Урок обобщения и систематизации знаний по теме
"Пищеварение. Обмен веществ и энергии"
Оборудование: карточки с заданиями, бумага для записей, мультимедийная установка, экран, презентация учителя.
Форма проведения: Аукцион знаний.
Краткая аннотация: Уроки обобщения и систематизации знаний являются одним из типов учебных занятий, в основе которых лежит процесс усвоения учащимися предметных знаний. Обобщающие уроки предусмотрены программой и проводятся как заключительные после изучения темы. Они решают следующие задачи:
Систематизация и закрепление знаний учащихся;
Ликвидация пробелов в знаниях;
Проверка уровня усвоения учащимися понятий и законов;
Установление связей между понятиями с целью приведения их в систему;
Развитие познавательной активности и интересов к предмету.
В необходимости обобщающих уроков уже давно никто не сомневается. Однако они не должны превращаться в примитивные уроки повторения и закрепления изученного материала. При правильно выбранной методике проведения таких уроков у детей развивается способность сравнивать, анализировать материал, сопоставлять полученные знания, самостоятельно делать выводы и заключения.
Г. Гейне «Человек есть то, что он ест».
Ход урока
Организационный момент. Настрой на успех – 1 мин.
П. Объяснение правил. 2 мин
Сегодня мы проводим урок обобщения знаний по теме «Пищеварение». Этот урок пройдет в форме аукциона знаний. Основные понятия и правила проведения аукциона:
Аукцион – это продажа на основе состязательности.
Товар – это ваши знания, которые вы получили при изучении темы «Пищеварение».
Проведение Аукциона знаний.
Объявляется 1 лот. (Удар молотком). «Биологический футбол». 3 мин
Упражнение на память и внимание
Написать органы пищеварения, железы пищеварительной системы. Каждый ученик по два ( даётся одна карточка на ряд). I- 3б., II-2б., III-1б. |
2 лот. "Найди пару". Упражнение на развитие умения сопоставлять 3 мин
Учащиеся получают бланки; в которых должны соединить питательное вещество и пищевой продукт.
М
ясо сахар горох
Груша белки виноград
Р
ис жиры картофель
Орех крахмал масло
2 - 1б; 4 - 2б; 8 - 3б
3 лот. "Верю – не верю". 8 мин
Упражнение на память, внимание | « + » (положительный ответ), либо « - » (отрицательный ответ) |
Номер вопроса | Ответ | Вопрос |
1 | - | Не обязательно употреблять фрукты и овощи, достаточно купить витамины в аптеке |
2 | + | Пища в желудке находится от 3 до 10 часов |
3 | + | Во время еды нельзя разговаривать |
4 | + | Через больной зуб в организм могут проникнуть микробы |
5 | - | Пища начинает перевариваться в желудке |
6 | - | Курение не оказывает отрицательного влияния на органы пищеварения |
7 | + | Овощи и фрукт необходимо мыть перед едой |
8 | - | Можно пробовать сырое мясо и рыбу |
9 | + | Всасывание питательных веществ происходит в кишечнике |
10 | + | Перед употреблением яйца необходимо тщательно мыть |
4 лот "Комиссионный сбор": 6 мин.
Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания | Индивидуальная работа. Учащиеся получают бланки с буквенным рядом, в которых находят слова, связанные с пищеварением. |
Т М О Ж А П П Е Т И Т Ф Х И Н Г И Г И Е Н А Б У Н
О Ф З Х Р С Е Н У А В Ж Е Л У Д О К Т М И К А Б В
П Л Ч П И Щ А Э Я Б Е Н И Ф К Р А Х М А Л Т Р С Е
У Ж Ь Ш И К Н Е Ф Э М А Л Ь О П Р И Н А Б Л Н С И
Ж Ф В Ж Е Л Ч Ь А Ы Д Р М Е Н Ф Х И В О Д А У Щ
Т О Р М Е Ж Д Е Н Т И Н О К С Э Б О Р Ф Ж Ю З Ъ Л
Т Ы М А В У П Е Ч Е Н Ь К О Т У Л Р И Ш Щ О Г Т Н
2- 4 = 1б; 5-7 =2б; 8 -10 = 3б
Гимнастика для глаз «Моргание». 1 мин.
Отдых глазам, усиление кровоснабжения глаз | Удобная поза. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать)- от 30 до 60 сек. Расслабить глаза. |
5 лот Игра «Только ангелам с неба не надо хлеба» 6 мин.
Коррекция памяти, внимания, мышления | Каждый ряд получает вопрос, на который отвечает сразу. Ученики за 1 минуту должны ответить на максимальное количество вопросов. Наибольшее 3б, 2б,1б. |
Вопросы:
1.Этим углеводом богат картофель? (крахмал)
2.Первые зубы человека? (Молочные)
3.Какое значение для организма имеет пищеварительная система? (Снабжение организма питательными веществами и БАВ).
