СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-обобщение по теме "Гидросфера".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения знаний по теме "Гидросфера" для 6-7 классов.

Просмотр содержимого документа
«Ответы (не все)»

«Разминка».

Каждая команда получает 5 вопросов. Время ответа ограничено 2 мин.


Задания команде «А».

1.Из каких частей состоит гидросфера? (Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере).

2.Чем отличается внутреннее море от окраинного? (Внутреннее соединяется с океаном проливами). Примеры.

3.Что является причиной цунами? (Движение земной коры на дне океана)

4.Что такое исток реки? (Начало реки)

5.Почему Каспийское море – это озеро? (Оно не имеет связи с океаном. Это замкнутый водоём, со всех сторон окружённый водой).



Задания команде «Б».

1.Перечислите составные части Мирового океана. (Океаны, моря, заливы, проливы).

2.Сколько на Земле материков? Назовите их по мере уменьшения площади. (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия).

3.Что такое прилив? Из-за чего он образуется? (Образуется из-за притяжения Луны и Солнца)

4.Что такое речная система? (Главная река с её притоками)

5.Самая длинная река. (Нил)


Задания команде «В».

1.Назовите океаны и расставьте их по мере уменьшения площади. (Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан)

2.Чем отличается море от залива? (Составом воды, обитателями моря отличаются от океана, а залив – нет.)

3.Что является одной из главных причин образования волн? От чего зависит высота волны? (Ветер. От силы ветра.)

4. Что такое устье реки? (Место впадения реки)

5.Самая полноводная река. (Амазонка)





V. «Ты мне – я тебе».

Команды задают друг другу вопросы.

На конкурс отводится 5 мин.


Вопросы команды А.

Личное местоимение начало,

Второе – предлог.

Целое найдёшь в Сибири,

Среди камней рекой течёт.

А также это женское имя.

(Я-на)


Вопросы команды Б.

Я – сибирская река, глубока и широка.

Вместо «е» ты «у» возьми –

Стану спутником Земли.

(Река Лена - Луна)


Вопросы команды В.

Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» ты поменяешь

То сразу стану я рекой.

(Елисей – река Енисей)



(Вариант 2)

«А». Какая река у вас во рту? (Десна)

«Б». Какой полуостров сам говорит о своей величине? (Ямал)

«В». Какой остров признаёт себя одеждой? (Ямайка)















Кроссворд.


1



2


























3




























4






















5





















По горизонтали: 1.Самый большой материк на планете. (Евразия). 3. Самая маленькая по площади часть света. (Австралия.) 5. Часть света, у которой нет постоянного населения. (Антарктида).

По вертикали: 2. Часть света, которая с востока омывается Атлантическим океаном, а с запада – Тихим. (Америка.) 3.Часть света, которая пересекается экватором посередине (Африка). 4.Наибольший по площади океан. (Тихий).



Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения знаний по теме гидросфера»

Урок обобщения знаний по теме «Гидросфера».

Урок проводится в виде игры.


Задачи мероприятия:

1.Обобщить пройденный материал.

2.Выявить уровень знаний учащихся по данной теме.

3.Расширить общий кругозор.

4.Применить навыки работы с картой, глобусом.


Организация мероприятия:

За 1 неделю до урока класс делится на 3 команды.

Учащиеся выбирают капитанов, придумывают название и эмблемы команд. (Названия и эмблемы должны быть связаны с гидросферой).


Ход урока.

I.Представление команд

- Название

- Эмблема

- Капитан


II.Начало игры. «Разминка».

Каждая команда получает 5 вопросов. Время ответа ограничено 2 мин.


Задания команде «А».

1.Из каких частей состоит гидросфера? (Мировой океан, воды суши, вода в атмосфере).

2.Чем отличается внутреннее море от окраинного? (Внутреннее соединяется с океаном проливами). Примеры.

3.Что является причиной цунами? (Движение земной коры на дне океана)

4.Что такое исток реки? (Начало реки)

5.Почему Каспийское море – это озеро? (Оно не имеет связи с океаном. Это замкнутый водоём, со всех сторон окружённый водой).



Задания команде «Б».

1.Перечислите составные части Мирового океана. (Океаны, моря, заливы, проливы).

