МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок на тему:
«Работа над проектом «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века: Я.П.Полонского, Е.А.Баратынского, А.К.Толстого». Защита проекта
6 класс (ФГОС)
Учитель русского языка и литературы
Курбатова Г.Н.
2016 год
Уроки 51–52
Работа над проектом «Родная природа
в стихотворениях русских поэтов XIX века:
Я. П. Полонского, Е. А. Баратынского,
А. К. Толстого». защита проекта
Задачи деятельности учителя: создать условия для ознакомления с фактами из биографии поэтов Я. Полонского, Е. Баратынского, А. Толстого, организации и проведения работы над проектом и его защитой; способствовать формированию представления о поэзии XIX века.
Тип урока: решение частных задач.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве русских поэтов XIX века: Я. Полонского, Е. Баратынского, А. Толстого; выявлять в поэтическом тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; уметь различать образ лирического героя и автора в лирике; создавать словесный портрет на основе полученных знаний и представлений; делать устный и письменный анализ стихотворения; видеть разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике; понимать настроения, чувства поэтов; определять способы создания образов;
ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к стихотворениям русских поэтов XIX века: Я. Полонского, Е. Баратынского, А. Толстого; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников; закрепить навыки выразительного чтения; анализировать формы выражения авторской позиции в стихотворении;
коммуникативная сфера: осмысленно читать и адекватно воспринимать литературные произведения; выполнять творческие работы;
эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;
регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Методы и формы обучения: групповая (творческие работы).
Интернет-ресурсы:
1. Баратынский, Евгений Абрамович. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/Баратынский,_Евгений_Абрамович
2. Библиотека русской поэзии. Полонский Яков Петрович. – Режим доступа : http://polonskiy.ouc.ru
3. Сборник русской поэзии «Лирикон». Полонский Яков Петрович. – Режим доступа : http://liricon.ru/biografii-poetov/polonskij-yakov-petrovich
Оборудование: тема урока – плакат: «Родная природа в творчестве русских поэтов XIX века: Я. П. Полонского, Е. А. Баратынского, А. К. Толстого»; портреты Полонского, Баратынского, Толстого; плакат – эпиграф к уроку: «Следы прекрасного художник повсюду видит и – творит...» (Я. П. Полонский); выставка репродукций русских художников-пейзажистов: В. Д. Поленова «Золотая осень», «В деревне Тургенево», И. И. Левитана «Март», «Весна. Большая вода», «Тихая обитель»; А. М. Васнецова «Родина», «Пруд. Демьяново. Близ Клина».
Основные понятия и термины: образность языка, миросозерцание.
Сценарий уроков
Следы прекрасного художник повсюду видит и – творит...
Я. П. Полонский
I. Постановка целей и задач урока.
– Сегодня у нас час творчества, на котором предстоит познакомиться с замечательными именами поэтов XIX века, певцами родной природы: Я. П. Полонским, Е. А. Баратынским и А. К. Толстым.
Евгений Баратынский принадлежал поэтам пушкинской поры, два других поэта – Яков Полонский и Алексей Толстой – уже представители послепушкинской поры. Одно бесспорно: в области поэзии все трое являются продолжателями лучших литературных традиций. В то же время у каждого из них своя судьба, свой неповторимый мир поэзии, свой способ выражения чувств, мыслей, фантазий. Голос каждого из поэтов неподражаем, неповторим, по-своему выразителен. Мир природы для этих трех поэтов – источник вдохновения. «Следы прекрасного художник повсюду видит и – творит...» Эти слова Якова Петровича Полонского очень точно характеризуют и самого поэта, и его собратьев по перу Евгения Баратынского и Алексея Толстого. Они настоящие художники слова. Сегодня на уроке мы должны это увидеть, услышать и осознать.
Итак, сегодня предлагается работа над проектом «Родная природа в творчестве русских поэтов XIX века: Я. П. Полонского, Е. А. Баратынского, А. К. Толстого», которая должна быть выполнена в течение первого урока – часа творчества, а защиту проекта предполагается провести на втором уроке.
У нас созданы 4 творческие группы. Три группы будут работать над следующими проектами: «Родная природа в стихотворениях Я. П. Полонского», «Родная природа в стихотворениях Е. А. Баратынского», «Родная природа в стихотворениях А. К. Толстого». 4-я группа – члены жюри.
Руководство в группе берет на себя капитан.
Выборы капитанов.
– Члены жюри должны выбрать председателя, который также берет на себя функции руководителя.
