Технологическая карта урока
Урок: литература
Тема урока: Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Обобщение: реальные и ирреальные события в повестях и способы их изображения ( по повестям: «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место»)
Дата проведения урока:
Класс: 6
УМК: Литература: учебник для 6 класса образовательных учреждений/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.-12-е изд. переработанное -М: Просвещение, 2010 г.
Цели для ученика Обучающие: закрепить знания содержания повестей Н.В. Гоголя, входящих в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»; продолжать обучение языку словесного искусства; научиться отбирать материал по заданию; научиться анализировать , обобщать, делая выводы; совершенствовать умения активного слушания. Развивающие: развивать навыка правильного беглого чтения , целым словом трудные по структуре слова в соответствии с нормами орфоэпического произведения; учиться анализировать литературное произведение - повесть, определять черты реального и ирреального миров, их роли в создании характеристика героя; расширять культурный кругозор учащихся Воспитывающие: развивать чутье к художественному слову; воспитывать чувство патриотизма; осваивать общечеловеческие нравственные ценности. | Цели для учителя Образовательные: Развивающие: создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речь учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, выделение, систематизация)., развивать навык выразительного чтения и творческие способности. Воспитательные: воспитывать любовь к чтению, способность работать в группах, осуществлять самоконтроль , делать самооценку; воспитывать бережное отношения к слову, толерантность; воспитывать чувство гордости за свой народ, нравственные качества : доброту, любовь к людям, уважение традиций и культуры других народов. |
Тип урока Урок внеклассного чтения. Творческий отчёт. | Форма урока Урок-игра. |
Опорные понятия, термины повесть легенда сюжет юмор фантастика | Новые понятия, термины реальность ирреальность грёзы |
Формы контроля: Выразительное чтение наизусть Инсценирование Заполнение таблицы Ответы на вопросы | Домашнее задание : С какой целью Н.В. Гоголь использует приём, когда герой оказывается в состоянии сна или видения (грёз)? |
Оборудование: портрет писателя, сборники повестей ; декорации : звёздное небо, хаты ( рисунки); карточки-свитки, мистическая шкатулка , жетоны- рисунки |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
I. Мотивация
2 минуты
| Включение в деловой ритм. Мотивация учебной деятельности. | Подготовка к работе. Самоопределение. Активация знаний . | Игровой прием «Аукцион» Словесная форма, (Приложение 1) | Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Психологический настрой учителя и учащихся на совместную работу. |
II. Актуализация знаний
6 минут | Проверяет готовность обучающихся к уроку: знание ранее изученного материала. | Анализируют эпиграф, работают над лексическим значением слов. | Словесная форма, фронтальная беседа, выразительное чтение (Приложение1) | Личностные: оценивание своего ответа. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. | Проверка и закрепление полученных знаний.. Вырабатывать уважительное отношение к отвечающему. |
III. Обобщение изученного и актуализация знаний, 1) Формулирование темы урока, анализ темы, постановка цели 2 минуты 2) Проведение «Блиц-турнира»- «История сборника 3 минут 3) Знание героев повести. «Парад персонажей» 6 минут 3)Турнир толкователей слов.
4 минуты 4) «Мистическая шкатулка» 5 минут 5) « Я артист» Творческий работа, работа с тестом одной из повестей: а) выразительное чтение пейзажной зарисовки в соответствии с темой; б) инсценирование эпизода в соответствии с темой. 11 минут 8. Обобщение наблюдений. 3 минуты
| Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Создаёт проблемную ситуацию. ( Приложение 2) Рассказ учителя. Устанавливает осознанность восприятия. Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Воспринимают новую информацию; соотносят старые знания с новыми, выразительное читают наизусть, инсценируют, работают над лексическим значением слов. Отбирают необходимый литературный материал, анализируют, обобщают, делают выводы, заполняют таблицу | Практический метод. Приём познавательной активности через творческое задание.
