СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обобщения по разделу «основы философии»

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочный план   «ЧОП»

Класс: 11                                                                                                         Урок № 7

Дата:  ­­­­­­­­­­­­____________

Тема урока: Урок обобщения по разделу «основы философии» Цель: содействовать усвоению новых знаний путём проведения проблемной лекции.

Задачи:  1)  охарактеризовать значение философии как учения о разумной и правильной жизни; доказать, что философия – неотъемлемая часть нашей духовной культуры;  2) дать определение философии как учения о мире в целом, как мышления об основных идеях мироустройства;  3)познакомить с основным вопросом философии и соотношением философии, науки, религии и искусства; объяснить философские понятия и термины; 4) формировать навыки логического и образного мышления, умение сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; делать выводы; умения чётко и грамотно излагать свои мысли; 

5)содействовать формированию морально-нравственных качеств личности курсантов; их мировоззренческой и социальной культуры; интереса к мировой духовной культуре. Форма урока: лекция с элементами беседы. Тип урока: Урок обобщения. Методы обучения: объяснение, беседа, элементы опережающего и проблемного обучения. Междисциплинарные связи: история, обществознание, литература, история религии, русский язык 

Организация пространства: индивидуальная и фронтальная работа.

Оборудование и материалы: учебник, доска, тетради.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент: приветствие присутствующих, проверка наличия курсантов, готовность группы к занятию, ознакомление с планом работы по предмету на семестр, с учебником и учебными пособиями, постановка учебных целей и требований; 

II.  Формулируем тему и цель урока вместе  с курсантами.

III. Подготовка к восприятию новой темы: актуализация опорных знаний студентов; мотивация учебной деятельности. Формулируем план урока вместе с курсантами.

 1. Что такое духовная культура? Назовите её составляющие.

2. Каково значение духовной культуры?

3. Назовите известные вам имена философов. Почему они сохраняются в исторической памяти человечества?

4. Как вы считаете, почему появилась философия?

5. Что явилось основанием для появления философии?

IV. Изучение нового материала:

Постановка проблемы: в процессе изучения новой темы определить значение и назначение философии в жизни каждого человека и человечества в целом.

План:

1.Происхождение понятия философии. Определение философии. Соотношение философии, науки, религии и искусства

2. Структура философского знания.

3. Основной вопрос философии. Идеалисты и материалисты

4. Функции философии

5. Значение и назначение философии.

Определение философии. Многообразие определений. Обобщение определений.

В истории представлены различные варианты понимания того, что есть философия. Приведем самые известные из них:

•          Любовь к мудрости. Пифагор (VI-V вв. до н.э.).

•          Стремление к совершенству. Платон (427—347 до н.э.).

•          Наука об отношении всякого знания к последним целям человеческого разума. Иммануил Кант (1724— 1804).

•          Эпоха, схваченная в мысли. Георг Гегель (1770-1831).

•          Наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Фридрих Энгельс (1820-1885).

•          Дисциплина, состоящая в творении концептов. Жиль Делёз (1925-1995).

Философом впервые назвал себя древнегреческий математик и мыслитель Пифагор. Термин «философия» был составлен им из двух слов phileo - люблю + sophia - мудрость и дословно обозначал «любовь к мудрости». Своим определением Пифагор желал подчеркнуть, что философ не претендует на статус мудреца, знающего все о мире; только постоянное стремление к мудрости делает человека философом. Поэтому философом, в большей или меньшей мере, можно назвать всякого самостоятельно мыслящего человека.

Крупнейший мыслитель античности Платон сказал, что философия есть не просто размышления о мире и человеке, а особый образ жизни, заключающийся в стремлении к совершенству. Философия — это сама жизнь, т.е. свободное формирование своей судьбы в сложном и неоднозначном мире. Платон в своем определении указывает на то назначение философии, которое состоит в постоянном возвышении человека, в его выходе за узкие пределы времени и досужих мнений к фундаментальному и всеобщему.

