Отрочество — особая пора жизни
Цели: познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
Расставьте , начиная с рождения человека, в правильном порядке его возрастные периоды
Младенчество, детство, отрочество(подростковый период), юношество, молодость, зрелость, старость.
Это возраст человека, в котором очень важно понимание и поддержка. Именно в это время «правильное» поведение сменяется «неправильным». Заметно растёт стремление к самоутверждению. Желание выделиться, быть непохожим на других, доказать свою правоту.
Как вы считаете, о ком мы сегодня будем продолжать говорить?
Тема нашего урока: «Отрочество — особая пора жизни».
— Предположите, что мы будем изучать на уроке.
— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?(ответы)
Проблемные вопросы. Почему подростком быть трудно? Почему подростковый возраст принято считать переходным?
План урока
Легко ли быть подростком.
Отрочество — пора мечтаний.
Самостоятельность — показатель взрослости.
Всегда ли самостоятельность приносит пользу.
III. Работа по теме уроков
1. Легко ли быть подростком
Сегодня мы будем обсуждать особенности вашего возраста. Предлагаю сыграть в игру «Ассоциация». Ее суть состоит и том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать ваши ассоциации (ощущения, представления, идеи), которые возникли у вас при этом.
(Проводится игра. Учитель называет слово возраст и др.)
Таким образом, мы выяснили, что возраст отражает не только количество прожитых лет, но и определенное положение в обществе, связанное с новыми правами, обязанностями, ответственностью.
Возраст, в который вы вступили, называется подростковым. В психологии и педагогике под подростковым принято понимать возраст от 10 до 15 лет.
— Как вы думаете, почему его называют переходным возрастом?
(Выслушиваются ответы учеников и подводятся итоги обсуждения.)
Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведет человека от мира детства в мир взрослой жизни, которая требует самостоятельного принятия решений, выработки собственных ценностей, идеалов, мировоззрения, отношения к миру. В большинстве европейских стран подростков именуют тинейджерами. Этот термин образован от двух английских слов: teens — возраст от 13 до 19 лет и age — возраст. Впервые он появился в 1943-1945 гг., после чего его широко стали использовать в повседневном общении.
В нашей стране в старину подростков называли отроками, а соответствующий период жизни —отрочеством.
— Работая со вторым абзацем § 2 учебника, выделите этапы подросткового периода.
(Проверка выполнения задания, заполнение таблицы.)
Подростковый возраст
Младший подросток Старший подросток
Школьники 5-6 классов Школьники 7-8 классов
— Попробуем дать характеристику подростка переходного возраста. Назовите черты, которые, как вам кажется, свойственны этому возрасту, т. е., другими словами, опишите самих себя.
Задание
Нарисуйте солнышко Запишите в лучиках свои изменения с возрастом и слова, которые характеризуют вас как подростка
Такой я был(а)
Такой я стал(а)
Какие еще черты, свойственны этому возрасту найдите на стр. 16-17,и дополните схему.
Чем взрослый отличается от подростка
Отличительная черта
Взрослый Подросток
Физические особенности
Знания
Поведение
Мера ответственности
Степень самостоятельности
Итог. Легко ли быть подростком?
Как ему справляться с возрастными трудностями?
— Что же такое мечта?
Мечта — это сокровенное желание чего-либо очень конкретного. Ее осуществление приносит человеку огромное счастье.
— Есть ли у вас мечта? Продолжите фразу: «Я мечтаю…»
(Ответы учеников.)
Почему мечтательность это особенность подросткового возраста?
Подростки заглядывают внутрь себя, замечают вокруг себя то, что осталось незамеченным, задумываются о будущем.
— Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 17-18 учебника. Внимательно прочитайте текст.
— Что вы узнали о Генрихе Шлимане?
— Какую роль в его судьбе сыграла детская мечта?
— Чему вас научил пример ученого?
(Ответы учеников.)
3. Самостоятельность — показатель взрослости
— Как вы понимаете слово самостоятельность?
Стр. 18 прочитайте текст и выполните задание на листах.