4.Самая широкая часть пищеварительной системы? (Желудок)
5.Какая обработка пищи идёт во рту ? ( механическая и частичное ее переваривание )
6.Начальный отдел тонкой кишки? (Двенадцатиперстная кишка)
7.Зеленовато-желтая жидкость, под действием которой расщепляются жиры? (Желчь)
8. Макронутриенты – это ..... (белки, углеводы и жиры).
9.Что происходит с питательными веществами в клетках при биологическом
окислении?( Образование энергии).
10.Сколько раз в день следует питаться? (Четыре)
11.Заболевание, возникающее при недостатке витамина «Д»? (Рахит)
12.Другое название витамина «С»? (Аскорбиновая кислота)
13.Вещество, которого в сутки необходимо 2,5 л? (Вода)
14.Этого вещества необходимо 100-120 г? (Белки)
15.Начальный отдел пищеварительной системы? (Ротовая полость)
16.Сколько зубов у взрослого человека? (32)
17.Углеводы расщепляются до (Глюкоза)
18.Белки - (Аминокислоты)
19.Жиры - (глицерин и жирные кислоты)
20.Слово "стома" по-древнегречески обозначает…( рот)
21.Заболевание, возникающее при недостатке витамина «А»? (Куриная слепота)
22.Воспаление слизистой оболочки желудка вследствие нарушения гигиены питания - это…. ( гастрит)
23.Чем покрыт зуб? (Эмалью)
24.Червеобразный отросток? (Аппендикс)
25. Почему же вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?
(Для того чтобы находящаяся во внешней среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму. Живые организмы способны химически расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Это белки, жиры и углеводы.)
26. В каком органе пищеварительной системы человека происходит переваривание пищи?(тонкий кишечник)
27.Какие органические вещества могут начать перевариваться уже в ротовой полости? (углеводы)
28.Воспаление червеобразного отростка – это …. Аппендицит
29. Каково значение слюны, кроме смачивания? (Уничтожение микробов и кислот гниения, придание скользкости пищи, начальное переваривание углеводов).
30. Протоки каких желез открываются в двенадцатиперстную кишку?
( Протоки печени и поджелудочной железы).
6 лот "Спортивный" 3 мин
Упражнение на развитие мышления и коррекцию аналитико-синтетической функции Д Г Е У В Л О Н - углеводы К Е Б Л И - белки И Р Ж Ы - жиры Ы И М В А Н Т И - витамины К Е Д Ж У Л О – желудок Лишнее слово Желудок, потому что это орган, а белки, жиры, углеводы, витамины – это вещества. | Анаграммы (индивидуальная работа). Из букв составляют слова. Найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее. Iм - 3б., IIм -2б., IIIм -1б. У Е Л Ж О К Д - желудок И В П Е Щ Д О – пищевод Ь Е Ч П Е Н - печень К И Ч И К Ш Е Н - кишечник К Е Б Л И - белки Лишнее слово Белки, потому что это питательное вещество, а желудок, пищевод, печень, кишечник – органы. |
7 лот "Витаминный" Коррекция памяти, внимания и мышления | Групповое задание. 3 мин Учитель выдает конверты с карточками, на которых продукты питания. Первая команда выбирает продукты, содержащие витамины А и В. Вторая команда выбирает продукты, содержащие витамины С и Д. Учащиеся вписывают продукты, содержащие витамины в соответствующие квадраты. |
Витамин А | морковь | абрикос | лук | масло |
Витамин В | хлеб | яблоки | молоко | дрожжи |
Витамин С | лимон | картофель | капуста | апельсин |
Витамин Д | яйца | рыба морская | рыбий жир | печень |
4 -3б; 2- 1б; 1 - 1б;
8 лот "Биотура" ( Биология + литература) 3 мин
Он приходит во время еды.
До чего вооружается хороший воин?
Каким органом чувств можно молоть?
Без него и колокол нем.
Что кладут на полку очень бедные и голодные люди?
Он болтает, а голова отвечает.
Видит око, да он неймет.
Дареному коню в них не смотрят.
Его сгубишь – новое не купишь.
Я надеюсь на то, что вы выбираете здоровье, а значит выбираете будущее.
III. Подведение итогов. Подсчёт баллов каждой команды.
Учащиеся команды, получившей наибольшее количество баллов получают отличные оценки. Учащиеся команды, занявшей второе место получают оценки «хорошо». А учащиеся команды, набравшей наименьшее количество баллов, получают домашнее задание
IV. Домашнее задание: СООБЩЕНИЕ: «Заболевания желудочно-кишечного тракта»; СОСТАВИТЬ синквейн