СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы» с проведением эксперимента в цифровой лаборатории «Релаб+».

Просмотр содержимого документа
«Урок «Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»»

9 класс

Урок «Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы»

Визитная карточка урока

Тема: обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Место урока в теме: урок, предваряющий контрольную работу.

Используемая технология: технология развития критического мышления, игровая.

Формы работы: индивидуальная, в парах.

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Неметаллы»


Задачи:

  • создать условия для повторения, закрепления и углубления теоретических знаний, учащихся по теме «Heметаллы»;

  • содействовать совершенствованию практических умений по применению знаний по теме «Неметаллы» как в стандартной, так нестандартной ситуациях; записывать уравнения химических реакций.

  • содействовать развитию у учащихся

- коммуникативных способностей через организацию парной работы; исследовательских умений через осуществления эксперимента в цифровой лаборатории «Релаб+»;

- умения анализировать, делать выводы через установление путей решения, поставленных в ходе эксперимента проблемных вопросов.

  • способствовать воспитанию у учащихся познавательного интереса к химии, расширению их кругозора.

Материальное обеспечение урока: оборудование: интерактивная доска, на столах учащихся рабочие листы с таблицами и заданиями, оборудование экспериментов 1,2,3.


Ход урока

Взор химика пытлив, ему порядок мил…

А.С.Прудом


  1. Организационный момент.


  1. Целеполагание.

Учитель предлагает учащимся связать эпиграф с целями урока, исходя из содержания темы. Предполагаемый вариант формулировки: «Привести в систему знания по теме “Неметаллы”», обратить внимание на вопросы, требующие особого внимания при подготовке к контрольной работе.




  1. Стадия вызова.

Учитель предлагает ученикам обратить внимание на поставленные в виде ступенек вопросы, которые необходимо изучить в течение урока.


Соли

Кислоты

Оксиды

Летучие водородные соединения

Простые вещества

Степени окисления


Положение в периодической системе

Неметаллы



  1. Стадия осмысления.

  1. Учитель предлагает учащимся последовательно заполнить таблицу (приложение 1). Ученики записывают степени окисления, высказывают мнения о их значении, также записывают названия и формулы веществ, ссылаясь на явление аллотропии.

Заполненная таблица размещена на интерактивной доске.

Далее учитель предлагает классу записать реакции взаимодействия неметаллов: первому ряду – с кислородом, второму – с водородом, третьему – с металлами, назвать продукты реакций. Учащиеся записывают составленные уравнения.

Из предложенных водородных соединений: HBr, NH3, SiH4 H2S, HCl, CH4, PH3, HI, H2O, HF учащиеся выбирают те, которые изучались ранее (HCl, NH3), и составляют концептуальную таблицу: I вариант – об аммиаке, II – о хлороводороде (приложение 2). Для определения среды растворов, учащиеся проводят эксперимент в цифровой лаборатории «Релаб+»;

Эксперимент 1. Определение среды растворов (рН) водородных соединений неметаллов. (приложение 5).

Результаты заполнения таблицы размещены на интерактивной доске.

  1. Учащимся необходимо завершить форму изученных оксидов неметаллов в последовательности, предложенной в ромашке, лепестки которой пронумерованы (приложение 3).

Далее учитель просит выделить необычные лепестки (СО и SiO2), заштриховав их по-разному. Ученики объясняют, в чём состоят особенности свойств CO и строения SiO2.

Учитель предлагает учащимся составить уравнения реакций взаимодействия кислотных оксидов с гидроксидом Na по цепочке (первая пара для SO2, СО2, SiO2.). Учащиеся поочередно работают на интерактивной доске.

  1. Физкультминутка.


  1. Ученикам необходимо разделить формулы кислот на две группы и указать признак их классификации.


Учащиеся делят их на сильные и слабые кислоты. Для доказательства правильности ответов учащихся, учитель предлагает учащимся провести эксперимент в цифровой лаборатории «Релаб+».

Эксперимент 2. Определение силы кислот, определение зависимости: электропроводность – сила кислот. (приложение 6)

Составление уравнений диссоциации. (2 учащихся составляют уравнения диссоциации кислот).


Учитель предлагает вспомнить известные качественные реакции на хлорид-, сульфат-, карбонат- и фосфат ионы. (4 учащихся демонстрационно проводят качественные реакции. Все учащиеся записывают реакции в сокращенном ионном виде).

Учитель предлагает определить хлорид- и нитрат ионы в составе выданных кислот с помощью эксперимента в цифровой лаборатории «Релаб+».


Эксперимент 3. Определение хлорид-ионов в составе соляной кислоты и нитрат- ионов в растворах кислот. (приложение 7)

Далее учитель просит разгадать тайну «медной горы» (размещена на интерактивной доске), записав ее в виде химических уравнений.


