Предмет | Окружающий мир «Лесные опасности» |
Класс | 2-й класс. |
Раздел | Здоровье и безопасность. |
Номер урока | 8 |
Вид урока | Комбинированный урок. |
Тип урока | Урок освоения новых знаний. |
Форма урока | Путешествие. |
Цель | Разработать правила безопасного для здоровья человека поведения в лесу. |
Задачи: | выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу; обогатить знания детей о съедобных и несъедобных грибах и растениях, опасных животных; научить детей правилам безопасного поведения в лесу, на прогулке; развивать - наблюдательность, логическое мышление на основе отработки логических операций (анализа, сравнения, группировки); развивать кругозор и словарный запас учащихся; воспитывать ответственность за своё здоровье, интерес и бережное отношения к природе. |
Образовательные ресурсы | Презентация “Лесные опасности”, Музыкальное сопровождение: “Звуки природы”. Раздаточный материал. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса в 2 частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2014 Плешаков А.А. Рабочая тетрадь по окружающему миру 2 к учебнику для 2 класса “ Окружающий мир ”. М.: Просвещение, 2014 |
План урока | I. Организационный момент (1 мин). II. Проверка домашнего задания (3 мин). III. Изучение новой темы (15мин). IV. Физкультминутка (1 мин). V. Продолжение изучения новой темы (9 мин). VI. Закрепление изученного материала (8 мин). VII. Итог (2 мин). VIII. Домашнее задание (1 мин). |
Этапы урока | Методические комментарии | Образователь-ные средства |
1.Орг. момент. Психологический настрой | -Когда ты идёшь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно “почему” меж деревьями мчится, Летит по пятам, за неведомой птицей. Другое – пчелою забралось в цветок, А третье – лягушкой скок в ручеек. “Что” мышью шныряет под листьями в норах. “Кто” ищет в кустах притаившийся шорох, Сидит “отчего” на зеленом листе, “Куда” полетело верхом на жуке, “Зачем” вслед за ящеркой влезло на пень, Вопрос за вопросом и так целый день. | |
| | |
2. Введение в тему | – Сегодня на уроке я предлагаю вам отправиться в экспедицию. В словаре Ожегова «экспедиция» - это поездка группы людей с каким-нибудь специальным заданием. - Зачем отправимся в экспедицию? - А вот где мы будем проводить исследование, скажите сами? Стих. рассказывает ученик С.Никулина “Русский лес” - Где предстоит побывать? - Какие чувства вызывает стихотворение? | Чтобы открыть новое, исследовать – Нет ничего милее Бродить и думать здесь. Излечит, обогреет, Накормит русский лес. А будет жажда мучить – То мне лесовичок Средь зарослей колючих Покажет родничок. Нагнусь к нему напиться – И видно все до дна. Течет вода-водица, Вкусна и холодна. Нас ждут в лесу рябина, Орехи и цветы, Душистая малина На кустиках густых. Ищу грибов поляну Я, не жалея ног, А если и устану – Присяду на пенек. Лес очень любит пеших, Для них совсем он свой. Здесь где-то бродит леший С зеленой бородой. Жизнь кажется иною, И сердце не болит, Когда над головою, Как вечность, лес шумит. В лесу Гордости, радости |
| | |
| | |
3. Изучение новой темы Определение темы урока. Прогнозирование задач урока | - Сегодня мы отправимся в экспедицию в лес. - Чем является лес для человека? – Может ли лес таить в себе опасность? - что может быть опасного? – И тема урока… - На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы? Перед нашей экспедицией стоят задачи: 1.Узнать, где таятся лесные опасности и какие они. 2. Разработать правила безопасного поведения в лесу. Как вы думаете, зачем? – Вы готовы к открытиям? Отправляемся в лес! | Место отдыха, кормит, дает топливо Да |
Растения, грибы, насекомые Дети читают: «Лесные опасности». Какие опасности, правила, зрительно узнавать эти опасности |
4 совместное открытие знаний | Будем работать в 5 группах, в каждой группе будет работу команды координировать капитан. 1 группа и 2 группа – опасные растения 3 группа – ядовитые грибы 4 группа и 5 группа – жалящие насекомые У каждой группа конверт с заданием, по которому они будут работать | 1гр и 2гр познакомиться с опасными растениями и составить правила обращения 3 группа познакомиться с опасными грибами и составить правила обращения 4гр и 5 гр познакомиться с жалящими насекомыми и составить правила обращения |
