Урок-обобщение по теме «Имя прилагательное».
(«Строительство города «Прилагательное»).
6 класс.
1-2 урок.
Цель урока: систематизировать знания учащихся об имени прилагательном.
Задачи:
Повторить словарные слова и термины темы.
Повторить основные морфологические признаки имени прилагательного.
Повторить правописание прилагательных (Н и НН, Не с прилагательными, суффиксы К-СК, слитное-дефисное написание, О-Ё после шипящих и Ц)
Использовать занимательный материал (ребусы, загадки и др.)
Р/р – сочинение синквейна на тему «Город Прилагательное»
Задания, предложенные учащимся заранее:
Сочини сказку об имени прилагательном.
Напиши стихотворение.
Подбери занимательный материал о прилагательном (ребусы, кроссворды, загадки, пословицы, поговорки и др.).
Все красочно оформи.
Оборудование:
Выставка работ учащихся.
Презентация с заданиями к уроку. Использование ИД.
Таблички с названиями улиц для строительства города.
Перфокарта.
5. Жетоны за хорошие ответы.
Вступительное слово учителя:
Сегодня у нас урок повторения, урок обобщения знаний, умений и навыков по теме. Мы должны показать, что усвоили, запомнили (или не….), может быть, кто-то узнает что-то новое.
Дети работают на двойных листах в клеточку. Все виды работ оформляются на листе.
А какую тему мы будем повторять, вы мне скажете после того, как мы напишем словарный диктант.
1. Словарный диктант с последующей взаимопроверкой.
Безграничный
удивительный
прилагательное
притяжательное
талантливый
спокойный
мирный
безмятежный
краткое
стеклянный
оловянный
относительное
деревянный
вокзальный
березовый
гигантский
сравнительная
превосходная
искусный
великолепный
бабушкин
полное
лисий
медвежья
качественное
юный
румяный
ветреный (день)
Задание: подчеркни все термины диктанта, одному дай толкование (письменно).
У: Какую тему будем повторять? (Имя прилагательное)
2. Основная часть урока.
Учитель: Давайте сегодня мы попробуем построить на воображаемой карте город. Карта – это доска. Строить город помогут ваши знания, термины и слова диктанта.
Запись темы урока – см. слайд №1 Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное».
Учитель: Итак, как мы назовем наш город? (город Прилагательное). Учитель вывешивает название города на доску:
г.Прилагательное (дети пишут название города на развороте листа)
Далее учитель работает с детьми наводящими вопросами. На магнитной доске приклеивает таблички с названиями. Эта творческая работа чередуется с заданиями по теме. Ребята рисуют город на развернутых листах бумаги в клеточку.
Учитель: Пусть в нашем городе будут микрорайоны, улицы, окружные дороги, дома, парки, гостиницы – все, что должно быть в городе.
В: А что вы знаете об имени прилагательном? (выступление учащихся).
За правильные ответы – жетоны.
В: А какие жители будут населять наш город? (слова из диктанта).
У: Необходимо зафиксировать дату основания нашего города - 07.02.2012 год, …часов, ….минут,…..секунд.
Дату можно записать под названием города.
Учитель: В любом городе есть центральное место: площадь, памятник. Пусть в нашем городе таким местом будет кремль (что-то другое). Он символизирует основное значение города. Каково основное значение Прилагательного? (признак предмета).
Учитель вывешивает кремль, значение прилагательного.
В: А сколько должно быть микрорайонов в нашем городе?
(3 микрорайона: Качественный, Относительный, Притяжательный).
Учитель вывешивает таблички.
В : Расскажите о микрорайоне Качественном (Учащиеся рассказывают о значении, признаках и т.д.).
В: А какие улицы должны быть в нашем микрорайоне?
- ул.Сравнительная
- ул. Превосходная
- ул.Полная
- ул.Краткая
В: Расскажите об улице Сравнительной. (Рассказывают, используя ОК. Называют суффиксы, приводят примеры)
Учитель зарисовывает на доске суффиксы, вспомогательные слова): ЕЕ, ЕЙ, ШЕ,Е (простая форма); более+ (составная).
В: Расскажите об улице Превосходной. (Рассказывают , используя ОК. Называют суффиксы, приводят примеры): ЕЙШ, АЙШ (простая форма); самый, наиболее+ (составная).
Задание ИД: образуйте от данных прилагательных степени сравнения. Поставьте ударения.
Красивый – красивее, более красивый; красивейший, самый красивый.
Молодой – моложе, более молодой; - , наиболее молодой.
В: Расскажите о полных и кратких прилагательных.
Задание ИД:
От полных прилагательных образуйте краткие формы (где возможно).
Мужской род: близкий, узкий, колючий, морской;
женский род: красивый, могучий, школьный, величавый;
средний род: белый, свежий, летний, холодноватый;
множественное число: горячий, богатый, зимний, умный.
Проверка.
В: Расскажите о микрорайоне Относительном.
Какие улицы возможны? (Березовая аллея, ул.Вокзальная, ул.Речная, пер.Школьный, ул.Стеклянная, Деревянная, Оловянная).
Учитель подписывает названия улиц.
