СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Обереги"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с обрегами, узнать их историю появления, правила создания  и влияния на человека.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Обереги"»

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение «Железногорский кадетский корпус»

структурное подразделение Мариинская женская гимназия










Открытый урок


Предмет: Изобразительное искусство

Тема: «Обереги»

Тип урока: комбинированный










Составила:

Учитель Изобразительного искусства

Т. В Лукашова























2022 г

Тема: «Обереги»

Цель: Развитие читательской грамотности и креативного мышления посредством создания эскиза оберега для дома по своему замыслу.

Задачи:

  1. Познакомить с историей возникновения оберегов

  2. Узнать правила создания оберега

  3. Изучить виды оберегов для дома и их назначение на Руси

  4. Познакомиться с оберегами для дома разных стран и их назначением

  5. Изготовить эскиз изделия (оберега для гимназии, класса, дома)

                

Ход урока



Этап урока, время этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование креативного мышления

Формирование читательской деятельности

1

Орг. Момент

Цель: Проверка готовности обучающихся, их эмоционального настроя на работу

(1-2 мин)

Приветствие! Предлагаю выбрать по цвету фигурку и пройти за стол, с таким цветом

Выбирают по цвету фигурку и садятся за стол с таким же цветом, как у них.



2

Организовать формулирование темы и цели урока учащимися.

Цель: Подведение

девочек к формулированию темы и постановки цели урока

(5 мин)

Показ отрывка и фильма «Домовенок Кузя»

Предлагаю после просмотра отрывка фильма, назвать тему урока!

Задаю вопрос

1. Чем мы сегодня будем заниматься?

Для того чтобы вы приступили к работе с созданием оберега нам надо что то узнать.

Как вы думаете, что?

Ответы на вопросы получены. На доске висит « Карта создания оберега» Для того чтобы нам его создать вы должны поработать в группе и выполнить сою задачу. Ответ разместить на «Карте создания оберега» Ответы должны быть в рвзных формах Схема,рисунокХорошо, теперь каждая команда выполняет свою задачу

командах.


Девочки смотрят отрывок фильма!

Называют тему урока…

Отвечают на вопрос….будем делать Оберег!

Выходят на задачи.

Девочки начинают выполнять задание, работают с информацией.





3

Организация выполнения плана деятельности.

Цель: открытие обучающимися новых знаний, развитие умений находить ответы на поставленные вопросы, подведение детей к самостоятельной работе с текстом для получения необходимой информации

(1-3 мин)

Выдаю задание каждой команде в виде текста с информацией. Девочки должны выбрать нужную информацию для своей задачи,

выписать нужное листочек. На работу с текстом 10 мин, затем каждая команда зачитывает задачу и ответ крепит на «Карту создания оберега»

Девочки получают задание и начинают работать в команде.

Работа над заданием выполняется в виде:

Рисунка

Схемы

Краткого содержания



Развитие читательской грамотности

4

Самостоятельная работа учащихся.

(5-10 мин)

Учитель-тьютер

Выбирают в команде ответственных. Выполняют задание, находят нужную информацию в тексте! Готовятся к выступлению!



Развитие читательской грамотности

5

Открытие новых знаний

Цель: открытие обучающимися новых знаний и возможность их применить в своей творческой работе.

(5 мин)

Обсуждение! Что нового узнали, в чем схожесть и различие в оберегах разных стран. Вывод…Что же такое оберег для вас лично..

Выступление девочек с информацией про обереги!

Есть различие в форме, цвете, материале. Схожесть – все обереги несут одинаковую функцию! Все ответы выполнены разными способами.

Крепят ответы на Карту..


Развитие читательской грамотности

6

Практическая работа

(15 мин)

Предлагаю создать эскиз оберега для класса, гимназии используя информацию и форму, рисунок уже изученного и добавить свой элемент в оберег. При создании эскиза дать название и значение своего элемента

Девочки обсуждают, предлагают,

Договариваются! Начинают работать над своим эскизом оберега.

Развитие креативного мышления


7

Подведение итогов

(5 мин)

Размещаем работы на доске. Должны объяснить какие элементы добавили и какую функцию они несут. Название оберега.

Девочки представляют свой эскиз и рассказывают о нем.

Развитие креативного мышления


8


рефлексия

(2 мин)

Вопросы:

Понравился урок?

Что-то новое узнали?

Как вы думаете мы справились с поставленными задачами?

