СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный урок предназначен для преподавания в седьмом классе

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки"»

Технологическая карта урока

Урок: литература

Тема урока: Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки». Обобщение: реальные и ирреальные события в повестях и способы их изображения ( по повестям: «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или Утопленница», «Пропавшая грамота», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место»)

Дата проведения урока:

Класс: 6

УМК: Литература: учебник для 6 класса образовательных учреждений/ В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин.-12-е изд. переработанное -М: Просвещение, 2010 г.


Цели для ученика
Обучающие:

  • закрепить знания содержания повестей Н.В. Гоголя, входящих в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»;

  • продолжать обучение языку словесного искусства;

  • научиться отбирать материал по заданию;

  • научиться анализировать , обобщать, делая выводы;

  • совершенствовать умения активного слушания.

Развивающие:

  • развивать навыка правильного беглого чтения , целым словом трудные по структуре слова в соответствии с нормами орфоэпического произведения;

  • учиться анализировать литературное произведение - повесть, определять черты реального и ирреального миров, их роли в создании характеристика героя;

  • расширять культурный кругозор учащихся

Воспитывающие:

  • развивать чутье к художественному слову;

  • воспитывать чувство патриотизма;

  • осваивать общечеловеческие нравственные ценности.

Цели для учителя
Образовательные:

  • углубить первоначальное представление от повестей Н.В.Гоголя;

  • помочь учащимся составить целостное представление о способах и целях изображения реального и ирреального миров.

Развивающие:

  • создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речь учащихся, мышления, способствовать обучению самостоятельно работать с текстом (сравнение, анализ, наблюдение, выделение, систематизация)., развивать навык выразительного чтения и творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к чтению, способность работать в группах, осуществлять самоконтроль , делать самооценку;

  • воспитывать бережное отношения к слову, толерантность;

  • воспитывать чувство гордости за свой народ, нравственные качества : доброту, любовь к людям, уважение традиций и культуры других народов.

Тип урока
Урок внеклассного чтения. Творческий отчёт.

Форма урока
Урок-игра.

Опорные понятия, термины

  • повесть

  • легенда

  • сюжет

  • юмор

  • фантастика

Новые понятия, термины

  • реальность

  • ирреальность

  • грёзы

Формы контроля:

Выразительное чтение наизусть

Инсценирование

Заполнение таблицы

Ответы на вопросы

Домашнее задание :

С какой целью Н.В. Гоголь использует приём, когда герой оказывается в состоянии сна или видения (грёз)?

Оборудование: портрет писателя, сборники повестей ; декорации : звёздное небо, хаты ( рисунки); карточки-свитки, мистическая шкатулка , жетоны- рисунки




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация

2 минуты






Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности.

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Активация знаний .

Игровой прием «Аукцион»

Словесная форма,

(Приложение 1)

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся на совместную работу.

II. Актуализация знаний

6 минут

Проверяет готовность обучающихся к уроку: знание ранее изученного материала.

Анализируют эпиграф, работают над лексическим значением слов.

Словесная форма, фронтальная беседа, выразительное чтение

(Приложение1)

Личностные: оценивание своего ответа.

Познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Проверка и закрепление полученных знаний.. Вырабатывать уважительное отношение к отвечающему.

III. Обобщение изученного и актуализация знаний,

1) Формулирование темы урока, анализ темы, постановка цели


2 минуты



2) Проведение «Блиц-турнира»- «История сборника


3 минут


3) Знание героев повести. «Парад персонажей»


6 минут


3)Турнир толкователей слов.

4 минуты


4) «Мистическая шкатулка»


5 минут


5) « Я артист» Творческий работа, работа с тестом одной из повестей:

а) выразительное чтение пейзажной зарисовки в соответствии с темой;

б) инсценирование эпизода в соответствии с темой.


11 минут


8. Обобщение наблюдений.


3 минуты

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Создаёт проблемную ситуацию.

( Приложение 2)


Рассказ учителя.





Устанавливает осознанность восприятия.
Организует деятельность по применению новых знаний.





















Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.





Воспринимают новую информацию; соотносят старые знания с новыми,

выразительное читают

наизусть, инсценируют, работают над лексическим значением слов.

Отбирают необходимый литературный материал, анализируют, обобщают, делают выводы,

заполняют таблицу




Практический метод.
Приём познавательной активности через творческое задание.




