СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознании

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознании»

Отрочество — особая пора жизни

Цели: познакомить с характерными физическими и психологическими чертами подростков; дать представление о том, как переходный возраст влияет на процесс социализации подростка; рассмотреть самостоятельность как показатель взрослости.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Расставьте , начиная с рождения человека, в правильном порядке его возрастные периоды

Младенчество, детство, отрочество(подростковый период), юношество, молодость, зрелость, старость.

Это возраст человека, в котором очень важно понимание и поддержка. Именно в это время «правильное» поведение сменяется «неправильным». Заметно растёт стремление к самоутверждению. Желание выделиться, быть непохожим на других, доказать свою правоту.

Как вы считаете, о ком мы сегодня будем продолжать говорить?

Тема нашего урока: «Отрочество — особая пора жизни».

— Предположите, что мы будем изучать на уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить?(ответы)

Проблемные вопросы. Почему подростком быть трудно? Почему подростковый возраст принято считать переходным?

План урока

  1. Легко ли быть подростком.

  2. Отрочество — пора мечтаний.

  3. Самостоятельность — показатель взрослости.

  4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу.

III. Работа по теме уроков

1. Легко ли быть подростком

Сегодня мы будем обсуждать особенности вашего возраста. Предлагаю сыграть в игру «Ассоциация». Ее суть состоит и том, что я называю слово, а вы должны не задумываясь назвать ваши ассоциации (ощущения, представления, идеи), которые возникли у вас при этом.


(Проводится игра. Учитель называет слово возраст и др.)

Таким образом, мы выяснили, что возраст отражает не только количество прожитых лет, но и определенное положение в обществе, связанное с новыми правами, обязанностями, ответственностью.

Возраст, в который вы вступили, называется подростковым. В психологии и педагогике под подростковым принято понимать возраст от 10 до 15 лет.

— Как вы думаете, почему его называют переходным возрастом?

(Выслушиваются ответы учеников и подводятся итоги обсуждения.)

Действительно, этот возраст называют переходным, так как он ведет человека от мира детства в мир взрослой жизни, которая требует самостоятельного принятия решений, выработки собственных ценностей, идеалов, мировоззрения, отношения к миру. В большинстве европейских стран подростков именуют тинейджерами. Этот термин образован от двух английских слов: teens — возраст от 13 до 19 лет и age — возраст. Впервые он появился в 1943-1945 гг., после чего его широко стали использовать в повседневном общении.

В нашей стране в старину подростков называли отроками, а соответствующий период жизни —отрочеством.

— Работая со вторым абзацем § 2 учебника, выделите этапы подросткового периода.

(Проверка выполнения задания, заполнение таблицы.)

Подростковый возраст

Младший подросток Старший подросток

Школьники 5-6 классов Школьники 7-8 классов

— Попробуем дать характеристику подростка переходного возраста. Назовите черты, которые, как вам кажется, свойственны этому возрасту, т. е., другими словами, опишите самих себя.

Задание

Нарисуйте солнышко Запишите в лучиках свои изменения с возрастом и слова, которые характеризуют вас как подростка

Такой я был(а)

Такой я стал(а)





Какие еще черты, свойственны этому возрасту найдите на стр. 16-17,и дополните схему.

Чем взрослый отличается от подростка

Отличительная черта

Взрослый Подросток

 Физические особенности

Знания

Поведение

 Мера ответственности

 Степень самостоятельности

Итог. Легко ли быть подростком?

Как ему справляться с возрастными трудностями?

— Что же такое мечта?

Мечта — это сокровенное желание чего-либо очень конкретного. Ее осуществление приносит человеку огромное счастье.

— Есть ли у вас мечта? Продолжите фразу: «Я мечтаю…»

(Ответы учеников.)

Почему мечтательность это особенность подросткового возраста?

Подростки заглядывают внутрь себя, замечают вокруг себя то, что осталось незамеченным, задумываются о будущем.

— Обратимся к рубрике «Жил на свете человек» на с. 17-18 учебника. Внимательно прочитайте текст.

— Что вы узнали о Генрихе Шлимане?

— Какую роль в его судьбе сыграла детская мечта?

— Чему вас научил пример ученого?

(Ответы учеников.)

3. Самостоятельность — показатель взрослости

— Как вы понимаете слово самостоятельность?

Стр. 18 прочитайте текст и выполните задание на листах.