Выборы председателя жюри; учитель – член жюри и (по необходимости) помощник капитанов.
– Каждая группа получает свое задание, распределение обязанностей между членами команды – задача капитана.
Учитель выдает задание и ватман; краски, карандаши, фломастеры у групп имеются.
II. Знакомство с критериями оценки творческого проекта.
– Для ознакомления с критериями оценки творческого проекта слово предоставляется председателю жюри (фамилия, имя).
Ш. Работа в группах над творческим проектом. (См. Ресурсный материал.)
– Задание для 1-й группы: выполнить творческий проект (стенгазета) «Родная природа в стихотворениях Я. П. Полонского»:
1) изучить биографию поэта (работа за компьютером, выход в Интернет) и подготовить устный рассказ о ней;
2) подготовить выразительное чтение одного стихотворения (по выбору);
3) подготовить устный анализ этого стихотворения, составить план в форме вопросов;
4) нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
Задание для 2-й группы: выполнить творческий проект (стенгазета) «Родная природа в стихотворениях Е. А. Баратынского».
Задание для 3-й группы: выполнить творческий проект (стенгазета) «Родная природа в стихотворениях А. К. Толстого».
Задание для 4-й группы: подготовить таблицу оценивания творческого проекта.
IV. Защита творческого проекта.
Все проекты (стенгазеты) вывешиваются на классную доску.
– К защите проекта приглашается 1-я творческая группа, капитан (фамилия, имя).
План защиты проекта
1. Презентация проекта «Победило призвание поэта» («Родная природа в стихотворениях Я. П. Полонского»).
2. Устный рассказ «Биография Я. П. Полонского».
3. Выразительное чтение стихотворения Я. П. Полонского.
4. Устный анализ стихотворения Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...».
5. Презентация иллюстрации к стихотворению «По горам две хмурых тучи...».
Анализ стихотворения Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи...».
– О чем вы узнали из этого стихотворения?
– Какую картину вы рисуете в своем воображении?
– Как бы вы озаглавили это стихотворение?
– Как меняется настроение в этом стихотворении, от чего оно зависит?
– Найдите средства художественной выразительности и определите их роль в стихотворении. (Эпитеты: «две хмурых тучи», «знойным вечером», «скалы горючей»; олицетворения: «эхо резко засмеялось», «скала сказалась, вздохнула»; метафора: «тучи улеглись и обомлели»; большую роль играют глаголы, с их помощью поэт передает нарастающую тревогу; аллитерация: «грянул гром – по дебрям влажным…» – сочетание согласных твердого и мягкого [р] создает впечатление, будто мы слышим раскаты грома.)
– Какая мысль дорога в этом стихотворении автору?
– В чем вы видите привлекательность поэзии Я. П. Полонского?
– Слово для защиты проекта «Пробужденный вдохновеньем» («Родная природа в стихотворениях Е. А. Баратынского») предоставляется 2-й творческой группе, капитан (фамилия, имя).
План защиты проекта
1. Презентация проекта «Пробужденный вдохновеньем» («Родная природа в стихотворениях Е. А. Баратынского»).
2. Выразительное чтение стихотворений: «Чудный град порой сольется...», «Люблю деревню я и лето..», «Весна, весна! Как воздух чист!..».
3. Устный анализ стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист!..».
4. Презентация иллюстрации к стихотворению «Весна, весна! Как воздух чист!..»
5. Устный рассказ «Факты из биографии Е. А. Баратынского».
Анализ стихотворения Е. А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!..».
– Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
– Разделяете ли вы восторг автора, почему?
– Какую мысль вы считаете главной в стихотворении?
– Какую картину вы рисуете в своем воображении? Может быть, несколько картин?
– Как меняется интонация в стихотворении? Проследите за этими изменениями.
– Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы образ весны стал ярче, зримее и выразительней? (Эпитеты: «лазурию живой», «к солнечным лучам», «в яркой вышине», «заздравный гимн»; олицетворения: «взревев, река несет… лед», «древа обнажены»; метафора: «на крыльях ветерка»; аллитерация: [л] – «ласкаясь к солнечным лучам, летают облака»; [р] – «незримый жавронок поет заздравный гимн весне».)
– Какое название стихотворению вы могли бы дать и считаете его подходящим?
– Для защиты проекта «Колокольчики мои, цветики степные!» («Родная природа в творчестве А. К. Толстого») приглашается 3-я творческая группа, капитан (фамилия, имя).
План защиты проекта
1. Презентация проекта «Колокольчики мои, цветики степные!» («Родная природа в творчестве А. К. Толстого»).
