СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания "Будь смелым"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен темепреодоления страха. На примерах подвигов советских людей в ходе Курской битвы 1943 года показывает важность служения Родине. Позволяет задуматься о чувствах бесстрашия и любви к Отчизне

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания "Будь смелым"»


Тема урока: Будь смелым

Учебник - Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ [Н.Ф. Виноградова, .Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова] – М.: Просвещение, 2021г.

Класс - 6

Тип урока – урок общеметодологической направленности

Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями (смелость, отвага, храбрость, жизнестойкость). Повторить сущность страха, выявить причины его возникновения, рассмотреть его проявления и последствия; обсудить практические способы преодоления страха. Побеседовать по вопросу: «Почему важно быть смелым?».

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать проявления и последствия страха, сравнивать социальные объекты, выяснять их причины и различи; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в паре.

Формируемые УУД:

предметные: применять изученный понятийный аппарат; объяснять сущность феномена смелость, выявить причины её появления; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения: находить нужную социальную информацию;

метапредметные

1) коммуникативные: критично относится к своему мнению, корректировать его, с достоинством признавать его ошибочность;

2) регулятивные: сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректировок;

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятий;

4) личностные: сознательная организация и регулирование своей модели поведения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Основные понятия темы: страх, фобии. смелость, отвага, храбрость, жизнестойкость

Проблемные вопросы урока: Почему мы стремимся быть смелым?

Стыдно ли боятся? Как память о Великой Отечественной войне, Победе в Курской битве помогает нам стать смелее?

Методы и формы обучения: Методы: наглядный, эвристический, практический.

Формы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная

Оборудование: учебник, схема к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в парах, мультимедийная презентация, проектор.


План урока:

1. Проверка домашнего задания (что такое страх)

2.Актуализация (кроссворд)

3. Понятие «смелость»

4. Смелость города берет (работа с материалами по Курской битве)

5. Имей смелость сказать злу «нет»

6. Итоги урока. Рефлексия

7. Домашнее задание

1. Проверка домашнего задания


На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что же такое страх. Давайте вспомним

Учитель: Нелегко найти человека, который никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, удивление, гнев, печаль.

- Что представляет собой страх? (Возможные ответы учащихся: страх - это аффективное состояние ожидания человеком какой-либо грозящей ему опасности).

- Какие измерения имеет страх? (Возможные ответы учащихся: биологическое, социальное, психологическое, культурное, историческое. При чрезмерной податливости страху меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе.)

Учитель: Задание 1: Попробуйте выстроить в порядке нарастания следующие чувства: испуг, боязнь, опасение, ужас, тревога. ( ответы учащихся: опасение, тревога, боязнь, испуг, ужас)

Задание 2: Разделившись на три группы, составьте список самых распространенных страхов.

Первая группа:Школьники обычно боятся…

Вторая группа: Взрослые обычно боятся…

Третья группа: Учителя обычно боятся… (Проверка выполнения задания)


Учитель: подведем промежуточный итог: страх — это состояние ожидания какой-либо грозящей опасности. Страх перед чем-либо не проходит бесследно для нашего здоровья. Он может спровоцировать головокружение, тошноту, учащенное сердцебиение. Боязнь чего или кого-либо может перерасти в настоящую болезнь.

Вспомните, как называют постоянную боязнь чего-либо.( Возможные ответы учащихся: ее назвать фобией. Это слово происходит от имени древнегреческого божества Фобоса, имя которого можно перевести как страх. Вместе со своим братом Деймосом (ужас) он сопровождал своего отца Бога войны Ареса в битвах. Во всём мире от различных фобий страдают более десяти миллионов человек, а учёным известно около сорока тысяч различных фобий)

Учитель: в качестве домашнего задания вам предлогалось узнать значение ряда фобий человека. Давайте проверим, что вам удалось узнать. (Фронтальня беседа) Возможные ответы учащихся: Среди фобий есть весьма необычные:

гефирофобия – это боязнь мостов. Страдающим данной фобией кажется, что если они пойдут по мосту, то мост обязательно взорвётся или разломится пополам, поэтому они стараются обходить мосты стороной;

арифмофобия - люди, испытывающие арифмофобию - боязнь цифр, могут опасаться конкретного числа или нескольких чисел, которые, по их мнению, могут принести им неприятности. Это не только пресловутое число «13» или «666» - число дьявола. У каждого из нас могут быть свои несчастливые цифры;

номофобия – страх остаться без мобильного телефона;

интернетофобия - люди, страдающие боязнью выхода в Интернет, опасаются не только спама и вирусов, но и того, что могут стать жертвами преступников, использующих возможности всемирной паутины. Например, получив доступ к личной информации, которую приходится оставлять клиентам страховых, медицинских, финансовых и торговых компаний.