5. Остановка "Грибная полянка" | - Закройте глаза. Представьте грибную поляну. Какая красота - А в лесу прошёл дождь. После дождя в лесу появляются грибы. Кто из вас собирал грибы? - -- Вспомните какие грибы встречали ? - а все ли грибы являются нашими грибами Рассказ группы - Чем опасны? Ботулизм – характеризуется высокой температурой и смертностью. Признаки появляются через 12-24 часа, а иногда через 2 часа. Недомогание, слабость, головная боль, рвота, расстройство зрения, - Какие правила безопасного обращения с грибами выделим? Собирай только знакомые тебе грибы! 2. Ни в коем случае не пробуй незнакомые грибы! 3 .Спрашивай взрослых о незнакомых грибах! 4. Старайся запомнить, какие грибы съедобные, а какие – нет! - что делать если сомневаетесь? - если не выяснили у взрослых? - еще об одном правиле забыли, вспомним после проведенного опыта Опыт вода с губкой Шляпа-это губка. Когда на нее нажимаем, выделяется жидкость. - что произойдет? - что это значит? - какое правило еще можно выделить? - Где нельзя собирать грибы? А -еще правило забыли? Какое? | Звуки природы. Отравление грибами называется ботулизмом Сообщения детей о несъедобных грибах: Спросить у взрослых Не срывать Губка впитала гряз воду Грибы впитывают грязный загазованный воздух и пыль Нельзя собирать у дороги, ближе 200м и старые грибы Не сбивать ядовитые грибы, мыть руки после леса |
4. Тест «Опасные грибы». | – На этой полянке вырос богатый урожай грибов. Возьмите числовой веер, покажите номер несъедобных грибов. | |
6. Остановка "Лесные растения" | – Наша экспедиция продолжается. Сделаем привал на лесной полянке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. В лесу много вкусных и полезных ягод, но все ли можно пробовать? - Как понимаете слово «ядовитый» Ожегов – «ядовитые растения- растения, вырабатывающие и накапливающие в процессе жизнедеятельности яды, вызывающие отравление человека и животных» - В лесу много и опасных растений. - А что может быть ядовито у растения? Многие из них даже нельзя брать в руки: ядовитые вещества могут проникнуть через кожу в кровь и вызвать отравление. Выступление группы Много ядовитых растений. 10тыс. все они красивы, но нужно быть осторожными. - найди ядовитые растения на слайде? - Покажите номера ядовитых ягод, которые вы даже трогать не будете - Какие правила безопасного обращения с растениями выделим? Не срывай незнакомые тебе ягоды. Не бери в рот ягоду, если не знаешь, как она называется. Обязательно мой руки вернувшись из леса. | Есть опасные, ядовитые У этих растений ядовиты не только ягоды, но и листья, стебли, кора. |
7. Самостоя-тельная работа. | Самостоятельная работа в тетради – | |
8. Остановка “жалящие насекомые ” | - А за нами летит целый рой. Смотрите (картинки) – - Кого можно встретить в лесу? – Этих насекомых называют жалящими насекомыми. Почему? -Какую пользу приносят эти насекомые? - Какие правила можно соблюдать? Не приближайся к пчелиным ульям, не делай вблизи них резких движений. Не разоряй осиные гнёзда. Держись подальше от жалящих насекомых. Старайся их не тревожить. Будьте осторожны, когда едите или пьёте сладкое - Помните, что насекомых привлекают запах духов, продуктов питания, яркая одежда. 6. В лес не одевать яркого, сладкое не брать, и не брызгаться духами. - Если вас ужалило насекомое, какую помощь можете оказать? надо ранку промыть, протереть перекисью водорода или спиртом. Чтобы уменьшить боль, на место укуса следует положить холодный компресс. Как вы будете вести себя при встрече с жалящими насекомыми? | Жалящих насекомых У них есть жало. Сообщения детей. Читает 1 ученик вслух. Ответы детей. |
|
Клещи , пауки, мошки, змеи | - кроме жалящих, есть еще насекомые, которые тоже оказываются опасными для человека и животных? - что за насекомые? - Какие правила соблюдать? - Посмотрите. Как надо одеваться? | Клещи, мошки пауки правильно одеваться, собираясь в лес |
V. Итог урока. Листки рефлексии | - Какие открытия сделали? - Какие правила надо соблюдать в лесу, чтобы не пострадало ваше здоровье? Что можете сказать об одежде? -Где пригодятся знания? – Выполнили мы задачи экспедиции? - сегодня на уроке я удивился…. - сегодня на уроке я узнал….. - дома я буду….. | Есть опасности Ответы учащихся. В жизни, расширять кругозор |
Экологические ситуации. | - Давайте проверим, как вы усвоили правила поведения в лесу: «Экологические ситуации». | Числовой веер. |
VII. Домашнее задание. | – Молодцы! Вы усвоили правила поведения в лесу. Домашнее задание: … нарисовать по группам предупредительные знаки лесных опасностей - Спасибо за урок. | Тетрадь – с.19-20 Учебник С.28-29 |
Приложение № 1
Пчелы – жаля, пчела вводит небольшое количество яда. От этого укуса погибают многие насекомые, даже крупные птицы и звери. Интересно, что ёж совершенно не реагирует на пчелиный яд. Пчела, которая не смогла вынуть из жертвы своего жала, погибает. Серьёзно страдают от пчелиного яда и люди. На месте укуса видна ранка, иногда с торчащим жалом, возникает краснота, отёчность.
