Урок обобщающего повторения в 7 классе по теме: «Африка»
Цели и задачи для учителя:
Предметные: Организовать работу по обобщению и систематизации знаний и способов действий обучающихся по теме: «Африка»
Цели, направленные на развитие личности:
Обеспечить развитие умения ставить цель и планировать свою деятельность, умения работать во времени, работать в группе (культура самоуправления)
Обеспечить развитие у школьников выделять главное, делать выводы. Развивать монологическую и диалогическую речь (интеллектуальная культура)
Способствовать развитию мышления, приемам анализа, творческих способностей, познавательных интересов у школьников, умения общаться.
Способствовать воспитанию взаимоуважения, взаимовыручки, культуры самоуправления.
Цели и задачи для обучающихся:
Предметные:
повторить и обобщить знания по теме понятий и терминов: разлом, горст, грабен, саванна, заповедник, национальный парк; знания о географических особенностях природы, населения, хозяйства материка, а именно: результаты выдающихся географических открытий и путешествий: Васко да Гамы, Давида Левингстона, В.В. юнкера. Е.П. Ковалевского, А.В. Елисеева, Н.И. Вавилова; крупные объекты береговой линии (Средиземное море, Красное море, Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Аденский залив, Мозамбикский пролив, Гвинейский залив, осторв Мадагаскар, Канарские острова, остров Мадейра, полуостров Сомали); крупные формы рельефа (Восточно- Африканское плоскогорье, Эфиопское нагорье, горы Атлас, Драконовы. Капские, влк. Килиманджаро, влк. Кения, месторождения полезных ископаемых, климатические пояса (экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический), важные реки и озера (Чад, Виктория, Танганьика, Ньяса, Нил, Замбези, Конго, Нигер, Лимпопо,), размещение на материке природных зон (экваториальный лес, саванна, пустынь); характерных представителей растительного и животного мира (бананы, древовидные папоротники, лианы, пальмы, баобаб, обезьяны, копытные- африканские олени, карликовые бегемоты, окапи, леопард, львы, гориллы, змеи, ящерицы, муравьи, носороги, слоны, зебры, жирафы, буйволы, шакалы, гиены, крокодилы, термитники, вельвичия и др.); крупнейшие народы и ареалы их распространения (алжирцы, марокканцы, египтяне, негроиды, тутси, масаи, пигмеи, бушмены, готтентоты. эфиопы, малагасийцы); крупные регионы и страны: Северная Африка – Египет, Алжир, Ливия, Западная Африка - Мали, Нигерия, Нигер, Центральная Африка – Чад, Конго, ЦАР, Ангола, Восточная – Судан, Эфиопия, Танзания, Южная – ЮАР, Мозамбик); основные виды хозяйственной деятельности населения; столицы крупных государств.
Показать умения работать с источниками информации (атлас, карта), описывать ГП материка, особенности природы, природные богатства, определять свойства объекта, его существенные признаки, осуществлять перенос знаний и умений в новую ситуацию при выполнении творческого задания (учебно-информационные, учебно-логические умения).
Объяснять влияние ГП на особенности природы континента; влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека.
Наблюдать за событиями, объектами, процессами через различные источники информации.
Определять цели для индивидуальной работы и работы в группе, последовательность действий, организовать свое рабочее место.
Тип урока: урок повторения, обобщения, закрепления знаний, умений.
Форма организации: урок – соревнование.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Вступительное слово учителя.
"Ребята, в течение нескольких уроков вы знакомились с Африкой, поэтому попробуем сейчас совершить увлекательное путешествие по этому материалу, во время которого повторим то, что вам известно и, может быть, откроем для себя что-то новое. А я, кроме того, представляю еще алмазные копи, отвалы горных пород от добычи самоцветов, где бы я с удовольствие поискала интересные минералы, чтобы пополнить свою коллекцию".
I конкурс. Как узнать, где этот материк?
Путешественник без карты не привык.
Выйдем просто мы из положения:
Карту создадим в одно мгновенье.
(На контуре Африки нанесем природные объекты, какие изучали на уроках) (5 мин)
- А теперь прошу в таком же плане
Нанести моря и океаны,
Острова, заливы и проливы...
Нанесите реки и озера.
Кто сумеет это сделать скоро?
Когда все сделано, вывешивается физическая карта Африки
- Что ж! Сравним все с картой настоящей
Думаю, эскиз наш подходящий.
(Приложение 1)
II конкурс - Эрудитов
Каждой команде дается для разгадывания кроссворд (10 мин)
Каждое угаданное слово приносит 1 балл команде. (Приложение 2)
III конкурс. На платформе вдруг вулканы, трещины...
