СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок музыки в 5 классе на тему: "Музыкальная живопись, живописная музыка" ФГОС

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личная разработка урока музыки в 5 классе ФГОС. Урок проводила на предметной недели эстетического направления. Урок был содержательным и интересным.

Просмотр содержимого документа
«Урок музыки в 5 классе на тему: "Музыкальная живопись, живописная музыка" ФГОС»

Урок музыки в 5 классе

Тема урока: «Музыкальная живопись, живописная музыка»

Цель урока: расширение знаний, ознакомление с творчеством Мусоргского, закрепление в сознании учащихся тесной взаимосвязи музыки и живописи. Развитие чувства прекрасного, творческого мышления, воображения, развитие слухового восприятия музыки через собственное творчество учащихся.



Задачи: 1.Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку.

Воспитывать чувство уважения и любви к

творчеству М. П. Мусоргского и В.А.Гартмана.

2.Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты «Картинки с выставки».

3.Развивающая. азвивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений.

Оборудование урока: аудиозапись, презентация, словарь эстетических эмоций, карты настроений, компьютер, проектор, экран

Тип урока: комбинированный.



Методы и методические приёмы: беседа, нагляднозвуковые и нагляднозрительные методы.















Ход урока
  1. Организационный момент

Здравствуйте! Садитесь. Ребята сегодня у нас необычный урок. У нас гости. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи.



  1. Определение темы урока



    • Я хочу начать урок словами Ге́рмана Ге́ссе немецкого писателя и художника.

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

Г. Гессе

- Как вы поняли эти слова? Какую мысль выразил в этих строчках писатель?

О каких искусствах говорит Гессе?

    • Все художественные произведения – и музыки, и изобразительного искусства, и литературы,- рождаются из единого источника. А источник этот – сама жизнь.

  1. Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства. Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку?


  1. Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»?




  1. Что роднит музыку с изобразительным искусством?


  1. Как Вы понимаете, что такое «живописная музыка» и «музыкальная живопись»?



- Скажите мне, пожалуйста, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какая тема нашего урока.

ответы детей

- Правильно! Тема урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка».

  1. Определение цели урока



А теперь мне бы хотелось, что бы вы прослушали слова Д. Кабалевского и поставили цель нашего урока

…..Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией.

- Мы часто говорим о связи музыки с литературой и изобразительным искусством.

- Давайте попытаемся на нашем сегодняшнем уроке вместе с вами подтвердить или опровергнуть эту мысль. Вот это и будет наша цель.



  1. Изучение новой темы

- Что вы видите на этом слайде?

(картинная галерея, выставка)

- Давайте пройдем и посмотрим, что же интересного на выставке.

- Посмотрите на эти картины, они разные. Но что-то их объединяет. Как вы думаете, что?

(Они находятся на одной выставке, их рисовал один художник, время, стиль)

- Мы говорим о том, что если не хватает слов выразить чувства и настроения – нам помогает музыка. А может ли музыка рисовать в нашем воображении какие-либо картины, сюжеты?

(может)

- О чём же мы с вами сегодня будем говорить? О связи каких искусств?

- О связи музыки и изобразительного искусства и мы отправляемся на выставку картин, а поможет нам в этом музыка русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Как вы думаете, почему именно этот композитор? У кого какие предположения?

ответы детей

Музыку, которую он писал, современники не понимали, его друзья – композиторы часто жестко критиковали написанное. А между тем, в произведениях этого композитора очень много изобразительных, красочных моментов. М.П.Мусоргский создал множество национально ярких музыкальных образов, в которых раскрывает неповторимость русского характера.

- У Модеста Петровича Мусоргского был друг Виктор Гартман

Гартман был одним из немногих друзей Мусоргского. В.А. Гартман был человеком веселым, живым, быстрым на выдумки и очень требовательным к себе и другим. Совершенно неожиданно он умер в возрасте 39 лет. И его друзья, чтобы почтить память художника, организовали выставку работ талантливого художника.

Мусоргский был потрясён и взволнован. Буквально за три недели он создал сочинение сюиту для фортепиано под названием «Картинки с выставки».

Итак, мы отправляемся на выставку картин с помощью музыки М. П. Мусоргского.

- Но для начала давайте познакомимся с новым для вас термином «сюита»?

Сюита – это цикл небольших музыкальных произведений, объединенных одной темой.


«Картинки с выставки»


- Всего в фортепианной сюите 10 пьес, но мы остановимся лишь на некоторых. Мы попробуем доказать, что Мусоргский написал не просто музыкальное оформление к каждому рисунку, но создал свои «картинки», порой совершенно не похожие на зарисовки Гартмана, предложил свое ви­дение.




«Прогулка»


- Скрепляет цикл «Прогулка», она звучит несколько раз и как бы ведёт нас от картины к картине. Здесь Мусоргский изобразил себя, переходящего от картины к картине. Представьте, что это вы идёте от картины к картине. Будет ли меняться ваше настроение от содержания картины? Как вы думаете: меняется ли настроение самой пьесы «Прогулки»?


(меняется)


- Именно поэтому «Прогулка» звучит несколько изменяясь.

Встаньте около своих мест и попробуйте «пошагать» под эту музыку.