Конечно, пчелиный укус - вещь неприятная, но не злись на пчёл. Ведь пчёлы существа мирные. Они не нападают ради удовольствия. И если вдруг пчела начала кружить около тебя, лучше всего замереть. Не дёргайся, даже когда она сядет на тебя, - пусть поизучает запах. Потом попробуй смахнуть её очень осторожно. Кстати, пчёл всегда привлекают блестящие украшения, сильные запахи одеколона или духов. А ещё их может привлечь твоя одежда, если на ней слишком яркие узоры.
Но тот же пчелиный яд успешно используется для исцеления от некоторых болезней. Из пчелиного яда изготавливают лечебные препараты.
Осы - в отличие от диких пчел, живут семьями в гнездах. Гнезда подвешены на ветвях деревьев, под крышами домов, построек. Существует несколько тысяч различных видов ос. А вы знаете, что осы свои гнезда делают из бумаги? Бумагу они получают, пережевывая кусочки древесины.
Встречаются и другие осы – лесные, они крупнее, чем обыкновенная оса.
Шершень– это крупная, рыжеватая оса. Они строят гнезда в дуплах деревьев. Жалят шершни особенно болезненно. Гнездятся в дуплах, на чердаках, гнёзда подвешивают к ветвям деревьев. Последствия "укуса" шершня зависят от реакции организма укушенного. Яд шершней менее токсичен, чем пчелиный, жало при укусе не остаётся в ране (правда, шершень может нанести несколько укусов подряд). Укол жала шершня вызывает у человека боль и отёк, иногда обморок. При высокой чувствительности (аллергии) последствия могут оказаться более тяжёлыми, а при большом количестве укусов (например, если было потревожено гнездо шершней) возможен летальный исход, то есть смертельный. Самая большая оса в мире длина её тела достигает до 4 сантиметров. Эти осы охотятся на пауков, нападая на них в собственном жилище.
Шмель – один из самых холодостойких насекомых. Может вылетать рано утром и собирать первый нектар, имеет большой длинный хоботок, больше чем у пчел, поэтому могут опылять те растения, которые не могут опылять пчелы.
При пчелином укусе, какую помощь можно оказать: - удалить жало, сделать примочку из нашатырного спирта, перекиси водорода, приложить холод. Обязательно нужно место промыть водой с мылом, так как инфекцию вызывает не укус, а микробы, попавшие в ранку.
Правила!
Можно ли приближаться к пчелиным ульям и делать вблизи них резкие движения?
Можно ли разорять осиные гнёзда?
Можно ли тревожить жалящих насекомых?
Как близко или далеко надо держаться от них?
Когда едите или пьёте сладкое как нужно вести?
Приложение № 2
Клещи - В последние годы существенной опасностью стал лесной клещ, к тому же переносящий энцефалит, это заболевание нервной системы.
Клещ - это маленький подкарауливающий "хищник", который поражает крупных животных и человека. Сидя на концах травинок и ветвей, он ждет пока "добыча" случайно не заденет их, мгновенно в прыжке прицепляется к жертве и быстро ползет по ней, отыскивая удобное для присасывания и укромное место: подмышечные впадины, шею (особенно за ушами), пах. При укусе клещ вводит в ранку обезболивающее вещество, поэтому замечают его иногда только на вторые-третьи сутки по зуду и воспалению кожи.
Наибольшая опасность клеща отмечается в мае-июне.
Паук-крестовик: на нём рисунок в виде креста. Красиво? Но будьте осторожны - укус его сопоставим с укусом осы: появляются жжение в месте укуса, головная боль, слабость, боли в суставах. Первая помощь. Промыть место укуса. Протереть спиртом. Приложить охлаждающий компресс
Мелкие мошки.
Нередко мелкая букашка может угодить и в глаз. Тереть глаза ни в коем случае нельзя. Вначале нужно хорошенько поморгать и "пустить слезу", чтобы она вынесла чужеродное тело в угол глаза. Если соринка не удаляется, необходима медицинская квалифицированная помощь.
