СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром"»

Автор: Грановская Юлия Рифкатовна, учитель высшей категории истории и обществознания, МАОУ СОШ №154


Тема учебного занятия: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром (6 класс).


Вступительное слово учителя.


Здравствуйте! Давайте, посмотрим друг на друга, улыбнёмся.

Сегодня мы будем говорить об эпохе Древнерусского государства в первой половине 11 века при Ярославе Мудром.


Эпиграф.

Сын Владимира Крестителя великий князь Ярослав Мудрый – первый правитель Руси, которого современники назвали царём. Историки же связывают с его именем расцвет Древнерусского государства. Справедливы ли эти суждения?

Из детской энциклопедии.


Цель урока: сформировать представление о внутренней и внешней политике Ярослава Мудрого; о системе управления Древнерусским государством.


Задачи урока:

- образовательные: дать представление о личности Ярослава Мудрого, его заслугах перед Отечеством. Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику Ярослава Мудрого, систему управления Древнерусским государством в период его расцвета. Дать определение новым понятиям.

- развивающие: объяснять причины и следствия ключевых событий – династических браков, создание «Правды Ярослава»;

-воспитательные: воспитание гордости за свой народ, его исторический выбор: формировать навыки и умения работать в коллективе.

Тип учебного занятия: комбинированный.


Литература: Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России: С древнейших времен до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2012.

Симонова Е. В. Поурочные разработки по истории России: 6 класс. – М.: Экзамен, 2011.

Данилов А.А, Косулина Л.Г. История России: С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс. Поурочные разработки. – М.: Просвещение, 2012.

Шаповал В. В. Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVI века. – М.: Экзамен, 2008.

Оборудование: карта «Русь в IX – XI вв.», учебники, иллюстрации, СD- диски.


Этапы учебного занятия:

  1. Организационный этап.


  1. Этап фронтальной проверки домашнего задания. Повторение темы «Владимир Святославич. Принятие христианства».

Письменно: 1.Составить схему «Русская православная церковь» (на доске)

митрополит

е п и с к о п ы

м о н а х и

с в я щ е н н и к и





2. Выбрать и показать на карте маршрут торгового пути «из варяг в греки»:

А) Белое море – р. Северная Двина – р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море – Черное море;

Б) Балтийское море – р.Нева – Ладожское озеро - р.Волхов – оз. Ильмень –р. Ловать - Днепр – Черное море;

В) Балтийское море –р.Западная Двина- Днепр – Черное море;

Г) Балтийское море – р.Неман –р.Припять – р.Днепр - Черное море;


Устно (задание отображается на экране, учащиеся поднимают руки и отвечают):


  1. Соотнесите первых киевских князей и их дела:



Рюрик

1

За ограбление во время полюдья был убит древлянами

А

Олег

2

Установил уроки и погосты

Б

Игорь

3

Совершил первый победоносный поход на Царьград

В

Ольга

4

Разгромил Хазарский каганат

Г

Святослав

5

Провел крещение Руси

Д

Владимир

6

Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей

  1. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:

А) многобожие б) троебожие в) единобожие


  1. Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:

А) Святослав б) Владимир в) Олег


  1. Что относится к жанру героического эпоса?

А) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины


III. Этап всесторонней проверки универсальных учебных действий. 1. Индивидуальный опрос:

  • когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)

  • какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)

2. Беседа с классом:

  • Рассказать, какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.

  • Каковы были причины принятия Русью христианства?

  • Какое значение имело принятие Русью христианства?

3. а) Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?

(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)

б) Чем Владимир отличался от них?

(первый князь, принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)


  1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Сообщение темы, целей, плана урока.

План.

1. Борьба за власть сыновей Владимира – вторая усобица на Руси.

  1. Внутренняя политика и управление государством при Ярославе Мудром

  2. Внешняя политика Ярослава Мудрого

- Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?

- Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?

Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.

V. Изучение нового материала.

1. Рассказ учителя:

Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы)

В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых сыновей – Борису или Глебу.

Это не понравилось двум старшим сыновьям – Святополку и Ярославу.

Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.)

Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный)

В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка (дружина + печенеги)

1016г - трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч)

разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю – польскому королю). И Ярослав становиться во главе Киева.

