СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Обобщение об имени существительном"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение знаний об имени существительном

Просмотр содержимого документа
«Урок "Обобщение об имени существительном"»

Открытый урок русского языка по теме «Обобщение знаний об имени существительном».2класс

Цели:

  • Образовательная – знать определение имени существительного как части речи, морфологические и синтаксические признаки существительного; уметь различать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, единственное и множественное число существительных; повторить фонетический разбор слова.


  • Развивающая – развитие орфографической зоркости, учебно-интеллектуальных умений (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы); осуществление межпредметных связей; развивать зрительно-слуховую память, логическое мышление, внимание, речь; пополнение словарного запаса учащихся, отработка каллиграфического навыка.


  • Воспитывающая – воспитывать самостоятельность и развивать навыки работы в коллективе; воспитывать интерес к русскому языку, любознательность, аккуратность при оформлении работ, умение чувствовать, понимать и любить красоту природы; воспитывать чувство красоты, гармонии; формировать интерес к творчеству Х.Андерсена.


  • Валеологические задачи:

1. Увеличение двигательной активности у учащихся на уроке.
2. Продолжить работу по предупреждению близорукости и нарушения осанки.
3. Развитие тонкой моторики

Оборудование:

  • Плакат с маршрутом;

  • Две картинки с елочками, снежинки;

  • Портрет Х.К.Андерсена;

  • Различные литературные издания сказок Х.К.Андерсена;

  • Разноуровневые задания;

  • Ребус;

  • Музыкальное оформление;

  • Полоски для рефлексии.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел долгожданный звонок.
         Он позвал всех на урок.
         И мы время не теряем,
         И работу начинаем.

-Улыбнемся друг другу и настроимся на серьезную работу.

Разотрем свои ладошки
И разбудим пальчики.
Это делать каждый день –
Девочкам и мальчикам

-Откройте тетради, запишите число, классная работа.


  1. Минутка чистописания.

-А сейчас внимательно посмотрите на доску и среди записанных на ней букв найдите лишнюю

ж в с б д м

-Правильно, буква с. Почему вы так считаете? (так как эта буква обозначает глухой согласный, а остальные буквы – звонкий согласный звук)

-Чтобы она не обижалась, пропишите одну строчку заглавной буквы С, одну – строчной с.

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь.
За работу я возьмусь.

СССССС

ссссссссс


  1. Мотивация учащихся.

-Я неспроста выбрала букву с, ведь именно с нее начинается слово сказка. Сегодня мы попадем в сказочную страну, в которой:

Королева злая,
Разрушив все мечты,
Увозит мальчугана
В край вечной мерзлоты.
Но дружба настоящая
Преграды все пройдет,
И девочка отважная
На место все вернет.

- Как называется эта сказка? Кто ее автор?

- Какие еще произведения этого автора вы знаете?

Учитель демонстрирует книги с произведениями Х.К.Андерсена.

- Спишите в тетрадь имя автора и название сказки.

- Как правильно записываются имена и фамилии людей, названия произведений? (С большой буквы, название произведений в кавычках).

-Ханс Кристиан Андерсен «Снежная Королева». Заранее написано.

(Портрет Андерсена, копии обложек).

- Давайте представим, что мы находимся в сказке и пофантазируем.

-В одном большом городе жили мальчик и девочка – Кай и Герда. Они всегда были вместе. Однажды дети рассматривали причудливые узоры на стекле. От порыва ветра окно распахнулось и тысяча снежинок закружили по комнате (музыка). Когда Герда закрыла окно, Кая не было в комнате. Его увезла в свой замок Снежная Королева. А нам оставила письмо, в котором пишет: «Если вы хотите вернуть Кая, собирайтесь в путь. Но знайте, что если вы не сможете справиться с трудностями, то Кай останется у меня навечно».

-Ребята, поможем Герде? Я уверена, что мы преодолеем все преграды и спасем Кая.


  1. Сообщение темы урока.

-Интересно, задания на какую тему нам приготовила Снежная Королева.

-Отгадайте, о какой части речи я говорю:

Я – самая представительная часть речи.

Почти каждое второе слово в нашей речи – это я.