2. Слово о поэте А. К. Толстом.
3. Выразительное чтение стихотворения А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...».
4. Устный анализ стихотворения «Где гнутся над омутом лозы...».
5. Презентация иллюстрации к стихотворению «Где гнутся над омутом лозы...».
Анализ стихотворения А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...».
– Чем интересно для вас это стихотворение? (Общение маленького мальчика с миром природы, открытие этого мира.)
– Какая картина открывается перед вами? Назовите время года.
– Объясните при помощи словаря значения малоизвестных слов: омут, лоза, бирюзовые (спинки), отлогий (берег).
– К кому обращаются стрекозы с предложением научить летать? Не опасно ли это для мальчика?
– Какие истории из вашего детства приходят в связи с этим стихотворением на память?
– Какова роль природы в этом стихотворении, на ваш взгляд?
– Как бы вы назвали это стихотворение? Почему?
V. Подведение итогов работы творческих групп над проектом. (См. Ресурсный материал.)
– Командирам команд прошу предоставить ваши проекты (стенгазеты) нашему уважаемому жюри.
Слово для подведения итогов работы над проектом «Родная природа в творчестве русских поэтов XIX века: Я. П. Полонского, Е. А. Баратынского, А. К. Толстого» предоставляется председателю жюри (фамилия, имя).
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– На уроке вы показали свои необыкновенные творческие способности, огромное трудолюбие, хорошие знания, умение работать в команде и приобрели определенный опыт защиты творческого проекта.
Каждый из представленных проектов заслуживает высокой оценки. Творческими группами проведена большая работа, потому и защита прошла достаточно успешно. Несколько слов хочется сказать о каждом проекте.
Проект «Победило призвание поэта», посвященный творчеству Полонского, имеет свои достоинства...
Проект «Пробужденный вдохновением», посвященный творчеству Баратынского, отличает следующее...
Проект «Колокольчики мои, цветики степные!», посвященный творчеству А. К. Толстого, действительно, отличается своей оригинальностью, содержательностью, в нем виден творческий почерк каждого из ребят, считаю, что он заслуженно признан лучшим.
В заключение хотелось бы услышать мнение об уроке каждого участника часа творчества: прошу высказываться одним предложением. Начало фразы можно выбрать из рефлексивного экрана на доске:
1. Час творчества – это...
2. Было интересно...
3. Меня удивило...
4. Главное, что мы узнали...
5. Мне хотелось...
6. Если говорить о защите проекта...
7. Работать в команде...
8. Мое мнение такое...
9. Хочу сказать о работе жюри...
10. Впечатление от урока...
Домашнее задание.
1. Написать отзыв о стихотворении Я. Полонского, Е. Баратынского, А. Толстого (по выбору).
2. Выучить наизусть 1–2 стихотворения о природе (по выбору).
Ресурсный материал
Таблица оценивания творческого проекта
(по 10-балльной системе)
Название проекта | Презентация проекта | Защита проекта | Итоговое количество баллов |
Содержательность, соответствие теме | Художественное оформление | Оригиналь- ность, творческие находки | Устный рассказ о биографии поэта | Выразительное чтение | Уст-ный анализ стихотворения | Презен-тация иллюстрации к стихотворению | |
«Победило призвание поэта» (Я. П. Полонский) | | | | | | | | |
«Пробужденный вдохновеньем» (Е. А. Баратынский) | | | | | | | | |
«Колокольчики мои, цветики степные!» (А. К. Толстой) | | | | | | | | |
Председатель жюри ____________________________________
Члены жюри __________________________________________
Этапы жизни и творчества Якова Петровича Полонского
Полонский Яков Петрович (6 (18) декабря 1819, Рязань – 18 (30) октября 1898, Санкт-Петербург) – русский поэт, прозаик. Его оценили по достоинству Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов. У него учились Иван Бунин и молодой Александр Блок, но он не знал настоящего большого успеха.
Иван Сергеевич Тургенев писал о творчестве Полонского: «Талант его представляет особенную, ему лишь одному свойственную смесь простодушной грации, свободной образности языка, на котором еще лежит отблеск пушкинского изящества, и какой-то иногда неловкой, но всегда любезной честности и правдивости».
Яков Полонский родился в Рязани в небогатой дворянской семье. Природа одарила его богатым воображением. Он был мечтателем и фантазером. Рано начал заниматься сочинительством. Первые его произведения – то ли баллады, то ли сказки. Первые его слушатели – младшие братья. А первые критики – соседские ребятишки.