2.Сколько на Земле материков? Назовите их по мере уменьшения площади. (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия).

3.Что такое прилив? Из-за чего он образуется? (Образуется из-за притяжения Луны и Солнца)

4.Что такое речная система? (Главная река с её притоками)

5.Самая длинная река. (Нил)


Задания команде «В».

1.Назовите океаны и расставьте их по мере уменьшения площади. (Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан, Южный океан)

2.Чем отличается море от залива? (Составом воды, обитателями моря отличаются от океана, а залив – нет.)

3.Что является одной из главных причин образования волн? От чего зависит высота волны? (Ветер. От силы ветра.)

4. Что такое устье реки? (Место впадения реки)

5.Самая полноводная река. (Амазонка)


III.Конкурс капитанов

Отгадать загадки.


Капитану команды «А».

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике

А широкий – в море.

(Река)


Капитану команды «Б».

Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

(Болото)


Капитану команды «В».

Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой.

(Родник)


IV. «Дорог каждый час»

Командам объявляется, что сейчас они будут членами экипажей спасательных морских судов. Командам предлагается выбрать порт приписки для каждого корабля, например, Санкт-Петербург, Москва и Владивосток.

На доске вывешивается физическая карта мира.

Учитель выдаёт каждой команде «бортовой журнал».


Ход игры.

Согласно условиям игры, в Индийском океане в точке с координатами 30о ю.ш. и 80о в.д. терпит бедствие батискаф с российскими учёными, производившими океанологические исследования. Аппараты и приспособления, способные оказать помощь терпящим бедствие, находятся на трёх кораблях российского флота, расположенных в Санкт-Петербурге, Москве и во Владивостоке. Поскольку неизвестно, какой из трёх кораблей сможет благополучно добраться до места трагедии, руководство страны принимает решение направить в этот район все указанные суда.

Экипажам во главе с капитанами требуется составить маршрут плавания своего корабля таким образом, чтобы пройти расстояние от порта приписки до района бедствия за кратчайшее время. (Участники игры при составлении маршрута используют атлас для 6 класса).

На работу группам отводится 10 минут. Описания маршрутов заносятся в «бортовые журналы». В описании указывается: 1) порт приписки корабля; 2) океаны, моря, заливы, проливы, через которые пролегает маршрут плавания; 3) материки, полуострова и острова, мимо которых проложен маршрут.

После завершения работы капитаны команд выходят к доске и поочерёдно рассказывают классу о составленных маршрутах, показывая их по физической карте мира.

Оптимальные маршруты судов из указанных портов приписки до района бедствия.

Из Санкт-Петербурга: по Балтийскому морю мимо острова Великобритания, по Атлантическому океану вдоль северо-западного побережья Евразии, через Гибралтарский пролив, по Средиземному морю вдоль северного побережья Африки, минуя острова Сицилия, Крит, по Суэцкому каналу в Красном море, через Аравийское море в Индийский океан.

Из Москвы: по каналу им. Москвы, реке Волге, Волго-Донскому каналу и реке Дон в Азовское и Чёрное моря, через проливы в Средиземное море, мимо островов Крит и Кипр, по Суэцкому каналу в Красное море, через Аравийское море в Индийский океан.

Из Владивостока: по Японскому морю мимо Японских островов, вдоль восточного побережья Евразии, по Южно-Китайскому морю мимо Филиппинских островов, мимо южной оконечности Евразии, Больших Зондских островов в Индийский океан.


V. «Ты мне – я тебе».

Команды задают друг другу вопросы.

На конкурс отводится 5 мин.


Вопросы команды А.

Личное местоимение начало,

Второе – предлог.

Целое найдёшь в Сибири,

Среди камней рекой течёт.

А также это женское имя.

(Я-на)


Вопросы команды Б.

Я – сибирская река, глубока и широка.

Вместо «е» ты «у» возьми –

Стану спутником Земли.

(Река Лена - Луна)


Вопросы команды В.

Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» ты поменяешь

То сразу стану я рекой.

