-Приветствие: - Good morning, dear children! I’m glad to see you! Сегодня наш урок пройдет не обычно, мы отправимся в музыкальное царство, в ладовое государство, где все связаны между собой, дружат все вместе, или ЛАДЯТ друг с другом, отсюда и музыкальное понятие – ЛАД. (Т.е лад-это дружба между звуками , которые создают определенный звуковой эффект). А правят в этом государстве два брата, вот с ними то мы и будем знакомиться. Но вот не задача, чтобы попасть в государство необходимо открыть волшебныеворота. Открывать их не просто. Ключиком к этим воротам могут быть только наши голоса. Когда они верно передадут мелодию песни, исполнят её выразительно – ворота откроются.Трудно спеть песню без подготовки. Голос нужно настроить. Даже музыканты в оркестре перед выступлением настраивают свои инструменты. Давайте и мы настроим наш голос (повторение нот, видео) Ключики – голоса готовы? Тогда попробуем открыть волшебные ворота. Играет музыка «К Элизе» Ворота открываются, нас встречает первый брат. Но почему у него такие печальные глаза? Меня зовут синьор Минор. Я вот что вам скажу: Со смехом мне не по пути, Я грустью дорожу. Люблю, вздыхая, слёзы лить И предлагаю вам. Давайте вместе погрустим – О чем – не знаю сам. Ребята погрустим с Минором? Послушайте «Старинную французскую песенку» П. Чайковского. Ребята, что вы чувствовали, когда слушали песню? У вас были такие же печальные глазки, как у сеньора Минора. какой характер у этого правителя, как вы думаете?. - А музыку, которую он любит слушать написана в минорном ладу. Этот лад придает музыке грустный, печальный оттенок. Давайте, ему подарим его любимую песенку Караоке ( пришла зима). Спасибо вам, мои друзья. Я счастлив был услышать такую выразительную, проникновенную, задушевную музыку. Я так расчувствовался. А вот Веселая музыка режет мне слух, она чересчур звонкая, радостная. Я знаю, кому она придется по вкусу. Мой любимый брат будет счастлив с вами познакомиться. Друзья, представиться спешу – Знакомству очень рад. Меня зовут синьор Мажор. Я лучший друг ребят. С собой когда я прихожу Улыбку, шутки, смех. И если дружен ты со мной, То ждет тебя успех. Траля-ля-ля, траля-ля-ля, То ждет тебя успех. Ребята, как вы думаете какой характер у этого правителя? Какую музыку он любит слушать? А музыка, которую он любил слушать написана в мажорном ладу, этот лад придает музыке радостный, светлый оттенок. - А сейчас мы послушаем музыку, которую любит слушать сеньор мажор. « П.И. Чайковского из цикла Времена года-ФЕВРАЛЬ.» Ребята, что вы чувствовали, когда слушали песню? Давайте и этому брату сделаем подарок, споем для него. КАРАОКЕ для ДЕТЕЙ «Кабы Не Было Зимы». Как я рад, что встретил здесь таких активных, веселых ребят! -А сейчас ещё раз повторим, с какими двумя братьями мы свами познакомились? (мажор,минор). -Какой оттенок придаёт музыке мажорный лад? -Какой оттенок придает музыке минорный лад? 1.Ребята, вы наверное обратили внимание о минорном и мажорном ладу,я употребляла слово «оттенок». -Чем занимаясь можно использовать слово «оттенок»? Когда мы рисуем. - О рисовании я заговорила не просто так. Сейчас вашему вниманию, я предоставляю картину. -Ребята, давайте представим, что мы композиторы. Мы создаем, глядя на эту картину муз.произведение. В каком ладу мы создадим это муз.произведение? -А почему? И еще одну картину я вам предложу рассмотреть.(1мин). Какое у вас сейчас создалось настроение, глядя на эту картину Подумайте какую музыку можно сочинить к этой картине? В каком ладу оно будет звучать? Почему? -Что повлияло на наше настроение? (цвета, которые использовал художник мрачные, тусклые, тёмные) Ребята, а можно словом передать настроение? Как? Сейчас я вам прочитаю 2 стихотворения про березки, ваша задача внимательно их слушать. 1)Берёзка Теплом трепещущим, ветками влажными Тянется к солнцу берёза отважная. Видишь, как цепко за мыс ухватилась? Видишь, как ясно в воде отразилась?... Солнце её, сиротливую, нежит, Ветер ей косы зелёные чешет. Дай ей, земля, животворного сока! Станет она и прямой, и высокой! Сердце не бьётся в берёзе, и всё же На человека берёза похожа! 2) Лежит берёзка на земле сырой С распоротой обугленной корой. Её сразила молния вчера Ударом браконьерским топора. А прежде руки утренней зари Ей в уши продевали янтари, И ветер к ней, бывало, прилетал И ленты солнца в волосы вплетал. Ах, ни одна из всех берёз Таких красивых не носила кос! Берёзы ненавидели сестру, Сучками ей царапали кору… Теперь они трусят седой листвой Над рухнувшей сестрицей неживой, И слёзы тяжеленные, как ртуть, Роняют ей на высохшую грудь. - Меняется ли в каждом из стихотворений настроение? - Какое чувство у вас возникло при чтении стихотворений? - Какие строчки из стихотворений вам больше всего запомнились, понравились? - А эти стихотворения чему-то научили вас? На доске вывешиваются два листа цветной бумаги (зелёный и чёрный). Всматриваемся в эти цвета. Какой из цветов соответствует какому настроению и какому стихотворению? Какому ладу? Теперь я предлагаю выбрать вам одной из стихотворений и нарисовать к нему рисунок. - О чём же мы узнали сегодня на уроке? Мы с вами узнали, что мажор и минор могут передавать определённые настроения. А ведь музыка – это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, в согласии, т.е. ? (в ладу). - А как вы думаете, наши встречи с мажором и минором на этом завершаются? Конечно же, нет, потому что на каждом уроке мы слушаем музыкальные произведения, и каждое произведение имеет своё настроение, а значит и лад. - В каком ладу и настроении мы завершили урок? Д.з найти и выучить песню в мажорном или минорном ладу. |