15.03.2022 год
Урок музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера".
Цель урока:
Дать понятие о симфоническом оркестре. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром, о группах инструментов входящих в состав симфонического оркестра
Показать особое значение роли дирижёра при исполнении симфонической музыки
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; показать выразительные возможности различных групп инструментов, входящих в симфонический оркестр; познакомить со знаменитыми дирижерами.
Развивающая: развивать интерес к предмету, учить мыслить, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, развивать творческие способности.
Воспитательная: воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие классической музыки
I. Отгадайте загадку:
Взмахнет волшебной палочкой,
И музыка звучит.
Палочка застынет,
И весь оркестр молчит.
Палочка подскажет,
Кому пора вступать,
Палочка укажет,
Как музыке звучать.
Палочка волшебная оркестром управляет.
А как назвать волшебника, кто, ребята, знает?
(Дирижер)
- Он главный в оркестре, руководит оркестром. В руке держит дирижерскую палочку
- Сегодня на уроке мы будем говорить о дирижёрах симфонического оркестра, о группах музыкальных инструментов, которые входят в симфонический оркестр.
Тема урока называется “Волшебная палочка дирижёра”.
II. История возникновения дирижерской палочки.
- Эту палочку иногда называют волшебной. Почему?
- Ведь один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.
- Не только у дирижера есть волшебная палочка, давайте вспомним, где можно еще встретить волшебную палочку.
- У сказочных героев – фея. В мультиках – волшебники, звездочеты.
- История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.
Перейдите по ссылке и посмотрите видеоурок (Видеоурок музыки «Волшебная палочка дирижера» https://www.youtube.com/watch?v=7A85EHJgkzo
ИЛИ ПРОЧИТАЙТЕ МАТЕРИАЛЫ УРОКА (стр. 118-121 в учебнике https://drive.google.com/open?id=1pDJ1W8ISok3F1gvofVqYrS8uWTOYY5K0 )
Из истории
В 18 веке в опере дирижера называли “дровосеком” потому, что в рукаху него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее “батута”. Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось “громким”.
- И мы с вами сейчас это проверим. Звучит музыка, а мы в такт музыке будем стучать карандашами о парту.
- Скажите, мешал ли стук батуты слушанию музыки?
(Воспринимать музыку под такой стук очень сложно.
Я, думаю, что стук батуты мешал слушанию музыки)
Стук батуты очень мешал восприятию музыки. В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло “тихое дирижирование” жестами рук.
Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок (показ смычка) или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева. Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор.
Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоитк ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.
Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.
Вывод: Без дирижера шумовой оркестр не звучит.
- Следовательно, роль дирижера очень велика. Почему?
Дирижер направляет и управляет оркестром
- В переводе с французского Дирижер - направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.
- Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.
- Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером?
- Какими способностями, качествами должен обладать дирижер?
Продолжите фразу “Чтобы быть дирижером нужно...”
- Известный дирижер ответил так: “Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян”.
- В нашей стране много выдающихся дирижеров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижерского искусства. Посмотрите слайды, на которых будут представлении великие дирижеры нашей страны.
Евгений Светланов, - советский российский дирижёр, композитор и пианист.
Вероника Дударова, советский и российский дирижёр, педагог. Первая женщина-дирижер.
Владимир Ашкинази, - пианист дирижер
Владиммир Спиваков — советский и российский дирижёр, скрипач, педагог., президент Московского международного Дома музыки.
- Мы с вами видели симфонический оркестр. Он может исполнять музыку сам, а может сопровождать действие спектакля. В таком случае оркестр располагается в специальной нише перед сценой, ее называют оркестровая яма.
- Итак, давайте подведем итог.
- Зачем нужен дирижер?
- Почему палочку дирижера называют волшебной?
III. Домашнее задание.
Послушать музыку:
https://youtu.be/TapA1R683qA
https://youtu.be/7cc6MIXV7dU
Ответьте на следующие вопросы:
Кто такой дирижер?
Зачем он нужен?
Когда появились первые дирижеры?
Какие есть дирижеры?
Почему палочка волшебная?
3. Выполните тест и перешлите его, указав ФИО и класс (например; Иванов И., 5 А) любым способом:
- по электронной почте klimova.nata-uo@yandex.ru;
- по ватсап на телефон +79284351364
Тест по теме урока: "Волшебная палочка дирижера"
1 . Дирижер это -
А) Музыкант, который обучает музыкантов игре на инструментах
Б) Руководитель оркестра
В) Человек, который изготавливает музыкальные инструменты
2. Оркестр это -
А) где все поют
Б) где все танцуют
В) где все играют на музыкальных инструментах
3. Симфонический оркестр состоит из:
А) 2 групп
Б) 3 групп
В) 4 групп
4. Какой из перечисленных инструментов не входит в состав народного оркестра?
А) свирель
Б) балалайка
В) скрипка
5. Какой инструмент не входит в состав симфонического оркестра?
А) виолончель
Б) гитара
В) валторна