1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол

1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами – Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.

1019-1036 гг- период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканьского);

С 1036 г. – Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси


2. Задание: Началось самостоятельное правление Ярослава Мудрого, которое было признано расцветом Древнерусского государства. Подробно об этом вы самостоятельно дома прочитаете в параграфе 6 и ответите на вопрос: почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого? (период его правления – время расцвета Руси; способствовал распространению христианства строил церкви, открывал при них школы поощрял переводы книг с греческого на славянский способствовал образованию монастырей покупал книги, собрал библиотеку, был образован, принял первый писаный свод законов на Руси – Правду Ярослава).


Самостоятельная работа. Задание: заполнить таблицу «Внутреннее устройство Древнерусского государства до и после преобразований Ярослава Мудрого».

Было (заполняется совместно):

Государство

Города

Земли

Великий киевский князь

Дружина

Воевода

Ополчение

ВЕЧЕ

Местные князья

Их дружины

Советы старейшин

Тысяцкие

Ополчение

Стало (учащиеся заполняют самостоятельно):

Государство

Города

Земли (волости)

Великий киевский князь

(самовластец)

Дружина

Воевода

Ополчение

ВЕЧЕ

Народное ополчение

посадник

Наместники

(сыновья вел. князя)

Их дружины

посадник

Ополчение

Дополнительный вопрос: Что означали эти изменения? (укрепление княжеской власти, как в центре, так и на местах, при сохранении вечевых традиций в городах)

3. Рассказ учителя с опорой на таблицу и карту (ученики переносят таблицу к себе в тетрадь и смотрят на карту, где учитель показывает новые территории, которые приобрело Древнерусское государство):

Цели внешней политики

Успехи

Неудачи

Укрепление южных рубежей страны

  1. возводил на границе города-крепости

  2. наголову разгромил печенегов- прекратились их набеги на Русь (1036г)


Расширение территории

Земли на западном берегу Чудского озера


Укрепление северо-западных рубежей страны

Строительство Юрьева


Установление выгодных отношений с государствами Европы

1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха;

1041 г – союзный договор с Польшей;

ряд выгодных династических браков

1043 г. – неудачный поход на Византию;

  1. Этап проверки понимания учащимся нового материала.

Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого - это период расцвета Древнерусского государства?

  1. Этап закрепления нового материала.

Задание: на контурной карте раскрасьте страны, с которыми Русь при Ярославе Мудром была связана династическими браками.

  1. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.

Д\З § 6 готовим пересказ, новые слова в конце параграфа переписываем в тетрадь и учим, письменно отвечаем на вопросы 1, 3, 4.

  1. Подведение итогов урока.

Высок был авторитет князя за пределами Руси и среди подданных, неслучайно его назвали первым царём на Руси. В благочестии своём Ярослав сравнивался с библейскими царями, в полноте власти – с византийскими цезарями. Величие России от величия Ярослава Мудрого. Расцвет древнерусского государства возможен только в мирное время. А потому, пусть всегда будет солнце!

Самоанализ: Урок носит развивающий характер, построен на системно-деятельностном подходе. Различные виды деятельности учащихся: работа с историческими документами, учебный диалог учителя с учащимися, работа с датами, понятиями, ответы на проблемные вопросы, решение ситуативных задач – обеспечивают самостоятельную познавательную деятельность школьников. На уроке формировались речевая культура обучающихся, монологическая речь, умение вести диалог. Технология развития критического мышления, предусмотренная в учебной деятельности, способствует формированию гражданской позиции школьников, воспитанию интереса к истории нашего государства, его прошлому. Содержание, виды деятельности учащихся обеспечивают достижение целей урока.




Приложение 1

Значимые события при правлении Ярослава Мудрого:

1019-1054 гг – правление Ярослава Мудрого;

1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;

1030 г. – основание города Юрьева ;

1041 г – союзный договор с Польшей;

1043 г. – неудачный поход на Византию;

1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха;


Новые слова:

Наместник – глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)

Посадник – назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)

Усобицы – княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол;

Правда Ярослава – первый писанный свод законов на Руси.













Приложение 2

12