В: Расскажите о микрорайоне Притяжательном. Назовите особенности этого микрорайона. Что может быть расположено в этом м-не?
Учитель рисует признаки? Вопросы, суффиксы и др.
Здесь м.б.зоопарк с лисьей норой, медвежьей берлогой, орлиным гнездом. Или что-то другое.
Стоять бабушкин дом. Находиться папина работа (банк). Учитель рисует на доске.
Задание: Проверим, знаете ли вы разряды. Выборочый диктант.
ИД: Прилагательные из диктанта распредели по группам
Качественные | Относительные | Притяжательные |
Безграничный удивительный | стеклянный оловянный деревянный | бабушкин лисий медвежья и т.д. |
Учитель: Как живут люди в микрорайонах, мы еще посмотрим.
А куда бы нам отправить отдохнуть проживающих после тяжелого трудового дня? Вы где обычно отдыхаете? (в лесу, в Летнем саду, реке и т.п.). А мы предлагаем отдохнуть в парке. А назовем его «Парком имени Н и НН»
Учитель вывешивает табличку.
И посмотрим, сможете ли вы тоже отдыхать в нем. Если справитесь с заданием, отдохнете!
Задание: Комментированное письмо – ИД
И котелки разные на кухне были, чугу…ые.
А наверху к ним какой-то дядя бежит. Румя…ый такой, в шапке.
«Лы-сы» - это лошади…ые силы.
А стола обеде…ого нет как не было.
Телёнок был шерстя…ой и мокрый.
Корова чья? Государстве…ая.
«Да хоть в клюкве….ую!» - кричит папа.
Матроскин – кот по хозяйстве….ой части.
Здравствуйте. Я вам газету «Совреме…ый почтальон принёс».
У нас трактор особе…ый, продуктовый.
Задание: Перфокарта «Н и НН в прилагательных»
ИД – выполняет один ученик. Остальные – на листочках.
ветреный юноша
деревянный стол
юный художник
туманная даль
оловянное украшение
даль туманна
ледяной взгляд
соломенная шляпка
безветренный день
серебряное колечко
Взаимопроверка. Контрольная перфокарта – учитель проверяет на доске, ошибки разбираются.
У: Ну, раз мы оказались в парке, а в парке, как известно, отдыхают. Мы тоже отдохнем!
Задание: Расшифруй запись.
(Имя прилагательное).

Задание: Игра «Четвертый лишний»
Ледя…ой, стекля…ый, гуси…ый, кожа…ый.
Торжестве…ый, авиацио…ый, ветре…ый, искусстве…ый.
Задание:
- Назовите произведения, в состав названий которых входят имена прилагательные.
- Фразеологические обороты? Пословицы? Поговорки?
«Красная Шапочка», «Золотой петушок», «Сказка о мертвой царевне», «Мертвые души», «Бежин луг», «Толстый и тонкий»;
«Не красна изба углами, красна пирогами», «Маленький да удаленький» и др.
У: А что интересного у вас? (учащиеся читают сказки, загадки и т.д. – то, что подготовлено дома)
У: Отдохнули, а теперь поработаем.
В: Если бы на улицах жили….., как бы назывались улицы? Запись на листках, комментарий.
Матросы –
Французы-
Ткачи –
Украинцы-
Белорусы –
Орфограмма «К-СК в суффиксах прилагательных». Учитель помещает на доску К-СК.
В: В нашем городе поселились две известные особы О и Ё. Дружат они только с суффиксами и окончаниями. Что вы знаете об этих особах?
Дети рассказывают правило.
Задание: учитель читает слова. Дети «сигналят». Глаза закрыты. Если в суффиксе или прилагательном нужно писать Е – поднимают правую руку, О – левую.
Поселить на улицы города этих дам.
Задание: В нашем городе появился очень странный перекресток. Многие жители путаются, не знают, в каком направлении им двигаться.
Перекресток «Дефисное-слитное»
Давайте поможем разобраться жителям города. Вспомним, когда сложные прилагательные пишутся через дефис, когда слитно.
Задание: С данными словами составьте предложения. Объясните правописание сложных прилагательных.
( Пепельно) (лилово) чёрные, с, потянулись, реки, тучи.
В, лета, начале, из, вывелись, голубых, птенцы, (желто) ротые, яичек.
(Алма)-атинские, мир, были, кинофестивали, на, весь, известны.
У: Давайте наш город заселим и застроим
(Не)широкая, а узкая дорога; гора отнюдь (не)велика; (не)высокий кустарник, (не)пролазная чаща, (не)наглядный …, (не)строгий полицейский, (не)глубокий овраг, (не)обрывистый, а пологий берег; река (не)глубока, а мелка.
Задание: Синтаксический разбор предложения (выбор).
В прекрасном городе растут старые березы. Зимой она красивы и величественны.
Задание: Морфологический разбор прилагательных: прекрасном. Работа выполняется устно.
В прекрссном – качественное прилаг., полн. форма; м.р., ед.ч., П.п.; определение.
У: Строительство города завершено, но не завершено наше знакомство с прилагательным. Вам еще много предстоит узнать…
В завершении нашей работы прошу вас написать синквейн на тему «Город Прилагательное»