Найди в приведенном списке качества и умения, которые свидетельствуют о самостоятельности человека. Запишите их в порядке возрастания без знаков препинания
1) умение спланировать свой день
2) сделать уроки, когда этого не хочется
3) поменяться смартфонами с другом
4) умение совершать рискованный поступок
5) умение собрать без помощи родителей вещи в путешествие
6) умение приготовить обед
7) умение общаться в социальных сетях.
— Обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 19 учебника. Внимательно рассмотрите репродукцию картины П.А. Федотова «Свежий кавалер».
— Можно ли этого взрослого человека, изображенного на картине, назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным?
— Предположите, какой образ жизни он ведет. Каким был в детстве?
— Серьезно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?
(Ответы учеников)
картина Федотова заставила, я надеюсь, задуматься о том, к чему во взрослой жизни может привести подростковая несамостоятельность
А сейчас предлагаю вам провести исследование. Вы побудете настоящими учеными! Тема нашего проекта: «Как формируется самостоятельность».
— Знаете ЛИ вы, какие методы используют ученые в своей работе?
(Ответы учеников.)
Одним из интересных и продуктивных методов, используемых современными учеными, является метод проектов. Что такое проект? Это коллективная работа, которая предполагает решение определенной задачи (проблемы) с помощью нескольких исследовательских групп.
— Предлагаю вам разделиться на группы, каждая из которых внесет свой вклад в наше исследование.
Первый этап работы над проектом
Чтобы решить проблему, необходимо подтвердить или опровергнуть некое предположение. Его называют гипотезой. Ученые сравнивают гипотезу с лесами — сооружением, которое возводят перед зданием и сносят, когда то построено. Давайте попробуем сегодня подтвердить или опровергнуть следующее предположение (гипотезу): «Подросток в состоянии стать самостоятельным».
Второй этап работы над проектом
(Непосредственная работа над проектом и подтверждение гипотезы.)
Рассмотрим способы воспитания самостоятельности. Родители и педагоги должны:
1. организовать досуг так, чтобы подросток преодолевал подлинные трудности;
2. создать такие условия, чтобы подросток мог проявлять собственную инициативу и самостоятельность;
3. влиять на самостоятельность подростка личным примером;
4. учить подростка ставить цель, учитывать условия, осуществлять элементарное планирование, получать результат;
5. учить подростка осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
6. приучать ребенка к порядку с раннего возраста;
7. учить подростка тому, что он сам несет ответственность за свои поступки;
8. учить подростка быть последовательным в предъявлении своих требований;
9. воспитывать в подростке терпение.
Третий этап работы над проектом
(Подведение итогов проектной деятельности учащихся.)
Ребята, я думаю, что наша коллективная работа над проектом «Как формируется самостоятельность» была достаточно плодотворной. При решении проблемы нам в первую очередь помогли сотрудничество, совместный поиск ответов на поставленные вопросы.
Сегодня мы приложили немало усилий, чтобы попытаться, как настоящие ученые, ответить на вопросы об особенностях формирования самостоятельности у подростков. Теперь вы, надеюсь, понимаете, что на пути к самостоятельности вам встретится много трудностей, но, преодолев их, вы придете к успеху.
4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу
Принято считать, что одним из показателей взрослости, к которой стремятся подростки, является самостоятельность. Но многие из них не понимают, что быть самостоятельным — значит каждодневно преодолевать себя, воспитывать в себе силу воли, не поддаваться слабостям и нести ответственность за свои поступки.
Я прочитаю вам описание ситуации
Разговаривают двое подростков
- пошли на весь день на реку, покупаемся
-надо предупредить родителей
-зачем? Я считаю, я уже самостоятельный
— Проанализируйте ситуацию.
— Можно ли назвать «отважных» подростков самостоятельными?
— Если нет, как бы вы назвали их поведение?
— К чему впоследствии могут привести подобные поступки?
(Ответы учеников.)
Действительно, такое поведение свидетельствует о самонадеянности, безответственности, но никак не связано с самостоятельностью.
Проблемный вопрос. Всегда ли самостоятельность приносит пользу?
Какие еще « самостоятельные» поступки не надо совершать? Стр.20, 1-3 абзац
Итог. Всегда ли самостоятельность приносит пользу?
Не стоит путать самостоятельность с самонадеятельностью и безответственностью
Проблемные вопросы. Почему подростком быть трудно? Почему подростковый возраст принято считать переходным?