Основатель немецкой классической философии Иммануил Кант называет главными целями человеческого разума высшие вопросы о возможностях человека. Вопрос о человеке для философии — решающий. Все составляющие философии и все предварительные вопросы должны рассматриваться через призму человека: все, что не способствует достижению человеческих целей, есть спекулятивное знание, а не философия в собственном смысле.

Философия, согласно Канту, должна помочь найти решение трех кардинальных вопросов человеческого бытия: что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Разрешение этих проблем должно в конечном итоге привести к всестороннему ответу на глобальный вопрос, который до сих пор является самым дискутируемым в науке: что такое человек?

Немецкий мыслитель Георг Гегель полагал, что философия отражает не только личные идеи отдельного мыслителя: в нее впечатано само историческое время его жизни со всеми особенностями и противоречиями, ценностями и жизненными смыслами.

Философия, размышляя о культуре в целом (религии, искусстве, науке, морали), выделяет все самое существенное и отображающее «живую душу человечества» в наиболее концентрированном виде. В этом отношении философия есть квинтэссенция культуры и всех достижений человечества, а изучение философии — самый короткий путь к пониманию культуры.

Немецкий философ Фридрих Энгельс полагал, что философия есть наука о наиболее общих законах. Это значит, что она не интересуется ничем сиюминутным и преходящим и не разменивается на частности и случайности, ее предмет - фундаментальные основы знаний, действий и ценностей, их закономерные, повторяющиеся и устойчивые связи. Поэтому можно сказать, что философия лежит в основании всех других наук, рассматривая мир обобщенно, как единое целое, в то время как любая другая наука имеет дело лишь с тем или иным фрагментом окружающего мира.

Платон приводил известную историю о том, что Фалес, первый философ, наблюдая за звездами, не заметил яму и упал в нее. Кажется, эта ситуация достаточно характерна для философии: надеяться познать то, что в небесах, и не видеть того, что находится под ногами; знать общее и не знать конкретного.

Для Энгельса философия есть не просто «любомудрие», а наука в полном смысле этого слова - строгая система знаний со своими методами и категориями. Всеобщие законы, которые открывает философия, могут быть применены как для научного обоснования настоящей и будущей деятельности человечества, так и для изменения самого мира и человека.

Французский философ Жиль Делёз усматривает в философии творчество концептов, т.е. новых идей и смыслов. Сущность философии - в свободном создании идей, не заданных никакой традицией или авторитетом. Цель философии - создание оригинальной картины мира, поиск неожиданного и свежего ракурса рассмотрения действительности, вносящего необходимый импульс новизны в осознание основных глобальных проблем.

Обобщить все определения философии чрезвычайно сложно, но имеются попытки сделать это. Ниже приведены две обобщающие статьи - из российской Энциклопедии философии и Британской энциклопедии, которые пытаются привести в единое целое основные смыслы философии.

ФИЛОСОФИЯ (греч., через лат. philosophia, «любовь к мудрости») - критическое исследование оснований наших наиболее фундаментальных убеждений и анализ основных понятий, используемых для выражения этих убеждений. Философия может быть также определена как размышление о многообразии человеческого опыта или как рациональное, методологическое и систематическое рассмотрение вопросов, которые более всего волнуют человечество.

ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo - люблю, sophia — мудрость; любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

Всемирная энциклопедия философии, М., 2001.

Таким образом, в различных исторических традициях философия понимается по-разному. Каждый мыслитель выделяет свой аспект ее рассмотрения. Это не случайно: определить — значит поставить предел, отграничить и отличить изучаемое понятие от других понятий. Из представленных трактовок понятно, что сама философия не поддается ограничениям и в лучших своих формах всегда проявляет себя как воплощение критики, свободомыслия и творчества. Ее стремлением всегда было выйти за пределы, уйти от определенности, выразить невыразимое.

Функции философии. Кому не нужна философия? Кому нужна философия? Зачем нужна философия?

Философские размышления зачастую туман­ны, сложны и малопонятны; они не предлагают готового и окончательного ответа на вопросы (как, например, математика или механика), не говоря уже о производстве чего-то вещест­венного. Кажется, что философ отгорожен от действительно­сти, живет в «башне из слоновой кости», т.е. в ином, нереаль­ном мире, не имеет ничего общего с каждодневными пробле­мами и практическими, актуальными вопросами.  Для кого философия бесполезна и, более того, вредна?