Гимназия в то время являлась образовательным и культурным центром губернии. Именно здесь Полонский увлекся литературой, познакомился с произведениями А. С. Пушкина, зачитывался поэзией В. Г. Бенедиктова и начал писать еще несмелые, подражательные, ученические стихи. Свои «подражания Бенедиктову» он зачитывал учителю – Н. Н. Титову. Во время учебы в гимназии словесность стала любимым предметом Полонского.
В 1837 году гимназию посетил цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II.
Из воспоминаний: «Директор Семенов позвал меня и поручил мне написать стихи, так чтобы один куплет можно было проговорить изустно, а другой пропеть на голос “Боже, Царя храни!”. Я охотно взялся за это дело и порядочно над этими стихами помучился».
Вечером в доме директора гимназии Н. Н. Семенова Полонского ожидала заслуженная награда за стихи: «И вот, вижу я, выходит ко мне высокий, полный, несколько сутулый, мне совершенно незнакомый господин... Этот господин был Василий Андреевич Жуковский. Он сказал мне, что стихи мои ему очень понравились, что наследник благодарит меня и жалует меня золотыми часами... На другой день отъезда наследника-цесаревича в актовом зале новой гимназии была прочтена какая-то бумага с упоминанием моей фамилии и затем мне был вручен футляр с небольшими золотыми часами, покрытыми эмалированными цветами, по большей части незабудками».
В 1838 году Яков Полонский окончил Рязанскую гимназию и в этом же году поступил на юридический факультет Московского университета (окончил в 1844). В студенческие годы сблизился с Аполлоном Григорьевым и Афанасием Фетом, которые высоко оценили талант молодого поэта. Познакомился также с П. Чаадаевым, А. Хомяковым, Т. Грановским. В журнале «Отечественные записки» в 1840 году было впервые опубликовано стихотворение Полонского «Священный благовест торжественно звучит...». Печатался в журнале «Москвитянин» и в студенческом альманахе «Подземные ключи».
В 1844 году вышел первый поэтический сборник Полонского «Гаммы», в котором заметно влияние М. Лермонтова. В сборнике уже встречались стихи, написанные в жанре бытового романса («Встреча», «Зимний путь» и др.). В этом жанре был впоследствии написан и шедевр лирики Якова Полонского «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит...», 1853). Литературовед Б. Эйхенбаум впоследствии называл главной чертой романсов Полонского «сочетание лирики с повествованием». Для них характерно большое количество портретных, бытовых и других подробностей, отражающих психологическое состояние лирического героя («Пришли и стали тени ночи...» и др.).
По окончании университета Яков Полонский переехал в Одессу, где выпустил второй поэтический сборник «Стихотворения 1845 года». Книга вызвала отрицательную оценку В. Г. Белинского, который увидел в авторе «ни с чем не связанный, чисто внешний талант». В Одессе Полонский стал заметной фигурой в кругу литераторов, продолжавших пушкинскую поэтическую традицию. Впечатления одесской жизни впоследствии легли в основу романа «Дешевый город» (1879).
В 1846 году Яков Полонский получил назначение в Тифлис, в канцелярию наместника М. Воронцова. Одновременно стал помощником редактора газеты «Закавказский вестник», в которой печатал очерки. В Тифлисе в 1849 году вышел поэтический сборник Полонского «Сазандар» («Певец»). В него вошли баллады и поэмы, а также стихи в духе «натуральной школы», то есть изобилующие бытовыми сценами («Прогулка по Тифлису») или написанные в духе национального фольклора («Грузинская песня»).
В 1851 году Полонский переехал в Петербург. В дневнике 1856 года записал: «Не знаю, отчего я чувствую невольно отвращение от всякого политического стихотворения; мне кажется, что в самом искреннем политическом стихотворении столько же лжи и неправды, сколько в самой политике». Вскоре Яков Полонский определенно заявил о своем творческом кредо: «Мне не дал Бог бича сатиры... И для немногих я поэт» («Для немногих», 1860). Современники видели в нем «скромного, но честного деятеля пушкинского направления» (А. Дружинин) и отмечали, что «он никогда не рисуется и не играет никакой роли, а всегда является таким, каков он есть» (Е. Штакеншнейдер).
В Петербурге Яков Полонский издал два поэтических сборника (в 1856 и 1859 годах), а также первый сборник прозы «Рассказы» (1859), в которых Н. Добролюбов заметил «чуткую восприимчивость поэта к жизни природы и внутреннее слияние явлений действительности с образами его фантазии и с порывами его сердца».
