СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 5 классе Волшебная палочка дирижёра

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 5 классе Волшебная палочка дирижёра»

15.03.2022 год

Урок музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера".


Цель урока:

Дать понятие о симфоническом оркестре. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром, о группах инструментов входящих в состав симфонического оркестра

Показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки

Задачи урока:

Образовательная: познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; познакомить со знаменитыми дирижерами.

Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, развивать творческие способности.

Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки


I. Отгадайте загадку:

Взмахнет волшебной палочкой,
И музыка звучит.
Палочка застынет,
И весь оркестр молчит.
Палочка подскажет,
Кому пора вступать,
Палочка укажет,
Как музыке звучать.

Палочка волшебная оркестром управляет.

А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?

(Дирижер)

- Он главный в оркестре, руководит оркестром. В руке держит дирижерскую палочку

- Сегодня на уроке мы будем говорить о дирижёрах  симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр.  

Тема урока  называется “Волшебная палочка дирижёра”.

II. История возникновения дирижерской палочки.

- Эту палочку иногда называют волшебной. Почему?

- Ведь один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.

- Не только у дирижера есть волшебная палочка, давайте вспомним, где можно еще встретить волшебную палочку.

- У сказочных героев – фея. В мультиках – волшебники, звездочеты.

- История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.


Перейдите по ссылке и посмотрите видеоурок (Видеоурок музыки «Волшебная палочка дирижера» https://www.youtube.com/watch?v=7A85EHJgkzo


ИЛИ ПРОЧИТАЙТЕ МАТЕРИАЛЫ УРОКА (стр. 118-121 в учебнике https://drive.google.com/open?id=1pDJ1W8ISok3F1gvofVqYrS8uWTOYY5K0 )

Из истории

В 18 веке в опере дирижера называли “дровосеком” потому, что в рукаху него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее “батута”. Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось “громким”.

- И мы с вами сейчас это проверим. Звучит музыка, а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту.

- Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки?

(Воспринимать музыку под такой стук  очень сложно.

Я, думаю, что стук батуты мешал слушанию музыки)

Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло “тихое дирижирование” жестами рук.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер   Людвиг Шпор.

Музыкантам  очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоитк ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.

Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.

Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит.

- Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему?

Дирижер направляет и управляет оркестром

- В переводе с французского Дирижер - направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.

- Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.

- Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером?

- Какими способностями, качествами должен обладать дирижер?

Продолжите фразу “Чтобы быть дирижером нужно...”

- Известный дирижер ответил так: “Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян”.

- В нашей стране много выдающихся дирижеров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижерского искусства. Посмотрите слайды, на которых будут представлении великие дирижеры нашей страны.

Евгений  Светланов, -  советский российский дирижёр, композитор и пианист.

Вероника  Дударова, советский и российский дирижёр, педагог. Первая женщина-дирижер.

Владимир  Ашкинази, - пианист дирижер

Владиммир Спиваков — советский и российский дирижёр, скрипач, педагог., президент Московского международного Дома музыки.

- Мы с вами видели симфонический оркестр. Он может исполнять музыку сам, а может сопровождать действие спектакля. В таком случае оркестр располагается в специальной нише перед сценой, ее называют оркестровая яма.

- Итак, давайте подведем итог.

- Зачем нужен дирижер?

- Почему палочку дирижера называют волшебной?


III. Домашнее задание.


  1. Послушать музыку:

https://youtu.be/TapA1R683qA

https://youtu.be/7cc6MIXV7dU

  1. Ответьте на следующие вопросы:

Кто такой дирижер?

Зачем он нужен?

Когда появились первые дирижеры?

Какие есть дирижеры?

Почему палочка волшебная?

3. Выполните тест и перешлите его, указав ФИО и класс (например; Иванов И., 5 А) любым способом:

- по электронной почте klimova.nata-uo@yandex.ru;

- по ватсап на телефон +79284351364


Тест по теме урока: "Волшебная палочка дирижера"

1 . Дирижер это - 

А) Музыкант, который обучает музыкантов игре на инструментах

Б) Руководитель оркестра

В) Человек, который изготавливает музыкальные инструменты

2. Оркестр это - 

А) где все поют

Б) где все танцуют

В) где все играют на музыкальных инструментах

3. Симфонический оркестр состоит из:

А) 2 групп

Б) 3 групп

В) 4 групп

4. Какой из перечисленных инструментов не входит в состав народного оркестра?

А) свирель

Б) балалайка

В) скрипка

5. Какой инструмент не входит в состав симфонического оркестра?

А) виолончель

Б) гитара

В) валторна