Рассказ. Комментирование. ( Приложение 3) Выразительное чтение. Инсценирование (Приложение 4) Групповая работа. (Приложение 5) Групповая работа ( Приложение 6) Групповая работа, инсценирование, выразительное чтение (Приложение 7) (Приложение 8) | Личностные: ориентация в социальных ролях и межличностных отношений, регулятивные: поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, распределяют виды деятельности между членами группы. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Выделять и формулировать познавательную цель. Вырабатывать уважительное отношение друг к другу . Осуществлять поиск и выделение необходимой информации Развивать устную речь, память, умение слушать других, наблюдать, отбирать литературный материал, анализировать и обобщать его, развивать артистические способности, способность работать в группе |
VI.Рефлексивно-оценочный этап.
2 минуты. | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Беседа.
( Приложение 9) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. | Умение оценивать себя. |
VII. Домашнее задание. 1 минуты | Объясняет домашнее задание. | Слушают и записывают в дневник. | | | |
Пример карточки-жетона
Таблица, в которую записывают нужные сведения в процессе работы ( количество строк на всю страницу листа формата А4_
Черты реального мира | Черты ирреального мира |
| |
| |
| |
Приложение 1.
Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами на необычный урок внеклассного чтения по повестям Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мы ещё раз откроем некоторые страницы этих повестей и проведёт своеобразный творческий зачёт. В течение урока каждая команда будет получать задание, правильный ответ принесёт группе бал- жетон, потом посмотрим, кто же лучше знает повести. Желаю всем успеха, творческой работы.
А пока проведём игру « Аукцион».
«Аукцион»
Из какой повести: дед зашил грамоту в шапку.
Из какой повести: отец выгнал дочь из дома, она с горя утопилась.
Из какой повести: герой готовил своей невесте сундук с железной оковкой и росписью.
Из какой повести: герою цветок папоротника принёс богатство , но не дал счастья.
Из какой повести: горящая свеча манила за собой героя.
Анализ эпиграфа: « Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя». ( В.Г. Белинский)
Прочитайте эпиграф ( Распечатан для каждой группы)
Как вы понимаете слова В. Г. Белинского «в этих первых поэтических грезах г. Гоголя»?
Дома вы должны были найти словарные статьи из толковых словарей разных авторов, объясняющих лексическое значение значение слова «грёзы».
Найдите то определение слова «грёзы», которое перекликается с событиями повестей, в которых оказываются герои . ( Устар. зн. - сновидение, видение в состоянии бреда, полусна).
Докажите своё мнение примерами из текста.
Приложение 2.
Работа над формулировкой темы:
Закрыты последние страницы повестей Н.В.Гоголя « Вечера на хуторе близ Диканьки», которые сделала имя 22-летнего писателя известным широкому кругу читателей. Содержанием большинства повестей является народная жизнь. «В жизни народа, в его песнях, сказках видел писатель подлинную поэзию и воссоздал ее в своих повестях. Жизнь народа раскрывается здесь в ее различных проявлениях: есть здесь быт и картины современной жизни, и народные предания, и события далекого прошлого. В повестях сочетаются фантастика и реальность, которые тесно переплетаются друг с другом, рождая своеобразный поэтический колорит» . Они проникнуты вольным, весёлым духом праздника, связанными с ним поверьями. Но всё это выводит жизнь из обычной колеи, делает невозможное возможным . Рядом с реальными персонажами действуют ирреальные ( мистические, фантастические) существа, происходят сказочные происшествия. Эти миры переплелись между собой, и не сразу поймёшь: то ли во сне, то ли наяву происходят события. Переодевания, мистификация, неожиданные события и невозможные встречи, фантастические перемещения, странные видения в полусне придают реальным событиям ирреальные черты.
Но сегодня мы заново с вами заглянем в повести и окажемся в реальной жизни и погрузимся в ирреальный мир гоголевских героев и определим , почему писатель погрузил героев мир « поэтических грёз».
Как вы понимаете значение слова ирреальный? Подберите синонимы, запишите на листочках, которые выданы каждой группе. На нём все вместе будете делать в течение урока необходимые записи, раскрывающие способы изображения реального и ирреального миров в повестях Гоголя.