В 1857 году Яков Полонский уехал в Италию, где изучал живопись. Некоторое время он хотел стать художником, но победило призвание поэта. В Петербург вернулся в 1860 году. Пережил личную трагедию – смерть сына и жены, отразившуюся в стихах «Чайка» (1860), «Безумие горя» (1860) и др. В 1860-е годы написал романы «Признания Сергея Чалыгина» (1867) и «Женитьба Атуева» (1869), в которых заметно влияние И. С. Тургенева.
Значительное место на всех этапах творчества Полонского занимает любовная лирика, отличающаяся мягкими, интимными тонами и семейным характером. В этих своих произведениях, как и во всем творчестве, Полонский близок к Тургеневу.
Полонский печатался в журналах разного направления, объясняя это в одном из своих писем А. Чехову: «Я всю жизнь был ничей».
В 1858–1860 годах Яков Полонский редактировал журнал «Русское слово», в 1860–1896 – служил в Комитете иностранной цензуры. Вообще же 1860–1870-е годы были отмечены для поэта читательским невниманием и житейской неустроенностью. Интерес к поэзии Полонского вновь возник в 1880-е годы, когда вместе с А. Фетом и А. Майковым он входил в «поэтический триумвират», пользовавшийся уважением читающей публики. Яков Полонский вновь стал знаковой фигурой в литературной жизни Петербурга, на «пятницах Полонского» собирались выдающиеся современники. Поэт дружил с Чеховым, внимательно следил за творчеством К. Фофанова и С. Надсона. В стихах «Сумасшедший» (1859), «Двойник» (1862) и др. предсказал некоторые мотивы поэзии XX века*.
Для Полонского характерны большая плодовитость и разнообразие жанров – от эпической поэмы до газетного сатирического фельетона. Особенно популярны были лирические стихотворения Полонского (многие переложены на музыку) и легкая грациозная поэма-шутка «Кузнечик-музыкант».
В 1890 году Полонский писал А. Фету: «По моим стихам можно проследить всю жизнь мою». В соответствии с этим принципом отражения внутренней биографии он построил свое итоговое «Полное собрание сочинений» в 5-ти томах, вышедшее в 1896 году.
Умер Яков Полонский в Петербурге 18 (30) октября 1898 года.
Литературовед В. Н. Орлов писал: «Полонский являет собой пример не очень крупного, но талантливого поэта, с наибольшим успехом разрабатывавшего подчиненные жанры лирической поэзии – романс, песню, элегию. В этой области он бывал и самостоятелен, и оригинален, и даже смел, наряду с Фетом прокладывая новые пути. Недаром так много стихотворений его было положено на музыку, стало популярными романсами, кантатами, хорами. На слова Полонского писали музыку Даргомыжский, Чайковский, Танеев, Рахманинов, Гречанинов и многие другие композиторы. А его “Затворница” и “Песня цыганки” прочно вошли в народный песенный репертуар и поются до сих пор».
Круг друзей и близких людей Якова Петровича Полонского
Среди друзей Якова Петровича Полонского по университету были выдающиеся современники – поэты А. А. Григорьев, А. А. Фет, историки С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, писатель А. Ф. Писемский и др.
Из наиболее близких людей – отставной генерал, член ранних декабристских организаций М. Ф. Орлов, его жена и их сын Николай, М. П. Погодин, Ю. Ф. Самарин, И. С. Тургенев, дружба с которым продолжалась всю оставшуюся жизнь, П. Я. Чаадаев, А. С. Хомяков, Н. М. Языков, М. С. Щепкин.
«Жизни лучшие мгновенья» (Я. П. Полонский)
В студенческие годы Яков Петрович не забывает свою родину – приезжает на лето в Рязань и посещает любимую с детства деревню Острая Лука Спасского уезда, которой владели Полюсковы: Тимофей Петрович и Евлампия Яковлевна – родная тетка Полонского по матери. К хлебосольным, гостеприимным Полюсковым часто приезжали родственники – Полонские и Кафтыревы. Яков Петрович в своих воспоминаниях тепло отзывался о пребывании там: «Приехавши к Полюсковым, я тотчас же на целый вечер побежал в сад с моими кузенами, кузинами. Значит, мы все порядочно набегались и легли спать. Мальчиков уложили на антресолях в комнате с балконом в сад и двумя окнами; уложили на полу, постлавши кому матрас, кому перину и всех снабдивши подушками и одеялами. Этого добра у старых помещиков было такое изобилие, что и полдюжины гостей не сконфузили бы хозяев».