А мы продолжаем наш путь по лесу. В лесу надо очень внимательно смотреть под ноги, чтобы не потревожить змей. Укус гадюки может быть смертельно опасен
Уж – безобидная змея. Он отлично плавает, лазает по деревьям. В случае опасности грозно шипит, но зубы в ход пускает редко. Будучи схваченным, уж обрызгивает врага сильно пахнущей жидкостью – это вся его защита. Питаются лягушками, мышами. В Украине раньше ужей поселяли в домах вместо кошек, чтобы они охотились за мышами. Не тревожьте животных. Будьте внимательны, чтобы не навредить животным и себе. ©
Правила
Можно ли приближаться к ним?
Можно ли их тревожить?
Как близко или далеко надо держаться от них?
Приложение № 3
Волчье лыко. Это маленький лесной кустарник, очень красивый, но и очень ядовитый. Цветет ранней весной. А летом созревают его красные плоды. Это красивое, но очень опасное растение. Отравиться можно его ярко-красными ягодами или корой веток, которые обрывают ради красивых, напоминающих сирень, цветов. Сок волчьего лыка содержит яд - дафнин. При попадании сока растения на кожу появляется боль, краснота, отек, затем пузыри и язвы. При отравлении ягодами - жжение во рту и глотке, затруднение глотания, боли в желудке, расстройство желудка, рвота, в тяжелых случаях - остановка сердца. Ни в коем случае не берите их в рот!
2. Вороний глаз. Если увидишь четыре широких листа, а между ними чёрную круглую ягоду - это растение вороний глаз. Крупная чёрно-синяя ягода напоминает глаз птицы. Ягода очень красива, но не бери её в рот - она ядовита. Ядовитые вещества оказывают вредное действие на сердце, а главным образом на желудок и кишечник. Растение обладает неприятным запахом и часто вызывает головную боль.
Правила
Можно ли срывать тебе ягоды?
Можно ли брать в рот ягоду, если не знаешь, как она называется?
Как вести себя дома после лесной прогулки?
Приложение № 4
3. Белена чёрная, дурман, красавка (белладонна). Белена встречается по оврагам, пустырям, вдоль дорог. Ядовитое растение. Попробовав молодые сладкие ростки, семена или отведав аппетитные ягодки, человек ощущает сухость во рту, расстройство речи и глотания. У него расширяются зрачки и нарушается зрение, учащается пульс, возможны бред и галлюцинации, в тяжелых случаях - потеря сознания.Это растение не едят даже животные.
Рассказ о белладонне.
Белладонна помогла жителям одной шотландской деревни избавиться от врагов. Деревню захватили датские солдаты. Выпив пива по случаю победы, они из победителей превратились в побежденных. Ядовитый сок белладонны, который жители деревни подмешали в пиво, превратил датских солдат из победителей в побеждённых.
4. Ландыш майский. Все части его, особенно цветки и ягоды ядовиты. Желание попробовать ярко-красные ягоды приводит к сильному отравлению, судорогам, головокружению.
Правила
Можно ли срывать тебе ягоды?
Можно ли брать в рот ягоду, если не знаешь, как она называется?
Как вести себя дома после лесной прогулки?
Приложение № 5
Бледная поганка.
Смертельно ядовита бледная поганка. Этот гриб может выглядеть по – разному.
Чаще всего у него зеленоватая шляпка и белая ножка. Иногда он целиком белый. Но всегда у бледной поганки белые пластинки под шляпкой, белое кольцо на ножке и белый розоватый мешочек в нижней части гриба. Из съедобных грибов на бледную поганку похож шампиньон
Мухомор.
Мухомор очень красив, но в нем содержится яд, который опасен не только для насекомых, но и для человека.
Мухомор встречается в лиственных и хвойных лесах с июля по октябрь месяц.
Существует несколько видов мухоморов, но все они опасны.
Желчный гриб Несъедобный двойник есть у белого гриба. Вот чем они отличаются: у боровика шляпка внизу белая или желтоватая, на ножке рисунок в виде белой сеточки. У желчного гриба шляпка снизу розовая, на ножке чёрная сеточка, мякоть на срезе розовеет, а у настоящего остаётся белой. В желчном грибе яда нет, просто он очень горький, как желчь.
Ложноопёнок кирпично-красный. У этого ядовитого гриба более яркая кирпично-красная шляпка, а пластинки серые или даже чёрные. Мякоть у него жёлтая с неприятным запахом.
Правила
Какие грибы можно собирать?
Можно ли пробовать незнакомые грибы?
У кого надо спросить, если ты гриб тебе не знаком?
Нужно ли запоминать, какие грибы съедобные, а какие – нет?