«похвалки».
Этапы урока | Задачи и используемые методы | Ход урока |
1.Организационный момент. | Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. Методы: словесный (рассказ учителя), наглядный (зрительная наглядность и слуховая). | (Слайд 1) Под русскую народную песню «Посею лебеду на берегу» дети входят в класс к своим партам. Останавливаются лишь только с окончанием музыки. Музыкальное приветствие: Учитель: Здравствуйте ребята! Дети: Здравствуйте учитель! Прозвенел уже звонок Он зовет нас на урок! Много нового узнать, В путешествие опять! |
2.Вступтельное слово | Активизация мышления и познавательного интереса к истории русских народных инструментов | (Слайд 2) Учитель: - Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие – в деревню русских народных инструментов. Сели все поудобнее, итак, в путь (звучит русская народная песня «А я по лугу» (Слайды 3-4) А вот вдалеке уже виднеется эта деревня. Интересно, кто же там живёт? Заглянем туда? Дети: Давайте заглянем. |
2.Изложение нового материала | Знакомство с внешним видом, способами игры и звучанием русских народных инструментов. Метод интонационно – стилевого постижения музыки и моделирования художественно – творческого процесса. | (Слайд 5) Учитель: Ребята! Посмотрите, какое необычайное чудо – дерево растёт здесь. Давайте рассмотрим его повнимательнее. Плоды какие – то интересные растут на нем, фрукты это или овощи, понять никак не могу? Точно! Это же музыкальные инструменты! Давайте рассмотрим их повнимательнее. Ребята, а вы сможете угадать о каком инструменте я буду вам говорить? Давайте попробуем: В руки ты её возьмёшь; То растянешь, то сожмёшь! Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Дети: Гармонь, баян. (Слайды 6-7) (Звуковое приложение 1) Учитель: А это что за инструмент? Угадаете? Ой, звенит она, звенит! Всех игрою веселит, А всего-то три струны Ей для музыки нужны. Дети: Балалайка, домра (Слайды 8-9) (Звуковое приложение 2,3) Учитель: Молодцы! Хорошо справляетесь! А сейчас послушайте ещё одну загадку: Очень весело поёт, Если дунете в неё, Вы все в неё играете, И сразу отгадаете. Дети: Дудочка, рожок, жалейка (Слайды 10-11) (Звуковое приложение 4,5,6) Учитель: Слушайте следующую загадку: Я весь круглый, Меня ударишь – я бубенцами звучу, Меня положишь – я молчу!
Дети: Бубен. (Слайды 12-13) Учитель: Какие смекалистые. Слушайте следующую загадку: Народный музыкальный инструмент, С сороками имеет связь его название. Владеть им может каждый человек, Имеющий хоть малое призванье! Дети: Трещётки. (Слайды 14-15) Учитель: Ребята, а может кто то из вас знает, к какому виду музыкальных инструментов все они относятся? Учитель: Правильно! Конечно же все эти инструменты входят в состав народного оркестра. (Слайды 16) Ученик: Эх, оркестр народный, Раздольно – хороводный! Если грянет плясовую – Я со всеми затанцую, Если песню грустную – Грусть в душе почувствую! То он плачет, То хохочет – С нами делает, Что хочет. |
3.Восприятие музыки «Светит месяц» | Метод наблюдения за музыкой, метод размышления о музыке, музыкально-дидактическая игра «Инструменты народного оркестра». | Учитель: Ребята, а как вы думаете, когда эти инструменты заиграют, то что мы услышим? Дети: Мы услышим различные звуки, какую то музыку. Учитель: Сядьте все как слушатели. Мы послушаем с вами в исполнении этих инструментов русскую народную песню «Светит месяц». Слушайте внимательно, а потом мне расскажете, какие музыкальные инструменты вы узнали, смогли распознать. Учитель: Понравилась ли вам музыка? А чем она вам понравилась? Какое настроение вызвала у вас эта музыка? |
4. Игра на детских музыкальных инструментах. Исполнение в ансамбле с учителем песни «Посею лебеду на берегу» | Художественно - практический метод, проблемный метод ( поиск способов звукоизвлечения игры на инструменте) | Учитель: Ребята, а вы хотели бы стать участниками такого вот инструментального народного оркестра? Хорошо, ребята вы сегодня станете участниками, т.е. исполнителями народного оркестра, но если только отгадаете несколько загадок. Вы согласны? Итак, слушаем загадку: Учитель: Каким инструментом можно и щи хлебать, и музыку играть? Дети: Ложки Учитель: Ребята, а когда мы играем на барабане, на ложках, то что мы слышим? Дети: Мы слышим шум. Учитель: Поэтому эти инструменты называют – шумовые. К шумовым инструментам так же относятся и трещотки, и маракасы, и колокольчики. Все эти инструменты так же входят в состав народного оркестра. Итак, у нас есть все необходимые инструменты и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Посею лебеду на берегу». Ну, что, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра? А каким стало ваше настроение? |
5.Вокально-хоровая работа | Развитие эстетического вкуса школьников. Формирование навыков четкой дикции, выразительного исполнения песни. 1.Распевание: - разогреть и настроить голосовой аппарат школьников с целью подготовки их к работе; - развитие напевного звучания с целью достижения красоты и выразительности исполнения.
2. Показ и разучивание песни Художественно-практический метод. | Учитель: Сегодня на уроке мы с вами разучим песню, которая называется «Ой, сад во дворе». Но сначала мы должны распеться. А распевка у нас сегодня будет тоже про музыкальный инструмент. Послушайте её внимательно и скажите про какой инструмент идёт речь, кто играл на инструменте. Попевка: Сидит ворон на дубу. Он играет во трубу. Он играет во трубу, во серебренную. Бу-бу-бу-бу-бу-бу-бу. (Слайд 17) Учитель: Ребята. Давайте с вами пропоём потешку и одновременно пальцами будем имитировать игру на дудочке: кисти рук на уровне рта, пальцы совершают волнообразные движения. Вокально-хоровая работа над песней «Ой, сад во дворе». (Слайды 18-21) Звуковое приложение 6,7 |
6.Повторение изученного материала на уроке | Обобщение материала, пройденного на уроке. Метод размышления о музыки (по Л. В. Горюнову, Д. Б. Кабалевскому) | Учитель: Да, ребята, как же хорошо нам в деревне русских народных инструментов, но всё таки пора возвращаться домой. А чтобы вернуться домой, мы должны ещё раз рассмотреть изображение русских народных инструментов и вспомнить их название. (Слайды 22-23) Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и вот мы дома. |
7.Домашнее задание | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. | Учитель: Ребята, дома я предлагаю нарисовать иллюстрацию к потешке «Сидит ворон на дубу». Подумайте, какую мелодию мог исполнять ворон и почему? Поинтересуйтесь у ваших бабушек и дедушек, играют ли они на каких-нибудь инструментах, научите их играть на ложках. |
8.Рефлексия | Анализ качества работы детей на уроке, поощрение, оценивание детей.
Метод создания ситуации успеха. Создание позитивного эмоционального состояния. | Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А чем оно вам понравилось? Что вам запомнилось больше всего? (Отметить детей.) Весь урок мы пели и плясали, И от счастья кружится голова, Потому что каждый понимает, Рядом с нами музыка была. Пусть музыка повсюду путь нам открывает, Ни капли грусти и фальшивых нот, А только радостный, уверенный аккорд. Пусть вечно длится музыки урок! На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу! Выход из класса под песню «Светит месяц» (Звуковое приложение 4) |