Зачитать синонимы, каждая группа добавляет ( воображаемый, вымышленный, надуманный; иллюзорный, порожденный фантазией, порожденный воображением, химерический, мнимый, несуществующий, созданный воображением, обманчивый, фантастический, эфемерный, химеричный, нереальный, призрачный, созданный … Толковый словарь Ушакова)
Приложение 3
Ну что ж, страницы повестей зашелестели вновь!
Но сначала проведём блиц-турнир. ( При правильном ответе группа получает жетон)
Задани1 : История повестей
Как называется тетрадь в 490 страниц, которую очень бережно хранил Н.В.Гоголь в ящике стола? ( «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия»), 1826 г
Когда вышел полный сборник « Вечера на хуторе близ Диканьки»? ( В марте 1832 г)
Сколько в сборнике повестей ? Перечислите по порядку повести первой книги.
Перечислите повести второй книги .
Как звучит полное название сборника? («Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасечником Рудым Панько»).
Приложение 4
Задание 2: Парад персонажей. Для каждой группы свой герой. Персонаж выразительно читает отрывок .
Образ рассказчика _ Рудый Панько ( Предисловие 1 книга) — для всех
«...Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут! И волосы, кажется, у меня теперь более седые, чем рыжие. Но у нас, не извольте гневаться, такой обычай: как дадут кому люди какое прозвище, то и во веки веков останется оно...»
Для первой группы:
Пидорка ( Вечер накануне Ивана Купала)
«...Тошно мне. Тяжело на сердце. И родной отец — враг мне: неволит идти за нелюбого ляха. Скажи ему, что и свадьбу готовят, только не будет музыки на нашей свадьбе: будут дьяки петь вместо кобз и сопилок. Не пойду я танцевать с женихом своим: понесут меня. Темная, темная моя будет хата: из кленового дерева, и вместо трубы крест будет стоять на крыше!»...
Для второй группы:
Галю ( Ганна) («Майская ночь, или Утопленница»)
«...Посмотри, вон-вон, далеко мелькнули звездочки: одна, другая, третья, четвертая, пятая... Не правда ли, ведь это ангелы Божии поотворяли окошечки своих светлых домиков на небе и глядят на нас? ….Ведь это они глядят на нашу землю? Что, если бы у людей были крылья, как у птиц, — туда бы полететь, высоко, высоко... Ух, страшно! Ни один дуб у нас не достанет до неба. А говорят, однако же, есть где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нем на землю ночью перед Светлым праздником»...
Для третьей группы
Дед ( «Пропавшая грамота)
«Что вы, Иродово племя, задумали смеяться, что ли, надо мною? Если не отдадите сей же час моей козацкой шапки, то будь я католик, когда не переворочу свиных рыл ваших на затылок! «
Для четвёртой группы:
Чуб ( «Ночь перед Рождеством»)
«Э, нет, это не моя хата, — в мою хату не забредет кузнец. Опять же, если присмотреться хорошенько, то и не Кузнецова. Чья бы была это хата? Вот на! не распознал! это хромого Левченка, который недавно женился на молодой жене. У него одного только хата похожа на мою. То-то мне показалось и сначала немного чудно, что так скоро пришел домой. Однако ж Левченко сидит теперь у дьяка, это я знаю; зачем же кузнец?.. Э-ге-ге! он ходит к его молодой жене. Вот как! хорошо!.. теперь я все понял».
Для пятой группы:
Кумова жена ( « Ночь перед Рождеством»)
«...Вот это хорошо! — сказала она с таким видом, в котором заметна была радость ястреба. — Это хорошо, что наколядовали столько! Вот так всегда делают добрые люди; только нет, я думаю, где-нибудь подцепили. Покажите мне сейчас, слышите, покажите сей же час мешок ваш! ...»
