СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "Ягодная полянка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по окружающему миру для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Ягодная полянка"»

Организационная информация

Тема урока

Ягодная полянка

Предмет

Окружающий мир

Класс

1 класс

Автор урока

Колачева Валентина Васильевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МБОУ СОШ №4

Методическая информация

Тип урока


Комбинированный урок

Цели урока


Цели: Познакомить с разнообразием ягодных растений.


Задачи урока


Задачи:

1) Знакомство с различными ягодными растениями.

2) Выявление значения ягод для человека.

3) Развитие творческих способностей учащихся.

4) Создать условия для развития:

-наблюдательности на основе работы с презентациями, натуральными пособиями, иллюстрациями.


Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока/занятия

Ученики актуализируют знания о ягодных растениях родного края. Приобретают навыки описания ягодных растений через выделение отличительных признаков и объединения в группы на основе существенных признаков. Приобретают знания о ядовитых ягодных растениях, обитающих в родном крае. Осваивают работу в группах. У детей формируется умение представлять результаты учебной деятельности в описании ягодного растения по предложенному плану. Ученики приобретают умение создавать творческие работы: сообщения о ягодных растениях, рисунок на тему «Ягодные узоры».


Необходимое оборудование и материалы

MS PowerPoint (в ходе урока используется компьютерная презентация); проектор.

Предварительно подготовить:

- гербарий с ягодными растениями ( клюква, брусника, черника, земляника, малина, голубика)

- таблички к этим ягодам

- выступления детей по этим ягодам

- ягодное варенье

- шаблоны вазочек для росписи ягодным узором


Подробный конспект урока/занятия

Мотивация учащихся


1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята!

Сели! Хорошо закроем двери,

Шум оставим за дверями,

И начнем урок мы с вами.

2 Постановка темы и цели урока

Ребята! Сегодня мы с вами вспомним о лете и продолжим разговор о дарах природы.

А отправимся мы на ягодную полянку. Миша и Маша решили составить нам компанию. Ребята, посмотрите, Миша и Маша взяли с собой корзинки. Только они пустые. Чем же они решили их заполнить? Об этом мы с вами узнаем, отгадав загадки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Голубенькое платьице, кустарник небольшой,

А соком своим мажется - попробуй-ка, отмой. (Голубика)

Много ягод в грозди этой

Поспевает знойным летом. (Виноград)

Красных ягод пышный куст-

Хороши они на вкус! (Смородина)

Он колючий, словно ёж.

В руки сразу не возьмёшь. (Крыжовник)


Что мы набрали в кузовки? ЯГОДЫ.

Мы сегодня познакомимся с различными ягодными растениями и выясним, чем полезны ягоды для человека.


Ход и содержание урока


3 Формирование новых понятий и способов действий.

Одинаковые ли ягоды попали в кузовок? Что их отличает?

( Одни растут в саду, другие на полянках в лесу)

Сейчас мы отправимся на лесную полянку и проверим, узнаете ли вы ягоды, которые встретятся нам.

Работа с гербарием

Рассмотрите ягодные кустики (гербарий на доске), определите, как называется каждое из этих растений.

(дети над кустиками прикрепляют названия, см. приложение 3)

Выступления детей

А теперь, давайте послушаем о каждом из этих растений. ( Подготовленные дети рассказывают, учитель показывает названные растения с помощью гиперссылок)

Но есть в лесу и ядовитые растения-ягоды: волчье лыко, вороний глаз.

Почему они так называются?

Эти ягоды нужны лесным жителям, возможно, кто-то лечится ими.

4 ФИЗ. МИНУТКА

Мы шли, шли, шли,

Земляничку нашли (клубничку, черничку, брусничку)

Раз сорвали, два сорвали

И дальше пошли. (…и домой пришли)

(дети показывают движения: ходьба и наклоны)

5 Применение знаний

Ягоды и вкусные и полезные.

Можно сказать, что ягода - маленькая кладовая витаминов. А еще в ягодах много других полезных веществ. Очень важно кушать разные ягоды, ведь в каждой есть что-то свое, особенное.

Игра «Угадай на вкус»

Дети с завязанными глазами пробуют разные виды ягодного варенья и отгадывают из какой ягоды варенье.

Ягодные узоры

Ягоды славятся тем, что их любят рисовать художники. Деревянная посуда, а сейчас и стеклянная, расписывается яркими, нарядными ягодными узорами


Домашнее задание

5 Домашнее задание

Рассмотрите внимательно узоры. Дома я попрошу вас составить ягодный узор на этих вазочках (раздать шаблоны, см. приложение 1). А затем мы оформим выставку в классе.


Проверка и оценивание ЗУНов

6 Итог урока. Рефлексия

Итак, проверим, какие знания вы нашли сегодня на ягодной полянке.

1. Работа по группам (4-5 чел). Раздаются картинки с ягодным растением и план, по которому нужно составить рассказ. (см.приложение 2)

- Где растёт?