Найди в приведенном списке качества и умения, которые свидетельствуют о самостоятельности человека. Запишите их в порядке возрастания без знаков препинания

1) умение спланировать свой день

2) сделать уроки, когда этого не хочется

3) поменяться смартфонами с другом

4) умение совершать рискованный поступок

5) умение собрать без помощи родителей вещи в путешествие

6) умение приготовить обед

7) умение общаться в социальных сетях.


— Обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 19 учебника. Внимательно рассмотрите репродукцию картины П.А. Федотова «Свежий кавалер».

— Можно ли этого взрослого человека, изображенного на картине, назвать самостоятельным, дисциплинированным, аккуратным?

— Предположите, какой образ жизни он ведет. Каким был в детстве?

— Серьезно или с усмешкой назвал художник свою картину «Свежий кавалер»?

(Ответы учеников)

картина Федотова заставила, я надеюсь, задуматься о том, к чему во взрослой жизни может привести подростковая несамостоятельность

А сейчас предлагаю вам провести исследование. Вы побудете настоящими учеными! Тема нашего проекта: «Как формируется самостоятельность».

— Знаете ЛИ вы, какие методы используют ученые в своей работе?

(Ответы учеников.)

Одним из интересных и продуктивных методов, используемых современными учеными, является метод проектов. Что такое проект? Это коллективная работа, которая предполагает решение определенной задачи (проблемы) с помощью нескольких исследовательских групп.

— Предлагаю вам разделиться на группы, каждая из которых внесет свой вклад в наше исследование.

Первый этап работы над проектом

Чтобы решить проблему, необходимо подтвердить или опровергнуть некое предположение. Его называют гипотезой. Ученые сравнивают гипотезу с лесами — сооружением, которое возводят перед зданием и сносят, когда то построено. Давайте попробуем сегодня подтвердить или опровергнуть следующее предположение (гипотезу): «Подросток в состоянии стать самостоятельным».

Второй этап работы над проектом

(Непосредственная работа над проектом и подтверждение гипотезы.)

Рассмотрим способы воспитания самостоятельности. Родители и педагоги должны:

1. организовать досуг так, чтобы подросток преодолевал подлинные трудности;

2. создать такие условия, чтобы подросток мог проявлять собственную инициативу и самостоятельность;

3. влиять на самостоятельность подростка личным примером;

4. учить подростка ставить цель, учитывать условия, осуществлять элементарное планирование, получать результат;

5. учить подростка осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;

6. приучать ребенка к порядку с раннего возраста;

7. учить подростка тому, что он сам несет ответственность за свои поступки;

8. учить подростка быть последовательным в предъявлении своих требований;

9. воспитывать в подростке терпение.

Третий этап работы над проектом

(Подведение итогов проектной деятельности учащихся.)

Ребята, я думаю, что наша коллективная работа над проектом «Как формируется самостоятельность» была достаточно плодотворной. При решении проблемы нам в первую очередь помогли сотрудничество, совместный поиск ответов на поставленные вопросы.

Сегодня мы приложили немало усилий, чтобы попытаться, как настоящие ученые, ответить на вопросы об особенностях формирования самостоятельности у подростков. Теперь вы, надеюсь, понимаете, что на пути к самостоятельности вам встретится много трудностей, но, преодолев их, вы придете к успеху.

4. Всегда ли самостоятельность приносит пользу

Принято считать, что одним из показателей взрослости, к которой стремятся подростки, является самостоятельность. Но многие из них не понимают, что быть самостоятельным — значит каждодневно преодолевать себя, воспитывать в себе силу воли, не поддаваться слабостям и нести ответственность за свои поступки.

Я прочитаю вам описание ситуации

Разговаривают двое подростков

- пошли на весь день на реку, покупаемся

-надо предупредить родителей

-зачем? Я считаю, я уже самостоятельный

— Проанализируйте ситуацию.

— Можно ли назвать «отважных» подростков самостоятельными?

— Если нет, как бы вы назвали их поведение?

— К чему впоследствии могут привести подобные поступки?

(Ответы учеников.)

Действительно, такое поведение свидетельствует о самонадеянности, безответственности, но никак не связано с самостоятельностью.

Проблемный вопрос. Всегда ли самостоятельность приносит пользу?

Какие еще « самостоятельные» поступки не надо совершать? Стр.20, 1-3 абзац

Итог. Всегда ли самостоятельность приносит пользу?

Не стоит путать самостоятельность с самонадеятельностью и безответственностью

Проблемные вопросы. Почему подростком быть трудно? Почему подростковый возраст принято считать переходным?