1.
2.
3. 4.
5.
6.
7. | Организационный момент
Подготовка к усвоению нового учебного материала.
Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Закрепление новых знаний.
Подведение итогов. Задание на дом. |
Психологичес-кий настрой на работу.
Знакомство с историей джаза, истоками джаза, характерными чертами.
Пробудить интерес к джазу через творческую деятельность. Развивать чувство ритма. Пробудить интерес к джазу через творческую деятельность. Развивать чувство ритма. Знакомство с творчеством Дж.Гершвина. | Музыкальное приветствие: -Здравствуйте ребята! - Сегодня мы начинаем новый раздел нашего учебника «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…». - На страницах этого раздела вас ждут неповторимые встречи с музыкой и композиторами, которые приоткроют тайны создания произведений и особенности мастерства исполнителей. Сегодняшнее наше занятие посвящено удивительной, необычной музыке. Я предлагаю послушать фрагмент, и подумать, о чем же пойдет речь, с какой музыкой мы будем знакомиться. (Звучит фрагмент джазовой музыки) - Что это ребята за музыка? - Правильно! И сегодня мы с вами знакомимся с этим стилем, узнаем, откуда пришёл к нам джаз, какими характерными чертами обладает, и имена джазовых композиторов и исполнителей. Тема нашего урока «Острый ритм - джаза звуки». (Стр.118 – 119) - А чтобы лучше представить образ Джаза перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. А было Джазу в ту пору лет 20, не больше. Родился он на юге США в Новом Орлеане. Здесь, как и по всему югу Америки, жило много негров, бывших рабов с плантаций. Обращая рабов в христианство, миссионеры обучали их религиозным гимнам европейского происхождения. Однако негры пели эти мелодии по-своему. Так возник спиричуэл -негритянские духовные песни. Как жалоба, крик протеста негритянской души против рабства и угнетения появляется блюз - народная песня американских негров. Негры пели блюз не для того, чтобы расчувствоваться, а чтобы освободиться от своего страдания, от своих несчастий. На основе блюзов и спиричуэл возник джаз — новая оркестровая музыка, которая своей красотой и оригинальностью покорила мир и распространилась почти на всех континентах. - Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко они чувствуют ритм. В редкие часы отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам - всему, что находилось под рукой. Музыкальная одарённость этого народа сказалась в удивительном многообразии ритмов с характерным для джаза смещением акцентов с сильной доли на слабую. - А как называется перенос ударения с сильной доли на слабую? - Правильно ребята. Синкопа переносит ритмический упор на слабую долю и этим создаёт ритмический перебой, вносящий в музыку напряжённость, остроту. Чтобы представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем. Сначала будем отбивать ритм щелчками пальцев на сильную долю 1-и, 2-и, 1-и, 2-и. А теперь наоборот перенесём ударение с сильной доли на слабую 1-И, 2-И, 1-И, 2-И. - Знаком ребята вам этот ритм? - В какой песне есть похожий ритм? - Давайте, её исполним. - Оказывается, знакомая нам песня имеет элементы джазовой музыки - синкопированный ритм. - Попробуем сделать ещё одно ритмическое упражнение. Сейчас каждый из вас отбейте два удара ногами. А теперь на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши. (Подводим итог.) - Для нас эта задача выполнима, хотя и с небольшими трудностями. А вот для любого ребёнка Африки этот ритм считается очень простым. Поэтому музыка, созданная выходцами из Африки имеет особенность – острый ритм. Поэтому джазовые музыканты в большинстве своём чернокожие. - Ещё одной характерной чертой джаза является импровизация. В переводе с латинского означает – внезапный, неожиданный. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партитурой. И сегодня мы знакомимся с великим джазменом Луи Армстронгом. Он умел создать и построить своё соло так, что складывалось впечатление, будто это не импровизация, а заранее сочинённая музыка. - Голос этого джазового музыканта мы уже сегодня слышали в начале урока. Но он ещё и прекрасно играл на трубе. Ни у кого не было такого мощного звука, как у Луи Армстронга. «Это не у него труба, а он у трубы», — говорили о нем. На самом деле он был полным властелином своего инструмента. Его труба была способна выразить все, способна петь, как человеческий голос. Сейчас мы в этом убедимся, посмотрев видеофрагмент выступления Луи Армстронга со своим джаз – оркестром. Но хочу вас предупредить, что джаз – это особенный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов зрители притоптывают, прихлопывают, прищёлкивают, в общем, активно проявляют своё отношение к музыке. И поэтому я попрошу вас, активно проявить ваши эмоции при просмотре видеофрагмента. И обратить внимание на другие инструменты этого оркестра. - Какие ещё инструменты играли джаз? - Правильно! И ещё мы увидели здесь кларнет и тромбон. Позднее к джазу присоединился ещё один духовой инструмент - саксофон. Эти инструменты составляют основу любого джазового оркестра. - На одном уроке невозможно познакомиться со всеми джазовыми звездами. Но никак нельзя умолчать о музыкантах, чьи имена знает весь мир. Это пианист Дюк Эллингтон, трубач Джон Гиллеспи и удивительная певица Элла Фицджеральд. Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. По крайней мере, никто не мог превзойти её в мастерском владении техникой голосовой импровизации. Все эти музыканты обожали джаз и дарили своё искусство людям. Совсем недавно мы разучивали песню об одном похожем музыканте. Только в руках у него была не труба, а другой инструмент. Какой? - Давайте возьмём в руки «волшебный смычок» и исполним эту песню. На другой странице учебника мы видим автопортрет композитора, чьё творчество тесно связано с джазом. Джордж Гершвин – первый американский композитор, музыка которого стала известна всему миру. Его талант был настолько многогранным и гибким, что смог объединить европейскую музыку с африканской импровизацией. Это было так неожиданно, что обратило внимание на себя всего мира. Для того, что бы лучше освоить музыкально-ритмический язык, Гершвин жил среди негров, изучая их обряды, песни, танцы. Кстати тема нашего урока это строчка из мюзикла Гершвина «Безумная девчонка». Давайте послушаем как звучит эта композиция целиком. И не забывайте, что джаз слушают активно. - Какие черты джазовой музыки услышали в этом фрагменте? - Молодцы! Вершина творчества композитора Гершвина опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа. Давайте посмотрим фрагмент из этой оперы – «Колыбельную Клары». - Какие характерные черты джазовой музыки вы услышали? -Молодцы, всё правильно определили! А сейчас давайте подведём итог и вспомним всё новое, что узнали на этом уроке про джаз. Ответим на вопросы в презентации. (Выяснить какой вопрос вызвал затруднение и почему) Давайте запишем новые слова в наш музыкальный словарик. Выставление оценок самым активным ученикам. - Понравился вам этот необычный стиль музыки? Чтобы ещё лучше понять его к следующему уроку узнайте, кто у нас в России исполняет джаз? А мы на уроках музыки ещё не раз встретимся с этой удивительной, необычной музыкой 20-го века.
| Приветствие детей: -Здравствуйте учитель! - Джаз. Открывают учебник, записывают тему в тетрадь. - Синкопа. Выполняют упражнение. Выполняют упражнение. - Знаком. - Кашалотик. Исполнение песни с ритмическими движениями. Выполняют упражнение. Записывают в тетрадь. Активный просмотр видеофрагмента. - Труба, фортепиано, ударные, контрабас. - Скрипка. Исполнение песни с пластическими движениями. Активное слушанье. - Синкопированный ритм, импровизацию, инструменты. Просмотр видеофрагмента. -Особенная манера пения, синкопированный ритм, инструменты. Отвечают на вопросы в презентации. З аписывают новые слова. -Да. | |