Даю названия предметам.
Я бываю собственным, бываю нарицательным,

Одушевленным или неодушевленным,

В единственном числе или во множественном.


-О какой части речи можно так сказать?

-Правильно, эта часть речи – имя существительное.


-К концу урока вы должны написано на доске

знать

уметь

определение имени существительного как части речи, морфологические признаки существительного.

уметь различать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, единственное и множественное число существительных.


  1. Словарная работа.

-Вместе с Гердой мы отправляемся искать Кая.

-Посмотрите, что это? (На плакате в снегу слова). Запишем их под диктовку.

Мальчик, девочка, ворона, морковь, сорока, лиса.

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте у соседа, правильно ли вы их записали.

-А теперь проверим словарные слова(мальчик=малый+чик, девочка=дева+очк, ворона=ворон, морковь=морква, сорока=сорка, лиса=лис).

-Что объединяет эти слова? (они все имена существительные).

-Как называются слова, которые отвечают на вопрос КТО? (одушевленные).

- А те слова, которые отвечают на вопрос ЧТО? (неодушевленные).

-Какое слово лишнее? Почему? (морковь, т.к. неодушевленный предмет-отвечает на вопрос что?, остальные-одушевленные, отвечают на в

ок.
         заданиемопрос –кто?).

  1. Упражнение №1.(письмо по памяти)

(Конкурс «С какой ёлочки упали снежинки”)

-Мы вышли из домика Герды. Подул ветерок и сбросил с двух елочек “волшебные” снежинки.

– Угадайте, с какой ёлочки какие снежинки упали.

– Не забудьте, что слова, написанные на “волшебных” снежинках, отвечают на те же вопросы, которые написаны на вершине ёлочки.

КТО?

ЧТО?



Слова на снежинках:

Зима, мышка, лестница, карась, белка, окно, синица, дом, сорока, праздник, молоко, медведь.

-Прочитайте слова. На какие две группы они делятся?(одуш. и неодуш.)

-Докажите!(кто?что?)

–Внимательно посмотрите на одушевленные имена существительные и постарайтесь запомнить (закрываю слова)

-Запишите эти слова по памяти (самостоятельно).

(Фронтальный опрос. Проверяют у себя в тетрадях, сравнивая с доской.)

-Теперь «сфотографируйте» неодушевленные имена существительные и запишите.

Фронтальный опрос. Проверяют у себя в тетрадях, сравнивая с доской.

- Итак, как же называются слова, которые отвечают на вопрос: кто?-одушевленные. А те, которые отвечают на вопрос что?-неодушевленные).

  1. Физминутка для глаз.


  1. Упражнение №2.(списывание с доски)


-Ну вот мы подошли к лесу.

-Внимательно прочитайте предложения, записанные на доске.

Деревья стоят в снежных шубах.

Ребята шли по лесной тропинке.

-Выберите и запишите предложение, в котором только неодушевленные имена существительные. (Комментированное письмо).

-Ребята, неужели у деревьев есть шубы? (Переносный смысл).

-Найдите во втором предложении имена существительные и подпишите их.

-Найдите во втором предложении слова с безударными гласными и проверьте их.


9.Упражнение №3.(Работа по вариантам) на доске заранее

-Какой дремучий лес! Как же нам из него выйти?

-Но что это? (музыка - разбойники).

-Они укажут нам путь, если мы выполним задание.

-Согните лист пополам. В одну колонку выписываете собственные имена существительные, в другую – нарицательные.

-Давайте вспомним, как пишутся собственные имена существительные. (С большой буквы).

1 вариант 2 вариант

С(с)негирь, Ж(ж)учка, Л(л)имон,П(п)одарок ,

А(а)пельсин, З(з)има, К(к)ай, Г(г)ерда,

С(с)нежная К(к)оролева. Р(р)азбойники, Д(д)ерево.

-Так какие же какие имена существительные называются собственными, а какие нарицательными?

-Мы успешно справились! Разбойники дали нам за это оленя и сани и помогли выйти из леса.


10.Физминутка.

-Мы вышли из леса.Устали! А тут ветерок.

