СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Пищеварение. Обмен веществ и энергии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В необходимости обобщающих уроков уже давно никто не сомневается. Однако они не должны превращаться в примитивные уроки повторения и закрепления изученного материала. При правильно выбранной методике проведения таких уроков у детей развивается способность сравнивать, анализировать материал, сопоставлять полученные знания, самостоятельно делать выводы и заключения.  

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Пищеварение. Обмен веществ и энергии"»

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Пищеварение. Обмен веществ и энергии"


Оборудование: карточки с заданиями, бумага для записей, мультимедийная установка, экран, презентация учителя.

Форма проведения: Аукцион знаний.


Краткая аннотация: Уроки обобщения и систематизации знаний являются одним из типов учебных занятий, в основе которых лежит процесс усвоения учащимися предметных знаний. Обобщающие уроки предусмотрены программой и проводятся как заключительные после изучения темы. Они решают следующие задачи:

  1. Систематизация и закрепление знаний учащихся;

  2. Ликвидация пробелов в знаниях;

  3. Проверка уровня усвоения учащимися понятий и законов;

  4. Установление связей между понятиями с целью приведения их в систему;

  5. Развитие познавательной активности и интересов к предмету.

В необходимости обобщающих уроков уже давно никто не сомневается. Однако они не должны превращаться в примитивные уроки повторения и закрепления изученного материала. При правильно выбранной методике проведения таких уроков у детей развивается способность сравнивать, анализировать материал, сопоставлять полученные знания, самостоятельно делать выводы и заключения.

Г. Гейне «Человек есть то, что он ест».

Ход урока
  1. Организационный момент. Настрой на успех – 1 мин.


П. Объяснение правил. 2 мин

Сегодня мы проводим урок обобщения знаний по теме «Пищеварение». Этот урок пройдет в форме аукциона знаний. Основные понятия и правила проведения аукциона:

Аукцион – это продажа на основе состязательности.

Товар – это ваши знания, которые вы получили при изучении темы «Пищеварение».

  1. Проведение Аукциона знаний.


Объявляется 1 лот. (Удар молотком). «Биологический футбол». 3 мин

Упражнение на память и внимание

Написать органы пищеварения, железы пищеварительной системы. Каждый ученик по два ( даётся одна карточка на ряд).


I- 3б., II-2б., III-1б.


2 лот. "Найди пару". Упражнение на развитие умения сопоставлять 3 мин

Учащиеся получают бланки; в которых должны соединить питательное вещество и пищевой продукт.


М ясо сахар горох

Груша белки виноград

Р ис жиры картофель

Орех крахмал масло

2 - 1б; 4 - 2б; 8 - 3б



3 лот. "Верю – не верю". 8 мин

Упражнение на память, внимание


« + » (положительный ответ), либо « - » (отрицательный ответ)


Номер вопроса

Ответ

Вопрос

1

-

Не обязательно употреблять фрукты и овощи, достаточно купить витамины в аптеке

2

+

Пища в желудке находится от 3 до 10 часов

3

+

Во время еды нельзя разговаривать

4

+

Через больной зуб в организм могут проникнуть микробы

5

-

Пища начинает перевариваться в желудке

6

-

Курение не оказывает отрицательного влияния на органы пищеварения

7

+

Овощи и фрукт необходимо мыть перед едой

8

-

Можно пробовать сырое мясо и рыбу

9

+

Всасывание питательных веществ происходит в кишечнике

10

+

Перед употреблением яйца необходимо тщательно мыть



4 лот "Комиссионный сбор": 6 мин.

Упражнение на тренировку распределения и избирательности внимания

Индивидуальная работа. Учащиеся получают бланки с буквенным рядом, в которых находят слова, связанные с пищеварением.


Т М О Ж А П П Е Т И Т Ф Х И Н Г И Г И Е Н А Б У Н

О Ф З Х Р С Е Н У А В Ж Е Л У Д О К Т М И К А Б В

П Л Ч П И Щ А Э Я Б Е Н И Ф К Р А Х М А Л Т Р С Е

У Ж Ь Ш И К Н Е Ф Э М А Л Ь О П Р И Н А Б Л Н С И

Ж Ф В Ж Е Л Ч Ь А Ы Д Р М Е Н Ф Х И В О Д А У Щ

Т О Р М Е Ж Д Е Н Т И Н О К С Э Б О Р Ф Ж Ю З Ъ Л

Т Ы М А В У П Е Ч Е Н Ь К О Т У Л Р И Ш Щ О Г Т Н


2- 4 = 1б; 5-7 =2б; 8 -10 = 3б


Гимнастика для глаз «Моргание». 1 мин.

Отдых глазам, усиление кровоснабжения глаз


Удобная поза. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать)- от 30 до 60 сек. Расслабить глаза.





5 лот Игра «Только ангелам с неба не надо хлеба» 6 мин.

Коррекция памяти, внимания, мышления

Каждый ряд получает вопрос, на который отвечает сразу. Ученики за 1 минуту должны ответить на максимальное

количество вопросов. Наибольшее 3б, 2б,1б.

