Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области – Боровская средняя школа № 84
Урок русского языка
«Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц»
3 А КЛАСС
Учитель высшей категории: Макарова Н.М.
Здравствуй, друг
Желаю (большой) успеха (указательный) большого (средний) во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь)
Запиши слова в два столбика Знаю- не знаю
С книг . й, перед дом . м, за куриц . й, под кож . й, со скрипач . м, под хлебниц . й, с товарищ .м; перед врач . м, с плащ. м, под солнц . м, под черёмух .й, над блюдц . м.
Тема урока
«Правописание О и Е в окончаниях существительных после шипящих и Ц»
ОПАСЕНИЯ
ОЖИДАНИЯ
ИНСТРУКЦИЯ:
Прочитай слово.
Найди ударную гласную, поставь знак ударения.
Под безударной гласной в окончании поставь точку.
Выделите окончание.
Выделите основу. Обратите внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркните букву.
Обратите внимание, какая гласная будет стоять в ударных окончаниях, какая – в безударных.
Сделайте вывод.
1 Группа анализирует слова 1 –го скл. с основой на Ц.
За лисицей, с овцой, столицей, пыльцой.
2 Группа анализирует слова 1 –го скл. с основой на шипящий звук.
С лапшой, под крышей, над передачей, перед свечой.
3 группа анализирует слова 2 –го скл. с основой на шипящий звук.
С багажом, за ключом, перед гаражом, с завучем.
4 группа анализирует слова 2 –го скл. с основой на Ц.
Со шприцом, за перцем, перед незнакомцем, за крыльцом.
Вывод
В окончаниях имён существительных__________ склонения после________
Под ударением пишется ____, без ударения __.
Проверка
- Давайте проверим наши предположения с правилом в учебнике. Откройте учебник на странице 57
Самооценка
Найди свою карточку
- Мне нужны два помощника. У одного лист с буквой О, у другого с Е. У вас на партах лежат карточки со словами, возьмите их, вставьте нужную гласную букву, опираясь на правило, и подойдите к тому ученику, который держит «вашу» гласную букву.
Кто с кем дружит
Медведь
волчица
барсук
Бабочка
петух
окунь
черепаха
Воробей
ПРОВЕРКА
О
Медведь с моржом; барсук с ежом; бабочка с саранчой; окунь с ершом; воробей с грачом.
Е
Петух с курицей; черепаха с ящерицей; волчица с лисицей.
Самооценка
«ЧЕТЫРЕ СТИХИИ»
Упражнение «Четыре стихии»
- - "Четыре стихии"- это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх, глубоко вдыхаете. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.
Запомни
После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква о , без ударения буква е.
врачом, свинцом
товарищем, полотенцем
ЧТО БЫВАЕТ В КЛАССЕ, КОГДА УЧИТЕЛЬ ЗАБОЛЕЕТ.
В лесу за цветущим деревц_м встретился Медведь с учительниц_й Лисиц_й, которая шла к доктору. - Как себя чувствуешь, кума? Когда я тебя заменял в твоем классе, Волчица зашла за своим малыш_м, а один ученик попал в нее мяч_м. Случайно, правда. Барсук с Еж_м закрылись в темнице, их пытались открыть ключ_м Куницы. Заяц с плач_м убежал от Белки. Крот задел своим плащ_м кастрюлю с борщ_м. Скорее приходи в школу! Мы тебя ждем!
ЧТО БЫВАЕТ В КЛАССЕ, КОГДА УЧИТЕЛЬ ЗАБОЛЕЕТ.
В лесу за цветущим деревц е м встретился Медведь с учительниц е й Лисиц е й, которая шла к доктору. - Как себя чувствуешь, кума? Когда я тебя заменял в твоем классе, Волчица зашла за своим малыш о м, а один ученик попал в нее мяч о м. Случайно, правда. Барсук с Еж о м закрылись в темнице, их пытались открыть ключ о м Куницы. Заяц с плач е м убежал от Белки. Крот задел своим плащ о м кастрюлю с борщ о м. Скорее приходи в школу! Мы тебя ждем!
СФЕТОФОР
я научился
могу научить
других
я не понял
ОПАСЕНИЯ
ОЖИДАНИЯ
Сегодня на уроке
узнал, открыл для себя…
научился, смог…
могу похвалить себя и своих одноклассников за …
Я