NO2 HNO3(к)

SO2

H2SO4(p)

H2SO4(к)

Cu H2SO4(p)




Ученики составляют уравнения реакций взаимодействия меди с концентрированными кислотами.

  1. Учитель просит учащихся расшифровать концептуальное колесо на тему «Соли» (приложение 4). Они должны «укрепить» колесо, связывая по две соли уравнением реакции, например,:

Na2CO3 + H2О + CO2 = 2NaНСО3.


  1. Учащимся необходимо составить бесконечные цепочки, т.е. полученный в реакции продукт вводится в следующее уравнение, например,:

ЗСО + Fe2О3 = 2Fе + ЗСО2;

Fe + 2HCl = FeCl2 + H2;

H2 + N2 = и т.д.


  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель просит учащихся завершить предложение, выбрав и обосновав один из вариантов его продолжения.

Я считаю это вещество:

  • важным;

  • нужным;

  • необычным;

  • опасным;

  • вредным;

  • ненужным;

  • подозрительным, так как...

Учитель предлагает учащимся высказать мнение о проведении экспериментов в цифровой лаборатории «Релаб+».

Учитель выставляет отметки и комментирует их учащимся.


  1. Домашнее задание.

§§ 1-19 (повторить)

Приложение 1


Степень окисления в соединениях

Химические знаки элементов

Название простых веществ

Формулы простых веществ

1

2

3

4


F



Cl



Br



I




O






S






N




P






C










Si



Приложение 2

NH3

Линия сравнения

HCl


Название соединения



Растворимость в воде



Название водного раствора



Среда раствора



Характер свойств



Уравнения реакций, подтверждающих данные свойства


Приложение 3

2



7

6

5

4

3

1

C

Si

P

S

S

N

C

Оксиды

Приложение 4



Кальциниро-ванная сода

Поваренная соль

NaHCO3

CaCO3















































Приложение 5

Эксперимент №1

Цель: определение среды растворов (рН) водородных соединений неметаллов.

Задачи: уметь

- определить среду растворов (рН) хлороводородов и аммиака, а также дистиллированной воды,

- определить характер среды по составляющим ионам,

- записать уравнение диссоциации веществ,

- отвечать на контрольные вопросы

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, соляная кислота, дистиллированная вода, раствор аммиака, Мультидатчик Хим-1(Датчик рН)

Теоретический материал: водородный показатель отражает активную реакцию среды и определяется содержание катионов водорода (Н+) и анионов гидроксила (ОН-). Наличие этих ионов связано в первую очередь с диссоциацией молекул воды, протекающей по уравнению:

HOH=H++OH-

При 25ºС произведение концентраций ионов водорода и гидроксила равно 10-14 грамм – ионов на 1 литр воды. Когда концентрации обоих ионов равна, содержание каждого из них составляет 10 – 7 грамм – ионов на 1 литр, и реакция воды нейтральная. Увеличение концентрации одного из ионов вызывает соответствующее смещение реакции в кислую или щелочную область. Обычно о реакции воды судят по концентрации ионов водорода, используя, однако, не значение этой концентрации, а взятый с обратным знаком ее десятичный логарифм. Эта величина называется водородным показателем и обозначается символом pH. Выражение pH 7 – на щелочную; нейтральной среде соответствует рН=7.

! Соблюдайте правила безопасного поведения.

Ход работы:

В трех пронумерованных пробирках находятся растворы водородных соединений неметаллов – хлороводорода, и аммиака, а также дистиллированной воды. С помощью Мультидатчика Хим-1 (Датчик рН) определите, в какой из пробирок находится каждое вещество.

Обработка полученных результатов:

№ пробирки

рН среды(,=7)

Характер среды, определяющей ее ион

Название вещества

Уравнение диссоциации
















Сделайте вывод: вводные растворы водородных соединений неметаллов могут иметь _________, __________ или _________характер.




Контрольные вопросы:

1.Дополните фразу : «Раствор водородного соединения неметалла , атомный номер которого 7,имеет рН ______(,=7).

2.Укажите, как изменяется характер водородных соединений неметаллов VIIA групп с увеличением атомного номера:

а) возрастает основной характер водных растворов;

б) возрастает кислотный характер водных растворов;

в) характер водных растворов не изменяется.

3.Расположите приведенные формулы водородных соединений неметаллов (Н2О, Н2S, H2Se, NH3) в порядке возрастания рН их растворов.

Используемая литература:

1. Сечко, О.И. Практические работы по химии- Мн.: Аверков, 2015 - 56 с.

2. Василевская, Е.И., Ельницкий, А.П., Шарапа, Е.И., Шиманович, И.Е. Химия: учебник для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Мн., Народная асвета, 2012 – 240 с.

































Приложение 6

Эксперимент №2

Цель: определение силы кислот, определение зависимости: электропроводность – сила кислот.

