.
Учитель истории и обществознания
МКОУ «Большекударинская СОШ»
Открытый урок по теме
«Труд и право»
9 класс.
Цели урока
- сформировать представление учащихся о роли труда в жизни человека и о трудовом законодательстве;
- познакомить с понятийным аппаратом по теме;
Задачи урока:( 3 сл.)
- развивать умения поиска и извлечения нужной информации в различных источниках;
- формировать у учащихся опыт работы с правовыми документами и их анализа, применять знания по трудовому праву на практике;
- способствовать формированию таких качеств личности как уважение к труду, ответственность, осознанный выбор профессии;
- продолжать формировать правовую культуру учащихся
Основные понятия: Труд, трудовое право, трудовые отношения, трудовой договор.
Оборудования урока: учебник обществознания, компьютер, проектор, Конституция РФ, Трудовой Кодекс РФ, раздаточный материал
Тип урока: изучение нового материала
План урока( 4 сл.)
Понятие « труд». Роль труда в жизни человека.
Правовое регулирование трудовых отношений:
А) понятие трудового права
Б) источники трудового права
В) работник и работодатель: права и обязанности
Г) трудовой договор
3. Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству.
( 5 сл.) Эпиграф: « Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходимым. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».
А.П. Чехов
Ход урока
Орг. момент.
Приветствие, подготовка к уроку.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодняшний наш урок я хочу начать с притчи.( сл. 6 )
Три человека возили в тележках камни.
У одного из них спросили:
— Что ты здесь делаешь?
Остановившись и вытерев пот, он устало ответил:
— Я таскаю камни.
Тот же вопрос задали второму. Он ответил:
— Я зарабатываю деньги. У меня большая семья, и я должен её кормить.
Третий человек, услышав такой же вопрос, ответил:
— Я строю храм!
Учитель:О чем эта притча? Как вы ее понимаете?
Ученики:предполагаемый ответ( Об отношении человека к труду, к своей работе).
Учитель: Какую роль она имеет к теме сегодняшнего урока?
Ученики:предполагаемый ответ( Это тема нашего сегодняшнего урока.)
Учитель:Действительно, сегодня мы будем говорить об очень важных для каждого человека вопросах - трудовых правоотношениях .Вы уже знакомы с некоторой информацией о труде и трудовом праве, и сегодня наверняка узнаете что-то новое.
Изучение новой темы
Учитель: О роли труда в развитии человека и общества вы многое знаете из уроков истории.
Беседа с учащимися
Учитель: Почему труд считают необходимым условием жизни общества?
Ученики: предполагаемый ответ (без пищи, одежды, жилища общество существовать не может)
Учитель: Здесь уместно вспомнить всем известную пословицу о труде.
- Как вы думаете, какую?
Ученики:(Без труда не выловишь и рыбку из пруда.)
Учитель: Что же такое труд?
Деятельность учащихся:
Запись определения в тетрадь:труд – это деятельность человека, в процессе которой создается вся совокупность предметов, необходимых для удовлетворения потребностей. ( сл. 7 )
Беседа с учащимися по вопросам новой темы.
Учитель: Какую роль труд играет в жизни человека?
Ученики: ( Примерные варианты ответов: средство для поддержания жизненных потребностей человека; способ достижения жизненных благ, карьеры, социального статуса; участие в развитии общества и т.д.)
Учитель: В труде человек формируется как личность, развивает свои способности.
- В каких документах изложены основные принципы трудовых правоотношений? ( Сл. 8Источники ТП)
Учащиеся :Конституция РФ, Трудовой Кодекс, локальные акты
Учитель: Правильно ребята, а какой документ в этой иерархической лестнице является основополагающим?
Учащиеся:( Конституция РФ).
Учитель: А почему?
Ученики: Потому, что Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным нормативно – правовым актам.
Работа с юридическим документом
Учитель: Ребята, у Вас на столе лежит Конституция РФ. Ваша задача - узнать, что отмечено в Конституции РФ о праве на труд? (Сл. 9 )
Какая статья закрепляет это право?
