СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему " Исследование влияния минеральных удобрений на физиологические показатели растений "

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему " Исследование влияния минеральных удобрений на физиологические показатели растений "»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ О ВЛИЯНИИ МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ НА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАСТЕНИЙ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ШКОЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА.

Полученные данные о влиянии внесения удобрений на культивирование земляники садовой и ее морфометрические и физиологические показатели были использованы для применения в ходе реализации школьного практикума по биологи в МКОУ «СОШ № 1» им. Героя Советского Союза Шелаева А.С. Был разработан конспект урока и инструктивные карточки для его проведения на тему «Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений».

Урок биологии в 6 классе.

Тема урока: Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений.

Цель урока: сформировать представления у учащихся о процессе питания на примере растений, показать ,как влияют минеральные удобрения на рост и развитие растений.

Задачи урока:

- обучающие: формировать у учащихся знания о почвенном питании растений как важнейшего процесса жизнедеятельности, познакомить с классификацией удобрений;

- развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, анализировать полученную информацию, развивать навыки исследования, содействовать развитию у учащихся навыков ухода за растениями, способствовать развитию логического мышления обучающихся;

- воспитательные: продолжить формирование культуры общения с объектами живой природы, воспитывать чувство собственной ответственности, жизненное и профессиональное самоопределение школьников, бережное отношение к природе.



Таблица 10

Технологическая карта урока

Планируемый результат.

Предметные умения

УУД


В познавательной сфере: организовать деятельность учащихся по изучению процессов питания растений, разобрать классификацию и виды удобрений; давать определение понятиям.

Личностные: Умение управлять своей познавательной деятельностью; самоконтроль и самооценка


В ценностно-ориентационной сфере: Понимать ценность научного познания, его практической значимости, достоверности.

Регулятивные: Формировать умение ставить перед собой цели и анализировать условия достижения цели; Прогнозировать результат и оценивать уровень достижения результата; выделять и осознавать того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения



Познавательные: Формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выдвигать гипотезы, выделять главное, делать самостоятельные выводы; устанавливать взаимосвязь



Коммуникативные: развитие коммуникативной культуры; осознание ценности совместной деятельности


Тип урока: усвоение новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивационный момент.

- Что такое питание?

-Для чего организмам нужны питательные вещества?

-Что является источником энергии для растений?

Питание — процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах — световой, химической, тепловой, электрической, механической и т. д. Формы энергии могут переходить друг в друга.
Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.

  • Как вы думаете, растения питаются?

  • Какие питательные вещества нужны растениям?

  • Откуда растение берет неорганические вещества?

  • А органические вещества?

Действительно ли корни главнее листьев, т. к. осуществляют питание растений, а листья являются, чуть ли не бесполезным убором, украшением? Давайте разберёмся в этом.

Формирование знаний, умений, навыков:

Вначале запишем тему урока: Минеральное питание растений. Влияние удобрений на развитие растений. А теперь сформулируем понятие питание растений

Питание растений - процесс поглощения и усвоения из окружающей среды химических элементов, необходимых для их жизни.

  • Какие вы знаете типы питания растений: воздушное (фотосинтез), почвенное (корневое)

Почвенное питание изучает целая наука – агрохимия. Я предлагаю вам пройти обучение основам этой дисциплины.

Ответим на некоторые вопросы:

Что является органом почвенного питания?

Роль корня в почвенном питании растений.

  • Каковы основные функции корня?

  • Какая зона корня отвечает за поглощение воды с минеральными веществами?

•Каковы особенности ее строения?

•Что собой представляют корневые волоски?

- это выросты наружных клеток зоны всасывания, длиной до 2 мм, они плотно прилегают к частицам почвы и всасывают воду с растворенными в ней минеральными веществами. Они выделяют слизь для растворения минеральных веществ и их дальнейшего всасывания. Они работают как насосы, живут несколько дней, после чего отмирают. Новые волоски появляются на молодых клетках на границе зоны роста и всасывания, и поэтому зона всасывания перемещается в почве.

•Какой в этом смысл?

Что будет, если повредятся корневые волоски?

- растение не сможет добывать из почвы минеральные вещества и воду

•Что нужно предпринять при пересадке растений для того, чтобы не повредить корневые волоски?

- пересаживать растения с комочком почвы

•Как дальше другие органы растения получат поглощенные корнем воду и минеральные вещества? (учебник стр. 91)

- по зоне проведения по сосудам древесины (ксилемы) вода с минеральными веществами поступит в надземную часть растения

Сосуды древесины обратите внимание имеют форму спиралей и поэтому вода с растворёнными в ней минеральными веществами поднимается вверх, как бы преодолевая виток за витком.

Но для того, чтобы поднять воду даже на небольшую высоту, нужна сила. И эта сила называется корневым давлением.

Корневое давление – это сила, вызывающая одностороннее движение водных растворов минеральных веществ от корней к побегам.

Поглощению воды корнем способствует и испарение воды листьями - транспирация, т. к. потеря воды в клетках должна быть возмещена, поэтому непрерывно идет ток воды. Количество воды, теряемое растением за счёт транспирации очень велико. Травянистые растения, например, хлопчатник или подсолнечник, за сутки теряет таким путём 1-2 литра воды, а старый дуб – более 600литров.

Корневое (почвенное) питание – это процесс получения растением при помощи корней водных растворов минеральных веществ.