В 1844 году в Москве выходит первая книга Якова Петровича «Гаммы», замеченная критикой. В журналах «Москвитянин» (1845, № 1) и «Отечественные записки» (1844, № 10) появились благожелательные отклики: «Если это не сама поэзия, то прекрасные надежды на нее». Последний отзыв Полонский воспринял как «бедняк, который узнал, что на лотерейный билет свой выиграл целое состояние». В. Г. Белинский отметил в стихах «чистый элемент поэзии», но полагал, что «одного этого слишком мало».
Весной 1846 года Полонский переезжает в Тифлис. Яков Петрович сближается с жившими в Тифлисе русскими художниками – А. Е. Бейдеманом, Ф. И. Байковым, князем Г. Г. Гагариным. В это же время усердно занимается рисованием кавказских пейзажей, пишет портреты своих знакомых, старается запечатлеть все необходимое для дальнейшей работы над художественными произведениями. «Тифлис для живописца есть находка» (из стихотворения Я. Полонского «Прогулка по Тифлису»).
Великий князь Константин Константинович Романов, писавший под псевдонимом К. Р., посвятил ему стихотворение «Незабвенных поэтов бессмертную лиру...». Отношения их начались с личного знакомства, которое состоялось 3 ноября 1885 года при посещении Яковом Петровичем Мраморного дворца в Петербурге. В январе 1887 года великий князь отправил поэту первый сборник своих стихотворений с просьбой высказать мнение о нем. Великий князь избрал Полонского литературным наставником и советчиком; включил его в узкий круг своих постоянных корреспондентов как человека, «давно создавшего себе имя в нашей родной словесности».
10 апреля 1887 года, в день пятидесятилетия литературной деятельности Полонского, состоялось чествование поэта. Якову Петровичу были вручены памятные подарки, среди которых – серебряный венок, ныне хранящийся в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике**.
Литературно-мемориальный музей Е. А. Баратынского
и Ф. И. Тютчева «Мураново»
Музей-усадьба «Мураново» им. Ф. Тютчева – уникальный памятник русской культуры XIX – начала XX веков и одновременно замечательное явление музейного дела 1920–30-х годов.



Среди подмосковных музеев «Мураново» занимает особое место. Усадьбу еще называют «домом поэтов», так как ее история тесно связана с именами Евгения Баратынского и Федора Тютчева.
Усадьба была жилищем и пристанищем целой плеяды российских литераторов. Мураново несколько раз сменило владельцев, каждый из которых имел отношение, прямое или косвенное, к российской литературе. В течение столетия с начала XVIII до начала XIX веков им владели Энгельгардты, Баратынские, Путяты и Тютчевы, причем эти семейства были не только дружны, но и приходились друг другу родней ближней или дальней.
После смерти Л. Н. Энгельгардта Евгений Абрамович Баратынский предпочел сменить шумную Москву на тихую и размеренную жизнь в Мураново. На месте холодного летнего дома он по своим рисункам возводит теплый, зимний дом, чтобы перебраться в поместье всем семейством на постоянное житье. Типичный московский барин Сергей Львович Пушкин, отец великого поэта, так отзывался в письме к дочери о Баратынском: «Не зная бессонных ночей на балах и раутах, Баратынские ведут жизнь самую простую: встают в семь утра во всякое время года, отходят ко сну в девять часов вечера и никогда не выступают из этой рамки...».
Баратынский очень любил этот подмосковный тихий уголок, именно мурановскую усадьбу воспел поэт в стихотворении «Есть милая страна, есть угол на земле...».
Есть милая страна, есть угол на земле,
Куда, где б ни были: средь буйственного стана,
В садах Армидиных, на быстром корабле,
Браздящем весело равнины океана,
Всегда уносимся мы думою своей,
Где, чужды низменных страстей,
Житейским подвигам предел мы назначаем,
Где мир надеемся забыть когда-нибудь
И вежды старые сомкнуть
Последним, вечным сном желаем.
Это интересно (о А. К. Толстом)
После рождения сына супруги разошлись, мать увезла Алексея в Малороссию, к своему брату А. А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829).
С 1826 года Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И. В. Гете.
Перовский до своей смерти в 1836 году оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, отдавал их на суд В. А. Жуковскому и А. С. Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях. И есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение. Все свое довольно значительное состояние Перовский завещал племяннику.
После отставки Алексей Толстой проживал преимущественно в имениях Пустынька на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губернии, занимаясь почти исключительно словесностью.