(Елисей – река Енисей)



(Вариант 2)

«А». Какая река у вас во рту? (Десна)

«Б». Какой полуостров сам говорит о своей величине? (Ямал)

«В». Какой остров признаёт себя одеждой? (Ямайка)


VI. «Путешествие капельки-невидимки»

- Я маленькая капелька-невидимка. Однажды я пролилась с дождём на поверхность самого глубокого озера мира. Из этого озера я выбралась по единственной вытекающей из него реке и попала в крупнейшую из рек России, впадающих в Северный Ледовитый океан. С поверхности второго порядка океана я испарилась и вместе с моими сёстрами-капельками образовала облако. Это облако перенёс ветер, и я пролилась с дождём на Русскую равнину. Дождевая вода просочилась в грунтовые воды. Грунтовые воды попали в большую реку, впадающую в море-озеро. Из этого моря-озера я снова испарилась, попала в облако, и ветер перенёс это облако далеко к берегам большой реки, начинающейся от слияния рек Бия и Катунь.

Долго рассказывать обо всех моих путешествиях, но после я ещё успела побывать в водах самого солёного в мире моря-озера, проплыть по самой длинной реке Африки, упасть с высоты самого высокого в мире водопада и искупаться в самой полноводной реке на планете.

Путешествие заняло очень много времени, но вот теперь я в качестве невидимой частицы пара обитаю в этом классе. Очень прошу каждого из вас отыскать и отметить на карте все места, где я успела побывать за время пути. Удачи вам!

Учитель подготавливает контурную карту мира и раздаёт каждой команде.

На работу примерно 10 мин.

После чего дети называют те объекты, которые посетила капелька, подтверждая это картой.

На контурной карте должно быть отмечено: оз.Байкал, река Ангара, река Енисей, река Волга, Каспийское море-озеро, река Обь, Мёртвое море, река Нил, водопад Анхель, река Амазонка.








VII.Кроссворд.


1



2


























3




























4






















5





















По горизонтали: 1.Самый большой материк на планете. (Евразия). 3. Самая маленькая по площади часть света. (Австралия.) 5. Часть света, у которой нет постоянного населения. (Антарктида).

По вертикали: 2. Часть света, которая с востока омывается Атлантическим океаном, а с запада – Тихим. (Америка.) 3.Часть света, которая пересекается экватором посередине (Африка). 4.Наибольший по площади океан. (Тихий).


VIII. Подведение итогов.

Вручение грамот.

7


Просмотр содержимого документа
«гидросфера (для детей)»

«Разминка»

Задания команде «А».



1.Из каких частей состоит гидросфера?


2.Чем отличается внутреннее море от окраинного? Примеры.


3.Что является причиной цунами?


4.Что такое исток реки?


5.Почему Каспийское море – это озеро?












«Разминка»

Задания команде «Б».




1.Перечислите составные части Мирового океана.


2.Сколько на Земле материков? Назовите их по мере уменьшения площади.


3.Что такое прилив? Из-за чего он образуется?


4.Что такое речная система?


5.Самая длинная река.






«Разминка»

Задания команде «В».



1.Назовите океаны и расставьте их по мере уменьшения площади.


2.Чем отличается море от залива?


3.Что является одной из главных причин образования волн? От чего зависит высота волны?


4. Что такое устье реки?


5.Самая полноводная река.






Конкурс капитанов.


Капитану команды «А».


Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике

А широкий – в море.










Конкурс капитанов.


Капитану команды «Б».


Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги.

















Конкурс капитанов.


Капитану команды «В».


Он без рук, он без ног

Из земли пробиться смог,

Нас он летом, в самый зной,

Ледяной поит водой.

















«ДОРОГ КАЖДЫЙ ЧАС»

В Индийском океане в точке с координатами 30о ю.ш. и 80о в.д. терпит бедствие батискаф с российскими учёными, производившими океанологические исследования. Аппараты и приспособления, способные оказать помощь терпящим бедствие, находятся в Санкт-Петербурге.

Экипажу во главе с капитаном требуется составить маршрут плавания своего корабля таким образом, чтобы пройти расстояние от порта приписки до района бедствия за кратчайшее время.


«Бортовой журнал»

1)порт приписки корабля – Санкт-Петербург;

2) океаны, моря, заливы, проливы, через которые пролегает маршрут плавания;

3) материки, полуострова и острова, мимо которых проложен маршрут.