мы еще на стадии начала создания своего оберега, работа еще будет

продолжаться, но все таки мы выбрать более интересный эскиз


Девочки выбирают понравившийся! эскиз






Учебный предмет

Изобразительное искусство

Класс

5 класс

Тип урока

комбинированный

Технология построения урока

Создание условий для формирования компетенций ребенка

Тема урока

Обереги

Цель

Развитие читательской грамотности и креативного мышления посредством создания эскиза оберега для дома по своему замыслу.

Задачи:

Познакомить с историей возникновения оберегов.

Узнать правила создания оберега

Изучить виды оберегов для дома и их назначение на Руси Познакомиться с оберегами для дома разных стран и их назначением

Изготовить эскиз изделия (оберега для гимназии, класса, дома)

Планируемые результаты

Образовательная: научить учащихся работать к команде, создавать в группе творческие работы,

Развивающая: развивать читательскую грамотность, фантазию и креативное мышление; развивать умение анализировать, сравнивать, самостоятельно планировать собственную деятельность

Воспитывающая: способствовать проявлению у учащихся фантазии; интереса к предмету, воспитание интереса детей к групповой творческой

Предметные умения: умения работать с разными художественными материалами, развитие креативного мышления при создании эскиза оберега

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

познавательные – осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме

регулятивные – умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно- творческих задач.

коммуникативные – умение работать в команде, способность договариваться с собеседником, достичь цели через общение,

распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; решение различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала

Личностные: -формирование отношения обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам

Основные понятия

Оберег, название, назначение домашних оберегов

Форма работы

групповая

Межпредметные связи

Литературное чтение, история, изобразительное искусство

Оборудование

Проектор, доска, иллюстрации обрядовых оберегов для дома Руси и разных стран, карандаши, фломастеры, раздаточный материал

Литература, Интернет ресурсы

https://hariola.com/magiya/amulety-talismany/oberegi-raznyx-kultur-i-narodov.html

https://sunlight.net/wiki/obereg-dlya-zashhity-semi-i-doma.html
























Испокон веков люди пытались оградить себя от бед и несчастий. В этом им помогали различные обереги. Обереги призваны приносить удачу, охранять от дурного глаза, оберегать от опасности, болезней, отводить от своего хозяина беды и несчастья. Они обладают сверхъестественными свойствами, так как связаны с высшими силами и благодаря этому несут своему владельцу положительный заряд и нейтрализуют направленное на него зло.

История возникновения оберегов теряется в глубине веков. Еще тогда наши предки, немногим отличающиеся от обезьян, заметили, что причудливый корень растения или зуб врага приносит удачу на охоте или победу, - и началась история оберегов. Первобытные люди были окружены столькими реальными и мнимыми опасностями, что главной их задачей было выжить.

Чтобы чувствовать покровительство высших сил и обрести уверенность, наши отдаленные предки и приспособили различные предметы, приносящие, как они заметили, удачу. Сначала в качестве оберегов использовали все, что угодно, - от шишек и корешков до черепа поверженного врага и бивней убитого мамонта. Потом оберегами стали служить только те предметы, которые были «заговорены» шаманами и таким образом обретали волшебную силу.

Со временем люди возложили на обереги еще большие функции: на оберегах стали появляться особые надписи или изображения, предназначавшиеся для защиты от какого-то одного вида беды.

В древности чаще всего материалом для изготовления оберега служил камень. Чем вызвано такое предпочтение? Маги выбирали его потому, что камень связан с землей, то есть является живым существом, обладающим памятью и волей. камень обладает удивительными свойствами. Его кристаллическая решетка устроена так, что камень впитывает положительную информацию, а потом, при контакте с ним, делится ею. Для изготовления оберега использовали только натуральные материалы - никакая пластмасса или искусственный сплав не заменит их. Порой обереги делали из дерева. Почему его использовали для изготовления магических предметов? Скорее всего, потому, что дерево - живое: оно растет, набирает силу, цветет, плодоносит, а затем и умирает - совсем как человек. Значит, дерево также способно записать информацию, а потом дарить ее своему владельцу.

Обереги защищали людей, скот, жилище, землю и даже Родину. Их носили на цепочке или шнурке на шее, пришивали к одежде, цепляли к поясу, вешали у дверей, прибивали к порогу, с ними шли в путь, их клали малым детям под подушку, с ними судились, торговали и воевали. Узоры на одежде, резьба, украшавшая домашнюю утварь и сам дом, – все это тоже обереги, сотворенные с особенным смыслом и для дела, а не только для красоты. 