•Теперь мы можем ответить на главный вопрос агрохимии. Какие вещества поглощает корень?

-Воду и минеральные соли.

-Правильно, корень поглощает воду. Вода имеет для растения большое значение, ведь тело растения на 50-98 процентов состоит из воды. Вместе с водой в растения попадают растворимые минеральные соли, включающие такие химические элементы как фосфор, азот, калий и т. д. Они необходимы растению для построения более сложных веществ.

У вас на партах лежат листочки, на которых указаны основные минеральные вещества, необходимые растениям. Эти вещества можно разделить на две группы: органические и минеральные.

Макроэлементы – химические элементы или их соединения, используемые организмами в сравнительно больших количествах: кислород, водород, углерод, азот, железо, фосфор, калий, кальций, сера, магний, натрий, хлор и др.

Микроэлементы – это вещества ,которые нужны для жизни.
Но эти вещества необходимы все, т.к. их отсутствие приводит к развитию болезней.

Сейчас поработаем немного в паре с соседом и изучим информацию о некоторых из основных элементов. (Каждая парта по порядку выбирает себе элемент и изучает его значение, а так же что может быть при его недостатке или избытке) А теперь расскажем о самых важных элементах, которые содержатся в большем количестве. Это азот, фосфор, калий.
- А теперь, ребята, рассмотрим, какова же роль удобрений в росте и развитии растений.

Часто агрохимикам приходится сталкиваться с большой проблемой. В естественном растительном покрове поглощённые минеральные вещества возвращаются обратно в почву с опавшими листьями, ветками и т.д. На полях же минеральные вещества вместе с урожаем выносятся из почвы. Так вынос из почвы с 1 т урожая пшеницы составляет 10 кг кальция. Сколько килограммов кальция выносится со свеклой?

С капустой? Почвы беднеют. Урожаи падают. Как решить эту проблему?

Выход из этой ситуации - Вносить удобрения в почву. Но какие?

Давайте познакомимся с классификацией удобрений.



Таблица 11

Влияние элементов минерального питания на рост и развитие растений

Химический элемент

Значение

Недостаток элемента в минеральном питании

Азот

  • Для роста растения



  • При недостатке азота замедляется рост растений.

  • Ослабляется интенсивность кущения злаковых и цветения плодовых и ягодных культур.

  • Сокращается вегетационный период.

  • Уменьшается содержание белка и снижается урожай.

Калий

  • Поддерживает водный режим

  • Повышает морозо- и засухоустойчивость

  • Повышает устойчивость к заболеваниям.

  • Недостаток его приводит к щуплости семян, понижению их всхожести и жизненности.

  • Растения легко поражаются грибными и бактериальными заболеваниями.

Фосфор

  • Ускорение развития и плодоношения

  • Усиление роста

  • корней

  • Повышение
    зимостойкости



  • Задержка цветения и созревания.

  • Окраска листьев темно-зеленая, голубоватая, тусклая.

  • При сильном недостатке фосфора в окраске листьев, черешков листьев и колосьев появляются пурпурные, а у некоторых растений—фиолетовые оттенки.


Существует две группы удобрений Органические и минеральные.

К органическим удобрениям относят навоз, зола, перегной и т.д.

Минеральные удобрения в свою очередь также можно разделить на две группы, макроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые растениям в больших количествах, к ним относятся удобрения содержащие азот, фосфор и калий, как по одному элементу, так и в комплексе.

Микроудобрения – это удобрения, содержащие химические элементы необходимые в очень небольших дозах, но и они имеют большое значение для растений.

Существует и другие классификаций удобрений, например: калийные, фосфорные, азотные (аммиачная силитра) – однокомпонентные и комплексные(содержат разные процентные соотношения минеральных элементов) Вносить удобрения необходимо строго по правилам, в определённый период года, в определённый период развития растения и в определённых дозах.

Первичное закрепление знаний. Итак, вы изучили теоретические основы агрохимии. А теперь я предлагаю вам применить полученные знания на практике. Каждой группе необходимо исследовать растение.

  • Определите, какие удобрения необходимы данным растениям для улучшения почвенного питания? Ответ обоснуйте.

  • А как вы думайте, что необходимо знать, чтобы определить необходимое удобрение?

  • Что бы это узнать необходимо, определить каких химических элементов недостаточно в минеральном питании земляники садовой?

  • Недостаток химических элементов вы сможете определить по схеме и таблице.

  • Исследуют землянику садовую (можно взять комнатное растение) Озвучивают результаты исследования.

Домашнее задание дифференцированное.

-прочитать в учебнике параграф 30 ответить на вопросы в конце параграфа письменно в тетрадке.

Задание повышенного уровня – решить биологические задачи. Для решения задачи используйте таблицы.

  • На участке плохо растет земляника садовая. В мае листья маленькие, бледно- зеленые. Что надо сделать, чтобы улучшить состояние растений?

  • На огороде выращивают картофель и капусту. Пришла пора вносить удобрения. Как вы думаете, одинаковые ли удобрения нужны этим культурам? Ответ обоснуйте.

  • У пшеницы хорошо развиваются стебли и листья, но плохо наливается зерно. Каких удобрений не хватает пшенице?

  • На листьях земляники садовой появляются бурые пятна, растение часто болеет. Какие удобрения необходимо применить?

Выставление оценок за урок.