- коррекционно-развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, представление, память, операции мышления: анализ, синтез, сравнение, классификация, обогащать речь учащихся.
- воспитательные: воспитывать чувство патриотизма.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания. (оформление доски) |
I. Вводная часть урока | | | |
1. Организационный момент | - Сядет то, кто назовёт произведение устного народного творчества. | Учащиеся называют произведения и садятся: - Пословица. Поговорка. Загадка. Сказка. Былина. Песня. | |
2. Сообщение темы, целей и задач урока. | - Разгадайте имена и скажите, что их объединяет. | - Учащиеся разгадывают слова (читают справа налево). - Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец – богатыри. | На доске записано Я н ы р б о д Ч и т и и к и н А ш ё л а Ч и в о п о п Я ь л и Ц е м о р у м |
| - Сегодня мы продолжаем знакомиться с произведениями устного народного творчества, в которых рассказывается о героических подвигах богатырей и жизни народа. | | |
II. Основная часть урока. | | | |
1. Актуализация знаний учащихся. | 1. Беседа по картине. Открывается картина на доске, включается аудиозапись. | Учащиеся рассматривают картину, прослушивая музыкальный фрагмент. | Картины В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье». |
| - Перед вами картина В.М. Васнецова «Богатыри». Эту картину художник писал 17 лет. - Кто изображён на картине. - Знаете ли вы, как зовут богатырей, которых изобразил художник. - Как они выглядят? - Что на них надето? - Какое у них оружие? - А какие у них кони ? Спокойно ли они стоят? | - Три богатыря. | Аудиозапись. |
| - Как вы думаете, что делают богатыри ? | - Всматриваются вдаль- нет ли врагов, охраняют родную землю. | |
| - Что изображено на заднем плане картины. как вы думаете, почему такие тёмные краски использовал художник ? | | |
| - Можем ли мы сказать, что художник использовал приём противопоставления? Зачем ? | - Чтобы показать борьбу светлых и тёмных сил. | |
| 2. Работа со словом «былина». | | |
| - Как вы думаете, благодаря какому жанру устного народного творчества дошли до нас сведения о богатырях? | - О подвигах богатырей рассказывается в былинах. | |
| - Прочитайте ряд однокоренных слов к слову «былина». | - Учащиеся читают слова. | На доске записаны слова: Бывалка Бывальщина Былица Былина Быль |
| - Объясните общее значение этих слов. | - Это рассказы о том, что происходило на самом деле. | |
| - Верно, быль, былина – это было, случилось, невымышленный рассказ, правдивый; иногда это может быть вымысел, но сбыточный, не сказочный. | | |
2.Объяснение нового материала. | - Рассказ учителя с элементами беседы. Былины – это русский народные сказания о богатырях, защищавших русские земли. Первые былины сложились ещё в Киевской Руси. Подумайте, от каких врагов могли защищать богатыри русскую землю. | - От нашествия татаро - монгол. | |
| - Что должен делать человек, какими качествами он должен обладать, чтобы его можно было назвать богатырём?. | - он должен защищать родную землю, бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым… | |
| - А знаете ли вы, что Илья Муромец не обладал завидным здоровьем от природы. | | |
| Послушайте отрывок из былины «Исцеление Ильи Муромца» (Текст читает учитель или звучит запись на диске) | | Прослушивание записи на диске. |
| стр. 15 от слов «В славном городе Муроме до слов «как будто их не было». | | |
| - Что нового узнали из былины? | - Что Илья Муромец до 30 лет не мог ходить. Силу ему дали странники. Они сказали, что Илья не умрёт в бою, и будет старшим над всеми богатырями. | |
| - Мы читали былины в 7 классе. Вспомните о чем рассказывается в былинах. | - О подвигах богатырей, о борьбе с врагами. | |
| - На какой жанр литературы похожи былины? | - На сказки. | |
| - Верно, былины похожи на сказки, но это не сказки, потому что в былине рассказаны исторические события, изображению которых сопутствуют фантастические картины: богатыри борются с чудовищами, одолевают полчища врагов и совершают другие подвиги, превышающие силы человека. Врагами богатырей являются Соловей-разбойник, Идолище поганое, Змей, Тугарин Змеевич. Былина похожа на рассказ, но не является рассказом. Хотя в них указано конкретное место и время действия. Обычно место и время действия представлены в зачине ( кратком вступлении), например: «Как во славном во граде, во Киеве». Былины написаны особым стихом, который называется былинный стих. Из-за этого былины так напевны. Описание особенных событий и особенных героев богатырей нуждается в какой-то особой форме, не такой, в которой рассказывают о повседневной жизни. Для описания всего, что связано с богатырём: его силы и телосложения, оружия, коня, той задачи, которую он должен выполнить, и т.