В печати впервые выступил в 1841 году с фантастической повестью «Упырь» (за подписью Краснорогский).
Высшим достижением Толстого в прозе явился роман из эпохи опричнины Ивана Грозного «Князь Серебряный» (1862). Современной Толстому критикой роман воспринят не был, но скоро вошел в число образцовых, классических книг для детского и юношеского чтения.
В 1854 году Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения. В целом для лирики Алексея Толстого характерно тяготение к стихотворениям романсового типа (не случайно более половины их положено на музыку!), к весенним пейзажам.
В 1898 году постановкой драмы А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» открылся Московский Художественный театр.
Становление поэта***
Немногим из русских поэтов, может быть, немногим из поэтов вообще, пришлось расти, воспитываться и развивать свой талант при таких благоприятных условиях как А. К. Толстому. В своем известном автобиографическом письме к флорентийскому профессору А. де Губернатису он говорит, что детство оставило в нем самые светлые воспоминания. И в самом деле, как прекрасно развили его поэтическую натуру: разумное и тщательное воспитание, жизнь среди благодатной южной, и вместе с тем родной, природы. Мир искусства был открыт ему с самого нежного возраста.
У ребенка, конечно, была исключительная натура. 13-летний мальчик, который проводит ночи в восторженном созерцании бюста молодого фавна и, вернувшись из Италии, плачет об этом «потерянном рае». Артистическая природа стала проявляться в Толстом очень рано; по его собственным словам, с 6-летнего возраста он стал пачкать бумагу, и очень рано его произведения сделались безупречными в метрическом отношении.
Как на один из факторов своего поэтического развития он указывает на растрепанный том в грязновато-красной обложке, в котором были собраны стихи лучших русских поэтов. С этим томом ребенок проводил целые часы, упиваясь гармонией полупонятного содержания.
Едва ли не сильнейшим еще фактором оказалась русская природа. Поэт много говорит о своей любви к лесу и о связи этого чувства со страстью к охоте, развившейся в нем с 20-летнего возраста; но, может быть, еще сильнее звучит в его поэзии любовь к вольному простору степей. Степи навеяли на него эти чудные образы богатырей, на которые былины могли дать ему только намеки. В степях развились эти ширь и удаль, которые, нет-нет, да и зазвучат в его лирике. Степи навеяли на него и ту безотчетную грусть, которая сродни его поэзии.
Имя А. К. Толстого в русской литературе****
XIX век в русской литературе отмечен именами многих выдающихся поэтов и писателей. И. С. Никитина, А. Н. Майкова и А. К. Толстого по праву относят к числу тех великих русских поэтов, которыми, по словам И. А. Бунина, «создан весь своеобразный склад русской литературы, ее свежесть, ее великая в простоте художественность, ее сильный простой язык, ее реализм в самом лучшем смысле этого слова. Все гениальные ее представители – люди, крепко связанные со своей почвой, со своею землею, получающие от нее свою мощь и крепость». Они были певцами родного русского пейзажа, наполненного живыми красками, волшебными запахами и звуками. Верили в гармонию природы и человека, прославляли честный труд простого крестьянства на родной земле.
«Край ты мой, родимый край!..» – замечательное стихотворение Толстого, может служить своеобразным эпиграфом к его пейзажной лирике. Он воспевает красоту своей родины, которая для него заключается и в полночном свисте соловья, и в крике орлиных стай, и вольном беге коня. Ему дороги ее широкие степи, густые леса и тучи, гонимые буйным ветром над ее просторами. Для поэта родная природа одухотворена, он наделяет ее человеческими качествами, относится к ней бережно и сочувственно, как к живому человеку.
В стихотворениях этих поэтов мы находим для себя много тех вещей, которые близки и нам. Мы так же, как и Алексей Толстой, способны испытывать нежность к колокольчикам, звенящим «средь некошеной травы», жалость к сорванным и затоптанным «цветикам степным» и к березе, раненной «острою секирой».
Назначение поэзии – «ловить отблеск вечной красоты!»*****
Толстому поэзия представляется вечным стремлением к идеалу, к бесконечному. Он говорит, обращаясь к Аксакову, что:
В беспредельное влекома
Душа незримый чует мир.
По его мнению,
В каждом шорохе растенья
И в каждом трепете листа
Иное слышится значенье,
Видна иная красота.
Творчество является для него освобождением от житейских цепей; он говорит:
Но цепь житейскую почуя,
Воспрянул я и, негодуя,
Стихи текут.
