СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: «Афинская демократия при Перикле»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок содействует расширению и углублению знаний  учащихся  о демократии в Античном мире

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: «Афинская демократия при Перикле»»

Тема урока: «Афинская демократия при Перикле»

Цель: Содействовать расширению и углублению знаний учащихся о демократии в Античном мире

Задачи:

Образовательные: изучить вопрос о расширении демократии при Перикле в 5в. до н.э.;

-систематизировать знания о демократии в Афинском полисе.

Развивающие: способствовать развитию навыков работы с текстом учебника, источниками, иллюстрациями, умений сравнивать, анализировать первоисточники, аргументировано доказывать свою точку зрения, развивать аналитическое и критическое мышление учащихся .

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки, быть активным участником политических процессов

Личностные УУД: понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества, научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой,

 Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место; определять цель выполнения заданий на уроке, определять план выполнения заданий на уроках; использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, уметь различать способ и результат действия.

 Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться

Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.


Ход урока:


  1. Орг.момент

Хайрете, пайдес! Калой кай агатой! (Здравствуйте, дети! Прекрасные и совершенные!) Так приветствовал древнегреческий учитель своих учеников.

  1. Актуализация знаний

Фараон Хаммурапи стратег Моисей

Каста Илиада Конфуций демос

Соломон Драконт Народное собрание неприкасаемые

Солон ареопаг демократия 594 г. до н. э.


  • Выберите всё, что относится к истории Греции и объясните понятия, вспомните, чем знамениты деятели, какие события и в какие годы происходили и чем закончились.

Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. В V веке до н.э. в Афинах любой гражданин - богат он или беден, знатен или незнатен - мог участвовать в народном собрании. Своё окончательное развитие афинская демократия получила при Перикле, а государство достигло величайшего могущества и блеска.

Тема нашего урока: Афинская демократия при Перикле

Учитель обращает внимание учащихся на записанный на доске тезис: «Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства». Афиняне гордились тем, что они, простой народ, принимают участие в управлении государством.


  1. Изучение нового материала:

После Греко-персидских войн начинается расцвет Афин. Во главе их в это время стоял Перикл – один из крупнейших афинских государственных деятелей.

«Ксантипп, отец Перикла и его мать Агариста принадлежали к самым знаменитым афинским родам. Уже при рождении Перикл, сильный и здоровый ребенок, поразил всех необыкновенными размерами и формой головы. Этот недостаток так и остался у него на всю жизнь, и чтобы скрыть его, на портретах Перикла всегда изображали в шлеме. Зато сочинители комедий всячески издевались над необыкновенно большой головой Перикла и называли его Луковицеголовый.

Перикл получил прекрасное образование. Его обучали и музыке и стихосложению. Слушал он лекции философа Зенона, который был мастер спорить и умел рядом ловких возражений поставить противника в безвыходное положение. Но больше всего сблизился с Периклом переехавший в Афины из Малой Азии философ Анаксагор, которого современники прозвали "Разумом". Этот человек утверждал, что событиями управляют не боги, а разум, при помощи которого можно понять весь окружающий нас мир.

Большие познания и природные способности сделали выступления Перикла прекрасными по форме и глубокими по содержанию. Все это предвещало Периклу успешную политическую карьеру. В 443 году до н.э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе.

В течение сорока лет Перикл был одним из тех, кто стоял во главе государства, его влияние настолько усилилось, что народ полностью доверил ему управление государством. В течение пятнадцати лет Перикл ежегодно избирался стратегом.

Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел. В городе его видели идущим лишь по одной дороге – той, что вела в Народное собрание и к зданию, где заседали должностные лица. 15 раз Народное собрание выбирало Перикла на высшую должность.

Поэты воспевали могущество Перикла:

Он город любой мог связать иль оставить свободным,

И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.

В руках его все: и союзы, и власть, и богатство.

Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Он пригласил известных архитекторов, чтобы восстановить разрушенные во время Греко-персидских войн стены и башни Афин. Новое сооружение, поражавшее своим великолепием, получило название «Пропилеи». Чтобы увековечить победу греков в Марафонском сражении, Перикл приказал мастеру Фидию создать бронзовую статую богини Афины. Ее размеры были так велики, что моряки видели копье и шлем богини, проплывая в нескольких десятках километров от Афин. Кроме того, по настоянию Перикла, был выстроен новый храм, получивший название Парфенон.

При этом граждане восхищались неподкупностью и бескорыстием Перикла. Историк Плутарх пишет, что, сделав Афины величайшим и богатейшим городом, Перикл не прибавил ни одной монеты к тому состоянию, которое оставил ему отец. Как полководец он славился своей осторожностью. Перикл не вступал в сражение, если не был уверен в победе, считая, что не имеет права подвергать риску жизни своих сограждан.

При Перикле в Афинах окончательно сложилась демократия. Главным органом управления оставалось Народное собрание. В нем участвовали все граждане. А гражданином считался мужчина, достигший 20 лет, у которого мать и отец были афинянами.

Народное собрание проходило 3-4 раза в месяц, оно выбирало высшее должностное лицо на 1 год, объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы, распоряжалось казной. Кроме этого Народное собрание выбирало других многочисленных должностных лиц путем голосования.

Большую роль в жизни Афин играл суд. В его работе могли участвовать все граждане, которым исполнилось 30 лет. Ежегодно избирали 6 тысяч судей, но они обычно заседали не вместе. Для разных дел создавались отдельные комиссии. Судьи голосовали с помощью жетонов. Жетон с отверстием означал, что человек виновен, а жетон без отверстия – невиновен.

Участие в управлении государством требовало от граждан много времени. Не все афиняне могли принимать участие в Народном собрании, быть чиновниками. Бедняки должны были работать. Перикл провел ряд реформ, в результате которых бедняки получили возможность занимать разные должности, т.к. теперь должностным лицам стали платить из казны.


  1. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание.

При Перикле произошел расцвет демократии в Афинах. Ни в одном государстве древнего мира в управлении государством не принимало такое большое участие простых людей как в Афинах.)

НО!!! Назвать афинскую демократию образцовой мы не можем, т. к. правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, метеки их не имели. Кроме того, Афины грабили своих союзников по морскому союзу.

Вот и закончился наш урок. Я надеюсь, что он был для вас интересным и дал пищу для размышлений (учитель вновь обращает внимание детей на тезис урока). Более подробно о демократии и ее формах вы, ребята, будете говорить на уроках обществознания в 6 классе.

А пока, мне хотелось бы узнать ваше мнение: как вы считаете, стиль общения учителя с вами сегодня на уроке был демократичным? Дети отвечают.

Учитель: Объясните, почему именно так вы ответили на мой вопрос.


Домашнее задание: параграф 40, новые слова запомнить и уметь объяснять. Раб. тетрадь зад. № 41, 42, 43