Объясните, в чем противоречие
Выберем места для остановок.
И оценим сразу обстановку.
Не люблю я ливни и жару,
Но без дождика и мягких зим помру.
Будет ли комфортною погода
Здесь всегда, в любое время года?
(Прикрепить флажками с номерками: 1-Сахара, 2-бассейн р. Конго, 3-юг Африки)
Ученики дают характеристику климата в этих точках.
IV конкурс - картографов
Каждая команда получает конверт с набором названий географических объектов. За каждый правильный показанный на карте объект команда получает 1 балл, за каждое дополнение, характеризующее объект по 1 баллу.
г. Атлас г. Драконовы
Килиманджаро п. Намиб
Сахара Чад
Конго Танганьика
Лимпопо
V конкурс - Капитанов
Где-то под руками были близко
Капитана Врангеля записки.
Он себя считает знатоком,
Африканский мир ему знаком.
Постарайтесь вы найти при чтении,
Что здесь подвергается сомнению.
"Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Мы в Африке, на самом огромном материке, земного шара. Стоял сентябрь, везде чувствовался приход весны.
Слои снега еще лежали под высокими эвкалиптами, которые стояли зелеными, так как они никогда не сбрасывают хвою. Пингвины, которых выделяли на снегу их черные фраки, отбирали корм у птицы секретаря. Кенгуру огромными прыжками догоняла тигра. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки Замбези и попали в Сахару. Там было тепло, леса стояли в зеленом убранстве, особенно красивы были молодые листочки на березах. На берегу самого красивого и глубокого в мире озера Танганьика сделал привал и написали эти заметки". (12 ошибок)
Хоть заданье было и с подвохом,
Справились вы с ним совсем неплохо.
VI конкурс - "Почемучек" Каждая команда задает команде-сопернице по 3 вопроса, начинающихся со слова "Почему"
VII конкурс - Путешественников.
Африка - это смешение рас
А потом постарайтесь сейчас
Народы разместить по местам проживанья.
Старайтесь точнее исполнить заданье.
Даются таблички с названиями народов Африки.(Берберы, пигмеи, малагасицы, арабы, банту)
VIII конкурс - Страноведов.
Египет, Нигерия, ЮАР
Посмотрим на эту книгу рекордов,
Которую Африка пишет гордо.
Может, найдутся у вас советы,
Чтобы дополнить страницы эти?
За 5 минут вы должны дать как можно больше информации о предложенной стране.
III. Подведение итогов. Выставление оценок
Литература:
География в школе № 6 - 95 г.
№ 5 - 96 г.
Кроссворды - №2 96 г.
Приложение 1.
На контуре Африки подписать объекты, какие изучали на уроках
№ 1
На контуре Африки подписать объекты, какие изучали на уроках
№ 2
Приложение 2. Кроссворд
По горизонтали:
1.Второй по величине материк.
4.Самое большое озеро по площади.
5.Крупный полуостров.
10.Канал у берегов Африки.
По вертикали:
2.Самая большая пустыня мира.
3.Пролив на севере Африки.
6.Известный русский ученый, изучавший Африку.
8.Крупный залив.
9.Полноводная река.
Приложение 3.
Задание: Найди ошибки в тексте, подчеркни эти факты или названия. Дай правильный ответ.
"Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Мы в Африке, на самом огромном материке, земного шара. Стоял сентябрь, везде чувствовался приход весны.
Слои снега еще лежали под высокими эвкалиптами, которые стояли зелеными, так как они никогда не сбрасывают хвою. Пингвины, которых выделяли на снегу их черные фраки, отбирали корм у птицы секретаря. Кенгуру огромными прыжками догоняла тигра. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки Замбези и попали в Сахару. Там было тепло, леса стояли в зеленом убранстве, особенно красивы были молодые листочки на березах. На берегу самого красивого и глубокого в мире озера Танганьика сделал привал и написали эти заметки".
"Сбылась моя давняя мечта. Волны Тихого океана в последний раз коснулись днища нашего судна. Мы в Африке, на самом огромном материке, земного шара. Стоял сентябрь, везде чувствовался приход весны.
Слои снега еще лежали под высокими эвкалиптами, которые стояли зелеными, так как они никогда не сбрасывают хвою. Пингвины, которых выделяли на снегу их черные фраки, отбирали корм у птицы секретаря. Кенгуру огромными прыжками догоняла тигра. Наняв караван верблюдов, мы двинулись вдоль реки Замбези и попали в Сахару. Там было тепло, леса стояли в зеленом убранстве, особенно красивы были молодые листочки на березах. На берегу самого красивого и глубокого в мире озера Танганьика сделал привал и написали эти заметки". (12 ошибок)