Задачи: уметь:

-определять сильные и слабые кислоты,

-записывать уравнение диссоциации сильных и слабых кислот,

-отвечать на контрольные вопросы.

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки, растворы кислот (соляная, азотная, серная, фосфорная), Мультидатчик Хим-2 (Датчик электропроводности).

Теоретический материал:

С точки зрения теории электролитической диссоциации кислоты – это электролиты, при диссоциации которых в водных растворах в качестве катионов образуются только ионы водорода. Степень диссоциации определяет силу кислоты. Степень диссоциации зависит от концентрации.

Сильные кислоты диссоциируют практически полностью, кислота средней силы – от 3 до 30%, слабые – менее 3%. Как видно из уравнения, чем больше концентрация вещества в растворе, тем меньше величина L. Зная степень диссоциации вещества можете судить о силе кислоты.

! Соблюдайте правила безопасного поведения.

Ход работы:

В пробирках №1, №2, №3, №4 находятся соответственно растворы кислот: соляная, азотная, серная, фосфорная. С помощью Мультидатчика Хим-1 (Датчик электропроводности) определите, в каких пробирках находится сильная кислота и слабые кислоты.

Обработка полученных результатов:

№ пробирки

Название кислот

Сила кислот

Уравнение диссоциации

№1

соляная



№2

азотная



№3

серная



№4

фосфорная



Сделайте вывод (по результатам эксперимента) _______________________

________________________________________________________________


Контрольные вопросы:

1.Подчеркните формулы веществ, диссоциирующих с образованием ионов водорода: HBr, CH4, KNO3, H2SO4, HNO3, NaOH.

2.Что такое кислоты с точки зрения электролитической диссоциации?

3. Определите химическое количество (моль) ионов H+, образующихся при полной диссоциации азотной кислоты химическим количеством 0,2 моль.



Используемая литература:

1. Сечко, О.И. Практические работы по химии- Мн.: Аверков, 2015 - 56 с.

2. Василевская, Е.И., Ельницкий, А.П., Шарапа, Е.И., Шиманович, И.Е. Химия: учебник для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Мн., Народная асвета, 2012 – 240 с.














































Приложение 7

Эксперимент № 3

Цель: определение хлорид-ионов в составе соляной кислоты и нитрат- ионов в растворах кислот.

Задачи: уметь:

- определять хлорид-ионы в составе соляной кислоты, нитрат-ионы в азотной кислоте,

- записывать уравнение диссоциации кислот,

- отвечать на контрольные вопросы.

Оборудование: штатив для пробирок, пробирки №1, №2 с растворами кислот (соляной, азотной), классические датчики: электрод ионов хлора, электрод нитрат ионов.

Теоретические материалы:

Хлор – один из химических элементов, который обеспечивает полноценное свертывание живых организмов. Основная форма поступления хлора в организм человека – хлорид натрия. Хлорид натрия – источник соляной кислоты в желудке, которая входит в состав желудочного сока. Взрослому человеку необходимо получать в день хлорид натрия массой 5-6 г., включая и ту соль, которая входит в состав продуктов питания.

Азотная кислота широко используется для получения минеральных удобрений (селитр), лекарственных препаратов, полимерных материалов, красителей и т.п.

С кислотами надо обращаться осторожно: не проливать, не допускать попадания кислоты на кожу, одежду, не пробовать на вкус!

!Соблюдайте правила безопасного поведения

Ход работы: В двух пронумерованных пробирках находятся растворы соляной и азотной кислот. С помощью классических датчиков: электрод ионов хлора и электрод нитрат ионов определите, в какой из пробирок находится каждое вещество.

Обработка полученных результатов:

№ пробирки

Наличие Cl -

Наличие NO3 -

Название кислоты

Уравнение диссоциации кислот












Сделайте вывод: В ходе работы с помощью электрода ионов хлора определили наличие ионов Cl - в кислоте, а с помощью электрода нитрат ионов определили ионы NO3 - в кислоте.


Контрольные вопросы:

  1. Качественный реактив на хлорид-ионы:

    а) AgNO3

    б) BaCl2

    в) NaNO3

    г) AgCl

  2. Определите массовую долю азота в азотной кислоте.



  1. Выберите верное утверждение, характеризующие строение молекулы и физические свойства хлороводорода:

а) молекула неполярная, вещество хорошо растворяется в воде;

б) хорошо растворяется в воде, молекулы полярны;

в) газ (при н.у.) с приятным запахом;

г) молекулы полярны, вещество практически не растворяется в воде.


Используемая литература:

1. Сечко, О.И. Практические работы по химии- Мн.: Аверков, 2015 - 56 с.

2. Василевская, Е.И., Ельницкий, А.П., Шарапа, Е.И., Шиманович, И.Е. Химия: учебник для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Мн., Народная асвета, 2012 – 240 с.