СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Не с глаголами"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа включает в себя разработку урока и 2 презентации. Одна из презентаций представляет собой интерактивный тест, который составляет часть урока.

Просмотр содержимого документа
«Написание НЕ с глаголами»

Тема урока: «Правописание «не» с глаголами» (5 класс)

Цель: расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами.

Задачи урока:

1.Обучающая-формировать умение грамотно писать глаголы с частицей не.

2.Развивающая - развивать орфографические, пунктуационные навыки, устную и письменную связную речь; работать над устойчивостью внимания; способностью анализировать материал.

3.Воспитывающая - повышение мотивации и интереса к изучению родного языка, развитие коммуникативных способностей, взаимовыручки, сотрудничества.

Методы: словесные (беседа, объяснение), практические (самостоятельная работа, упражнения), наглядный (показ), анализ, сравнение, обобщение, частично-поисковый. Оборудование: презентация, дидактический материал, раздаточный материал, интерактивный тест

Ход занятия:

1. Орг.момент

Так мало же осталось в речи комплиментов,
Которых еще верно тебе не говорили,
Поэтому сравню тебя с огнем в душе и сердце,
И пожелаю дабы его не погасили!

Такого человека хранит лазури небо,
И ангелы незримо крылами обнимают,
Ты улыбайся чаще, ведь это так чудесно,
Пускай же все вокруг про это точно знают!

- Неспроста сегодняшний урок я начала с этого стихотворения. Ведь сегодня 1 марта – Всемирный День комплиментов. И мне бы хотелось, чтобы вы сейчас посмотрели на своего соседа, улыбнулись друг другу и сказали какой - нибудь комплимент (пожалуйста, не стесняемся).

- Вы у меня такие молодцы, и я надеюсь, что сегодняшний урок у нас пройдет с успехом!

2. Постановка учебной задачи.

1) - Комплимент. Что означает это слово? (ответы детей) (Словари) (СЛАЙД 2)

2) Запись в тетрадь одного определения слова «комплимент» (по выбору). Обратить внимание на правописание слова.

- Когда мы произносим комплименты? (ответы детей) (СЛАЙД 3). Беседа.

- Как вы понимаете эти слова? (ответы детей)

Беседа. Как следует отвечать на комплименты? (СЛАЙД 4).

- Внимательно посмотрите и скажите, слова какой части речи здесь чаще всего используются? (глаголы). Назовите их.

3. А сейчас поиграем в игру «Заморочки из мешочка» (в шляпе вопросы о глаголе. Дети вытаскивают и отвечают) (Вопросы были составлены детьми в дом.задании)

1. Глагол - это .............часть речи: а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы: а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает: а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ .

5. Спряжение глаголов - это: а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в) изменение глаголов по временам

6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются: а) по падежам; б) по родам и числам в) по лицам и числам

7. В предложении чаще всего глагол бывает ...........

4. – Какие глаголы вы выделили бы из высказываний? Почему?

5. – Как вы думаете, о чем у нас пойдет речь на сегодняшнем уроке? (СЛАЙД 6)

- Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.

1) расширить и углубить знания о…; расширить и углубить знания о правописании НЕ с глаголами;

2) учиться находить и правильно писать….; учиться находить и правильно писать НЕ с глаголами (СЛАЙД 7)

Давайте вспомним из начальной школы, что вы знаете о правописании «НЕ» с глаголами. Кстати, а что такое «НЕ». (к ней нельзя поставить вопросы, она не является членом предложения, служит для связи слов в предложении) Для чего она служит глаголу? Вывод: НЕ – отрицательная частица, она придает глаголам отрицательное значение и пишется с ними раздельно. (СЛАЙД 8)

3. Самостоятельная работа. Работа в группах.
- А сейчас мы поработаем в группах.

Проверка

4. Физкультминутка

5. Проблемная ситуация.

(ребята обсуждают, спорят, обращаются к интернету на сайт «Ответы: Маil.ru») (СЛАЙД 14)

Работа в группах. (каждой группе дается лист с информацией по теме урока, ребята ищут нужную информацию и делают выводы)

Глаголы с приставкой недо- и глаголы с приставкой до- и отрицательной частицей НЕ

Следует различать слитное написание глаголов с приставкой недо- и раздельное написание созвучных им глаголов с отрицательной частицей не и приставкой до-. Приставка недо- придает глаголам значение неполноты, недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой: недооценить силы противника. Глаголы с отрицанием не и приставкой до- обозначают действие, не доведенное до конца: не дочитать книгу, не досмотреть фильм до конца. Сравните: не доедать суп – недоедать в годы войны. В первом случае глагол обозначает действие, не доведенное до конца, и пишется раздельно с частицей НЕ. Во втором примере глагол с приставкой недо- имеет значение недостаточности действия по сравнению с некоей нормой. Приставка недо- часто бывает антонимична приставке пере-: недоварить – переварить, недовыполнить – перевыполнить. Различаются по значению и написанию глаголы недоставать (быть в недостаточном количестве) и не доставать (не дотягиваться): недостает ему усидчивости, терпения; не достает рукой до окна. недосмотреть за ребёнком (допустить упущение при надзоре) и не досмотреть спектакль до конца (не окончить смотреть); безработные постоянно недоедали; дети часто не доедали за обедом свой суп.

Выводят правило (СЛАЙД 15)

6. Исследовательская работа (СЛАЙД 16-20)

7. Закрепление.

Интерактивный тест

- Какие затруднения вызвал этот тест?


8. Рефлексия. (СЛАЙД 22-23)

- в завершении урока мне бы хотелось произнести слова Ж.Ж.Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»

Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»