Постепенно менялся взгляд человека на события, происходящие вокруг. Менялись быт, утварь, жильё. Но неизменным оставалось свойственное людям стремление уберечь свой дом и членов семьи от невзгод.

Наши предки жили уверенно в окружении оберегов, веря в их защиту

 Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила:

1. Обереги не могут быть изготовлены для себя.

2. Никто не может заставить кого-либо изготовить для себя оберег или упросить сделать это. Обереги изготавливаются только по доброй воле и от чистой души.

3. Самые сильные обереги – те, которые изготовлены, сделаны для вас вашими кровными родственниками: отцом, матерью, братом, детьми.

4. Нужно очень тщательно относиться к выбору материалов для оберегов, ведь часто материал (камень, дерево), который хорош для вас, совершенно не подходит для того, кому вы этот оберег создаете.

5. В процессе создания оберега вы должны постоянно думать о том человеке, для которого вы его делаете, держать перед мысленным взглядом его образ, ощущать его энергетику, настрой, характер, потребности.

Потеря оберега считалась большим несчастьем





































На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов

Миниатюрные изображения топора, колокольчика, ложек, а также обычные предметы домашнего обихода: веник, кочерга, лапти и др.  широко применялись и в обрядах

  1. Колокольчик или любая другая звенящая вещь. 

Призван отгонять нечистую силу. В старину для этих целей даже применяли бычий пузырь с горошинами.







  1. Ступка и пестик.

Ступка и пестик символизировали мужское и женское начало и перемены в жизни к лучшему. Ступка также олицетворяет собой котел, священный и магический инструмент. Их использовали на кухне, но и считали, что ступка и пестик наделены магической силой.






  1. Соль.  

Считалось, что обычная поваренная пищевая соль обладает большой магической силой, направленной на защиту от порчи, сглаза и дурных мыслей.







  1. Топор. 

Топору издревле приписывалась чудесная сила «Так топор с символическим изображением солнца и грома, всаженный в дверной косяк, был непреодолимым препятствием для нежелательных духов, стремящихся проникнуть в человеческое жилище».





  1. Т равяные мешочки. 

Как и все обереги, мешочки выступали преградой для нечистой силы, которая пыталась проникнуть в дом или хлев славян. С помощью мешочков привлекли богатство, урожай, благополучие и даже счастье. Сила оберега способна защитить и отвести не только невидимого, но и вполне реального врага или вора. Мешочек-оберег представляет собой маленький кисет, пошитый из мешковины с наполнителями разного рода. Плюс такой мешочек украшался сверху травами и камешками, которые тоже имели свое значение



  1. Л апти. 

Крестьяне на Руси ходили босыми в теплое время года. Хотя лапти, самодельная обувь из бересты, были у многих, их берегли. А когда лапти снашивались, становились непригодными к дальнейшей носке, их ни в коем случае не выбрасывали. Старые лапти развешивали на заборе, на столбе возле крыльца, над скотными дворами – считалось, что они защитят от сглаза и порчи. «Сжигать можно было только те лапти, которые совсем прогнили. Их аккуратно снимали с забора или со столба – говорили, что примета уронить лапти на пол дурная, повлечет за собой болезни хозяев дома или скотины», обязательно плелись лапти для домового, а он за это помогал с домашними делами, присматривал за скотиной, чтобы не захворала и не отощала, отводил от дома беду.



  1. Каравай. 

В давние времена хлеб считался щедрым даром, которым награждала матушка земля за труд, старание и терпение. Каравай как символ наивысшего плодородия и богатства присутствовал в различных славянских празднествах и обрядах. Да и сейчас сохранилась традиция печь каравай, например, на свадьбу и благословлять им молодых. Тогда же круглый свадебный каравай символизировал собой Солнце, которое должно было взять под свое покровительство молодых и дать им свое благословение. Само наличие каравая на свадьбе предвещало долгую и зажиточную семейную жизнь. Каравай, хлеб — символ единства семьи, символ плодородия и достатка в семье.


  1. Д омовёнок – лучший оберег для дома.