Звучит фрагмент «Прогулка»

- Садитесь ребята на свои места. Удалось ли композитору передать в этой пьесе прогулку по галерее, движение? Легко ли вам было идти под эту музыку?

- Мы свами пришли к одной из картин художника. Что вы видите на картине?

ответы детей: «Часы в русском стиле», сказочная избушка и т.п.

- Сейчас мы прослушаем следующую пьесу, написанную к этой картине. Послушайте и подумайте, похож ли характер музыки на т, что изображено?

Звучит фрагмент «Баба-Яга»

(Нет, здесь композитор придумал свою историю, не похожую на рисунок.)


- Мусоргский оттолкнулся от этого эскиза, и воображение его представило хозяйку этого домика. А как её зовут? Конечно, Баба-Яга.

Какая она? Что в музыке подсказало та­кой ответ?

- Чтобы выразить свое отношение к музыке и образу героини, вы можете воспользоваться словарем эмоций, чувств и образов, которые есть у вас на столах. Какие прилагательные вы предложите?


- Опишите образ картинки, которая возникла в вашем воображении.

ответы детей

- Правильно. Так и, кажется, что издалека летит, стучит нечистая сила, быстро приближается и уже совсем рядом свист­нула она и понеслась в своей ступе, погоняя помелом. В средней части показан зачарованный лес: звуки дрожат, шуршат, слышится таинственный стук – несколькими штрихами показана ночная природа.

- Ребята, а мы идем дальше по нашей воображаемой галерее. «Прогулка» идут, подошли к следующей картине. Присаживаемся и что мы видим?

Ответы детей

«Балет невылупившихся птенцов»


- Прообразом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета «Трильби». В «Трильби» был эпизод, в котором выступала группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища.

Давайте послушаем, как М. П. Мусоргский су­мел изобразить эту сценку.


Звучит фрагмент пьесы «Балет невылупившихся птен­цов».


- А даст характеристику произведению следующая подгруппа. Какая по характеру музыка? Соответствует ли она нарисованному изображению? А если бы вы сочиняли музыку, как вы бы представили эту картину?

Физкультминутка

- Я вам предлагаю сейчас попробовать самим стать творцами. Встаньте около своих мест. Все вы, наверное, знаете игру «Море волнуется». С помощь этой игры мы свами будем создавать образ моря. Только каждая группа будет создавать разные картинки.

1 группа – волны,

2 группа – морские обитатели,

3 группа – команда матросов, плывущих на корабле.

- Молодцы, ребята! Садитесь. У нас получилась с вами прекрасная живая картина.

- Картинки Виктора Гартмана вдохновили Мусоргского на создание музыки. И на основе музыки Мусоргского рождается новый, синтетический вид искусства – мультипликация. Давайте посмотрим, как себе представила образ Бабы-Яги кинорежиссер И.Ковалевская, которая создала мультфильм на основе музыкального произведения « Баба-Яга» и «Балет невылупившихся птенцов» из фортепианного цикла «Картинки с выставки».


Просмотр мультфильма


- Понравился ли вам мультфильм? Какой себе представила образ Бабы-Яги Инесса Ковалевская?


  1. Практическая часть урока


  • Ребята, я вам предлагаю создать свои картинки-впечатления от музыки. У вас на столе чистые листы бумаги и цветные карандаши. Так как у нас с вами немного времени, работать начинаем сразу в цвете. Ваш образ может быть любым. А музыка прозвучит в исполнении вашей одноклассницы Сердовинцевой Екатерины. Пожалуйста, Катюша! Мы все во внимании…

Время 5-7 мин на создание образа.


Дети рисуют свои картинки по впечатлениям от музыки.


- Заканчиваем свои работы. Каждая группа покажите свои работы с места нашим гостям.


Опросить кратко, кто что нарисовал……


  1. Вокальная работа:


- Я предлагаю вспомнить всем известную песню Геннадия Гладкова «О картинах». Тексты песен у вас на столах. Давайте без музыки вспомним мотив песни и немного с вами распоемся.


Исполнение песни



  1. Итог урока


- Давайте вспомним все, о чем мы свами сегодня говорили.

- С творчеством кого мы сегодня познакомились?

- Как называется цикл пьес по эскизам и картинам В. А. Гартмана? («Картинки с выставки».)

  • Сколько всего пьес в цикле? (Десять.)

  • Для какого инструмента был написан цикл? (Для фортепиано.)

  • Какое отношение имеет Виктор Гартман к произведению М.П. Мусоргского «Картинки с выставки»? (М.П. Мусоргский посетил посмертную выставку В. Гартмана. Это послужило главной идеей создания произведения “Картинки с выставки” )






- Урок мне хочется закончить словами великих мастеров искусства: 



Пейзаж не имеет цели, - говорил Саврасов, - если он только красив. В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку...”.



Без музыки не проживу и дня!

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов,

В молчанье трав и радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей…

Она везде и вечно спутник мой…

Онегин Гаджикасимов


8. Рефлексия

- Перед вами нотки трех цветов. Выберете одну из них, но прежде обратите внимание на слайд, обозначение ноток. А мы посмотрим, каких ноток у нас больше.

9. Оценивание учащихся.

10. Домашнее задание

- Найти другие произведения и прослушать М. П. Мусоргского. Отразите свое впечатление одним цветом, и мы создадим галерею ярких цветовых решений ваших картин.

9