УРОК МУЗЫКИ В 6 КЛАССЕ
Тема урока: Выдающиеся исполнители.
Цель урока: знакомство с выдающимися исполнителями в области вокала, инструментального исполнительства, хореографии.
Задачи: формирование у обучающихся потребности в общении с искусством, формирование эмоциональной отзывчивости, приобщение к лучшим образцам мирового искусства через творчество выдающихся исполнителей.
Музыкальный материал: русская народная песня «Валенки», музыка Г.Пономаренко, слова М.Агашиной «Подари мне платок», Р.Щедрин «Кармен-сюита» (фрагмент), С.Рахманинов «Прелюдия» (q-moll), А.Моцарт «Соната» №3, музыка А.Морозова, слова М.Рябинина «Вечер школьных друзей», Р.Глиэр «Прелюдия».
Дополнительный материал: видеофрагменты.
Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, фортепиано.
Ход урока
Организационный момент
Музыкальное приветствие
Чтение отрывка рассказа Л.Толстого «Музыкант»
Демонстрация видеоряда с исполнителями различных видов искусства
- Скажите, чем знамениты эти люди? (ответы обучающихся).
-Тема сегодняшнего урока «Выдающиеся исполнители». Мы сегодня с вами побываем на концертах великих музыкантов, которые будут исполнять песни, произведения на различных музыкальных инструментах, а также великих танцоров.
На экране портрет Лидии Руслановой
-Что вы знаете об этой певице? (сообщения детей).
-Лидия Андреевна Русланова - это великий голос России. Она пела у стен Рейхстага, когда наши войска вошли в Берлин. Её считали хранительницей русского фольклора, его образцом. Петь она научилась рано и первые уроки пения получила в церковном хоре. Когда началась Первая мировая война Лидия Андреевна пошла на фронт сестрой милосердия и в свободные минуты пела раненым солдатам. В годы Великой Отечественной войны она вместе с концертными бригадами выезжала на фронт и пела перед нашими воинами.
Для чего, как вы думаете? (ответы обучающихся).
- Ежегодно в нашей стране проходят конкурсы народного искусства, и носят они имя Л.А.Руслановой. Даже на планете Венера есть кратер под именем «Русланова». Сейчас прозвучит запись исполнения песни «Валенки» в исполнении Лидии Руслановой. Подумайте, что необычного было в исполнении этой великой певицы и в каком жанре прозвучала эта песня? (ответы обучающихся).
На экране портрет Александры Стрельченко
-Эта замечательная певица своим кумиром считала Л.А.Русланову (следует сообщение учащихся о голосе А.И.Стрельченко).
-Александру Стрельченко считали «королевой народной песни». На её концертах часто присутствовали и руководители нашей страны (Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев) , которые восхищались её мастерством. Посмотрите запись выступления Александры Стрельченко с песней «Подари мне платок». Охарактеризуйте после прослушивания манеру исполнения этой певицы.
Слушание песни «Подари мне платок» (обсуждение исполнения).
На экране фото М.М.Плисецкой.
-Что вы знаете об этой исполнительнице и какой вид искусства она прославила? (ответы обучающихся).
-Майя Михайловна Плисецкая — великая русская балерина, которая имеет огромное количество званий, наград. Несмотря на годы, несмотря на эпохи, в которых она жила, Плисецкая всегда оставалась восхитительной женщиной и балериной. Время было не властно над ней: она и в 30, и в 40, и в 50 лет была в прекрасной форме и покоряла зрителей своим искусством. Даже в 70 лет (а это рекорд в балете) она стала на пуанты и танцевала перед зрителями зажигательный танец. Её супруг К.Р. Щедрин написал специально для неё «Кармен-сюиту», в основе которой лежат темы из оперы «Кармен» Жоржа Бизе.
Посмотрите фрагмент «Кармен-сюиты» и ответьте на вопрос: есть ли развитие в музыке, в каком ладу написан музыкальный фрагмент, что покорило вас в танце Майи Плисецкой?
Просмотр видеофрагмента из сюиты «Кармен» Р.Щедрина (ответы обучающихся).
На экране фото С.Т.Рихтера за инструментом.
-Скажите, в каком виде искусства прославился Святослав Тиофилович Рихтер и что вам известно о его творческом пути? (ответы обучающихся).
-Рихтер мечтал о профессии дирижера, но судьба распорядилась иначе. Музыкой он начал заниматься с трех лет. К игре на фортепиано его приобщили родители (они сами были музыкантами). Святослав Рихтер является первым в СССР обладателем американской премии «Грэмми», которая присуждалась выдающимся деятелям в области искусства. Скажите, чем отличается выдающийся музыкант от обычного музыканта ? (ответы обучающихся).
-Он отличается трудолюбием, художественным вкусом, он понимает и воплощает замысел композитора, он повествователь того, что создано автором. Некоторые люди идут послушать произведения Бетховена, произведения Шопена, произведения Рахманинова и других композиторов, но некоторые люди идут на определенного исполнителя, идут послушать как звучит музыка в исполнении выдающихся музыкантов. Я приглашаю вас послушать игру гениального пианиста Святослава Рихтера. После прослушивания скажите: есть ли развитие в музыке, какова форма музыкального произведения?
Слушание «Прелюдии» С.Рахманинова (обсуждение прослушанного).
На экране фото Мстислава Растроповича.
-Перед вами портрет Мстислава Растроповича. Игрой на каком музыкальном инструменте он прославился? (сообщения обучающихся).
-Только лишь ленивый и ограниченный человек не знает имени Мстислава Растроповича. Он покорил весь мир игрой на виолончели, вызывал восхищение и у президентов, и у королей. Ходит легенда, что королева Англии перед великим музыкантом сняла шляпу, тем самым преклоняясь перед его талантом.
Во всем мире его называли «русским гением». Послушайте фрагмент «Сонаты» №3 Моцарта в исполнении Растроповича и затем ответьте на вопрос: какие чувства вызвала у вас исполнение этого великого музыканта?
Слушание «Сонаты» №3 В.А.Моцарта в исполнении М.Растроповича (обсуждение прослушанного).
-В нашей школе тоже есть исполнители, которые с детских лет приобщаются к исполнительскому искусству. Они представляют наше учебное заведение на различных конкурсах и фестивалях. И сейчас они выступят перед нами.
Звучит песня «Вечер школьных друзей» в исполнении обучающейся 10 А класса Свеженцевой Марии.
Звучит «Прелюдия» Р.Глиэра в исполнении обучающейся 11 А класса Чекмаревой Анастасии.
Итог урока
-На уроке мы познакомились с выдающимися исполнителями.
-Скажите, в каких видах искусства эти исполнители были знамениты?
-Назовите их фамилии.
-Назовите произведения, которые прозвучали на уроке.
-Какими качествами должен обладать исполнитель?
(ответы обучающихся).
-Пройдет время, вы окончите школу, другие учебные заведения, выберите себе профессию. Я желаю вам не ошибиться в этом выборе и стать высокопрофессиональным исполнителем.
Рефлексия
Домашнее задание: составить синквейн на тему прослушанных произведений.