С древнейших времён славяне верили в невидимого, но очень могущественного главного хозяина любого дома или двора ‒ домового. Эта вера была настолько сильна, что домовому оставляли еду, приносили дары, то есть считали его полноправным членом семьи. Существуют даже стихи и поэмы, посвящённые домовому. Иногда с домовым вели разговоры и даже шутили, но сам домовой никогда не подавал голоса. Домовой наделён магическими возможностями и силой, и использует их для помощи жителям   дома. У домовых есть много способов для защиты дома и добра от повреждений или взломщиков. Он также тщательно следит и обеспечивает уход за урожаем и стремится к улучшению благоустройства жилища.


Узоры на одежде, резьба, украшавшая домашнюю утварь и сам дом, – все это тоже обереги, сотворенные с особенным смыслом и для дела, а не только для красоты


























  1. «Фигурка свиньи»

В некоторых странах Востока популярна фигурка свиньи. Это животное символизирует плодородие и богатство, приносит в дом достаток и благополучие. Свинка является символом большой прибыли в любой сфере жизни. Это может быть и прибавление в семье, и получение хорошей прибыли от бизнеса. Она помогает накапливать и приумножать доходы, оберегает от бед и несчастий.



  1. «Хамса»

Талисман «Хамса» в виде ладони также очень старинный. Он встречается в странах Ближнего Востока и в Израиле. Его держат в доме, чтобы уберечься от сглаза.







  1. "Пирамидка»

Талисман–пирамидка пришел из Египта. Его прообраз – огромные египетские пирамиды. Пирамидки, по поверьям, приносят в дом здоровье, очищают его от негативной энергии, повышают работоспособность, исполняют желания. Также они привлекают в дом большие деньги и любовь. Размещать статуэтку дома можно в любом месте. Главное, чтобы ее стороны были параллельны сторонам света. Пирамидка обязательно должна быть изготовлена из натуральных материалов – стекла, хрусталя, металла или камня. Выполнена она должна быть по правилу «золотого сечения». Внутри пирамидка не должна быть полой. При соблюдении этих условий она обладает магической силой. От цвета пирамидки зависит, какую именно сферу жизни она улучшит.

  1. «Глаз» / «Назар»

В Турции особенно популярен талисман «глаз» или «Назар». Он отгоняет от дома злых духов и защищает его хозяев от сглаза. Самый распространенный его цвет – синий, но встречаются «глаза» и других цветов. В доме его размещают над входной дверью.





  1. «Бамбуковые флейты»

В Японии бамбуковые флейты, картины, а также талисман-подвеска «музыка ветра». Его палочки мелодично звенят от потоков воздуха. Этот звон отгоняет злых духов.





  1. «Статуэтка слона»

Слоны в Азии считаются символом мудрости и долголетия. Статуэтки слонов приносят в дом удачу и достаток. В азиатских странах двух слоников с поднятыми вверх хоботами ставят по обе стороны от входной двери как символ гостеприимства.



  1. «Звезда Давида»

В Израиле существует талисман «Звезда Давида», упоминание о котором встречается в Библии. Его размещают в доме на видном месте, чтобы он лучше притягивал удачу и блокировал негативную энергию.

















1 группа

Состав группы







Задача -познакомиться с историей появления оберегов

Опорные вопросы:

  1. Когда появились первые обереги?

  2. Предназначение оберегов?

  3. Что использовали в качестве первых оберегов?

  4. Что появилось на оберегах для усиления их функции?

  5. Какой материал используют для создания оберегов, почему?



































2 группа

Состав группы





Задача - познакомиться с правилами создания оберега.

Опорные вопросы :



  1. Как носили обереги?

  2. Для кого нельзя делать обереги?

  3. Можно сделать оберег не по своей воле?

  4. Какие обереги считаются самыми сильными?

  5. Нужно ли, тщательно относиться к материалу из которого будет сделан оберег?

  6. Обязательно думать о человеке для которого делаете оберег?

  7. Почему нельзя терять оберег?

























3 группа

Состав группы







Задача - изучить виды оберегов для дома и их назначением на Руси.

Вырезать картину с оберегом и расположить на карте по назначению

Заполнить таблицу

Название оберега

назначение

1





2





3





4





5





6





7





8











4 группа

Состав группы





Задачапознакомиться с оберегами для дома разных стран и их назначением.

Вырезать картину с оберегом и расположить на карте по назначению

Заполнить таблицу

Название оберега (страна)

назначение

1





2





3





4





5





6





7
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!