«ДОРОГ КАЖДЫЙ ЧАС»

В Индийском океане в точке с координатами 30о ю.ш. и 80о в.д. терпит бедствие батискаф с российскими учёными, производившими океанологические исследования. Аппараты и приспособления, способные оказать помощь терпящим бедствие, находятся в Москве.

Экипажу во главе с капитаном требуется составить маршрут плавания своего корабля таким образом, чтобы пройти расстояние от порта приписки до района бедствия за кратчайшее время.


«Бортовой журнал»

1)порт приписки корабля – Москва;

2) океаны, моря, заливы, проливы, через которые пролегает маршрут плавания;

3) материки, полуострова и острова, мимо которых проложен маршрут.













«ДОРОГ КАЖДЫЙ ЧАС»

В Индийском океане в точке с координатами 30о ю.ш. и 80о в.д. терпит бедствие батискаф с российскими учёными, производившими океанологические исследования. Аппараты и приспособления, способные оказать помощь терпящим бедствие, находятся во Владивостоке.

Экипажу во главе с капитаном требуется составить маршрут плавания своего корабля таким образом, чтобы пройти расстояние от порта приписки до района бедствия за кратчайшее время.


«Бортовой журнал»

1)порт приписки корабля – Владивосток;

2) океаны, моря, заливы, проливы, через которые пролегает маршрут плавания;

3) материки, полуострова и острова, мимо которых проложен маршрут.














V. «Ты мне – я тебе».


Вопросы команды А.


Личное местоимение начало,

Второе – предлог.

Целое найдёшь в Сибири,

Среди камней рекой течёт.

А также это женское имя.

(Я-на)



(2 вариант, запасной)


Какая река у вас во рту? (Десна)








V. «Ты мне – я тебе».


Вопросы команды Б.


Я – сибирская река, глубока и широка.

Вместо «е» ты «у» возьми –

Стану спутником Земли.

(Река Лена - Луна)



(2 вариант, запасной)


Какой полуостров сам говорит о своей величине? (Ямал)









V. «Ты мне – я тебе».


Вопросы команды В.


Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» ты поменяешь

То сразу стану я рекой.

(Елисей – река Енисей)




(2 вариант, запасной)


Какой остров признаёт себя одеждой? (Ямайка)







«ДОРОГ КАЖДЫЙ ЧАС»

(Рекомендуемые ответы)

Оптимальные маршруты судов из указанных портов приписки до района бедствия.

Из Санкт-Петербурга: по Балтийскому морю мимо острова Великобритания, по Атлантическому океану вдоль северо-западного побережья Евразии, через Гибралтарский пролив, по Средиземному морю вдоль северного побережья Африки, минуя острова Сицилия, Крит, по Суэцкому каналу в Красном море, через Аравийское море в Индийский океан.


Из Москвы: по каналу им. Москвы, реке Волге, Волго-Донскому каналу и реке Дон в Азовское и Чёрное моря, через проливы в Средиземное море, мимо островов Крит и Кипр, по Суэцкому каналу в Красное море, через Аравийское море в Индийский океан.


Из Владивостока: по Японскому морю мимо Японских островов, вдоль восточного побережья Евразии, по Южно-Китайскому морю мимо Филиппинских островов, мимо южной оконечности Евразии, Больших Зондских островов в Индийский океан.










«Путешествие капельки-невидимки»

- Я маленькая капелька-невидимка. Однажды я пролилась с дождём на поверхность самого глубокого озера мира. Из этого озера я выбралась по единственной вытекающей из него реке и попала в крупнейшую из рек России, впадающих в Северный Ледовитый океан. С поверхности второго порядка океана я испарилась и вместе с моими сёстрами-капельками образовала облако. Это облако перенёс ветер, и я пролилась с дождём на Русскую равнину. Дождевая вода просочилась в грунтовые воды. Грунтовые воды попали в большую реку, впадающую в море-озеро. Из этого моря-озера я снова испарилась, попала в облако, и ветер перенёс это облако далеко к берегам большой реки, начинающейся от слияния рек Бия и Катунь.

Долго рассказывать обо всех моих путешествиях, но после я ещё успела побывать в водах самого солёного в мире моря-озера, проплыть по самой длинной реке Африки, упасть с высоты самого высокого в мире водопада и искупаться в самой полноводной реке на планете.