Рассказ.

Комментирование.




( Приложение 3)






Выразительное чтение.

Инсценирование

(Приложение 4)





Групповая работа.

(Приложение 5)






Групповая работа ( Приложение 6)





Групповая работа, инсценирование, выразительное чтение

(Приложение 7)









(Приложение 8)

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений,

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные:

инициативное сотрудничество в

поиске и выборе информации.


Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией, распределяют виды деятельности между членами группы. С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Выделять и формулировать познавательную цель.



Вырабатывать уважительное отношение друг к другу .



Осуществлять поиск и выделение необходимой информации





Развивать устную речь, память, умение слушать других, наблюдать, отбирать литературный материал, анализировать и обобщать его, развивать артистические способности, способность работать в группе


VI.Рефлексивно-оценочный этап.

2 минуты.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

Беседа.

( Приложение 9)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
познавательные: рефлексия;
личностные:
смыслообразование.



Умение оценивать себя.

VII. Домашнее задание.

1 минуты

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник.










Пример карточки-жетона


Таблица, в которую записывают нужные сведения в процессе работы ( количество строк на всю страницу листа формата А4_


Черты реального мира

Черты ирреального мира









Приложение 1.


Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами на необычный урок внеклассного чтения по повестям Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Мы ещё раз откроем некоторые страницы этих повестей и проведёт своеобразный творческий зачёт. В течение урока каждая команда будет получать задание, правильный ответ принесёт группе бал- жетон, потом посмотрим, кто же лучше знает повести. Желаю всем успеха, творческой работы.

А пока проведём игру « Аукцион».

«Аукцион»


  • Из какой повести: дед зашил грамоту в шапку.

  • Из какой повести: отец выгнал дочь из дома, она с горя утопилась.

  • Из какой повести: герой готовил своей невесте сундук с железной оковкой и росписью.

  • Из какой повести: герою цветок папоротника принёс богатство , но не дал счастья.

  • Из какой повести: горящая свеча манила за собой героя.


Анализ эпиграфа: « Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного, все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя». ( В.Г. Белинский)

  • Прочитайте эпиграф ( Распечатан для каждой группы)

  • Как вы понимаете слова В. Г. Белинского «в этих первых поэтических грезах г. Гоголя»?

  • Дома вы должны были найти словарные статьи из толковых словарей разных авторов, объясняющих лексическое значение значение слова «грёзы».

  • Найдите то определение слова «грёзы», которое перекликается с событиями повестей, в которых оказываются герои . ( Устар. зн. - сновидение, видение в состоянии бреда, полусна).

  • Докажите своё мнение примерами из текста.



Приложение 2.


Работа над формулировкой темы:

Закрыты последние страницы повестей Н.В.Гоголя « Вечера на хуторе близ Диканьки», которые сделала имя 22-летнего писателя известным широкому кругу читателей. Содержанием большинства повестей является народная жизнь. «В жиз­ни народа, в его песнях, сказках видел писатель подлин­ную поэзию и воссоздал ее в своих повестях. Жизнь наро­да раскрывается здесь в ее различных проявлениях: есть здесь быт и картины современной жизни, и народные пре­дания, и события далекого прошлого. В повестях сочетают­ся фантастика и реальность, которые тесно переплетаются друг с другом, рождая своеобразный поэтический колорит» . Они проникнуты вольным, весёлым духом праздника, связанными с ним поверьями. Но всё это выводит жизнь из обычной колеи, делает невозможное возможным . Рядом с реальными персонажами действуют ирреальные ( мистические, фантастические) существа, происходят сказочные происшествия. Эти миры переплелись между собой, и не сразу поймёшь: то ли во сне, то ли наяву происходят события. Переодевания, мистификация, неожиданные события и невозможные встречи, фантастические перемещения, странные видения в полусне придают реальным событиям ирреальные черты.

Но сегодня мы заново с вами заглянем в повести и окажемся в реальной жизни и погрузимся в ирреальный мир гоголевских героев и определим , почему писатель погрузил героев мир « поэтических грёз».

  • Как вы понимаете значение слова ирреальный? Подберите синонимы, запишите на листочках, которые выданы каждой группе. На нём все вместе будете делать в течение урока необходимые записи, раскрывающие способы изображения реального и ирреального миров в повестях Гоголя.

