СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 2 классе "Путешествие в мир народных инструментов"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Папка содержит конспект и музыкальный материал к презентации урока "Путешествие в мир народных инструментов"

Просмотр содержимого документа
«урок»

Тема урока: «Путешествие в мир музыкальных инструментов»

Художественно-педагогическая идея: Создать условия для знакомства с русскими народными инструментами и историей их появления в народе. Обобщить и систематизировать классификации музыкальных инструментов, виды оркестр

Тип урока: урок углубления в тему

Вид урока: урок-путешествие

Оформление урока: компьютерная презентация бубны, ложки, шумовые горшочки.

«похвалки».

Оборудование урока: ноутбук с проектором, синтезатор, музыкальный центр


Этапы урока

Задачи и

используемые

методы

Ход урока

1.Организационный момент.

Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Методы: словесный (рассказ учителя), наглядный (зрительная наглядность и слуховая).

(Слайд 1)

Под русскую народную песню «Посею лебеду на берегу» дети входят в класс к своим партам. Останавливаются лишь только с окончанием музыки.

Музыкальное приветствие:

Учитель: Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте учитель!

Прозвенел уже звонок

Он зовет нас на урок!

Много нового узнать,

В путешествие опять!

2.Вступтельное слово

Активизация мышления и познавательного интереса к истории русских народных инструментов




(Слайд 2)

Учитель: - Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие – в деревню русских народных инструментов. Сели все поудобнее, итак, в путь (звучит русская народная песня «А я по лугу»

(Слайды 3-4)

А вот вдалеке уже виднеется эта деревня. Интересно, кто же там живёт?

Заглянем туда?

Дети: Давайте заглянем.


2.Изложение нового материала


Знакомство с внешним видом, способами игры и звучанием русских народных инструментов.

Метод интонационно – стилевого постижения музыки и моделирования художественно – творческого процесса.


















(Слайд 5)

Учитель: Ребята! Посмотрите, какое необычайное чудо – дерево растёт здесь. Давайте рассмотрим его повнимательнее. Плоды какие – то интересные растут на нем, фрукты это или овощи, понять никак не могу? Точно! Это же музыкальные инструменты! Давайте рассмотрим их повнимательнее. Ребята, а вы сможете угадать о каком инструменте я буду вам говорить?

Давайте попробуем:

В руки ты её возьмёшь; 
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.

Дети: Гармонь, баян.

(Слайды 6-7)

(Звуковое приложение 1)

Учитель: А это что за инструмент? Угадаете?

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны. 

Дети: Балалайка, домра

(Слайды 8-9)

(Звуковое приложение 2,3)

Учитель: Молодцы! Хорошо справляетесь! А сейчас послушайте ещё одну загадку:

Очень весело поёт,
Если дунете в неё, 
Вы все в неё играете,
И сразу отгадаете.

Дети: Дудочка, рожок, жалейка

(Слайды 10-11)

(Звуковое приложение 4,5,6)

Учитель: Слушайте следующую загадку:

Я весь круглый,

Меня ударишь – я бубенцами звучу,

Меня положишь – я молчу!



Дети: Бубен.

(Слайды 12-13)

Учитель: Какие смекалистые. Слушайте следующую загадку:

Народный музыкальный инструмент,
С сороками имеет связь его название.
Владеть им может каждый человек,
Имеющий хоть малое призванье!

Дети: Трещётки.

(Слайды 14-15)

Учитель: Ребята, а может кто то из вас знает, к какому виду музыкальных инструментов все они относятся?

Учитель: Правильно! Конечно же все эти инструменты входят в состав народного оркестра.

(Слайды 16)

Ученик:

Эх, оркестр народный,

Раздольно – хороводный!

Если грянет плясовую –

Я со всеми затанцую,

Если песню грустную –

Грусть в душе почувствую!

То он плачет,

То хохочет –

С нами делает,

Что хочет.

3.Восприятие музыки

«Светит месяц»

Метод наблюдения за музыкой, метод размышления о музыке, музыкально-дидактическая игра «Инструменты народного оркестра».

Учитель: Ребята, а как вы думаете, когда эти инструменты заиграют, то что мы услышим?