д. – используются преувеличения. Всё, что окружает богатыря, столь же велико, исключительно и необычно, сколь и он сам. Вот как описываются доспехи одного из богатырей. (см. стр. 9. – неправильно написана стр. В былинах много повторов. Обычно самые важные дела удаются герою с третьего раза. Исполняли былины народные певцы- сказители ( от слова «сказать».) Эти люди пользовались почётом и уважением. Вокруг них всегда собиралось много слушателей, которые с трепетом и вниманием переживали истории богатырей. Крестьяне уходившие далеко от дома, например моряки, рыбаки, уходя на рыбную ловлю, приглашали сказителя, в обязанность которого входило только пение, а за это он получал плату наравне с остальными. Былины не пелись, а сказывались - произносились немного нараспев. Былина звучала медленно и плавно, степенно, чему соответствовал и образ самого сказителя. Обычно это были пожилые люди в возрасте 50-70 лет. Посмотрите на фотографию. Эта скульптура изображает сказителя былин. В руках у него старинный струнный инструмент - гусли. Перебирая струны гуслей, сказитель нараспев вел рассказ о подвигах богатырей. К сожалению, традиция исполнять былины сейчас исчезла. Последние записи были былин сделаны в 40-е годы XX века. Всего собрано и записано около двух тысяч былин. И хотя встретить их в живом исполнении сейчас невозможно, но интерес к былине не исчезает по сегодняшний день. | | Показ фотографии. Боян. Аллея сказок в Ялте. Показ изображения гуслей. |
Физминутка | Мы немного отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём. Вверх на солнце посмотрели Всех лучи его согрели Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво И налево тоже надо поглядеть из-под ладошек. И направо ещё Через левое плечо. Наклонились влево, вправо Получается на славу. | | |
| 2. Чтение статьи учебника. Статью читает хорошо читающий ученик. стр. 20-21 | | |
3. Закрепление материала. | 1. Беседа: - Какие произведения устного народного творчества называют былинами? Найдите и прочитайте в статье учебника. | - Былина, это песня-сказание о богатырях и исторических событиях в Древней Руси. | |
| - О чём рассказывает былина? | - О борьбе богатырей с врагами русской земли. | |
| - Назовите имена героев былин? | Садко, Микуло Селянинович, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Змей, Тугарин Змей, Соловей разбойник. | |
| - Кто исполнял былины. Почему былины можно было исполнять под гусли. | - Певцы-сказители. Они исполнялись нараспев, поэтому их можно было сказывать под гусли. | |
| 2. Работа с текстом статьи на карточках. Учитель раздаёт учащимся карточки. На карточках дано значение слов, которые часто встречаются в былинах. Пользуясь статьёй учебника, заполните карточку. | Учащиеся заполняют карточку пользуясь статьёй учебника «Былины». | |
| С л о в а рь: | С л о в а р ь: | |
| 0 … - в Древней Руси начальник войска. | 0 Воевода - в Древней Руси начальник войска. | |
| 0 … - заросла травой – муравой. | 0 Замуравела – заросла травой – муравой. | |
| 0… -дорога завалена колодами (стволами деревьев). | 0 Дорожка заколодела – дорога завалена колодами (стволами деревьев) | |
| 0 … - у березы искривлённой. | 0 у березы у покляпыя – у березы искривлённой. | |
| 0… - травы приклоняются к земле, перепутываются. | 0 травушки-муравы уплетаются – травы приклоняются к земле, перепутываются. | |
| 0…- яркие, красивые цветочки. | 0 лазоревы цветочки – яркие, красивые цветы. | |
| 0… - спотыкается. | 0 потыкается – спотыкается. | |
| 0 … - старый казак. | 0 старыя казак - старый казак. | |
| 0… - еда. | 0 сыть – еда. | |
| …. - не можешь. | 0 не можь – не можешь | |
| … - висок. | косица - висок. | |
| … - не ходит. | не прохоживает – не ходит. | |
| … - не бегает. | не прорыскивает - не бегает | |
| … - не ездит | не проезживает - не ездит | |
III. Заключительная часть урока. | | | |
1. Домашнее задание. | Прочитать статью учебника «Былины» стр. 30-21, ответить на вопросы, закончить заполнение карточки-словарь. | | |
2. Оценка деятельности учащихся. | Учитель выставляет оценки, комментирует их. | | |
3. Итог урока. | - Закончить фразу: « Сегодня на уроке мы … | - познакомились с былиной. | |
| - Ещё раз назовите отличительные черты былин. | - напевность, повествование о подвигах, преувеличения, исполняется сказателем. | |