II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.(3 мин.) Цель: создать проблемную ситуацию, зафиксировать причину затруднения, спрогнозировать предстоящую деятельность. | Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. – Посмотрите на экран. Вы видите на нем ствол могучего дерева. Это условное изображение наречия - части речи, изучением которой вы занимались на протяжении последних недель. (Слайд 3). Вы многое узнали о наречии, фактически все, что нужно знать о нем ученику 7 класса. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Какова его цель? (Обобщение знаний о наречии). – Таким образом, мы систематизируем и обобщим наши знания о наречии, повторим правила написания наречий, а также поучимся правильно употреблять их в своей речи. Работать мы сегодня будем с использованием электронной презентации. | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Задачи урока: урока: Развивать умения: – определять значение; – определять от какой части речи образовано; – правильного написания; – правильного употребления в речи. | Регулятивные: – целеполагание: - самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»; - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Познавательные: – постановка вопросов; – общеучебные: - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; – логические: формулирование проблемы; Коммуникативные – выражение своих мыслей; – аргументация своего мнения; – учёт разных мнений. |
III. Актуализация знаний. (4 мин.) Цель: – выявить уровень знаний, определить типичные недостатки | Раздает индивидуальные карточки учета знаний. Объясняет, как их заполнять. I. Проводит фронтальный опрос: 1.Что такое «наречие»? (Слайд 4) 2.На какие вопросы отвечает наречие? (Слайд 5) 3.На какие смысловые группы делятся наречия? (Слайд 6) 4. Какими способами образуются наречия? (Слайд 7) 5. Какова синтаксическая роль наречий? (Слайд 8) 6.В каких случаях на конце наречий после шипящих пишется Ь? (Слайд 9) 7. Расскажите о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями. (Слайд 10) 8. Расскажите о правописании суффиксов О - А в наречиях. (Слайд 11 - 12) 9. Когда в суффиксах наречий на О и Е пишется одна Н, а в каких случаях =две буквы Н? (Слайд 13) 10. В каких случаях на конце наречий после шипящих пишется суффикс О, а в каких - Е? (Слайд 14) 11. В каких случаях наречия пишутся через дефис? (Слайд 15) 12. Приставки НЕ – НИ в наречиях (Слайд 16) 13. Какую роль выполняют наречия в нашей речи? (Слайд 17) II. Посмотрите, какое роскошное дерево у нас получилось! С его помощью мы смогли многое вспомнить о наречии, его роли в речи, правилах написания этой части речи. Заполните, пожалуйста, свои индивидуальные карточки! Сдайте их! А теперь давайте попытаемся сформулировать тему урока! Итак, запишите дату, тему урока и эпиграф к нему! (Слайд 18) Слайд___. III. Задания для работы 2 учеников у доски. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Задание: раскрыть скобки в словах, объяснить написание. (Слайд 21): IV. Слайд___. Задание для остальных учеников: объяснить способы образования наречий ДВАЖДЫ, ПОСЛЕЗАВТРА, ЕЛЕ-ЕЛЕ, МИМОХОДОМ. А теперь работа в парах. V. Слайд __ Проверяет выполнение задания на доске. Оценивает. Просматривает сданные таблички. Ребята, у некоторых из вас кого появилась неудовлетворительная оценка. Не волнуйтесь, сегодняшний урок – хорошая возможность устранить пробелы в знаниях. Ну, а те, у кого отличные знания, сегодня могут помочь своим одноклассникам. Готовы? Тогда вперед. | Подписывают карточки. Отвечают на вопросы учителя: 1.Наречие – это самостоятельная часть речи. 2. Наречия отвечают на вопросы 3. Наречия образа действия, меры и степени, времени, места, причины, цели 4. Приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, повтором слова, переходом одной части речи в другую, сложением основ. 5. Наречие чаще всего бывает обстоятельством, реже - несогласованным определением, сказуемым. 6. После шипящих Ш,Ч и в слове настежь на конце наречий пишется Ь. 7. Слитно: 1) если слово не употребляется без НЕ; 2) если его можно заменить синонимом без НЕ. Раздельно: 1) если есть противопоставление с союзом а; 2) если к наречию относятся слова далеко не, вовсе не, совсем не, ничуть не, нисколько не, никогда не. 8. В наречиях с приставками ИЗ,ДО, С на конце пишется А, если эти наречия образованы от бесприставочных прилагательных. В наречиях с приставками ИЗ, ДО, С на конце пишется О, если они образованы от прилагательных, в которых уже есть приставки. 9. Пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы. 10. Под ударением О, без ударения – Е. 11.1) после приставок по-, в-, (во-), если в слове есть суффиксы -ому, -ему, -ых, (-их), -и. 2) после приставки кое-, перед суффиксами –то, -либо, -нибудь. 