Тип урока: введения в тему Ход урока: 1. Музыкальное приветствие 2. Организационный момент Тема нашего урока – Фольклор. Слово фольклор – это английское слово, сложенное из двух слов “фольк”--народ, “лор”- учение. Итак, фольклор – это народная мудрость. Слушая музыку, читая книги, мы хотим знать, кто их сочинил. Кто создал эти произведения? Фольклор не имеет автора. Это особое искусство – народные песни и танцы, легенды и сказки, обряды, поверья и т.д. Люди, создавшие их когда-то, передавали другим из уст в уста, так фольклор дошел до наших дней, не оставив имен своих создателей. Фольклор сопровождает человека с рождения, опекая в детстве, вплоть до перехода в юность. Появление ребенка на свет по-народному называется – родины. При рождении ребенка совершается обряд крещения. Совершая его, матери как бы оберегали своих детей от недугов и нечистой силы. Как вы знаете, этот обряд сохранился до наших дней. 3. Изучение нового материала Расскажите, что вы знаете об этом обряде? (Ответы учащихся) Таинство Крещения — праздник, который бывает лишь раз в жизни. Это важное событие в жизни ребенка и красивый обряд. Это таинство. Основные участники таинства — ребенок, священник и крестные родители. Во время обряда крестные родители стоят рядом с батюшкой и один из них держит крестника на руках. Перед обрядом священник в белых одеждах обходит крестильную комнату или храм и читает молитвы. Затем он просит крестных повернуться спиной к алтарю. Затем происходит миропомазание: обмакнув кисточку в сосуд с мирой, батюшка помазывает крестообразно лоб, глаза, ноздри, рот, уши, грудь, руки и ноги крещаемого. Затем с головы остригается прядь волос, которая остается в храме, как символ жертвенности Богу. Потом священник забирает у крестных ребенка и совершает сам обряд крещения – троекратное погружение в купель. Затем один из крестных принимает младенца из рук священника. Поэтому крестных родителей и называют восприемниками. Приняв малыша на руки после обряда, родители берут на себя обязательство всю жизнь воспитывать крестника в православном духе. Крестные родители приходят на обряд крещения с освященными в церкви нательными крестиками. Женщины должны быть с покрытой головой, с закрытыми плечами и в юбке ниже колен. Обряд крещения длится от получаса до часа. Вот такой красивый обряд. Ребята, вы знаете, что первой колыбелью ребенка была люлька, качание в люльках – это тоже своего рода обряд, успокаивание. Вот посмотрите, какие раньше были люльки. В колыбельных песнях ритмика, интонация и звуковое оформление соответствует покачиванию и скрипу люльки. Над колыбелью звучали колыбельные песни, которые в народе называли байками. Это название произошло от глагола “баять”, “баить” – говорить. У этого слова есть ещё более древнее значение: “шептать”, “заговаривать”. Колыбельные байки – это ещё и древние заговоры, “обереги”, с помощью которых матери оберегали своих детей. Таково значение колыбельных песен про сон, дрёму, угомон. Люди верили, что это живущие вокруг невидимые существа, которые приносят ребёнку покой и сон. Слову над колыбелью издревле придавали значение заклинания. Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребёнком. Несомненно, на этих представлениях сказались общие понятия народа о всесилии сна, отраде отдыха. (звучит Колыбельная) Нередко в колыбельных песнях рисуется будущее ребенка. Матери как бы желают своему дитя всего хорошего, обещая богатства, пряника, сладостей, обновы и т.д. (учитель поёт колыбельную песню). Подчеркнутые слова можно заменять именами младенцев. Баю, баю, баиньки, Купим сыну валенки, Наденем на ножки, Пустим по дорожке. Будет мой сынок ходить, Новы валенки носить. Существуют такие колыбельные песни, в которых к детям приходят животные и убаюкивают их. Например: Кот-баюн, Гули, собачки и другие. Целый цикл колыбельных песен связан с житьём - бытьем домашнего кота: он и люльку качает, и мурлыкает. Первоначальная мысль таких песен связана с магией: считалось, что много спящий кот может передать свои привычки ребенку – обыкновением было класть кота в колыбель, прежде чем положить в неё ребёнка. Давайте разучим одну из таких песенок: “У кота - воркота колыбелька хороша. Я коту-воркоту тихо песенку спою”. В полной мере все сказанное относится и к песням о гулях - голубях, которые прилетают к колыбели, воркуют. (звучит колыбельная) Героями других колыбельных песен являются волшебники. Такие как “Сон”, “Дрема”, “Угомон”. И, конечно же, есть колыбельные песни, в которых детей пугают. Героями этих песен является волчок, “бабай” и “бука”. (звучит баю, баюшки, баю, не ложися на краю) Ребята, но ведь колыбельные песни бывают не только народные. Многие композиторы на основе фольклора, сохраняя традиции, написали свои колыбельные песни. Давайте послушаем колыбельную песню без слов. Закройте глазки и прилягте на парту. Послушайте волшебную музыку… (звучит «Колыбельная» Г.Гладкова) Какой характер этой музыки? (нежный, ласковый, мягкий). Какие вы знаете современные колыбельные песни? Знакомство с колыбельной песней медведицы из мультфильма “Умка” (видеоматериал) (разучивают) (звучат Колыбельные разных авторов) 4. Домашнее задание Народные и композиторские колыбельные песни нужны для того, чтобы успокоить и усыпить ребенка. Наверно, каждая девочка, играя в игрушки или куклы, усыпляя их, поет им колыбельные песен. Дома, пожалуйста, спросите мам и бабушек какие колыбельные песни они вам пели в детстве? На следующем уроке мы обязательно послушаем всех, кто захочет нам спеть колыбельную из своего семейного архива. До встречи! |