Кому философия не нужна? История демонстрирует немало случаев борьбы с философами - от изгнания из родной страны до сжигания на кострах. В XX в. массовые истребления и изгнания практиковались в фашистской Германии. В молодой Советской России в 1922 г. целая плеяда известных философов была отправ­лена в пожизненную эмиграцию на «философском пароходе»; многих оставшихся ждали лагеря и смертные приговоры.

«

Общество, в котором правят тираны, не допускающие социальных и куль­турных изменений, в философах больше не нуждается. P. Popmu. Философия и будущее (1994)

Это значит, что философия, прежде всего, признавалась опасной для всех форм догматизма, фанатизма, фюрерства, начинавших строительство «дивного нового мира» с истребле­ния тех, кто был способен размышлять иначе, чем предписывала власть. Истребление одновременно было и косвенным спо­собом признания действенности философии: в самостоятель­ном мышлении справедливо усматривали реальную опасность для тоталитарной власти.

Некто, проходя мимо философа Диогена, который чистил овощи, сказал, насмехаясь: «Если бы ты умел обращаться с людьми, тебе не пришлось бы питаться одними овощами». — «Если бы ты мог кормиться овощами, — ответил на это Диоген, — тебе бы не пришлось прислуживать тиранам».

Современное массовое общество — продукт политических и информационных технологий и рекламы, питающих людей истинами потребления и пропагандирующих упрощенный взгляд на вещи. Для таких масс философия тоже не нужна: она мешает им выполнять приказы, послушно стоять у конвейера, бездумно покупать рекламируемые товары и некритично ве­рить всему тому, что показывают, говорят, печатают средства массовой информации. Соответственно чем прочнее человек вписывается в стандартизованную массу потребителей и сис­тему моды, тем легче ему внушить мысль, что философия — бесполезное умничанье и пустая потеря времени.

Кому нужна философия? Из сказанного понятно, что фило­софия — это выбор интеллектуально независимого, внутренне свободного человека. Философия не обещает достижения ис­тины, но обеспечивает тому, кто ее ищет, полную свободу по­иска. Поэтому философия необходима обществу в целом: как яркое проявление свободомыслия, она постоянно ищет и пре­дугадывает пути социальных изменений, формируя новые идеи или предупреждая о будущих сложностях. Философия — квинтэссенция изменений, без которых развитие невозможно.

Зачем нужна философия? Традиционно роль философии для человека и общества раскрывается в ряде функций, тесно свя­занных между собой. Ниже даны краткие описания основных функций философии:

  • мировоззренческая — служит теоретическим основанием миро­воззрения, т.е. предлагает человеку целостную и широкую кар­тину мира;
  • гуманистическая — рассматривает мир через призму человека и его целей, обосновывает его самоценность, его права и свободы;
  •  аксиологическая - дает оценку миру и человеку, обосновывает значимость духовных ценностей (истины, добра, красоты и т.д.);
  • общекультурная — знакомит человека с высшими достижения­ми мировой интеллектуальной культуры, является показате­лем уровня образованности и культуры человека;
  • методологическая - вырабатывает общие принципы и способы теоретического и практического освоения действительности;
  • прогностическая - прогнозирует тенденции развития научного знания и социальных изменений;
  • интегрирующая — систематизирует и обобщает данные всех на­ук, т.е. выступает как наиболее общая «наука наук»;
  • критическая — подвергает критике устаревшие взгляды, нормы, учения; формирует свободное, недогматическое мышление.

Основными из перечисленных функций являются мировоз­зренческая и методологическая: они характерны только для фи­лософии, формирующей как общую картину мира, так и методы для других наук. Остальные функции являются дополняющими: гуманистическая, аксиологическая и обще культурная конкре­тизируют мировоззрение (и человека, и общества), прогности­ческая, интегрирующая и критическая важны для научного ос­воения мира и встроены в методологию этого процесса.

Таким образом, определе