ФИО Аникина Вера Викторовна
ОУ МАОУСОШ №5 им. А. К. Ерохина г. Томска
Должность учитель русского языка и литературы
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ
АНАЛИЗ РАССКАЗА А. КОСТЮНИНА «РУКАВИЧКА»
УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ
Современники часто не понимают своих писателей или не осознают их истинного места в литературе. Примеров тому достаточно. Но в нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить уже её не сможем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен — Александр Костюнин.
Александр Викторович Костюнин родился 25.08.1964г. в Карелии. Он является членом Союза писателей России. За книгу «В купели белой ночи» он удостоен звания Лауреата премии имени А.И.Куприна «За клад в русскую литературу» и звания Лауреата премии «Облака» в номинации «Лучшая книга России 2007 года». А.Костюнин работает на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард» (г.Петрозаводск), в должности председателя совета директоров.
Творчество Костюнина имеет ярко выраженный нравственный посыл. Значит, назрела потребность ещё раз говорить и размышлять об этических критериях, изменяющейся человеческой психологии, взаимоотношениях между людьми. В рассказах Костюнина немало автобиографичного, того, что он сам пережил, увидел и сумел потом воплотить в художественном слове.
«Человек — существо нравственное, крайне необходимо, чтобы каждый человек осознавал степень ответственности за порученное дело, личную заинтересованность в уюте и тепле нашего общего дома. Первым шагом к тому является сочувствие к ближнему, терпимость». Так понимает мир А.Костюнин.
Писатель покоряет гармонической цельностью и лирической мощью. «В купели белой ночи» - на редкость мастеровитая, исповедально честная, ладная книга, светлая и звонкая, несмотря на смелую манеру делиться с читателем не только драматическими, но и трагическими жизненными коллизиями в социуме малочисленного карельского народа, брошенного в пекло революционных потрясений, гражданской и Второй мировой войны, репрессий, ссылок и гонений.
Книга построена с легкостью, за которой выстраданная авторская гражданственная позиция. Перед нами многообещающий русский писатель, восходящая северная звезда.
Первое произведение сборника - «Рукавичка». Это пронзительный, щемящий душу короткий рассказ с глубоким психологическим, нравственным подтекстом. Этот рассказ — классика самоучителя нравственности в безнравственную эпоху всеобщего одичания. Рассказ «Рукавичка» дорог автору не только своей узнаваемой автобиографичностью, напоминанием о детстве, но и тем, что здесь происходит борьба добра и зла, которая не проходит для героев бесследно.
В рассказе нет полного отражение жизни главного героя — рассказчика, но есть события, сильно повлиявшие на его мировоззрение, на душу и сердце, да и на всю жизнь. Рассказ ведется от лица главного героя, взрослого человека («Тридцать лет прошло»). С каким теплом взрослые люди вспоминают свой первый класс и первую учительницу. Но свои воспоминания автор сравнивает с «ядовитым грибом» на гладком стволе памяти». Воспоминания эти связаны со случаем с рукавичкой, которая пропала из кабинета труда. Юрка Гуров, взявший эту рукавичку, не мог даже предположить, как дорого он заплатит за свой поступок. Зачем Юрка взял рукавичку для куклы? Времена были тяжелые. «Жили все тогда туго. Бедовали». Юрка рос в многодетной бедной семье. Отец беспробудно пил. И ребенок, увидевший вдруг «Чудо» - маленький пушистый комочек», красивую игрушку, захотел, чтобы она стала его. Как же, наверное, он был счастлив, получив такую красивую вещь, какой не видел ещё в своей маленькой жизни (учился в первом классе). И вот из-за этой никому не нужной рукавички-экспоната из школьного альбома происходят страшные события! Идет обыск детей, на который никто не имеет права. Подробно, до мелких деталей, Костюнин описывает Светку Кондроеву. Несчастная девочка то ли от стыда, то ли от страха плакала, её «слезы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз». Ведь Алла Ивановна обыскивала не только портфели, она заставляла детей раздеваться до нижнего белья. Всё: и Светкин пальчик, торчавший из дырки на колготках, и алюминиевый нательный крестик — символ веры и чистоты, - всё вызывало у учительницы брезгливость и злобу. И только кукла, выпавшая из Светкиного портфеля, уткнулась носом в груду учебников, чтобы не видеть происходящего. Унижение раздевания девочки перед всем классом, безнравственный жестокий поступок взрослого человека-учителя по отношению к детям, запомнился автору на всю жизнь.
Откуда такая жестокость, непримиримость у учительницы, которая в ребенке не могла открыть себе равного по чувствам? Вина тяжелого послевоенного времени? Автор твердо уверен, что в любые времена, при любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком. Обнаружив рукавичку у Юрки, учительница выносит приговор: «Ты — вор!» Душа ребенка растоптана, жизнь сломана. Все в классе дружно начали издеваться над Юркой, дразнить его, бросали в лужу вещи, плевали в компот. Никто не заступился за мальчика, не поддержал в беде, даже друг принимал активное участие в травле Юрки. «Юрку не били. Его по-человечески унижали. Биологическая потребность возвыситься над слабым, заложенная с рождения в каждом человеке, брала верх». Юрка больше не воровал, но «восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком». Открытое Юркой чувство одиночества — одинокости, заброшенности, ненужности, покинутости останется с ним на всю его короткую жизнь. Клеймо и репутация вора навсегда отпечаталась в душе человека, только начинающего жить.
Внутренний стерженёк был сломан, человек сломлен. Ведь вором Юрка стал не тогда, когда в школе стянул рукавичку, но в лихие 90-е он действительно попал не в ту среду, запутался в происходящем в стране и в себе, выбрал путь, который ему пророчили окружающие. Он отбирал у людей последнее, оставлял их голодать. И вот страшный итог. Пятерых деревенских преступников вывезли к реке, велели сделать прорубь, окунули туда воров головой, Наказав Юрку и его дружков, «мстители» выпили за победу. Для Юрки это стало последней каплей и чаше унижений, которую ему пришлось выпить до дна. Юрка, всегда носившей в себе вину и сохранивший несмотря ни на что совесть, покончил жизнь самоубийством. Жить с позорным клеймом ему показалось сложнее, чем умереть.
Кто же виноват в случившемся? Виноваты все. И родные, бросившие мальчишку и не пожелавшие ему помочь, и одноклассники, издевавшиеся над ним, и друг, оставивший в трудную минуту, и учительница, не сумевшая понять причину случившегося, унизившая и тем самым растоптавшая в нём человека, и сам Юрка, смирившийся с несправедливостью. Чёрствость, равнодушие, неприятие чужой боли убили Юрку. Именно поэтому главный герой -рассказчик, Юркин друг, испытывает чувство вины. Ведь он не встал рядом, не подставил дружеского плеча, а вместе со всеми отвернулся от Юрки. И тем самым усугубил его боль и страдания. Теперь-то он понял, что нельзя быть равнодушным к чужому горю, нельзя мириться с несправедливостью. «Что-то провернулось в моей душе, заныло, и заглушить эту боль до сих пор не могу».
Материалы, использованные в работе:
А. Костюнин. «В купели белой ночи»
Сайт А. Костюнина: Kostjunin.ru