СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: "Фразеологизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме: «Фразеологизмы и их роль в языке»  проводится согласно календарно - тематическому планированию, в группах 1 курса СПО. Данный урок соответствует современным методическим требованиям. Цель данного урока – повторение, обобщение и систематизация знаний по теме фразеология. Он включает в себя закрепление умения находить фразеологизмы в тексте и определять их синтаксическую роль в предложении, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи; проверяется прочность орфографических и пунктуационных навыков в целом. Данный урок позволяет преподавателю организовать различные виды деятельности учащихся: работать самостоятельно с предоставленной информацией, обобщать, делать выводы. Немаловажно то, что данный урок помогает развивать умение точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, предоставлять и сообщать результаты своей работы, как в устной, так и в письменной форме, развивает диалогическую речь. В ходе урока предусмотрена работа с Интернет-ресурсами (learning.apps). Урок разработан для групп со средним баллом 3 (удовлетворительно) по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: "Фразеологизмы"»

На площадях нашего магазина открыт филиал бюро добрых услуг «Шарашкина контора». Директор филиала г-жа Медвежья У. «Шарашкина контора » оказывает широкий спектр услуг: Найдём дар речи, выведем сухим из воды, возьмём быка за рога, выдадим птичьи права. Измерим коломенскую версту своим аршином, найдём ветер в поле и сделаем его попутным в голове, сделаем из сонной мухи спящего слона. Также оказываем: Банно-прачечные услуги – намылим шею, перемоем кости, почешем затылок, намнём бока, очистим совесть. Развлекательные - сыграем на нервах, споём из другой оперы, станцуем под чужую дудку. После дождичка в четверг наша постоянная покупательница выступит с концертом, в программе – коза с баяном и корова с седлом. Следите за рекламой! Не опоздайте к шапочному разбору!

На площадях нашего магазина открыт филиал бюро добрых услуг «Шарашкина контора».

Директор филиала г-жа Медвежья У.

«Шарашкина контора » оказывает широкий спектр услуг:

Найдём дар речи, выведем сухим из воды, возьмём быка за рога, выдадим птичьи права. Измерим коломенскую версту своим аршином, найдём ветер в поле и сделаем его попутным в голове, сделаем из сонной мухи спящего слона.

Также оказываем:

Банно-прачечные услуги – намылим шею, перемоем кости, почешем затылок, намнём бока, очистим совесть.

Развлекательные - сыграем на нервах, споём из другой оперы, станцуем под чужую дудку.

После дождичка в четверг наша постоянная покупательница выступит с концертом, в программе – коза с баяном и корова с седлом.

Следите за рекламой! Не опоздайте к шапочному разбору!

Фразеологизмы и их роль в языке

Фразеологизмы и их роль в языке

Цели урока:   систематизировать знания по теме “Фразеология” совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи; развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха; воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию; воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.

Цели урока:

  • систематизировать знания по теме “Фразеология”
  • совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;
  • развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;
  • воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
  • воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.
Давайте вспомним:   Что изучает фразеология? Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению Что называется фразеологизмом? Устойчивые сочетания слов, равные по своему значению либо 1 слову, либо целому предложению Играют ли фразеологизмы роль в предложении? Да. Фразеологизмы выполняют роль одного члена предложения Чем фразеологизмы отличаются от свободных сочетаний слов? Являются неделимыми оборотами речи, в предложении подчеркиваются как 1 член предложения Можно ли заменить фразеологизм одним словом? Да. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову

Давайте вспомним:

  • Что изучает фразеология?

Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания, цельные по своему значению

  • Что называется фразеологизмом?

Устойчивые сочетания слов, равные по своему значению либо 1 слову, либо целому предложению

  • Играют ли фразеологизмы роль в предложении?

Да. Фразеологизмы выполняют роль одного члена предложения

  • Чем фразеологизмы отличаются от свободных сочетаний слов?

Являются неделимыми оборотами речи, в предложении подчеркиваются как 1 член предложения

  • Можно ли заменить фразеологизм одним словом?

Да. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову

«Плясать под чужую дудку»  — беспрекословно выполнять волю другого человека. «Сесть на шею»  —  быть обузой для другого человека. «Водить за нос»  — обманывать.

«Плясать под чужую дудку» — беспрекословно выполнять волю другого человека.

«Сесть на шею»

быть обузой для другого человека.

«Водить за нос» — обманывать.

«Тянуть кота за хвост»  — надолго затягивать какое-либо решение или дело. «Не разлей вода»  — дружные ребята. «Витать в облаках»  — мечтать.

«Тянуть кота за хвост»

надолго затягивать какое-либо решение или дело.

«Не разлей вода»

дружные ребята.

«Витать в облаках» — мечтать.

«Мухи не обидит»  — кроткий человек. «Море по колено» —  ничто не страшно. «Как две капли воды»  — очень похожи друг на друга.