Учащиеся:Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры.
5. Каждый имеет право на отдых.
Учитель: Назовите участников труда на предприятии.
Какие отношения между ними складываются?( сл. 10)
Ученики: Работник и работодатель. Между ними складываются трудовые правоотношения.
Сл. 11 Трудовые правоотношения - это отношения между работником и работодателем, основанные на трудовом договоре и регулируемые нормами трудового права.
Работа с юридическим документом (ТК РФ)
Учитель: Ребята , посмотрите на слайд, перед вами схема, которую надо дополнить, для этого нужно разделиться на 2 группы.
1 группа – изучает права и обязанности работника;
2 группа - изучает права и обязанности работодателя;
С
л. 12 Трудовой договор
работник работодатель
праваобязанности права обязанности
Учащиеся: Заполняют схему, после чего идет обсуждение
Учитель: Ребята, а вы знаете, какой документ является основным документом о трудовой деятельности?
Ученики: предполагаемые ответы – трудовая книжка
Учитель: правильно основным документом о трудовой деятельности является трудовая книжка, куда вносятся данные о работе, сведения о поощрениях наградах. (фото труд. книжки) ,(Сл. 14 )
Учитель: Молодые люди, начиная трудовую деятельность, сталкиваются с нарушениями и в порядке заключения трудового договора и в вопросах оплаты, предоставления отпуска. Очень важно, чтобы вы, приходя на работу, знали и умели защищать свои права. Поэтому сегодня мы более подробно рассмотрим трудовые права несовершеннолетних.
(Сл. 15)Особенности правового положения несовершеннолетних.
Трудовым кодексом РФ предусмотрен ряд гарантий для несовершеннолетних работников.
Продолжительность рабочего времени несовершеннолетнего зависит от его возраста и составляет:
– для работников в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю;
– для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю.
Так, в ст. 265 ТК РФ перечислены работы, на которых запрещается использование труда лиц, не достигших 18 лет. К ним относятся:
– работы с вредными и (или) опасными условиями труда, подземные работы.
– работы, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию несовершеннолетних (игорный бизнес, работы в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).
– переноска и передвижение тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.
Согласно ст. 268 ТК РФ несовершеннолетних работников запрещается:
– направлять в служебные командировки;
– привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
- не могут привлекаться к работам– по совместительству, вахтовым методом– в религиозных организациях.
3 Закрепление изученного.
Учитель: Ребята, для закрепления изученного на уроке, предлагаю вам решить познавательные задачи.Для этого Вам надо разделиться на 3 группы, после чего мы обсудим ваши решения. Первой группе – Текст 1, Второй – Текст 2, Третьей – Текст 3
Текст 1
Ленивицу мать отправила на заработки к работодателю Метелице, дав ей свое письменное согласие на трудоустройство. Метелица заключила с 15-летней Ленивицей трудовой договор в письменной форме, разъяснила ей ее обязанности и пообещала щедрое вознаграждение за работу. По договору Ленивица должна была выбивать перины так, чтобы пух летел; готовить завтрак и обед; работать с 9.00 до 13.00. Первые несколько дней несовершеннолетняя Ленивица исправно выполняла свои обязанности. В следующие два дня она начала лениться, не приготовила завтрак, так как проспала, плохо выбила перины, а во время обеда перебила посуду. Затем она вообще перестала выбивать перины, а завтраки готовила время от времени. День ото дня она все больше ленилась и уже к 11.00 бросала все дела. В это время в город приехали бродячие артисты, которые давали представление как раз тогда, когда у Ленивицы был рабочий день. С той поры Ленивица вообще перестала ходить на работу. Метелица была очень недовольна своей работницей и предложила ей расторгнуть трудовой договор.
Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?