Ветер дул, дул, дул
И деревья все нагнул
Деревья все качаются,
Качаются, качаются.
И волшебные снежинки
Полетели как пушинки.


-И снова в путь!

11.Упражнение №4.(разноуровневое задание)

Карточки раздать заранее

-Перед нами заледеневшее озеро. Как мы уже знаем, по льду нужно передвигаться группами, чтобы он не треснул.

-Попробуем? Задание для всех групп: образовать от имени существительного, стоящего в единственном числе – множественное число имени существительного,

например: луч – лучи.

Группа 1

варежка
лес
земля

снежинка

щека

лиса


Группа 2

ягода
полено
дом

снег

горка

хлопушка

олень


Группа 3

холод

лед

сугроб

сосулька

зима

маска

подарок

заяц



Фронтальная проверка.

-Молодцы! Как изменяются имена существительные? (по числам)

-В каком числе могут стоять имена существительные? (в единственном и множественном).

-Поделитесь своими наблюдениями. Как же образуется множественное число имен существительных?


12.Упражнение №5.(Звуко-буквенный разбор)

-На какую тему были слова в предыдущем задании? (про зиму)

Зима-2 слога, 4 б., 4зв. Зима-зимушка.


13.Физминутка для рук

(мелкая моторика).

-Пока мы перебирались через озеро, у нас замерзли руки.

-Давайте их погреем.


14.Обобщение материала.(Вывешивание табличек)


-Мы перебрались через озеро, и перед нами мост. Он очень скользкий.

-Чтобы с него не упасть, надо повторить заклинание.

-Что мы знаем об имени существительном?

(имя существительное – часть речи, обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?, может быть одушевленным или неодушевленным, собственным или нарицательным, единственного или множественного числа.


15.Упражнение №6. На доске написано заранее

-Мы проходим через ворота и попадаем в большой зал. Там сидит Кай. Снежная Королева дала ему задание. Давайте поможем ему поскорее с ним справиться.

- Ледяные кубики рассыпались, нужно их разложить по рядам.

-Выпишите из текста существительные и назовите все их признаки.

- имя нарицательное\имя собственное,

-одушевленность\неодушевленность;

-единственное число\множественное число.

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрыла серебром

(Тройка, скакуны, в санях, царица, рукавом, серебром).


16.Упражение №7. Дидактические игры.


- За нашу хорошую работу Снежная Королева приготовила нам

игру на внимательность.

1."Внимательные руки"

-Я прочитаю вам слово, вы внимательно послушайте и если к слову подходит вопрос "кто?", поднимайте правую руку; если к слову подходит вопрос "что?" - левую; если оба не подходят - руки остаются лежать на столе.

Избушка, ворона, солнце, ягода, синица, небо, зеленый, дерево, бабушка, воздух, заяц, зимний, конфета, сани, разбойники, ёлочка.

2."Кто быстрее" Написано заранее

-А теперь такая игра: два участника-соперника должны подчеркнуть слова:

один - отвечающие на вопрос "кто?", второй - «что?".

2 участника с разными мелками.

Ёжик рука

Одеяло ветер

Фанарики волк


18.Упражнение №8.

Чем заканчивается сказка? Чему она нас учит?

- Какие вы знаете пословицы, поговорки о дружбе, добре?

(Добро побеждает зло. Дружба творит чудеса.)

- Запишите в тетрадях поговорку: Дружба творит чудеса.

(один ученик к доске)

-Безударную гласную проверяем в слове творит (притворный).

-Вспоминаем правило чу-щу.


19. Разгадайте ребус

-Снежная Королева поняла, что дружба и взаимовыручка творят чудеса. Мы вместе справились со всеми заданиями, и она отпустила Кая. В подарок она дала нам ребус. Давайте отгадаем.

да

гра

(НАГРАДА).

-Верно. Нам с вами награда – это полученные знания и умения, которые мы закрепляли на этом уроке.


-Мы возвращаемся в класс с победой (музыка)


20. Подведение итогов урока.

- Давайте посмотрим на план нашего путешествия и вспомним,

над чем мы работали сегодня на уроке?

Ребята перечисляют все этапы урока, раскрывая основные моменты работы.

Отметка работы наиболее активных учеников.

