё произведение целиком написано в мажоре или миноре. Есть пьесы и песни, в которых лад меняется, а значит, имеет место ладовое развитие музыки.



Закончили информационный блок

V. Практическая часть

Учитель: Теперь мы знаем, что такое ладовое развитие. Следующая наша задача: научиться отличать ладовое развитие от других видов развития.

Информацию мы получали, вспоминали, а сейчас опираясь на полученные знания выполняем задания, а значит можем оценить свои силы

Сейчас мы будем узнавать, было ли изменение настроения в музыке, связанное с мажором и минором есть ли ладовое развитие

Выставление перспективной самооценки

  • З – поднимают те, кто уверен, что выполнит правильно задание

  • Ж – те, кто сомневается

  • К – те, кто думает, что вряд ли справиться с заданием успешно

Учитель: Поднимите карточки!

1 задание Слушание Веселая Грустная Л. Бетховен

Сколько частей было в музыкальном произведении? (2)

Были ли они разные? Что изменялось? (настроение, лад)

  1. мажор

  2. минор

Выберите подходящие слова из таблицы…

В какие цвета мы могли бы окрасить части этого произведения?



(Стараюсь спрашивать жёлтые карточки, тем, кто отвечает, даю содержательную оценку)

Учитель: Можете ли вы определить настроение музыки, где меняется мажор и минор? (Да)

Учитель: Поднимите карточки!

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА с определением мажора и минора

Итак, мы уже:

  • Знаем, что такое ладовое развитие музыки

  • Умеем узнавать изменение настроения в музыке

Следующая наша задача научиться исполнять произведение, где есть ладовое развитие.

Учитель: композитор передаёт краски при помощи ладового развития. А исполнитель тоже должен уметь передавать краски музыки, настроение в своём исполнении.

Задание 2

Учитель: Послушайте песню «Песенка о капитане»

Понравилась вам песня?

О чем или о ком нам рассказала песня?

Каким был капитан?

А менялась ли музыка?

Зачитайте строчки, где музыка переходила в минор?

И в беде, и в бою…

А почему? (связано с содержанием)

Изменение лада обусловлено содержанием

Прочитали текст куплета

Пропели с учителем

Учитель: Как мы должны исполнять песню? (двумя красками – мажорной и минорной)

Разделились на две группы

  1. группа исполняет куплет

  2. оценивает

  1. оценивает

  2. группа исполняет припев

! А сможем ли мы спеть сразу двумя красками, припев - …, а куплет - …

Учитель: Поднимите карточки!

Выставление перспективной самооценки

  • З – поднимают те, кто уверен, что справиться с заданием

  • Ж – те, кто сомневается

  • К – те, кто думает, что вряд ли справиться с заданием успешно

Поём (исполнение песни куплет +припев)

Получилось ли? (комментирую)

Учитель: Давайте ещё раз исполним песню с солистом.

Поём (2 исполнение песни куплет + припев)

Получилось ребята нам передать обе краски песни?

Учитель: Поднимите карточки!

Зелёных карточек стало намного больше! Молодцы!

Следующая наша задача научиться использовать средства ладового развития в собственной музыкальной деятельности

Задание 3

Учитель: Ребята, мы сегодня были с вами слушателями? (Да)

А были исполнителями? (Да, когда пели песню)

А сейчас мы чуть-чуть побудем композиторами.

У нас есть четверостишие:

1.Тучка с солнышком опять

2.В прятки начали играть.

3.Только солнце спрячется –

4.Тучка вся расплачется.

5.Только солнышко взойдёт –

6.В небе радуга цветёт.

Задание: Выберите способ ладового развития

Чем мы будем руководствоваться? (содержанием)

Выставление перспективной самооценки

  • З – поднимают те, кто уверен, что справиться с заданием

  • Ж – те, кто сомневается

  • К – те, кто думает, что вряд ли справиться с заданием успешно

Поднимаем карточки!

Разбираем задание

Поднимаем карточки!

VI. Итог урока

Может ли существовать музыка без развития?

Что такое развитие музыки?

Что в музыке может изменяться?

С каким новым развитием музыки мы сегодня познакомились? (с ладовым)

Что это значит?

Чем обусловлено изменение того или иной музыкальной краски (содержанием)

Что учились делать?

  • Узнавать ладовое развитие

  • Исполнять произведение с ладовым развитием

VII. Работа в тетради самооценки

VIII. Рефлексия

Какое настроение мы выберем для сегодняшнего урока?