Приложение 5
Задание 3: Турнир толкователей слов:
« На всякий случай, чтобы не помянули меня недобрым словом, выписываю сюда, по азбучному порядку, те слова, которые в книжке этой не всякому понятны»,- обращается к читатям Рудый Панько.
Проведём турнир толкователей слов. Из мистической шкатулки каждая группа возьмёт свиток., на котором даны слова, рядом вам необходимо написать значение этих слов. Произнести слова , правильно ставя ударение.
Карточка 1:
галушки - (клёцки)
пивкопы —( двадцать пять копеек)
паляница —( небольшой хлеб, несколько плоский)
люлька- - (курительная трубка)
оселедец - (длинный клок волос на голове, заматывающийся за ухо)
швец - (сапожник)
Карточка 2:
скрыня - (большой сундук)
хустка — (носовой платок)
кухоль — (глиняная кружка)
стусан — (кулак)
кобза — (музыкальный инструмент)
рушник - (утиральник, полотенце)
Карточка 3:
буханец — (небольшой хлеб)
батог — (кнут)
бандура —( музыкальный инструмент)
Лысый дидько — (домовой, демон)
пампушки —( кушанье из теста)
ятка — (род палатки, шатра)
Карточка 4:
нечуй-ветер – (трава)
кораблик —( головной убор)
хутор — (небольшая деревушка)
кавун — (арбуз)
пищик — (дудка, небольшая свирель)
корж — (сухая лепёшка из пшеничной муки, часто с салом)
Карточка 5:
Объяснить, почему Гоголь использовал украинские народные слова в повестях?
(Н.В.Гоголь рассматривал украинские слова как диалектизмы общерусского языка, используя их для придания черт народности языку своих произведений )
Что такое диалектизмы?
Приложение 6
Задание 4: «Мистическая шкатулка)
В шкатулке 5 свитков. На каждом свитке написано название повести и задание по работе с текстом повести. ( Во время выполнения этого задания учащиеся могут обратиться к повести).
Карточка -свиток 1.
(Реальный мир несёт добро, а ирреальный — зло.
Воспевает любовь, преданность, мирный быт народа, его трудолюбие, весёлость, гостеприимство, мечту о богатстве, о справедливости , веру в Бога.
Но, с другой стороны , осуждает жадность, злодейства, показывает, что нельзя для достижения своей цели , даже ради любви, брать страшный грех на душу, заключать сделку с нечистой силой. Люди должны научиться жить в согласии не только с самим собой, но и друг с другом, жить дружно, весело, уметь приходить на помощь.
И др . варианты ответов
Приложение 7
Задание 5 : «Я артист» Творческий зачёт каждой группы.
Не забывайте во время выступления каждой группы вносить записи на листочке.
( Каждая группа заранее получила задание по одной из повестей. Задание необходимо выполнить так, чтобы каждые ученик группы принял в нём участие. Выступление ограничено во времени, поэтому на этапе подготовки учитель осуществляет контроль, даёт рекомендации. Здесь кроме словесных форм уместно использование элементов пантомимы)..
Задания:
Карточка 1:
«Вечер накануне Ивана Купала»
Задание: найти описания пейзажа, в которых переплетаются реальные и ирреальные черты. Прочитать выразительно.
Карточка2:
«Майская ночь, или Утопленница»
Задание: найти описание состояние героя , находящегося в полусне . Прочитать выразительно ( возможно инсценирование)
Карточка 3:
«Пропавшая грамота»
Задание: найти эпизод , в котором герой сталкивается с нечистой силой и побеждает её. Подготовить инсценирование.
Карточка 4:
«Ночь перед Рождеством»
Задание: найти эпизод , в котором герой сталкивается с нечистой силой и побеждает её. Подготовить инсценирование .
Карточка 5:
«Заколдованное место»
«Ночь перед Рождеством»
Задание: найти эпизод , в котором герой сталкивается с нечистой силой и побеждает её. Подготовить инсценирование .
Приложение 8
Зачитывают записанные наблюдения, добавляя ответ каждой группы. Подсчитывают количество жетонов-картинок.
Приложение 9