21. Домашнее задание.

-Дома придумайте свою сказку на тему «зима», в которой будут использованы имена существительные собс., нариц., одуш., неодуш., ед. и мн числа.


22.Рефлексия.

–Какое задание больше всего понравилось на уроке?
– За что можете себя похвалить?
– У вас на партах лежат полоски красного, синего, зелёного цветов. Кто из вас считает, что работал на “отлично”– покажите красную полоску, кто работал на “хорошо” – покажите зелёную полоску, а кто считает, что работал не в полном объёме, то покажите синюю полоску.


Резерв

  1. Дополнительное задание.

- Чем заканчивается сказка? Чему она нас учит?

- Какие вы знаете пословицы, поговорки о дружбе, добре?

(Добро побеждает зло. Дружба творит чудеса.)

- Запишем в тетрадях поговорку: Дружба творит чудеса.

Выполняем комментированное письмо.

Безударную гласную в слове творит проверяем по словарю,

Вспоминаем правило чу-щу.


  1. Выпишите из текста все существительные и укажите морфологические характеристики каждого: имя нарицательное / имя собственное, одушевленность\неодушевленность;единственное число/множественное.

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом -
Всё покрыла серебром


  1. Дидактическая игра

"Кто быстрее"

Цель: Развитие быстроты мышления, закрепление учебного материала через игровую мотивацию.

Описание: На доске - два ряда слов, в каждом ряду - равное количество одушевленных и неодушевленных существительных. Два участника-соперника подчеркивают: один - слова, отвечающие на вопрос "кто?", второй - "что?".

Д ля того чтобы выиграть, ученик должен уметь быстро выделить из ряда слов те, которые обладают определенной характеристикой.


2 участника с разными мелками.

Ёжик рука

Одеяло ветер

Фанарики волк



1 вариант

С(с)негирь, Ж(ж)учка, А(а)пельсин, З(з)има, С(с)нежная К(к)оролева.

2 вариант

Л(л)имон,П(п)одарок , К(к)ай, Г(г)ерда, Р(р)азбойники, Д(д)ерево.

1 вариант

С(с)негирь, Ж(ж)учка, А(а)пельсин, З(з)има, С(с)нежная К(к)оролева.

2 вариант

Л(л)имон,П(п)одарок , К(к)ай, Г(г)ерда, Р(р)азбойники, Д(д)ерево.

1 вариант

С(с)негирь, Ж(ж)учка, А(а)пельсин, З(з)има, С(с)нежная К(к)оролева.

2 вариант

Л(л)имон,П(п)одарок , К(к)ай, Г(г)ерда, Р(р)азбойники, Д(д)ерево.

1 вариант

С(с)негирь, Ж(ж)учка, А(а)пельсин, З(з)има, С(с)нежная К(к)оролева.

2 вариант

Л(л)имон,П(п)одарок , К(к)ай, Г(г)ерда, Р(р)азбойники, Д(д)ерево.

1 вариант

С(с)негирь, Ж(ж)учка, А(а)пельсин, З(з)има, С(с)нежная К(к)оролева.

2 вариант

Л(л)имон,П(п)одарок , К(к)ай, Г(г)ерда, Р(р)азбойники, Д(д)ерево.



Группа 1

варежка
лес
земля

снежинка

щека

лиса

Группа 2

ягода
полено
дом

снег

горка

хлопушка

олень

Группа 3

холод

лед

сугроб

сосулька

зима

маска

подарок

заяц

Группа 1

варежка
лес
земля

снежинка

щека

лиса

Группа 2

ягода
полено
дом

снег

горка

хлопушка

олень

Группа 3

холод

лед

сугроб

сосулька

зима

маска

подарок

заяц

Группа 1

варежка
лес
земля

снежинка

щека

лиса

Группа 2

ягода
полено
дом

снег

горка

хлопушка

олень

Группа 3

холод

лед

сугроб

сосулька

зима

маска

подарок

заяц


Анализ урока русского языка.

Тема «обобщение знаний об имени существительном».2класс

Данный урок является заключительным(13) в разделе «Части речи».