Дети: Мы услышим различные звуки, какую то музыку.

Учитель: Сядьте все как слушатели. Мы послушаем с вами в исполнении этих инструментов русскую народную песню «Светит месяц». Слушайте внимательно, а потом мне расскажете, какие музыкальные инструменты вы узнали, смогли распознать.

Учитель: Понравилась ли вам музыка? А чем она вам понравилась? Какое настроение вызвала у вас эта музыка?

4. Игра на детских музыкальных инструментах.

Исполнение в ансамбле с учителем песни «Посею лебеду на берегу»


Художественно - практический метод, проблемный метод ( поиск способов звукоизвлечения игры на инструменте)


Учитель: Ребята, а вы хотели бы стать участниками такого вот инструментального народного оркестра? Хорошо, ребята вы сегодня станете участниками, т.е. исполнителями народного оркестра, но если только отгадаете несколько загадок. Вы согласны? Итак, слушаем загадку:

Учитель: Каким инструментом можно и щи хлебать, и музыку играть?

Дети: Ложки

Учитель: Ребята, а когда мы играем на барабане, на ложках, то что мы слышим?

Дети: Мы слышим шум.

Учитель: Поэтому эти инструменты называют – шумовые. К шумовым инструментам так же относятся и трещотки, и маракасы, и колокольчики. Все эти инструменты так же входят в состав народного оркестра.

Итак, у нас есть все необходимые инструменты и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Посею лебеду на берегу».

Ну, что, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра? А каким стало ваше настроение?

5.Вокально-хоровая работа

Развитие эстетического вкуса школьников. Формирование навыков четкой дикции, выразительного исполнения песни.

1.Распевание:

- разогреть и настроить голосовой аппарат школьников с целью подготовки их к работе;

- развитие напевного звучания с целью достижения красоты и выразительности исполнения.



2. Показ и разучивание песни

Художественно-практический метод.

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами разучим песню, которая называется «Ой, сад во дворе». Но сначала мы должны распеться.

А распевка у нас сегодня будет тоже про музыкальный инструмент. Послушайте её внимательно и скажите про какой инструмент идёт речь, кто играл на инструменте.

Попевка:

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу.

Он играет во трубу, во серебренную.

Бу-бу-бу-бу-бу-бу-бу.

(Слайд 17)

Учитель: Ребята. Давайте с вами пропоём потешку и одновременно пальцами будем имитировать игру на дудочке: кисти рук на уровне рта, пальцы совершают волнообразные движения.

Вокально-хоровая работа над песней «Ой, сад во дворе».

(Слайды 18-21)

Звуковое приложение 6,7

6.Повторение изученного материала на уроке

Обобщение материала, пройденного на уроке.

Метод размышления о музыки
(по Л. В. Горюнову, Д. Б. Кабалевскому)


Учитель: Да, ребята, как же хорошо нам в деревне русских народных инструментов, но всё таки пора возвращаться домой.

А чтобы вернуться домой, мы должны ещё раз рассмотреть изображение русских народных инструментов и вспомнить их название.

(Слайды 22-23)

Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и вот мы дома.

7.Домашнее задание

Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.


Учитель:

Ребята, дома я предлагаю нарисовать иллюстрацию к потешке «Сидит ворон на дубу». Подумайте, какую мелодию мог исполнять ворон и почему?

Поинтересуйтесь у ваших бабушек и дедушек, играют ли они на каких-нибудь инструментах, научите их играть на ложках.

8.Рефлексия

Анализ качества работы детей на уроке, поощрение, оценивание детей.







Метод создания ситуации успеха.

Создание позитивного эмоционального состояния.


Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А чем оно вам понравилось?

Что вам запомнилось больше всего?

(Отметить детей.)

Весь урок мы пели и плясали,

И от счастья кружится голова,

Потому что каждый понимает,

Рядом с нами музыка была.

Пусть музыка повсюду путь нам открывает,

Ни капли грусти и фальшивых нот,

А только радостный, уверенный аккорд.

Пусть вечно длится музыки урок!

На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу!

Выход из класса под песню «Светит месяц»

(Звуковое приложение 4)