- Кустарник или травянистое растение?

- Когда созревают ягоды?

- Как они используются в твоей семье?

Выступает один представитель от каждой группы.


Рефлексия деятельности на уроке


2. Сегодня на уроке не было Никиты. Что интересное вы расскажете ему о сегодняшнем уроке?



Приложение 1 Шаблоны вазочек для росписи ягодным узором

План ответа:

-Где растёт?

- Кустарник или травянистое растение?

- Когда созревают ягоды?

- Как они используются в твоей семье?


План ответа:

- Где растёт?

- Кустарник или травянистое растение?

- Когда созревают ягоды?

- Как они используются в твоей семье?


План ответа:

- Где растёт?

- Кустарник или травянистое растение?

- Когда созревают ягоды?

- Как они используются в твоей семье?


План ответа:

- Где растёт?

- Кустарник или травянистое растение?

- Когда созревают ягоды?

- Как они используются в твоей семье?


План ответа:

- Где растёт?

- Кустарник или травянистое растение?

- Когда созревают ягоды?

- Как они используются в твоей семье?

Приложение 2

План ответа:

- Где растёт?

- Кустарник или травянистое растение?

- Когда созревают ягоды?

- Как они используются в твоей семье?


Приложение 3 Таблички с названиями ягод

БРУСНИКА



ЧЕРНИКА



ГОЛУБИКА


КЛЮКВА

МАЛИНА

ЗЕМЛЯНИКА



Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Большие возможности для лучшего восприятия материала с учетом возрастных особенностей учеников 1 класса; возможность разнообразить формы работы.


1. Постановка темы и цели урока. Активизировать познавательную активность младших школьников за счет современных средств визуализации и интерактивных заданий.

Слайд 3-9

Отгадывание загадок. С помощью гиперссылок проверяется запись отгадок. Выход на тему и цель урока.

2. Формирование новых понятий и способов действий. Сделать обучение более наглядным и эффективным за счет включения в работу у обучающихся визуального канала восприятия (иллюстрации), аудиального (рассказы о растениях), кинестетического (развитие тактильного восприятия при работе с гербарием).

Слайд 10-18

Практическая работа с гербарием, рассказы учеников о растениях, просмотр данных растений на фото в презентации.

3. Физминутка

Слайд 19

4. Применение знаний

Слайд 20 Игра «Угадай на вкус»

Беседа о полезных свойствах ягод.

Слайд 21-27 Ягодные узоры

Беседа о красоте ягодных узоров в народном творчестве. Знакомство с работами художников по рисункам презентации.

5. Домашнее задание

Слайд 28

Объяснение задания.

6. Итог урока

Слайд 29





















Малина

От куста и до куста,

Ох, малина и густа!

Ягод тьма! А я немножко

Наберу еще в ладошку.

Малина помогает не только при простудах, но и при более серьезных заболеваниях.

Эта ягода повышает аппетит, улучшает иммунитет.


Клюква


Нет кислее ягод этих,

Только все равно приветь их.

Витамин в них - лучший друг вам.

Замечательная клюква!

Ягоды клюквы – это очень ценный и полезный продукт. В ней много витаминов. Клюквенный сок не дает расти бактериям и микробам. В клюквенном соке сохраняется, даже мясо. Раны и ожоги, промытые клюквенным соком, моментально заживают.


БРУСНИКА

У брусники вкус особый:

Толи кислый, толи нет.

Сколько ты ее ни пробуй,

Не найдешь на то ответ.

А зеленые листочки

Не желтеют и зимой.

Приносили мы из леса

Эту ягоду домой.

Ягода брусники применяют для приготовления начинки конфет, варенья. Брусничный сироп обостряет зрение.


ЗЕМЛЯНИКА

Этой крохотной девчушке

Жить не скучно на опушке

С паучками и жучками,

Земляными червячками.

А порою за травою

С милой матушкой землёю

Можно здесь уединиться

И секретами делиться.

Это одно из первых растений, которые люди начали использовать в лекарственных целях, а все потому, что в ней невероятное количество полезных веществ!


Вот черничка-ягода,

Кто найдёт - тот съест!

Сладкая и с мякотью -

Разве надоест?


Будьте аккуратными,

Ложку в рот неся!

Осторожней с пятнами -

Вывести нельзя!


На Руси чернику называли «молодильной ягодой». Черника хороша для зрения.


Где таёжная чаща тениста,

На земле кочковатой душистой,

Голубика повсюду растёт

Вкусны ягоды просятся в рот.


Всем цингу, лихорадку излечит

С ней ценны все случайные встречи

Ведь, сердечные боли пройдут

Диабета симптомы уйдут.



Подружитесь, друзья, с голубикой

Точно так же, как с клюквой, брусникой,

И болезни забудут о вас

Это лучше лекарства подчас.