На площадях нашего магазина открыт филиал бюро добрых услуг «Шарашкина контора».
Директор филиала г-жа Медвежья У.
«Шарашкина контора » оказывает широкий спектр услуг:
Найдём дар речи, выведем сухим из воды, возьмём быка за рога, выдадим птичьи права. Измерим коломенскую версту своим аршином, найдём ветер в поле и сделаем его попутным в голове, сделаем из сонной мухи спящего слона.
Также оказываем:
Банно-прачечные услуги – намылим шею, перемоем кости, почешем затылок, намнём бока, очистим совесть.
Развлекательные - сыграем на нервах, споём из другой оперы, станцуем под чужую дудку.
После дождичка в четверг наша постоянная покупательница выступит с концертом, в программе – коза с баяном и корова с седлом.
Следите за рекламой! Не опоздайте к шапочному разбору!
Фразеологизмы и их роль в языке
Цели урока:
- систематизировать знания по теме “Фразеология”
- совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;
- развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;
- воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
- воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.
Давайте вспомним:
Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению
- Что называется фразеологизмом?
Устойчивые сочетания слов, равные по своему значению либо 1 слову, либо целому предложению
- Играют ли фразеологизмы роль в предложении?
Да. Фразеологизмы выполняют роль одного члена предложения
- Чем фразеологизмы отличаются от свободных сочетаний слов?
Являются неделимыми оборотами речи, в предложении подчеркиваются как 1 член предложения
- Можно ли заменить фразеологизм одним словом?
Да. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову
«Плясать под чужую дудку» — беспрекословно выполнять волю другого человека.
«Сесть на шею» —
быть обузой для другого человека.
«Водить за нос» — обманывать.
«Тянуть кота за хвост» —
надолго затягивать какое-либо решение или дело.
«Не разлей вода» —
дружные ребята.
«Витать в облаках» — мечтать.
«Мухи не обидит» — кроткий человек.
«Море по колено» —
ничто не страшно.
«Как две капли воды» — очень похожи друг на друга.
Задания
«О каких фразеологизмах идет речь?»
Что написано пером, то не вырубишь топором
Пишет как курица лапой
Бить баклуши
Избушка на курьих ножках
Тянуть кота за хвост
Цыплят по осени считают
Назовите «главного героя» фразеологизма
- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
НОС
- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
УШИ
- Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
ВЕТЕР
Фразеологизмы могут иметь синонимы, антонимы, омонимы
- Тёртый калач – стреляный воробей
- Непочатый край – раз-два и обчёлся
- Пустить петуха (поджечь)
- Пустить петуха (сорваться на высокой ноте во время пения)
Выполните задание, перейдя по ссылке
http ://learningapps.org/display?v=pe6dxat2a17
Найдите фразеологические антонимы
Душа в душу
Как звезд на небе
С гулькин нос
Последняя спица в колеснице
Играть первую скрипку
Как кошка с собакой
Рукой подать
За тридевять земель
Восходящая звезда
Угасшее светило
Где мы можем выяснить значение и происхождение фразеологизмов?
В словарях
«Кто быстрее?» (составьте предложения)
- Я знал городские переулки
- Дождь лил
- Гости свалились
- В сфере своей деятельности Олег чувствовал себя
- как снег на голову
- как из ведра
- как рыба в воде
- как свои пять пальцев
- Я знал городские переулки как свои пять пальцев
- Дождь лил как из ведра
- Гости свалились как снег на голову
- В сфере своей деятельности Олег чувствовал себя как рыба в воде
Выполните синтаксический разбор предложения:
На учебной практике Влад бил баклуши, а Антон работал не покладая рук.
Выполните задание, перейдя по ссылке:
http ://learningapps.org/display?v=p42nrrbvj17
Ответьте на шуточные вопросы:
- Можно ли что-нибудь перелить из пустого сосуда?
(Из пустого в порожнее).
- Может ли вопрос заболеть? Есть ли у него ребро?
(Больной вопрос; поставить вопрос ребром).
- Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей?
(В голове каша).
- Есть ли глаза у опасности?
(Смотреть в глаза опасности).
- В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения ?
(Как дважды два).
- Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?
(Бежать со всех ног).
Домашнее задание:
Составьте кластеры из фразеологизмов «С головы до ног»