Урок литературы в 7 классе
Дата :
Урок№48
Тема: РАССКАЗ «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ». ЛЕГЕНДА О ДАНКО
Цели: познакомить с легендой, определить основную мысль, работать над выразительностью чтения вслух; отметить готовность героя легенды на самопожертвование? Отработка навыка нахождения ИВС в тексте. Легенды.
Методические приемы: чтение, пересказ, аналитическая беседа.
Словарная работа: легенда, романтика, реализм
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
1. Слово учителя.
Среди рассказов Горького есть реалистические и романтические произведения.
-• Вспомните, какие произведения называются реалистическими? романтическими?
(Романтизм, романтический ~ направление в литературе, проникнуты стремлением показать в ярких образах высокое назначение человека.
Реализм, реалистический - творческий метод, положивший в основу художественного мира литературных произведений познание социальных связей человека и общества, правдивы, исторически конкретное изображение характеров и обстоятельств в их многосторонней взаимообусловленности.)
- К каким произведениям - романтическим, реалистическим -относятся повесть «Детство» и рассказ «Старуха Изергиль»?
Реалистические произведения - изображение типических характеров в типических обстоятельствах при верности деталей.
Романтические произведения - изображение событий с субъективной позиции автора, что ведет к выдвижению на первый план исключительных характеров или сюжетов, то есть, «как в книге», а не как в жизни.
Легенда – произведение, созданное народной фантазией, в котором сочетается реальное и фантастическое.
В ы вод. Рисуя романтических героев, писатель выражает свое субъективное отношение к ним. Они служили, служат и будут служить «призывом гордым к свободе, к свету». «Пускай ты умер, по капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы света. Безумству храбрых поем мы славу».
2. Анализ легенды о Данко.
1) Где происходят события легенды?
Задание: близко к тексту рассказать описание леса, состояние людей
«Не своротить камня с пути думою».
- Как понимать? (Чтобы человек мог решить какой-то вопрос, нужно действовать. «Под лежачий камень вода не течет».)
Задание: зачитать описание пути. Описание грозы над лесом. Подчеркнуть поэтичность языка (сравнения, метафоры, эпитеты).
Чем отличается Данко от окружающих его людей? (Решительностью, смелостью, выносливостью, упорством в достижении цели - пройти через весь лес.)
В чем, по мнению людей, вина Данко?
Почему в его сердце вскипевшее на них негодование угасло? («... От жалости к людям...».
Что сделал для людей Данко? Что изумило их? (Сравнения: сердце - солнце, люди - камни.)
Как велика благодарность людей Данко? («...Люди... не заметили смерти... наступил на гордое сердце ногой...».
Какова тема отрывка? (Тема любви к людям, самопожертвования во имя жизни других.)
Какова основная мысль. (В жизни всегда есть место подвигу. Гимн смелым и бесстрашным людям.)
3. Выразительное чтение отрывка из легенды (от слов - «Что сделаю я для людей...» до конца.)
III. Подведение итогов урока.
- Кому из горьковских героев вы хотели бы поставить памят
ник и каким вы его себе представляете?
Домашнее задание: выписать ИВС из текста легенды