а) Метелица нарушила порядок и условия заключения трудового договора
б) Метелица установила своей работнице 24-часовую рабочую неделю
в) Ленивица выполняла свои обязанности в соответствии с трудовым договором
г) Права Метелицы были нарушены
Свой выбор аргументируйте
Текст 2
Несовершеннолетний Буратино решил помочь папе Карло заработать денег и тайком устроился на работу в кукольный театр. Он согласился со следующим трудовым договором.
Трудовой договор.
«Кукольный театр», в лице директора Карабаса Барабаса, именуемый далее «работодатель», и Буратино, именуемый далее «работник», заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Работник Буратино принимается на работу в «Кукольный театр» по профессии «актер».
2. Договор является договором по основной работе.
3. Вид договора: на неопределенный срок.
4. Срок испытания: 3 месяца.
5. Права и обязанности работника:
участвовать в спектаклях в вечернее и ночное время;
соблюдать трудовую дисциплину;
бережно относиться к театральному инвентарю.
6. Права и обязанности работодателя:
вовремя выплачивать зарплату;
обеспечивать безопасные условия труда.
7. Особенности режима рабочего времени:
ненормированный рабочий день;
работать 7 дней в неделю.
8. Работнику устанавливается зарплата в размере 2 золотых монет в месяц.
9. Работнику устанавливается ежегодный отпуск продолжительностью 28 рабочих дней.
Адреса и подписи сторон:
Работник: Буратино, актер,
адрес: дом папы Карло.
Подпись
Работодатель:
Карабас Барабас, директор кукольного театра,
адрес: ул. Кукольная,10.
Подпись
Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?
А) Трудовой договор можно признать недействительным
б) Нарушены права работодателя
в) Права несовершеннолетнего Буратино соблюдены в полной мере
г) В трудовом договоре указаны только обязанности работника
Свой выбор аргументируйте
Текст 3
Главная героиня сказки «12 месяцев» устроилась служанкой в дом к своей мачехе. Мачеха устно оговорила все ее обязанности, которые заключались в том, чтобы выполнять работу по дому. Однако мачеха устную договоренность не соблюдала. 15-летняя девушка чистила снег, в сильный мороз ходила в лес за хворостом.
Частенько мачеха отправляла ее на несколько дней в соседнюю деревню, помочь своей сестре. Днем и ночью, не покладая рук, трудилась бедняжка, носила тяжелые ведра с водой, колола дрова, а по ночам гладила белье.
Приближались новогодние праздники, девушка возлагала большие надежды на них, рассчитывая встретить праздник дома у елки. Но коварная мачеха в новогоднюю ночь отправила ее в город за подснежниками. В цветочном магазине «12 месяцев» девушке помогли не только с подснежниками, но и предложили хорошую работу.
Задание: прочитайте и проанализируйте текст. Согласны ли вы со следующими утверждениями?
А) Для несовершеннолетних приемлема только устная форма договора
б) Нарушены нормы труда несовершеннолетних
в) Договор предусматривает только права и обязанности падчерицы
г) Мачеха нарушила порядок и условия заключения трудового договора
Свой выбор аргументируйте.
Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока. Пожалуйста …., что нового мы с Вами узнали на уроке?
Ученики: В ходе урока мы выяснили, что каждый гражданин России имеет право на труд, имеет право свободно выбирать профессию и место работы.
4 Домашнее задание:
Учитель: Ребята, запишите домашнее задание - по материалам п. 17 составить синквейн на тему « Труд. Трудовое право» ( раздать памятки)
5 Итоги урока:
Учитель:Самые активные учащиеся получают…….
Я Вас оценила, теперь Ваша очередь оценить наш урок, приклейте стикеры на доску.
Всем спасибо за работу. Хочу пожелать вам, чтобы в жизни вы выбрали такую работу, которая приносила бы вам радость и удовольствие, чтобы вы поняли, что не таскаете камни, и не просто зарабатываете деньги, а возводите храм! Храм своего счастья, благополучия и счастливого будущего!
Доброе утро, ребята! В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
Здравствуйте!
Ребята! Готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем нам хорошего урока
Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!
***
- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.