Автор: Грановская Юлия Рифкатовна, учитель высшей категории истории и обществознания, МАОУ СОШ №154
Тема учебного занятия: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром (6 класс).
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте! Давайте, посмотрим друг на друга, улыбнёмся.
Сегодня мы будем говорить об эпохе Древнерусского государства в первой половине 11 века при Ярославе Мудром.
Эпиграф.
Сын Владимира Крестителя великий князь Ярослав Мудрый – первый правитель Руси, которого современники назвали царём. Историки же связывают с его именем расцвет Древнерусского государства. Справедливы ли эти суждения?
Из детской энциклопедии.
Цель урока: сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством.
Задачи урока:
- образовательные: дать представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством. Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, систему управления Древнерусским государством в период его расцвета. Дать определение новым понятиям.
- развивающие: объяснять причины и следствия ключевых событий – династических браков, создание «Правды Ярослава»;
-воспитательные: воспитание гордости за свой народ, его исторический выбор: формировать навыки и умения работать в коллективе.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Литература: Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России: С древнейших времен до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2012.
Симонова Е. В. Поурочные разработки по истории России: 6 класс. – М.: Экзамен, 2011.
Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России: С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2012.
Шаповал В. В. Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVI века. – М.: Экзамен, 2008.
Оборудование: карта «Русь в IX – XI вв.», учебники, иллюстрации, СD- диски.
Этапы учебного занятия:
Организационный этап.
Этап фронтальной проверки домашнего задания. Повторение темы «Владимир Святославич. Принятие христианства».
Письменно: 1.Составить схему «Русская православная церковь» (на доске)
митрополит
е п и с к о п ы
м о н а х и
с в я щ е н н и к и
2. Выбрать и показать на карте маршрут торгового пути «из варяг в греки»:
А) Белое море – р. Северная Двина – р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море – Черное море;
Б) Балтийское море – р.Нева – Ладожское озеро - р.Волхов – оз. Ильмень –р. Ловать - Днепр – Черное море;
В) Балтийское море –р.Западная Двина- Днепр – Черное море;
Г) Балтийское море – р.Неман –р.Припять – р.Днепр - Черное море;
Устно (задание отображается на экране, учащиеся поднимают руки и отвечают):
Соотнесите первых киевских князей и их дела:
| Рюрик | 1 | За ограбление во время полюдья был убит древлянами |
А | Олег | 2 | Установил уроки и погосты |
Б | Игорь | 3 | Совершил первый победоносный поход на Царьград |
В | Ольга | 4 | Разгромил Хазарский каганат |
Г | Святослав | 5 | Провел крещение Руси |
Д | Владимир | 6 | Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей |
В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:
А) многобожие б) троебожие в) единобожие
Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:
А) Святослав б) Владимир в) Олег
Что относится к жанру героического эпоса?
А) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины
III. Этап всесторонней проверки универсальных учебных действий. 1. Индивидуальный опрос:
когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)
какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)
2. Беседа с классом:
Рассказать, какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.
Каковы были причины принятия Русью христианства?
Какое значение имело принятие Русью христианства?
3. а) Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?
(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)
б) Чем Владимир отличался от них?
(первый князь, принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)
Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Сообщение темы, целей, плана урока.
План.
1. Борьба за власть сыновей Владимира – вторая усобица на Руси.
Внутренняя политика и управление государством при Ярославе Мудром
Внешняя политика Ярослава Мудрого
- Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?
- Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?
Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.
V. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя:
Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы)
В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых сыновей – Борису или Глебу.
Это не понравилось двум старшим сыновьям – Святополку и Ярославу.
Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.)
Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный)
В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка (дружина + печенеги)
1016г - трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч)
разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю – польскому королю). И Ярослав становиться во главе Киева.
1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол
1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами – Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.
