СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "РАССКАЗ «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ». ЛЕГЕНДА О ДАНКО"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный урок предназначен для преподавания в седьмом классе

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "РАССКАЗ «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ». ЛЕГЕНДА О ДАНКО"»


Урок литературы в 7 классе

Дата :


Урок№48


Тема: РАССКАЗ «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ». ЛЕГЕНДА О ДАНКО

Цели: познакомить с легендой, определить основную мысль, работать над выразительностью чтения вслух; отметить готовность героя легенды на самопожертвование? Отработка навыка нахождения ИВС в тексте. Легенды.

Методические приемы: чтение, пересказ, аналитическая беседа.

Словарная работа: легенда, романтика, реализм

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя.

Среди рассказов Горького есть реалистические и романтические произведения.

-• Вспомните, какие произведения называются реалистическими? романтическими?

(Романтизм, романтический ~ направление в литературе, проникнуты стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.

Реализм, реалистический - творческий метод, положивший в основу художественного мира литературных произведений познание социальных связей человека и общества, правдивы, исторически конкретное изображение характеров и обстоятельств в их многосторонней взаимообусловленности.)

- К каким произведениям - романтическим, реалистическим -относятся повесть «Детство» и рассказ «Старуха Изергиль»?

Реалистические произведения - изображение типических характеров в типических обстоятельствах при верности деталей.

Романтические произведения - изображение событий с субъективной позиции автора, что ведет к выдвижению на первый план исключительных характеров или сюжетов, то есть, «как в книге», а не как в жизни.

Легенда – произведение, созданное народной фантазией, в котором сочетается реальное и фантастическое.

В ы вод. Рисуя романтических героев, писатель выражает свое субъективное отношение к ним. Они служили, служат и будут служить «призывом гордым к свободе, к свету». «Пускай ты умер, по капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы света. Безумству храбрых поем мы славу».

2. Анализ легенды о Данко.

1) Где происходят события легенды?

Задание: близко к тексту рассказать описание леса, состояние людей

«Не своротить камня с пути думою».

- Как понимать? (Чтобы человек мог решить какой-то вопрос, нужно действовать. «Под лежачий камень вода не течет».)

Задание: зачитать описание пути. Описание грозы над лесом. Подчеркнуть поэтичность языка (сравнения, метафоры, эпитеты).

  • Чем отличается Данко от окружающих его людей? (Решительностью, смелостью, выносливостью, упорством в достижении цели - пройти через весь лес.)

  • В чем, по мнению людей, вина Данко?

  • Почему в его сердце вскипевшее на них негодование угасло? («... От жалости к людям...».

  • Что сделал для людей Данко? Что изумило их? (Сравнения: сердце - солнце, люди - камни.)

  • Как велика благодарность людей Данко? («...Люди... не заметили смерти... наступил на гордое сердце ногой...».

  • Какова тема отрывка? (Тема любви к людям, самопожертвования во имя жизни других.)

  • Какова основная мысль. (В жизни всегда есть место подвигу. Гимн смелым и бесстрашным людям.)

3. Выразительное чтение отрывка из легенды (от слов - «Что сделаю я для людей...» до конца.)

III. Подведение итогов урока.

- Кому из горьковских героев вы хотели бы поставить памят­
ник и каким вы его себе представляете?

Домашнее задание: выписать ИВС из текста легенды