  • Зачитать синонимы, каждая группа добавляет ( воображаемый, вымышленный, надуманный; иллюзорный, порожденный фантазией, порожденный воображением, химерический, мнимый, несуществующий, созданный воображением, обманчивый, фантастический, эфемерный, химеричный, нереальный, призрачный, созданный … Толковый словарь Ушакова)


Приложение 3


Ну что ж, страницы повестей зашелестели вновь!


Но сначала проведём блиц-турнир. ( При правильном ответе группа получает жетон)

Задани1 : История повестей


  1. Как называется тетрадь в 490 страниц, которую очень бережно хранил Н.В.Гоголь в ящике стола? ( «Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия»), 1826 г

  2. Когда вышел полный сборник « Вечера на хуторе близ Диканьки»? ( В марте 1832 г)

  3. Сколько в сборнике повестей ? Перечислите по порядку повести первой книги.

  4. Перечислите повести второй книги .

  5. Как звучит полное название сборника? («Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасечником Рудым Панько»).


Приложение 4


Задание 2: Парад персонажей. Для каждой группы свой герой. Персонаж выразительно читает отрывок .

Образ рассказчика _ Рудый Панько ( Предисловие 1 книга) — для всех


«...Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут! И волосы, кажется, у меня теперь более седые, чем рыжие. Но у нас, не извольте гневаться, такой обычай: как дадут кому люди какое прозвище, то и во веки веков останется оно...»


Для первой группы:

Пидорка ( Вечер накануне Ивана Купала)


«...Тошно мне. Тяжело на сердце. И родной отец — враг мне: неволит идти за нелюбого ляха. Скажи ему, что и свадьбу готовят, только не будет музыки на нашей свадьбе: будут дьяки петь вместо кобз и сопилок. Не пойду я танцевать с женихом своим: понесут меня. Темная, темная моя будет хата: из кленового дерева, и вместо трубы крест будет стоять на крыше!»...


Для второй группы:

Галю ( Ганна) («Майская ночь, или Утопленница»)


«...Посмотри, вон-вон, далеко мелькнули звездочки: одна, другая, третья, четвертая, пятая... Не правда ли, ведь это ангелы Божии поотворяли окошечки своих светлых домиков на небе и глядят на нас? ….Ведь это они глядят на нашу землю? Что, если бы у людей были крылья, как у птиц, — туда бы полететь, высоко, высоко... Ух, страшно! Ни один дуб у нас не достанет до неба. А говорят, однако же, есть где-то, в какой-то далекой земле, такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нем на землю ночью перед Светлым праздником»...


Для третьей группы

Дед ( «Пропавшая грамота)


«Что вы, Иродово племя, задумали смеяться, что ли, надо мною? Если не отдадите сей же час моей козацкой шапки, то будь я католик, когда не переворочу свиных рыл ваших на затылок! «



Для четвёртой группы:

Чуб ( «Ночь перед Рождеством»)


«Э, нет, это не моя хата, — в мою хату не забредет кузнец. Опять же, если присмотреться хорошенько, то и не Кузнецова. Чья бы была это хата? Вот на! не распознал! это хромого Левченка, который недавно женился на молодой жене. У него одного только хата похожа на мою. То-то мне показалось и сначала немного чудно, что так скоро пришел домой. Однако ж Левченко сидит теперь у дьяка, это я знаю; зачем же кузнец?.. Э-ге-ге! он ходит к его молодой жене. Вот как! хорошо!.. теперь я все понял».


Для пятой группы:

Кумова жена ( « Ночь перед Рождеством»)

«...Вот это хорошо! — сказала она с таким видом, в котором заметна была радость ястреба. — Это хорошо, что наколядовали столько! Вот так всегда делают добрые люди; только нет, я думаю, где-нибудь подцепили. Покажите мне сейчас, слышите, покажите сей же час мешок ваш! ...»


Приложение 5


Задание 3: Турнир толкователей слов:

« На всякий случай, чтобы не помянули меня недобрым словом, выписываю сюда, по азбучному порядку, те слова, которые в книжке этой не всякому понятны»,- обращается к читатям Рудый Панько.

Проведём турнир толкователей слов. Из мистической шкатулки каждая группа возьмёт свиток., на котором даны слова, рядом вам необходимо написать значение этих слов. Произнести слова , правильно ставя ударение.