Вопросы:

1.Этим углеводом богат картофель? (крахмал)

2.Первые зубы человека? (Молочные)

3.Какое значение для организма имеет пищеварительная система? (Снабжение организма питательными веществами и БАВ).

4.Самая широкая часть пищеварительной системы? (Желудок)

5.Какая обработка пищи идёт во рту ? ( механическая и частичное ее переваривание )

6.Начальный отдел тонкой кишки? (Двенадцатиперстная кишка)

7.Зеленовато-желтая жидкость, под действием которой расщепляются жиры? (Желчь)

8. Макронутриенты – это ..... (белки, углеводы и жиры).

9.Что происходит с питательными веществами в клетках при биологическом

окислении?( Образование энергии).

10.Сколько раз в день следует питаться? (Четыре)

11.Заболевание, возникающее при недостатке витамина «Д»? (Рахит)

12.Другое название витамина «С»? (Аскорбиновая кислота)

13.Вещество, которого в сутки необходимо 2,5 л? (Вода)

14.Этого вещества необходимо 100-120 г? (Белки)

15.Начальный отдел пищеварительной системы? (Ротовая полость)

16.Сколько зубов у взрослого человека? (32)

17.Углеводы расщепляются до (Глюкоза)

18.Белки - (Аминокислоты)

19.Жиры - (глицерин и жирные кислоты)

20.Слово "стома" по-древнегречески обозначает…( рот)

21.Заболевание, возникающее при недостатке витамина «А»? (Куриная слепота)

22.Воспаление слизистой оболочки желудка вследствие нарушения гигиены питания - это…. ( гастрит)

23.Чем покрыт зуб? (Эмалью)

24.Червеобразный отросток? (Аппендикс)

25. Почему же вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека?

(Для того чтобы находящаяся во внешней среде пища могла снабдить нуждающийся в ней организм необходимыми ему веществами и энергией, она должна быть преобразована в доступную для усвоения форму. Живые организмы способны химически расщеплять пищу на вещества, которые могут всасываться и участвовать в обмене веществ. Это белки, жиры и углеводы.)

26. В каком органе пищеварительной системы человека происходит переваривание пищи?(тонкий кишечник)

27.Какие органические вещества могут начать перевариваться уже в ротовой полости? (углеводы)

28.Воспаление червеобразного отростка – это ….  Аппендицит

29. Каково значение слюны, кроме смачивания? (Уничтожение микробов и кислот гниения, придание скользкости пищи, начальное переваривание углеводов).

30. Протоки каких желез открываются в двенадцатиперстную кишку?

( Протоки печени и поджелудочной железы).



6 лот "Спортивный" 3 мин


Упражнение на развитие мышления и коррекцию аналитико-синтетической функции


Д Г Е У В Л О Н - углеводы

К Е Б Л И - белки

И Р Ж Ы - жиры

Ы И М В А Н Т И - витамины

К Е Д Ж У Л О – желудок

Лишнее слово Желудок, потому что это орган, а белки, жиры, углеводы, витамины – это вещества.


Анаграммы (индивидуальная работа). Из букв составляют слова. Найти лишнее слово и объяснить, почему оно лишнее.

Iм - 3б., IIм -2б., IIIм -1б.

У Е Л Ж О К Д - желудок

И В П Е Щ Д О – пищевод

Ь Е Ч П Е Н - печень

К И Ч И К Ш Е Н - кишечник

К Е Б Л И - белки

Лишнее слово Белки, потому что это питательное вещество, а желудок, пищевод, печень, кишечник – органы.



7 лот "Витаминный"

Коррекция памяти, внимания и мышления

Групповое задание. 3 мин

Учитель выдает конверты с карточками, на которых продукты питания. Первая команда выбирает продукты, содержащие витамины А и В. Вторая команда выбирает продукты, содержащие витамины С и Д. Учащиеся вписывают продукты, содержащие витамины в соответствующие квадраты.


Витамин А


морковь

абрикос

лук

масло

Витамин В


хлеб

яблоки

молоко

дрожжи

Витамин С


лимон

картофель

капуста

апельсин

Витамин Д

яйца


рыба морская

рыбий жир

печень


4 -3б; 2- 1б; 1 - 1б;


8 лот "Биотура" ( Биология + литература) 3 мин

  • Он приходит во время еды.

  • До чего вооружается хороший воин?

  • Каким органом чувств можно молоть?

  • Без него и колокол нем.

  • Что кладут на полку очень бедные и голодные люди?

  • Он болтает, а голова отвечает.

  • Видит око, да он неймет.

  • Дареному коню в них не смотрят.

  • Его сгубишь – новое не купишь.


Я надеюсь на то, что вы выбираете здоровье, а значит выбираете будущее.

III. Подведение итогов. Подсчёт баллов каждой команды.

Учащиеся команды, получившей наибольшее количество баллов получают отличные оценки. Учащиеся команды, занявшей второе место получают оценки «хорошо». А учащиеся команды, набравшей наименьшее количество баллов, получают домашнее задание

IV. Домашнее задание: СООБЩЕНИЕ: «Заболевания желудочно-кишечного тракта»; СОСТАВИТЬ синквейн