СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок на тему: "Золотая Хохлома"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский народный художественный промысел росписи по дереву, который в народе называют "Золотая Хохлома"

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему: "Золотая Хохлома"»





Тема урока: «Золотая Хохлома»

5 класс

Учитель ИЗО

Бекурова М.А.

Тема урока: «Золотая Хохлома»

Программа по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского

Класс 5

Цель: Познакомить с особенностями народного промысла Хохлома, научить создавать композицию с использованием элементов хохломской росписи.

Задачи урока:

  1. Расширить представления учащихся о декоративном искусстве в жизни человека и общества.

  2. Познакомить с историей, современным развитием, особенностями Хохломы.

  3. Учить выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

УУД:

Предметные: владеть основами языка декоративно-прикладного искусства, уметь создавать композиции травной росписи в единстве с формой; учиться самостоятельно находить решение поставленных учебных задач и создавать алгоритмы собственной деятельности.

Познавательные: уметь добывать новые знания, иметь представления о видах хохломской росписи («травка», роспись под фон, «кудрина» ), различать их; понимать общее и особенное в произведениях ДПИ; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные: эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы, уважительно относиться к продуктам своего труда и труда других людей.

Регулятивные: уметь работать по предложенному учителем плану; приобретать навыки контрольно-оценочной деятельности (собственной и одноклассников).

Коммуникативные: формулировать вопросы и аргументировать личное мнение.

Тип урока: комбинированный

Методы и формы работы: Активные, интерактивные, проблемно-поисковые, иллюстративно-объяснительные, индивидуальная практическая работа, словесные, работа в парах, методы мотивации, информационно- обобщающие.

Оборудование: Изделия и иллюстрации с хохломской и городецкой росписью, шаблоны тонированная бумага, гуашь, кисти, баночки для воды, карандаши, детские работы прошлых лет, «смайлики» для оценивания, презентация «Золотая Хохлома», компьютер, экран и мультимедийный проектор.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка

Литературный ряд: Стихи о Хохломе



Ход урока:



1.Организационный этап

Приветствие.

-Ребята, улыбнитесь друг другу и проверьте все ли у вас готово к уроку, обратите внимание на соседа, при необходимости окажите содействие. Если вы готовы поднимите веселый «смайлик»

-Я вижу, вы готовы, все необходимое у вас есть.

2. Проверка домашнего задания

-Ребята, дома вы выполняли задания разной степени сложности. Проверим, что у вас получилось.

1 группа учащихся представляет экспресс-выставку работ по мотивам Городецкой росписи;

2 группа представляет небольшое сообщение о Городецком народном промысле.

(Учащиеся оценивают собственную работу, выявляют обнаруженные проблемы)

3.Этап усвоения новых знаний

Учитель подводит учащихся к самостоятельному определению темы и задач урока

Игровое задание «Третье - лишнее».

На доске помещены 2 иллюстрации с изображением изделий Хохломы и 1с изображением изделия Городца

Определите лишнюю иллюстрацию.

-Вы встречали где- нибудь такие или подобные предметы?

- Они декорированы как эта ложка? (показывает)

Литературный ряд

Стихи (П.Синявский):

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки

Здесь же каждый золотой

Красоту такую люди

Называют Хохломой.



-О какой росписи изделий говорится в стихотворении? (о Хохломе)

-Из какого материала изготовлена ложка и предметы на изображении? (Из дерева)

- Кто догадался: какая тема урока?(Хохломская роспись) Презентация. (Слайд 1)

- Что мы сегодня будем выполнять и какие знания нам необходимы для этого? (Роспись изделий в стиле Хохломы. Узнать: особенности промысла, цвета которые используют мастера, элементы узора, цвет фона)

- Познакомимся с этим промыслом подробнее

- Русский народный художественный промысел росписи по дереву, который в народе называют «Золотая Хохлома», возник во второй половине 17 века недалеко от Городца. Название промыслу дало село Хохлома – центр сбыта изделий хохломской росписи в 18- начале 20 веков. (Слайд 2)

(Слайд 3)Вот уже более 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, поставцы и вазы, солонки и сказочные ковши-утицы, а еще детскую мебель. Прежде такой товар возами возили на ярмарку.

(Слайд 4)Хохломской промысел был семейным. Мужчины точили из липы заготовки-белые, звонкие; (Слайд 5)

Женщины их грунтовали глиной- вапили, (Слайд 6) а затем покрывали полудой- втирали порошок олова или алюминия. Изделия становились гладкими, блестящими и напоминали металлические. Вот по этой блестящей, как металл, поверхности и делали роспись. Хохломскую роспись мастера выполняют масляными красками, рисуют сразу пером или кистью. Сам рисунок дополняют мелкой прорисовкой, которая делает его сложнее наряднее.

(Слайд 7)Расписанные изделия два-три раза покрывают масляным лаком и ставят в печь для «каления» при температуре в 120-130 градусов. Образовавшаяся лаковая пленка придает серебристой поверхности золотой блеск. Закалится лак до желтого цвета- и вспыхнет под ним блестящий фон. Так дерево превращается в «золото».

