Орг.момент. | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой. | Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. включаются в ритм урока. | Формирование уважительного отношения к другому человеку, его мнению. |
Актуализация знаний и умений. | Просит учащихся ответить на вопросы: - Что такое сказка? - Назовите виды фольклорных сказок. - Каковы художественные особенности волшебных сказок? - С какой сказкой вы познакомились дома? - Понравилась вам она? - Определите, к какому виду сказок она относится? Докажите. | Отвечают на вопросы учителя. Выражают личное отношение к прочитанному. | Формирование умения определять понятия (М.), владеть терминологией по теме. Формулировать собственное отношение к прочитанному. (П). Формирование навыков исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию и выразительные средства (П). |
Формулирование учебной цели урока. | Создает условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Подводящий диалог: - С какой волшебной сказкой мы познакомились ранее? - Чем сказка «Иван- крестьянский сын и чудо-юдо» отличается от сказки «Царевна- лягушка» и др. волшебных сказок? -Как вы объясните название сказки? - Почему речь идет только об одном герое и чуде-юде? - Почему эту сказку называют богатырской и героической? | Вступают в диалог с учителем. Выдвигают предположения. | Формирование умения планировать пути достижения цели (М). |
Поиск решения (открытие нового знания). | 1. Просит найти в толковом словаре значение слова «герой», организует беседу: - Что обозначает слово герой? героический? - Сколько значений имеет слово герой? Кого в сказке мы назовем героем во 2 значении? Почему? - Какое известие опечалило жителей некоторого государства? - Кто из братьев собирается на защиту родной земли в самом начале сказки? Найдите эпизод в тексте. - Ехали они, ехали и приехали в какую-то деревню. Какая картина представилась братьям? - Как ведут себя братья на чужой стороне? Какое решение принимают? Кто оказался самым организованным? 2. Организует работу по группам. Анализ эпизода. -1 гр. Прочитайте, как описывается появление чуда о 6, 9, 12-головах. Подготовьте развернутый ответ на вопрос: какие черты Ивана-крестьянского сына раскрываются перед боем, во время боя, после него? 2гр. Как ведут себя старшие братья? Зачем нужны такие помощники? 3гр. Как показан враг земли русской? Почему сказка рисует противника Ивана таким страшным и сильным? Каким должен быть герой, победивший такого врага? 4гр. Каким предстает Иван – крестьянский сын в последних эпизодах сказки? Как ему удалось спасти жизнь своим братьям? | Поиск слов в словаре, определение их значений. Отвечают на вопросы учителя. Поиск и выделение информации. Выборочное чтение. Выборочный пересказ. В группах кооперируют усилия для выполнения задания (поиск эпизода, чтение, выделение главной информации, обобщение прочитанного). - Отчет групп (Выступление 1 ученика от каждой группы). | Формирование умения обращаться за помощью к учебной литературе (К). Формирование ценностного отношения к событиям, происходящим в сказке (Л). Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками (работа в группе)-Л. - Формирование умения характеризовать героев сказки (П) - Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи (М). - Формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев (К). |
Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценка. | 1. Организует беседу: - Почему эту сказку называют героической? - Чему посвящена сказка? - Что она прославляет? 2. Организует самостоятельную работу: - игра «Интервью с литературным героем». Если бы вам пришлось в реальной жизни встретиться с Иваном-крестьянским сыном, что бы вы у него хотели спросить, зная о его подвиге? А что он ответил бы вам? (или составление синквейна: 1. Иван… 2. Два прилагательных 3. Три глагола 4. Фраза из 4-х слов 5. 1 слово или словосочетание). 3. Оцените свою работу на уроке. | Обобщают, делают выводы. Оценивание результатов с помощью «лесенки». | Формирование умения создавать обобщения(М.) Формирование умения осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата (М.) |