СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему "В гостях у имени числительного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок - игра по теме "Имя числительное".Проводится в 6 классе после изучения темы "Имя числительное".

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "В гостях у имени числительного"»

В ГОСТЯХ У ИМЕНИ ЧИСЛИТЕЛЬНОГО (урок-обобщение, 6 класс)

Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Преображенка

Огородникова Людмила Валентиновна

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся, по­лученные при изучении данной темы.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- Итак, позади уроки об имени числительном. В этом году вы впервые познакомились с этой частью речи, хотя на уроках математики вы постоянно работаете с числами, цифрами. Но что есть такая часть речи - имя числительное - вы узнали только в этом году. Я думаю, что вы узнали о цифрах, числах много ин­тересного, познакомились с новыми орфограммами, которые, надеюсь, стали вашими добрыми друзьями.

Каждое новое сведение, каждое правило - это своего рода остановка в большом городе, имя которому - Числительное.

- А кто назовет страну на карте Русского языка, где можно отыскать этот город?

- Конечно, это страна - Морфология. Сегодня мы покидаем г. Числительное, поэтому нам нужно попрощаться с нашими добрыми друзьями, орфограммами, запомнить их «лица», чтобы потом узнавать их в любом городе, будь то г. Существительное, г. Прилагательное, г. Глагол и др.

Поэтому на каждой улице, где живут наши добрые друзья, мы сделаем остановку. Итак, в путь!

Возможно использование фрагмента песни «Мы едем, едем, едем в далекие края...».

II. Остановка «Визитная карточка имени числительного».

- Кто откроет карточку?

Учащиеся дают определение числительному, приводят примеры.

— Ребята, в гостях у числительного находятся близкие родст­венники. Узнаете ли вы их? Они просят вас поиграть в «Третий лишний».

1) Тройка, тридцать, один. («Тройка» — существительное, нельзя записать цифрой.}

2) Два, утроить, пятерня. («Два» - числительное, можно за­писать и цифрой, и словом.}

3) Двойной, двенадцать, двадцать. («Двойной» — прилага­тельное, нельзя записать цифрой.}

4) Пятьдесят, пятерня, двойка. («Пятьдесят» - числитель­ное, остальные - существительные}

— Запишите слова, исключая «третье лишнее». Объясните их написание.

III. Остановка «Найдите дом».

- Ребята, посмотрите, здесь какая-то сумятица посреди доро­ги. Разберитесь, в чем дело!

5,55, 16, 17,30,31,45,90.

- Как вы помогли числительным найти свой дом? Учащиеся распределяют числительные в два столбика: про­стые, составные. Записывают их словами, объясняя правописание.


IV. Остановка «Странное расписание».

- Итак, сейчас мы посмотрим расписание «Экспресса» и двинемся дальше. Ребята, смотрите, какое странное расписание.

- Кто объяснит?

5-20, 30 - Ь; 50-80

500-

- Чтобы продолжить наш путь, надо Ь поставить на свое ме­сто, то есть «вылечить» числительные.

а) Морозный мартовский день тысяча (1819) восемьсот... девятнадцатого года оказался главным в жизни мичмана.

б) Прямоезжею дороженькой -- пятисот (500) есть верст, окольною дорожкой - целая тысяча.

в) И осадил град, и бились 5 дней неотступно.

0

Учащиеся записывают предложения, заменяя цифры слова­ми, объясняя их правописание; называют произведения, из ко­торых взяты эти предложения.

- Итак, расписание узнали, числительное «вылечили», едем дальше.

- Правила дорожного движения все помнят?

V. Остановка «Дорожная».

Игра «Светофор».

Красная карточка — целые числительные;

зеленая - дробные;

желтая - собирательные.

1) Вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг втаскивают в нее француза и запирают дверь на ключ. (А. С. Пушкин.)

2) Летчик прикинул в уме числа, и вышло, что полз Алексей Мересьев восемнадцать суток. (Б. Полевой.)

3) Почти каждый день на дворе играли трое мальчиков. (М. Горький).

4) Двенадцать лет не видал Владимир Дубровский своей ро­дины. (А. С. Пушкин.)

5) Шофер смог взять только три четверти тонны груза. (В. Овечкин.)

6) Петя весь горел. Поставили термометр. Оказалось три­дцать девять и семь десятых. (В. Катаев.)

Учитель читает предложения, учащиеся выбирают числи­тельное и поднимают соответствующую карточку.

- Путь открыт. Можно ехать дальше. Но я вижу, что Разря­ды числительных просят нас задержаться, погостить у них еще немного. Задержимся? Хорошо!

Три группы учащихся, используя рисунки, составляют небольшие шуточные рассказы, употребляя в тексте разные разряды числительных.

Остальные учащиеся выполняют следующие задания:

1) Числительные 11, 19 желают сходить в гости к Дательно­му падежу, взяв с собой существительное часы.

(К одиннадцати к девятнадцати часам.)

2) Числительные 40, 90, 100, взяв с собой существительное километр, отправились в поход к Творительному падежу.

(Сорока, девяноста, ста километрами.)

- А если бы они зашли к Родительному, Дательному, Пред­ложному падежам, пришлось бы им поменять форму, то есть одежду?

- А какие падежи пустят их в гости в новой обуви? (Имени­тельный, Винительный.)

3) Числительные 70, 900, 200 просят проводить их: вместе с существительными рубли.

70 к Р. п. — (семидесяти рублей.)

900 к Д. п. — (девятистам рублям.)

200 к Т. п. — (двумястамирублями.)

Числительное 865 у Д. п. — восьмистам шестидесяти пяти рублям.

-Полтораста - какова особенность этого числительного? Запишите предложение.

  • Я уже прочитал около полутораста страниц книги «Пят­надцатилетний капитан» Жюля Верна.

- Кстати, пятнадцатилетний - какая часть речи?

- Слушаем рассказы ребят.

VI. Остановка «Родственники».

- Ну а здесь собрались родственники. Что же их объединяет, роднит?

  • Первый салют, победный залп, четырнадцатый солдат, мужественный боец. (Отвечают на один и тот же вопрос.)


VII. Остановка «Вынужденная».

— Ребята, эта остановка, можно сказать, вынужденная. Кто возьмет на себя ответственность и сделает операцию числитель­ному?

А через две недели шел в скалах тяжелый бой4.


Две - числительное.

I. Шел (через сколько?) через две (недели).

Н. ф. -два.

П. Пост.: прост., колич., целое; непост. - в винительном па­деже.

III. Когда? Через две редели.


VIII. Подведение итогов.

- Итак, операция закончилась благополучно. А вместе с ней и наша поездка. Но с друзьями не расстаются! До скорой встре­чи на контрольном диктанте.

Готовьтесь! Всего доброго!