1019-1036 гг- период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского);
С 1036 г. – Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси
2. Задание: Началось самостоятельное правление Ярослава Мудрого, которое было признано расцветом Древнерусского государства. Подробно об этом вы самостоятельно дома прочитаете в параграфе 6 и ответите на вопрос: почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого? (период его правления – время расцвета Руси; способствовал распространению христианства строил церкви, открывал при них школы поощрял переводы книг с греческого на славянский способствовал образованию монастырей покупал книги, собрал библиотеку, был образован, принял первый писаный свод законов на Руси – Правду Ярослава).
Самостоятельная работа. Задание: заполнить таблицу «Внутреннее устройство Древнерусского государства до и после преобразований Ярослава Мудрого».
Было (заполняется совместно):
Государство | Города | Земли |
Великий киевский князь Дружина Воевода Ополчение | ВЕЧЕ | Местные князья Их дружины Советы старейшин Тысяцкие Ополчение |
Стало (учащиеся заполняют самостоятельно):
Государство | Города | Земли (волости) |
Великий киевский князь (самовластец) Дружина Воевода Ополчение | ВЕЧЕ Народное ополчение посадник | Наместники (сыновья вел. князя) Их дружины посадник Ополчение |
Дополнительный вопрос: Что означали эти изменения? (укрепление княжеской власти, как в центре, так и на местах, при сохранении вечевых традиций в городах)
3. Рассказ учителя с опорой на таблицу и карту (ученики переносят таблицу к себе в тетрадь и смотрят на карту, где учитель показывает новые территории, которые приобрело Древнерусское государство):
Цели внешней политики | Успехи | Неудачи |
Укрепление южных рубежей страны | возводил на границе города-крепости наголову разгромил печенегов- прекратились их набеги на Русь (1036г) | |
Расширение территории | Земли на западном берегу Чудского озера | |
Укрепление северо-западных рубежей страны | Строительство Юрьева | |
Установление выгодных отношений с государствами Европы | 1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха; 1041 г – союзный договор с Польшей; ряд выгодных династических браков | 1043 г. – неудачный поход на Византию; |
Этап проверки понимания учащимся нового материала.
Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого - это период расцвета Древнерусского государства?
Этап закрепления нового материала.
Задание: на контурной карте раскрасьте страны, с которыми Русь при Ярославе Мудром была связана династическими браками.
Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.
Д\З § 6 готовим пересказ, новые слова в конце параграфа переписываем в тетрадь и учим, письменно отвечаем на вопросы 1, 3, 4.
Подведение итогов урока.
Высок был авторитет князя за пределами Руси и среди подданных, неслучайно его назвали первым царём на Руси. В благочестии своём Ярослав сравнивался с библейскими царями, в полноте власти – с византийскими цезарями. Величие России от величия Ярослава Мудрого. Расцвет древнерусского государства возможен только в мирное время. А потому, пусть всегда будет солнце!
Самоанализ: Урок носит развивающий характер, построен на системно-деятельностном подходе. Различные виды деятельности учащихся: работа с историческими документами, учебный диалог учителя с учащимися, работа с датами, понятиями, ответы на проблемные вопросы, решение ситуативных задач – обеспечивают самостоятельную познавательную деятельность школьников. На уроке формировались речевая культура обучающихся, монологическая речь, умение вести диалог. Технология развития критического мышления, предусмотренная в учебной деятельности, способствует формированию гражданской позиции школьников, воспитанию интереса к истории нашего государства, его прошлому. Содержание, виды деятельности учащихся обеспечивают достижение целей урока.
Приложение 1
Значимые события при правлении Ярослава Мудрого:
1019-1054 гг – правление Ярослава Мудрого;
1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;
1030 г. – основание города Юрьева ;
1041 г – союзный договор с Польшей;
1043 г. – неудачный поход на Византию;
1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха;
Новые слова:
Наместник – глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)
Посадник – назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)
Усобицы – княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол;
Правда Ярослава – первый писанный свод законов на Руси.
Приложение 2
12