Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок музыки. - Закончились почти все зимние праздники. Каждому любому празднику все писатели и композиторы посвящают свои произведения. Предлагаю вам настроиться на урок и прослушать композицию на стихотворение Андрея Усачёва, которая называется «Зимняя сказка». (под композицию на интерактивной панели выводятся картинки «Зима в Саратове»). | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. Прослушивают композицию. |
2. Актуализация знаний. | - Ребята, кто-нибудь из вас ранее слышал стихотворение из этой композиции? А какие стихи о зиме вы знаете, помните? (стихотворения из презентации). - Молодцы! А главная тема нашего урока – необыкновенная, всем известная сказка-балет П.И. Чайковского «Щелкунчик». | Учащиеся отвечают на вопросы. Зачитывают стихотворения наизусть по памяти или читают со слайда. |
3. Выявление места и причины затруднения. | - Ребята, вы знакомы с творчеством П.И. Чайковского? (на слайде портрет композитора) - Какие музыкальные произведения Чайковского вы знаете? - А кто-нибудь из вас бывал на балете «Щелкунчик»? - Кто такой Щелкунчик? - Где происходит действие? - Какие герои? | Дети отвечают на вопросы, анализируют. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | - Сейчас я предлагаю вам просмотреть фрагмент из сказки-балета «Щелкунчик», и вспомнить, о чём же идет речь. (Включаю видеофрагмент из «Щелкунчика). | Учащиеся настраиваются на просмотр фрагмента. |
5. Реализация построенного проекта. | (Просмотр видеофрагмента «Вальс снежных хлопьев») - Вальс снежных хлопьев провожает Мари и Принца в сказочную страну сладостей и игрушек. (Слушание). (Обратить внимание учащихся, что «Танец» не иллюстрация пейзажа, а обобщение чистоты , хрупкости, трепетности.) | Учащиеся смотрят видеофрагмент «Вальс снежных хлопьев) |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | ФИЗМИНУТКА (музыкальная) -Какой была музыка по характеру? -Что придавало музыке сказочность ? -В этом вальсе Чайковский применяет что-то необычное , не характерное для балета , что это ? -Да, хор , но здесь он играет роль сопровождения ,главные герои балета не поют . Классический балет развёртывается (раскрывается) как чередование танцев и пантомимных сцен. В сказочной стране сладостей и игрушек их встречает Фея Драже - хозяйка волшебного царства сластей. Начинается праздник, на котором гости разных национальностейисполняют свои танцы. | (Музыка вальсовая, мягкая ,легкая, прозрачная , сказочная) (звон колокольчиков придавал таинственность и сказочность ) ( хор) |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | _ | |
8. Включение нового знания в систему знаний. | - Ребята, а что такое балет? Кто-нибудь сможет сформулировать? - А что такое либретто? Давайте с вами запишем в тетради определения этих слов. Балет – это вид искусства, в котором все мысли и чувства выражаются при помощи танца и музыки. Либретто – это краткое изложение содержания оперы, балета, спектакля. (вывести определения на слайде). | Учащиеся выражают свою точку зрения. |
9. Рефлексия | - Ребята, наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам составить синквейн по пройденной теме. (вывести на слайд памятку синквейна). | |