«Мухи не обидит» — кроткий человек.

«Море по колено»

ничто не страшно.

«Как две капли воды» — очень похожи друг на друга.

Задания

Задания

«О каких фразеологизмах идет речь?» Что не вырубишь топором? Что написано пером, то не вырубишь топором Кто пишет лапой? Пишет как курица лапой Что бьют бездельники? Бить баклуши На каких ножках избушка? Избушка на курьих ножках Кого тянут за хвост? Тянуть кота за хвост Когда цыплят считают? Цыплят по осени считают

«О каких фразеологизмах идет речь?»

  • Что не вырубишь топором?

Что написано пером, то не вырубишь топором

  • Кто пишет лапой?

Пишет как курица лапой

  • Что бьют бездельники?

Бить баклуши

  • На каких ножках избушка?

Избушка на курьих ножках

  • Кого тянут за хвост?

Тянуть кота за хвост

  • Когда цыплят считают?

Цыплят по осени считают

Назовите «главного героя» фразеологизма Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.  НОС Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.  УШИ Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. ВЕТЕР

Назовите «главного героя» фразеологизма

  • Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.

НОС

  • Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

УШИ

  • Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

ВЕТЕР

Фразеологизмы могут иметь синонимы, антонимы, омонимы   Тёртый калач – стреляный воробей Непочатый край – раз-два и обчёлся Пустить петуха (поджечь) Пустить петуха (сорваться на высокой ноте во время пения)

Фразеологизмы могут иметь синонимы, антонимы, омонимы

  • Тёртый калач – стреляный воробей
  • Непочатый край – раз-два и обчёлся
  • Пустить петуха (поджечь)
  • Пустить петуха (сорваться на высокой ноте во время пения)
Выполните задание, перейдя по ссылке      http ://learningapps.org/display?v=pe6dxat2a17

Выполните задание, перейдя по ссылке

http ://learningapps.org/display?v=pe6dxat2a17

Найдите фразеологические антонимы   Душа в душу Как звезд на небе С гулькин нос Последняя спица в колеснице Играть первую скрипку Как кошка с собакой Рукой подать За тридевять земель Восходящая звезда Угасшее светило

Найдите фразеологические антонимы

Душа в душу

Как звезд на небе

С гулькин нос

Последняя спица в колеснице

Играть первую скрипку

Как кошка с собакой

Рукой подать

За тридевять земель

Восходящая звезда

Угасшее светило

Где мы можем выяснить значение и происхождение фразеологизмов? В словарях

Где мы можем выяснить значение и происхождение фразеологизмов?

В словарях

«Кто быстрее?»  (составьте предложения) Я знал городские переулки Дождь лил Гости свалились В сфере своей деятельности Олег чувствовал себя как снег на голову как из ведра как рыба в воде как свои пять пальцев Я знал городские переулки как свои пять пальцев Дождь лил как из ведра Гости свалились как снег на голову В сфере своей деятельности Олег чувствовал себя как рыба в воде

«Кто быстрее?» (составьте предложения)

  • Я знал городские переулки
  • Дождь лил
  • Гости свалились
  • В сфере своей деятельности Олег чувствовал себя
  • как снег на голову
  • как из ведра
  • как рыба в воде
  • как свои пять пальцев
  • Я знал городские переулки как свои пять пальцев
  • Дождь лил как из ведра
  • Гости свалились как снег на голову
  • В сфере своей деятельности Олег чувствовал себя как рыба в воде
Выполните синтаксический разбор предложения: На учебной практике Влад бил баклуши, а Антон работал не покладая рук.

Выполните синтаксический разбор предложения:

На учебной практике Влад бил баклуши, а Антон работал не покладая рук.

Выполните задание, перейдя по ссылке:    http ://learningapps.org/display?v=p42nrrbvj17

Выполните задание, перейдя по ссылке:

http ://learningapps.org/display?v=p42nrrbvj17

Ответьте на шуточные вопросы: Можно ли что-нибудь перелить из пустого сосуда? (Из пустого в порожнее). Может ли вопрос заболеть? Есть ли у него ребро? (Больной вопрос; поставить вопрос ребром). Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей?  (В голове каша). Есть ли глаза у опасности? (Смотреть в глаза опасности). В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения ?  (Как дважды два). Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?  (Бежать со всех ног).

Ответьте на шуточные вопросы:

  • Можно ли что-нибудь перелить из пустого сосуда?

(Из пустого в порожнее).

  • Может ли вопрос заболеть? Есть ли у него ребро?

(Больной вопрос; поставить вопрос ребром).

  • Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей?

(В голове каша).

  • Есть ли глаза у опасности?

(Смотреть в глаза опасности).

  • В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения ?

(Как дважды два).

  • Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?

(Бежать со всех ног).

Домашнее задание: Составьте кластеры из фразеологизмов «С головы до ног»

Домашнее задание:

Составьте кластеры из фразеологизмов «С головы до ног»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!