Путешествие заняло очень много времени, но вот теперь я в качестве невидимой частицы пара обитаю в этом классе. Очень прошу каждого из вас отыскать и отметить на карте все места, где я успела побывать за время пути. Удачи вам!












«Путешествие капельки-невидимки»

- Я маленькая капелька-невидимка. Однажды я пролилась с дождём на поверхность самого глубокого озера мира. Из этого озера я выбралась по единственной вытекающей из него реке и попала в крупнейшую из рек России, впадающих в Северный Ледовитый океан. С поверхности второго порядка океана я испарилась и вместе с моими сёстрами-капельками образовала облако. Это облако перенёс ветер, и я пролилась с дождём на Русскую равнину. Дождевая вода просочилась в грунтовые воды. Грунтовые воды попали в большую реку, впадающую в море-озеро. Из этого моря-озера я снова испарилась, попала в облако, и ветер перенёс это облако далеко к берегам большой реки, начинающейся от слияния рек Бия и Катунь.

Долго рассказывать обо всех моих путешествиях, но после я ещё успела побывать в водах самого солёного в мире моря-озера, проплыть по самой длинной реке Африки, упасть с высоты самого высокого в мире водопада и искупаться в самой полноводной реке на планете.

Путешествие заняло очень много времени, но вот теперь я в качестве невидимой частицы пара обитаю в этом классе. Очень прошу каждого из вас отыскать и отметить на карте все места, где я успела побывать за время пути. Удачи вам!












«Путешествие капельки-невидимки»

- Я маленькая капелька-невидимка. Однажды я пролилась с дождём на поверхность самого глубокого озера мира. Из этого озера я выбралась по единственной вытекающей из него реке и попала в крупнейшую из рек России, впадающих в Северный Ледовитый океан. С поверхности второго порядка океана я испарилась и вместе с моими сёстрами-капельками образовала облако. Это облако перенёс ветер, и я пролилась с дождём на Русскую равнину. Дождевая вода просочилась в грунтовые воды. Грунтовые воды попали в большую реку, впадающую в море-озеро. Из этого моря-озера я снова испарилась, попала в облако, и ветер перенёс это облако далеко к берегам большой реки, начинающейся от слияния рек Бия и Катунь.

Долго рассказывать обо всех моих путешествиях, но после я ещё успела побывать в водах самого солёного в мире моря-озера, проплыть по самой длинной реке Африки, упасть с высоты самого высокого в мире водопада и искупаться в самой полноводной реке на планете.

Путешествие заняло очень много времени, но вот теперь я в качестве невидимой частицы пара обитаю в этом классе. Очень прошу каждого из вас отыскать и отметить на карте все места, где я успела побывать за время пути. Удачи вам!












«Путешествие капельки-невидимки»

(ответы)

На контурной карте должно быть отмечено: оз.Байкал, река Ангара, река Енисей, река Волга, Каспийское море-озеро, река Обь, Мёртвое море, река Нил, водопад Анхель, река Амазонка.

















Кроссворд.


1



2


























3




























4






















5





















По горизонтали: 1.Самый большой материк на планете. 3. Самая маленькая по площади часть света. 5. Часть света, у которой нет постоянного населения.

По вертикали: 2. Часть света, которая с востока омывается Атлантическим океаном, а с запада – Тихим. 3.Часть света, которая пересекается экватором посередине 4.Наибольший по площади океан.



Кроссворд.


1



2


























3




























4






















5





















По горизонтали: 1.Самый большой материк на планете. 3. Самая маленькая по площади часть света. 5. Часть света, у которой нет постоянного населения.

По вертикали: 2. Часть света, которая с востока омывается Атлантическим океаном, а с запада – Тихим. 3.Часть света, которая пересекается экватором посередине 4.Наибольший по площади океан.



Кроссворд.


1



2


























3




























4






















5





















По горизонтали: 1.Самый большой материк на планете. 3. Самая маленькая по площади часть света. 5. Часть света, у которой нет постоянного населения.

По вертикали: 2. Часть света, которая с востока омывается Атлантическим океаном, а с запада – Тихим. 3.Часть света, которая пересекается экватором посередине 4.Наибольший по площади океан.