Мир является для него бледным отражением идеала, живущего в небе. Тем с большей жадностью ловит поэт в мире отблеск вечной красоты: он ищет его и в природе, и в человеческой душе. Для него любовь, даже самая сильная и непосредственная, является не сама по себе, а как звено в общем гармоническом сочетании: она просветляет его «темный взор» и заставляет «вещее сердце» понимать:
Что все, рожденное от Слова,
Лучи любви кругом лия,
К нему вернуться жаждет снова
И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало...
На закате дней шум осенних падающих листьев, который прежде совпадал с оживленнейшей порой его творчества, шепчет ему как бы отпуск с поэтической службы:
Всему настал покой, прими ж его и ты,
Певец, державший стяг во имя красоты.
Проверь, усердно ли ее святое семя
Ты в борозды бросал, оставленные всеми;
По совести ль тобой задача свершена,
И жатва дней твоих обильна иль скудна?
В поэзии Толстого довольно мало описаний. Картина природы служит в его лирике, обыкновенно, не центром, а лишь фоном, деталью или иллюстрацией к изображению уголка в мире человеческих ощущений. Он любит осень и мимоходом дает ряд осенних пейзажей. Ум его отказывается творить, «когда природа вся трепещет и сияет» и, напротив, вдохновляется сереньким, хмурым фоном осенней картины.
Несомненно, лучшую картину осени дает нам пьеса «Прозрачных облаков спокойное движенье». Описание здесь чисто субъективное. Автор будто ждал и нашел, наконец, соответствие между своей душой и картиной природы:
...Нам тихий свой привет
Шлет осень мирная. Ни резких очертаний,
Ни ярких красок их. Землей пережита
Пора роскошных сил и мощных трепетаний,
Стремленья улеглись; иная красота
Сменила прежнюю; ликующего лета
Лучами сильными уж боле не согрета,
Природа вся полна последней теплоты.
Все говорит об отцветании, отдыхе, жизни в воспоминаниях и, вместе с тем, об отчете, о проверке прошлого.
А. Толстой – мастер поэтической речи******
Поэт любит лес, но описаний лесной природы у него мало. Он живет в поэзии сосредоточенной жизнью духа. Когда он идет в сосновый бор, там ручей начинает ему рассказывать таинственные истории, легенды, и он заслушивается их, забывая об окружающем его ландшафте.
Из лирических пьес Толстой только одну, «На тяге», посвятил впечатлениям охоты: здесь есть и картина леса ранней весной, и картина охоты; но автор не удерживается на этой объективной, ландшафтной почве; стоило защелкать соловью, как окружающий весенний пейзаж преобразился в его душе в горькие сожаления о былых радостях и пережитой молодости.
Очень часто картина природы, открывающаяся перед поэтом, приводит за собой другие картины – особенно, картины прошлого. Степь, покрытая темно-голубыми колокольчиками, вызывает в его фантазии казацкую старину и поездку запорожцев в Москву, к «Тишайшему царю», чтобы отдаться под его высокую руку. Стога на широком лугу говорят поэту о том, что когда-то они были цветами, но что их подрезали острыми косами и раскидали далеко друг от друга; на голове у них уселись черные вороны и галки; согнать этих непрошенных гостей они зовут грозного и светлоокого орла, своего далекого отца. Кто же не узнает в этих скошенных цветах южных славян, в воронах и галках – турок и австрийцев, в светлооком орле – Белого царя.
А. Толстой – мастер поэтической речи. Внутренний мир Толстого раскрывает в нем «певца красоты». Сам поэт считает себя прежде всего художником, творцом. Не случайно Толстой писал о себе самом: «Я один из двух или трех писателей, которые держат у нас знамя искусства для ис-кусства, ибо убеждение мое состоит в том, что назначение поэта – не приносить людям какую-нибудь непосредственную выгоду или пользу, но возвышать их моральный уровень, внушая им любовь к прекрасному...».
* Сборник русской поэзии «Лирикон». Полонский Яков Петрович. URL: liricon.ru/biografii-poetov/polonskij-yakov-petrovich
** Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького. URL: library.ryazan.su/polonsky/biography3.htm
*** Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал. Ч. 1: Лирика / И. Анненский. URL: http://annensky.lib.ru/publ/tolstoy_ped.htm
**** «Край ты мой, родимый край». URL: referat.univer.by/«край-ты-мой-родимый-край»-о
***** Сочинения гр. А. К. Толстого как педагогический материал. Ч. 1: Лирика / И. Анненский. URL: http://annensky.lib.ru/publ/tolstoy_ped.htm
****** Там же.
13