Карточка 1:

  • галушки - (клёцки)

  • пивкопы —( двадцать пять копеек)

  • паляница —( небольшой хлеб, несколько плоский)

  • люлька- - (курительная трубка)

  • оселедец - (длинный клок волос на голове, заматывающийся за ухо)

  • швец - (сапожник)


Карточка 2:

  • скрыня - (большой сундук)

  • хустка — (носовой платок)

  • кухоль — (глиняная кружка)

  • стусан — (кулак)

  • кобза — (музыкальный инструмент)

  • рушник - (утиральник, полотенце)


Карточка 3:


  • буханец — (небольшой хлеб)

  • батог — (кнут)

  • бандура —( музыкальный инструмент)

  • Лысый дидько — (домовой, демон)

  • пампушки —( кушанье из теста)

  • ятка — (род палатки, шатра)


Карточка 4:

  • нечуй-ветер – (трава)

  • кораблик —( головной убор)

  • хутор — (небольшая деревушка)

  • кавун — (арбуз)

  • пищик — (дудка, небольшая свирель)

  • корж — (сухая лепёшка из пшеничной муки, часто с салом)


Карточка 5:

  • левада- (усадьба)

  • канупер — (трава)

  • дукат — (род медали, носимой на шее женщинами)

  • запаска- (шерстяной передник у женщин)

  • сопилка —( свирель)

  • черевики- (башмаки)



  • Объяснить, почему Гоголь использовал украинские народные слова в повестях?

  • (Н.В.Гоголь рассматривал украинские слова как диалектизмы общерусского языка, используя их для придания черт народности языку своих произведений )

  • Что такое диалектизмы?



Приложение 6


Задание 4: «Мистическая шкатулка)

В шкатулке 5 свитков. На каждом свитке написано название повести и задание по работе с текстом повести. ( Во время выполнения этого задания учащиеся могут обратиться к повести).

Карточка -свиток 1.


  • Назвать фантастические, ирреальные истории в повести, сказочных героев .


  • Вы определили название повестей и их героев по ирреальным историям. А теперь запишите в таблицу примеры реальных событий.

  • С какой целью Гоголь сравнивает эти два мира?

(Реальный мир несёт добро, а ирреальный — зло.


Воспевает любовь, преданность, мирный быт народа, его трудолюбие, весёлость, гостеприимство, мечту о богатстве, о справедливости , веру в Бога.

Но, с другой стороны , осуждает жадность, злодейства, показывает, что нельзя для достижения своей цели , даже ради любви, брать страшный грех на душу, заключать сделку с нечистой силой. Люди должны научиться жить в согласии не только с самим собой, но и друг с другом, жить дружно, весело, уметь приходить на помощь.

И др . варианты ответов


Приложение 7


Задание 5 : «Я артист» Творческий зачёт каждой группы.

Не забывайте во время выступления каждой группы вносить записи на листочке.

( Каждая группа заранее получила задание по одной из повестей. Задание необходимо выполнить так, чтобы каждые ученик группы принял в нём участие. Выступление ограничено во времени, поэтому на этапе подготовки учитель осуществляет контроль, даёт рекомендации. Здесь кроме словесных форм уместно использование элементов пантомимы)..

Задания:

Карточка 1:

«Вечер накануне Ивана Купала»

Задание: найти описания пейзажа, в которых переплетаются реальные и ирреальные черты. Прочитать выразительно.


Карточка2:

«Майская ночь, или Утопленница»

Задание: найти описание состояние героя , находящегося в полусне . Прочитать выразительно ( возможно инсценирование)


Карточка 3:

«Пропавшая грамота»

Задание: найти эпизод , в котором герой сталкивается с нечистой силой и побеждает её. Подготовить инсценирование.

Карточка 4:

«Ночь перед Рождеством»

Задание: найти эпизод , в котором герой сталкивается с нечистой силой и побеждает её. Подготовить инсценирование .


Карточка 5:

«Заколдованное место»

«Ночь перед Рождеством»

Задание: найти эпизод , в котором герой сталкивается с нечистой силой и побеждает её. Подготовить инсценирование .


Приложение 8

Зачитывают записанные наблюдения, добавляя ответ каждой группы. Подсчитывают количество жетонов-картинок.


Приложение 9

  • Какой цели мы сегодня достигли на уроке?

  • Подсчитывают количество жетонов-картинок.