(Слайд 8)Основные цвета хохломской росписи- красный и черный. И совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки- приписок.

(Слайд 9)Любят мастера этого промысла растительные узоры: травки, ягодки, сказочные цветы. Природа вокруг какая: глаз не оторвешь! Мастера никогда точно не повторяют один и тот же рисунок.

(Слайд 10)Изящно изгибаясь, ложатся по золотистому фону тонкие стебли и листочки, или цветок необыкновенный с травкой. Эту роспись так и называют – под листок или травка. (Слайд 11) Травка- главный мотив хохломской росписи. Обратите внимание на основные элементы травного орнамента, на то, в какой последовательности он выполняется, на ритмичное чередование красных и черных травинок в росписи, на плавность изогнутых линий.

Все травинки, малые и большие, кудрявятся, не касаясь стебелька- «криуля», или же собираются к одному общему «корешку».

(Слайд 12)Роспись «травка» создается на золотистом фоне. Это верховое письмо.

(Слайд 13)Есть у мастеров и другой прием- «под фон» или фоновое письмо. «Особенность этой росписи в том, что фон вокруг узора окрашивается в красный или черный цвет. При этом способе листья, цветы или птицы выделяются на этом фоне в виде золотых силуэтов». А когда фон подсохнет, поверх него мастер добавляет красные ягоды и ажурные завитки- приписки желтой и зеленой красками.

(Слайд 14)На красном или черном фоне золотистые изображения выглядят очень нарядно

Литературный ряд

Стихи:

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась.

А трава, как бахрома,

Золотая хохлома!



(Слайд 15)Вот еще один вид росписи- «кудрина», когда поверхность покрывается причудливым растительным узором, напоминающим кудри-завитки.

(Слайд 16)Орнамент хохломской росписи состоит не только из растительных узоров из листьев, цветов и ягод

(Слайд 17)Хохломские мастера любят писать петухов, рыб и всяких птиц.

(Слайд 18)

Литературный ряд

Стихи:

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома!

Физкультминутка:

( Дети проделывают подражательные движения по тексту)

Раз-цветок, два - цветок.

Чтоб сорвать в лесу цветочки,

Наклоняйся до носочков.

Раз - цветок, два - цветок.

А потом сплетем венок

(наклоны вперед, к левой, правой ноге)

4.Этап закрепления нового материала:

Давайте повторим:

1.С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

2. Какие цвета чаще всего присутствуют в хохломской росписи?

3.Назовите основные элементы хохломской росписи.

5.Применение знаний и способов действий.

-А теперь я приглашаю вас в творческую мастерскую народного промысла.

(Дети работают под музыку песни «Русские узоры. Хохлома»)

Выполнение творческого задания:

1 группа (базовый уровень) создают простую композицию на шаблоне ложки;

2 группа (повышенный уровень) создают сложную композицию (шаблон выбирают самостоятельно);

3 уровень (творческий) создают сложную композицию с зооморфным элементом.

Контроль и самоконтроль знаний и способов действий:

Организуется деятельность в парах- учащиеся оценивают работу друг друга, обнаруживают неточности и находят причину затруднений.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

Экспресс выставка самостоятельно выполненных работ учащихся.

Учащиеся самостоятельно подводят итоги работы, отмечают, что удалось, где были недочеты, указывают их причины, пути устранения.

-Продолжи предложение:

1.Сегодня я узнал…

2.было интересно…

3.было трудно…

4.я понял, что…

5.мне захотелось…

Домашнее задание: Кроссворд.

-У вас на столе лежат карточки с кроссвордом который вы заполните дома и вклеите в альбом, на память о нашем уроке. (Приложение 1.)



(Приложение 1.)

Кроссворд на тему: «Хохломская роспись»

Вопросы:

По вертикали:

1. Как еще можно назвать мастера, который расписывал посуду?

4. Как называлось село, в котором на ярмарке продавали мастера свои изделия?

5. Один из цветов, который нам необходим для хохломской росписи?

По горизонтали:

2.Какие изделия расписывали мастера?

3.Какой цвет (необходим) присутствует в хохломской росписи?

6. Это тоже цвет, мы используем его, так как не можем получить золотой?

7. Как называется нанесение узоров на деревянную посуду?

Ответы:

по вертикали: 1.- художник; 4.- хохлома; 5.- черный.

по горизонтали: 2.- посуда; 3.- красный; 6.- желтый; 7.- роспись.





1.



4.


2.














5.








6.












7.


























3.

















(Приложение 1.- кроссворд)



Кроссворд на тему: «Хохломская роспись»






1.



4.


2.














5.








6.












7.


























3.












Вопросы:

По вертикали:

1. Как еще можно назвать мастера, который расписывал посуду?

4. Как называлось село, в котором на ярмарке продавали мастера свои изделия?

5. Один из цветов, который нам необходим для хохломской росписи?

По горизонтали:

2.Какие изделия расписывали мастера?

3.Какой цвет (необходим) присутствует в хохломской росписи?

6. Это тоже цвет, мы используем его, так как не можем получить золотой?

7. Как называется нанесение узоров на деревянную посуду?
















Спасибо

за урок!