В нем используются полученные ранее знания:

  • Имена существительные собственные-нарицательные, одушевленные-неодушевленые,

единственного – множественного числа;

  • Твердые-мягкие согласные, звонкие-глухие;

  • Понятия «строчные» и «заглавные» буквы;

  • Написание чу-щу с буквой у.

Виды работ:

  • Словарная работа;

  • Самопроверка и взаимопроверка;

  • Звукобуквенный разбор;

  • Работа по вариантам;

  • Отгадывание ребуса;

  • Самопроверка и взаимопроверка;

  • Разноуровневое задание;

  • Работа по вариантам;

  • Списывание с доски;

  • Письмо по памяти;

  • Дидактические игры.

Урок проводился во 2 «в» классе. В нем 19 человек. По результатам диагностики реальных учебных возможностей учащихся 37 % имеют средний уровень успеваемости, 31 % низкий, 32 % высокий. При планировании урока был учтен различный уровень подготовки учащихся.

На уроке решались следующие задачи:

  • Образовательная – знать определение имени существительного как части речи, морфологические признаки существительного; уметь различать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, единственное и множественное число существительных; повторить синтаксический разбор простого предложения и фонетический разбор слова.

  • Развивающая – развитие орфографической зоркости, учебно-интеллектуальных умений (сопоставлять, устанавливать сходства и различия, делать выводы); осуществление межпредметных связей; развивать зрительно-слуховую память, логическое мышление, внимание, речь; пополнение словарного запаса учащихся, отработка каллиграфического навыка.

  • Воспитывающая – воспитывать самостоятельность и развивать навыки работы в коллективе; воспитывать интерес к русскому языку, любознательность, аккуратность при оформлении работ, умение чувствовать, понимать и любить красоту природы; воспитывать чувство красоты, гармонии; формировать интерес к творчеству Х.Андерсена.

  • Валеологические задачи:

1. Увеличение двигательной активности у учащихся на уроке.
2. Продолжить работу по предупреждению близорукости и нарушения осанки.
3. Развитие тонкой моторики

Все поставленные цели на уроке решались комплексно.

Главные задачи – образовательная, развивающая и воспитывающая.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний учащихся.

Вид урока: урок-путешествие. (Нетрадиционный тип урока).

Выбранная структура урока и его содержание, рациональны для реализации поставленных целей.

Структура урока:

  • Организационный этап

Прозвенел долгожданный звонок.
         Он позвал всех на урок.
         И мы время не теряем
         И работу начинаем.

-Улыбнемся друг другу и настроимся на серьезную работу.

  • Этап актуализации знаний


знать

уметь

определение имени существительного как части речи, морфологические признаки существительного.

уметь различать имена собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, единственное и множественное число существительных.

  • Выполнение упражнений стандартного типа

(основная часть урока-упражнения на распознование имен существительных одушевленных\неодушевленных,

собственных\нарицательных,

единственного\множественного числа).

  • Поддерживание интереса к процессу обучения (путешествие в страну Снежной Королевы, подбор заданий на логику, дидактическая игра).

Связки между этапами урока логичны. Было выделено главное: имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопросы кто? Что?. Имена существительные могут изменяться по числам, делятся на собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Использовала методы: наглядный (таблички), объяснительно-иллюстративный (плакат, елочки, снежинки), самостоятельная работа (словарная работа, работа по вариантам, работа по карточкам, списывание с доски, письмо по памяти), индивидуально-фронтальный (опрос), ситуации занимательного характера (дидактические задания), работа под руководством учителя (задание «одень деревья»,).

Формы работы – групповая, индивидуальная.

Контроль усвоения знаний, умений, навыков осуществлялся через самопроверку и взаимопроверку.

В работе на уроке помогли наглядные средства. За счет них обеспечивалась высокая работоспособность учащихся.

Психологическая атмосфера поддерживалась за счет демократического стиля общения. На случай непредвиденной ситуации был приготовлен запасной методический ход – записывание заданий под диктовку, работа по учебнику.

Считаю, что все поставленные на уроке цели были реализованы. Ребята материал усвоили, с учетом способностей каждого ребенка, при этом не было перегрузок, создавалась ситуация успеха, поддерживался интерес к предмету на протяжении урока.