3) в сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или повторением слов. 12. Под ударением пишем НЕ, без ударения = НИ. 13. Обозначая признак действия, наречия необходимы для того, чтобы более точно характеризовать действие, предмет, признак, передать наше отношение к ним. Они нужны для выражения своих чувств, эмоций, для определения расстояния, меры, веса. Наречия помогают разнообразить речь, сделать её более красочной, выразительной, яркой. II. Заполняют индивидуальные карточки, сдают учителю. Ученики предлагают формулировки. Мы обобщаем свои знания о наречии как части речи. Записывают дату, тему урока, эпиграф к нему. III. Два ученика выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки, у доски. 1) Отвечают: Связь прервалась, и приходилось действовать (как?)наудачу. В (какой?) миг удачи испытываешь сильное волнение. Вмиг (как?) все преобразилось. IV. Остальные объясняют способы образования наречий ДВАЖДЫ, ПОСЛЕЗАВТРА, ЕЛЕ-ЕЛЕ, МИМОХОДОМ. V. Слушают объяснение отвечающих у доски учеников. | Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные : – логические: - анализ объекта с целью выделения признаков. |
IV. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщающей деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).(5 мин.) Цель: – проговаривание нового знания, ответы с опорой на примеры из слайда. | I. Задание: распределите наречия в три столбика в зависимости от написания. (В)лево, (в)сердцах, когда(то), (на)днях, давным(давно), бок(о)бок, писать(по)русски, (в)скачь, (на)боковую, (в)миг, (на)дом, (в)рассыпную, как(нибудь), точь(в)точь, (ис)подтишка, (в)верх, (в)обтяжку, светит (по)весеннему, (в)последствии II. Задание. Вставьте в текст подходящие по смыслу наречия. Был полдень. _______ палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая ______ двигалась с запада на восток. _______ подул ветер. Молодая березка ______ затрепетала. Порывистый ветер усиливался. _______сверкнула молния. ________ раздался первый удар грома. Спеша укрыться,_______заметались птицы. III. Просит сделать вывод: какую роль играют наречия в речи? (Слайд 27) | I. Записывают, проверяют (слайд 24): II. Сравнивают: Был полдень. Нещадно палило солнце. На горизонте появилась черная туча, которая медленно двигалась с запада на восток. Внезапно подул ветер. Молодая березка испуганно затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Вдали сверкнула молния. Глухо раздался первый удар грома. Спеша укрыться, беспорядочно заметались птицы. III.Формулируют вывод, вспоминают высказывание М.Горького о наречии: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». | |
V. Применение знаний и умений в новой ситуации. Игра «Турнир знатоков» (6 мин.) Цель: – развивать умения применять полученные знания; | 1. Делит класс на три группы по 4 человека. 2. Напоминает правила работы в группе. 3. Организует работу по применению знаний в группах. 4. Выбирает наблюдателей 5. Руководит ходом игры: 6.Задания капитанам. 7. Задание командам. 8. Ответы капитанов. Дает оценку. 9. Задания командам. 10. Подведение итогов игры. | Выбирают капитана группы, активно выполняют задания. Выполняют тестовые задания Повторяют, что НАРЕЧИЕ: 1. Самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, отвечающая на вопросы как?, каким образом?, где?, куда?, когда? и др.. Относятся к глаголам, прилагательным, причастиям. Существительным, другим наречиям. Не изменяются. В предложении бывают обстоятельствами, реже- определениями. 2. Имеют степени сравнения. 3. Повторяют правописание приставок, суффиксов в наречии, употребление дефиса. | Регулятивные : - контроль, - коррекция, - осознание качества и уровня усвоения; Личностные: - самоопределение. Коммуникативные: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. – выражение своих мыслей; – аргументация своего мнения; – управление поведением партнёра; – контроль, коррекция, оценка действий партнёра; – учёт разных мнений. Познавательные: – делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
VI. Рефлексия (подведение итогов занятия) .Контрольно-оценочная деятельность Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу (5 мин.) Цель: – обобщить, сделать выводы; – осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует рефлексию. Обеспечение позитивного настроя на получение знаний. Капитаны команд, доложите, какое количество баллов набрали ваши команды, какие оценки вы себе поставили? Скажем спасибо тем ребятам, кто своими знаниями помогал сегодня своим товарищам. Не беда, если у кого-то сегодня что-то немного не получилось. Вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале урока. Сумели ли мы добиться этих целей? Скоро прозвенит звонок. Но прежде хотелось бы вас спросить, кто доволен своей работой на уроке? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Коммуникативные: – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: – рефлексия ; Личностные: – развитие умения выражать свои эмоции; – формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |