СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обобщения и систематизации знаний для учащихся 9 класса на тему "Гражданская война в России"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является систематизация материала по теме "Гражданская война в России", формирование представления о том, что Гражданская война стала национальной трагедией народа.

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения и систематизации знаний для учащихся 9 класса на тему "Гражданская война в России"»

План-конспект урока истории России в 9 классе на тему

«Гражданская война в России».


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель: систематизировать материал по теме; продолжить формирование навыков самостоятельной работы, умения формулировать задачи, искать пути их решения;

в результате исследования источников сформировать представление о том, что гражданская война стала национальной трагедией народа.

Задачи:

Образовательная: систематизировать материал по теме. На основе повторения и обобщения изученного материала и в ходе знакомства с новыми фактами, создать целостное представление о Гражданской войне в России как о национальной трагедии народа.

Развивающая: развивать умение самостоятельной работы с фактическим материалом, документами; развивать навык подготовки сообщения, работы с различными источниками информации; развивать умение высказывать свою точку зрения, аргументируя свои суждения. Способствовать становлению умения оценивать исторические явления.

Воспитательная: показать глубину трагедии российского народа, ввергнутого в братоубийственную войну. Воспитывать чувство сопереживания трагическим событиям Отечественной истории. Усилить в сознании учащихся неприятие войны и силовых методов разрешения проблем в обществе. Воспитание патриотизма, толерантности, любви к Родине.

Основные понятия: гражданская война, иностранная интервенция, «красный террор», «белый террор».

Персоналии:

А.В. Колчак, А.И. Деникин, М.В.Фрунзе, М.Н.Тухачевский, В.И.Чапаев, Н.Н.Юденич, Н.В. Врангель, Н И. Махно.

Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России XX век», раздаточный материал, документы, историческая карта, видеоролик.

Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово учителя.

Ребята, мы закончили с вами изучение темы «Гражданская война в России» и на сегодняшнем уроке обобщим и систематизируем материал с целью ответа на вопрос: «Гражданская война – это героические или трагические страницы нашего прошлого?»

Сегодня мы с вами еще раз перелистаем страницы истории нашей страны. Это незабываемые страницы. Гражданская война 1917 - 1922 годов в России продолжает оставаться одним из важнейших событий Отечественной истории.

Гражданская война… Из многочисленных кинофильмов перед нами проплывают конармейцы в будёновках, тачанки с пулемётами, юные «неуловимые мстители» и их старшие наставники в кожанках. Героизм, стойкость, подвиги…Однако Гражданская война- это не только фанфары побед, это вопрос жизни и смерти. Отсюда и особая острота и жестокость борьбы. Трагическими последствиями этой войны стали раскол общества на «своих» и «чужих», развал народного хозяйства, обесценивание самого дорогого - человеческой жизни…

Все рядком лежат –

Не развесть межой.

Поглядеть: солдат!

Где свой, где чужой?

Белым был – красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был – белым стал:

Смерть побелила. ( М. Цветаева)

Эти слова поэтессы XX века Марины Цветаевой как нельзя лучше показывают нам то, что происходило в России в годы Гражданской войны.

. I. Вводный контроль основных понятий.

Давайте вспомним, что такое гражданская война? Чем гражданская война отличается от других войн? В чем её главная особенность?

(Ответы детей)

Гражданская война это вооруженная, организованная борьба за власть между гражданами одного государства, их объединениями и группировками.

Гражданская война отличается от других войн тем, что не имеет чётких границ – ни временных, ни пространственных; на первый план выходят классовые интересы; общечеловеческие ценности (милосердие, терпимость, гуманизм) отступают на второй план, главный принцип – «Кто не с нами, тот против нас». Идёт борьба между социалистическими, анархическими, монархическими, буржуазно-демократическими силами - брат идёт против брата, сын против отца…

Главные особенности Гражданской войны в России: тесное переплетение с интервенцией, отсутствие четких временных и пространственных границ.

А что такое интервенция?

(Ответы детей)

Назовите страны, принимавшие участие в интервенции России и покажите на карте территории, которые они захватили.

Интервенция - это насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства с целью установления контроля или захвата территории. Страны боялись расползания социализма по миру.

В январе 1918г. Румыния захватила Бессарабию, Германия – Курскую, Воронежскую, Орловскую губернии. Центральная Рада на Украине заключила сепаратный договор с Германией и пригласила её войска на свою территорию.

Весной 1918г. в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, Средней Азии появляются десанты стран Антанты и Японии. Турция вторгается на территорию Закавказья. Япония и США высадили десант на Дальнем Востоке. Антанта не признала Брестский мир.

Учитель: Одним из актов Гражданской войны был террор. Давайте вспомним, что такое террор?

Террор - форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов вплоть до физического уничтожения противника.

Учитель: Я просила вас в различных источниках найти примеры красного и белого террора.

Выступления учащихся о «красном» и «белом» терроре.

( «Немцы вступили в город…хватают подозреваемых в большевизме…заводят во дворцы и расстреливают» (16-17 марта 1918г.)

«Петлюровцы очень часто казнят» (2-19 января1919г.)

После прихода деникинцев: «Эти дни прошли в сплошном грабеже… начались подлые бессудные расстрелы...»(18 июля 1919г.)

Учитель: Ганди, великий индийский мыслитель, как-то сказал: «Скверная привычка утверждать, что другие мыслят неправильно, а мы правильно и что те, кто придерживается иных взглядов,- враги Отечества».

Можно было бы приводить еще многие факты репрессий «красного» и «белого» террора. Точных весов, на которых можно было бы взвесить всю тяжесть этого явления найти невозможно, да и не нужно. И та, и другая стороны несут на себе в равной мере ответственность за те злодеяния и преступления, которые были совершены против своего народа.

П. Причины и начало Гражданской войны.

Назвать основные причины Гражданской войны. Проанализировать их и выделить главную, аргументируя свой ответ.

Ответы:

1. Обострение социальных противоречий в Российском обществе;

2. Политика ведущих политических партий (кадетов, эсеров, меньшевиков), которые не могли стабилизировать обстановку после свержения самодержавия;

3. Захват власти большевиками и стремление свергнутых классов восстановить своё господство;

4. Противоречия в лагере социалистических партий;

5. Вмешательство иностранных государств во внутренние дела России;

6. Социально-психологический аспект гражданской войны.

7. Брестский мир.

8. Разгон Учредительного собрания.

9. Национализация.

10. Отказ большевиков от создания однородного правительства.

III. «Краски войны».

Класс поделить на 3 группы, дать пакет документов, ответить на вопросы:

Почему это движение получило такое название? Каков социальный состав движения?

Используя документы, сформулировать основные идеи движения.

Учитель: Для всего населения бывшей царской России встал вопрос: чью сторону принять? Этот выбор в нарастающей стихии гражданской войны был нелёгким нравственным выбором, даже подвигом. Так писал об этом Блок:

Всё это может показаться

Смешным и устаревшим нам,

Но, право, может только хам

Над русской жизнью насмехаться,

Она всегда меж двух огней,

Не каждый может стать героем,

И люди лучшие, не скроем,

Бессильны часто перед ней.

Ответы учащихся:

Красный цвет - цвет революции, восставшего народа.

Военные руководители: М.В. Фрунзе, С.М. Буденный, К. Ворошилов, М. Н.Тухачевский. Социальный состав: большая часть городского и сельского пролетариата, мелкие ремесленники и служащие, примерно 1/3 бывших генералов и офицеров, часть интеллигенции, беднейшее крестьянство. Основная идея: построение в стране социализма с опорой на мировую революцию.

Белый цвет - один из символов государственной власти в дореволюционной России, знак

аристократии. Ядро белого движения составили офицеры царской армии А.В. Колчак,

А.И. Деникин, Л.Г. Корнилов, Н.Н. Юденич, Н. В.Врангель и др. Социальный состав: крупная буржуазия, помещики, около 40% генералов и офицеров, полиция, жандармерия, часть интеллигенции, зажиточное крестьянство. Основная идея: участники движения хотели возродить былую мощь империи и ставили задачу борьбы со всеми социалистическими партиями. Однако дальнейшую судьбу России должно было решать Учредительное собрание.

Зеленый цвет - цвет воли и свободы, противоположность красному и белому движениям.

Яркой фигурой повстанческой зеленой армии был Нестор Махно - анархист, участвовал в террористических актах, отбывал бессрочную каторгу. Социальный состав: крестьяне-середняки, кулаки.

Основная идея: народовластие, «Советы без коммунистов», ликвидация эксплуатации крестьянства со стороны кого бы то ни было.

Учитель: У нас нет оснований идеализировать ни большевиков, ни их противников. Обе стороны проявили рвение, подбрасывая поленья в полыхающий костёр братоубийственной войны. При этом каждая сторона считала себя абсолютно правой: белые претендовали на роль представителей общенационального дела, воевали и умирали за великую Россию и её интересы, как они их понимали. В свою очередь, большевики были убеждены, что являются выразителями интересов всех трудящихся, борцами против угнетения и эксплуатации, за скорое и окончательное освобождение не только собственного народа, но и всего мира.

IV. Учитель: Мы с вами помним, что война проходила в несколько этапов. Я попрошу вас их напомнить.

Характеристика основных этапов и событий Гражданской войны:

1) Октябрь 1917-весна1918гг. – «мягкая Гражданская война»

2) Лето 1918 – осень 1920гг. – «фронтовой этап» Гражданской войны

    Лето – осень1918гг. –период эскалации (нарастания) войны

    Декабрь1918-июнь1919гг. – период противоборства регулярных красных и белых армий

   Осень1919-осень1920гг. –период военного поражения белых армий

3) Конец 1920-1922 гг. – период «малой гражданской войны». 

Выступления учащихся с характеристикой основных событий Гражданской войны.

Учитель: Гражданская война закончилась победой большевиков. Почему? Как вы считаете?

(Дети отвечают)

Причины победы большевиков в Гражданской войне:

1. Население России преимущественно состояло из крестьян, позиция именно этого сословия определяла победителя в Гражданской войне. Большевикам удалось перетянуть на свою сторону большую часть населения страны, т.к. в ходе наступления белых сельское население получило возможность сравнивать. И это было не в пользу белых, которые хотели вернуть дореволюционную Россию.

2. Большевики проводили массовую агитационную работу: крестьянам говорили о временном характере чрезвычайных мер и обещали вернуть долги после войны.

3. Красные создали сильную регулярную армию, которую набирали с помощью всеобщей воинской повинности.

4. Красные сумели привлечь на свою сторону большое число военспецов, которые сделали армию профессиональной.

5. Национальной политикой большевики привлекли на свою сторону население национальных окраин империи. Лозунг белых «Единая и неделимая Россия» лишал их этой поддержки.

Проблемный вопрос: можно ли было избежать Гражданской войны?

Ответ: войны в тех условиях можно было избежать. Для этого, прежде всего, нужна была коалиция большевиков с эсерами и меньшевиками.

В чем главный урок Гражданской войны?? Чему она способна научить потомков?

(Ответы учеников)

Учитель обобщает:

Главный урок состоит в том, чтобы общество отказалось от насилия, нетерпимости, произвола в решении важных проблем, осознало необходимость в выборе иных, не силовых путей решения важных политических вопросов. Ведь многие историки и публицисты высказывали мнение, что войны в тех условиях можно было избежать. Но созданию спасительной коалиции воспрепятствовали политические амбиции руководителей партии большевиков с одной стороны и меньшевиков с другой. Вместо того, чтобы сесть за стол переговоров, руководители, как принято сейчас говорить у политиков, «тянули одеяло на себя». Большевики решили вопрос о власти однозначно: она должна принадлежать только им. Оппозиционные партии, претендующие на власть, были ликвидированы.

Учитель: Ребята, мы с вами повторили основные моменты, а теперь я предлагаю вашему вниманию видеоролик, который поможет вам ответить на главный вопрос, поставленный нами в начале урока: «Что для России Гражданская война - трагические или героические страницы?»

(Просмотр видеоролика на музыку «Русские рубят русских»)

V. Учитель: Так что же для России значит Гражданская война?

(Ответы учеников)

Учитель:

Итак, независимо от того, кто победит, гражданская война – трагедия для всего народа, для всей страны. Тут бессмысленно искать, кто первый начал, кто больше убил. Здесь все виноваты в насилиях, разрушениях. Поэтому любая гражданская война – кроваво-тёмное пятно в истории пережившей её страны. Не являлась исключением и гражданская война в России. То, что происходит в наши дни на территории бывшего СССР, в братской нам Украине,в какой-то степени напоминает трагический период начала Гражданской войны в России.

Сегодня мы все, вроде бы, считаем себя гуманистами и никто не хочет крови, а она льётся. Мы все за гражданский мир, а он рушится то там, то здесь. Выходит, и в наши дни непросто нащупать путь ненасильственной демократической эволюции, который учитывал и примирял бы интересы всего общества. Вероятно, человеческое счастье может восторжествовать только тогда, когда люди будут ставить жизнь других, их благо, честь и достоинство выше остального, как политического, так и национального. Трагедия Гражданской войны учит нас отказу от ненависти, от насилия и произвола как методов государственного строительства, всей организации жизни, как надёжного способа «осчастливить» народ. Этот урок должны помнить сегодняшние политики.

Учитель: Ребята, завершая работу на сегодняшнем уроке, я предлагаю посмотреть проект памятника участникам Гражданской войны, который выполнила Буздёнкова Маша. (Памятник представлен композицией из фигуры женщины в чёрном, символизирующей Россию. Она склонилась над телами двух своих сыновей. Один из них – в будёновке с красной звездой, другой – в белогвардейской шинели. Они оба матери одинаково дороги, горе её безутешно. Внизу на плите выбиты строчки М. Цветаевой:

Как правая и левая рука,

Твоя душа моей душе близка,

Мы смежены блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь прошёл, и пропасть пролегла

От правого до левого крыла.