Учитель: докажите, что страх – это не только вредное чувство, но и полезное. (Возможные ответы учащихся: служит предупреждением об опасности; позволяет сосредоточить внимание на источнике тревоги, требует осторожности;не будь страха, человечество было бы беспечно и могло бы погибнуть)

Учитель: Как сделать так, чтобы страх не брал верх над человеком? (Возможные ответы учащихся: Если подумать, то мы можем сказать, что страх – это совершенно нормальная, закономерная реакция на опасность, угрозу, которая поддерживается в нас очень сильным инстинктом – инстинктом самосохранения. Важно постараться понять, в чем его причина. Неслучайно, народная мудрость гласит: «У страха глаза велики». Это значит, что страх затмевает истину, мешает нам видеть мир, таким какой он есть. Ведь как говорил английский философ ФрэнсисБэкон: «Нет ничего страшнее самого страха» ).

Учитель: Как мы с вами сказали в начале урока, страх вызывается неизвестной опасностью, которую до сих пор человек ещё не встречал, и эту новую опасность надо пережить, получить опыт, который в дальнейшем поможет избежать подобных ситуаций или выходить из них с наименьшими потерями. Например, воинское подразделение, которое из-за страха впадает в панику и спасается бегством, теряет в шесть раз больше личного состава, чем если бы оно оставалось на своём месте и приняло бой.


2. Актуализация (кроссворд)


Учитель: На доске кроссворд, который вам поможет определить тему нашего урока. Главное прочесть выделенное слово по вертикали.








1

С

е

м

ь

я








2

с

и

М

п

а

т

и

я








3

р

Е

б

ё

н

о

к









4

Л

о

р

е

ц







5

м

о

р

О

ж

е

н

о

е






6

к

о

н

С

т

и

т

у

ц

и

я





7

а

н

Т

и

п

а

т

и

я


8

ф

и

з

к

у

л

Ь

т

у

р

а





Вопросы:

  1. Группа общества, в которую вступает человек после рождения

  2. Внутреннее расположение или привлекательность

  3. Младший член семьи

  4. Шкатулка для хранения драгоценностей

  5. Молочный продукт, который любят дети, особенно летом

  6. Основной закон государства

  7. Чувство, противоположное симпатии

  8. И зарядка по утрам и школьный предмет


Учитель: Какое слово вы прочитали в выделенных клетках – смелость.

Вопрос учащимся  А зачем надо быть смелым? (Возможные ответы учащихся: что бы победить страх). Вот именно с этого понятия мы с вами и начнём. Определяем цель урока (Возможные ответы учащихся: Как победить страх.) В этом нам поможет подборка материала, посвященная 80-летию Победы в Курской битве.

В тетради записываем тему урока : «Будь смелым. Как победить страх»


3. Понятие «смелость»


Учитель: ситуация опасности заставляет человека мобилизовать весь потенциал, чтобы найти выход из положения, вызвавшего страх. Страх – это своеобразный информатор или сигнализатор, организующий внутренние силы человека на борьбу с опасностью.

Вопрос учащимся  как вы считаете, правомерно ли высказывание: “Смелый человек – это тот, кто не испытывает страха” или “Тот, кто сумел победить его”?

Учитель: Давайте вспомним из русского языка, что такое синонимы? (это слова близкие по значению). Назовите синонимы к словам смелость и страх (выписываем ответы на доске)

Смелость Страх

- мужество – испуг

- решимость – боязнь

- отвага – опасение

- храбрость – ужас

- присутствие духа – тревога

- подъем духа – паника

- энергия силы духа – волнение

- бесстрашие

- неустрашимомть

Учитель: в словаре В. Даля говорится, что смелый – это неустрашимый, безбоязненный, отважный, храбрый и решительный человек.

Вспомним притчу : «Однажды много достойных воинов собралось для того, чтобы проверить, кто из них самый смелый и бесстрашный. Они сражались на мечах, бились на кулаках, ходили с голыми руками на медведя и тигра. Но сколько ни устраивали эти воины себе испытаний, ни одно из них не помогло выбрать самого смелого. И тогда они обратились к юной девушке, наблюдавшей за их состязаниями, с просьбой выбрать самого бесстрашного.

    - Кто расскажет мне о своей слабости, о том, чего он боится в своей жизни больше всего? - спросила у воинов девушка.

Никто из воинов не смог признаться в своих страхах этой юной девушке.

— Самый смелый не тот, кто может победить другого человека. Самый смелый тот, кто может победить свой страх! — сказала девушка»

Американский писатель Марк Твен говорил: «Смелость – это сопротивление страху и контроль над страхом, а не отсутствие страха”.

В тетради пишем определение термина «смелость» (- это психологическая установка. Решимость при возникновении опасности, способность противостоять страху и идти на оправданный риск ради определенной цели).

Смелость часто путают с храбростью, но это несколько разные вещи. Смелось происходит от понимания, которое, в свою очередь, берет начало в разуме, мудрости. Храбрость же является внешним проявлением смелости. Смелыми люди не рождаются. Смелость воспитывается. Умение владеть собой перед лицом страха – вот главное свойство смелого человека.


Физкультминутка

Упражнения по преодолению страха

Начните с актерских техник: примите позу очень испуганного человека — втяните голову в плечи, сожмитесь, согните колени и постарайтесь почувствовать или восстановить те чувства, которые испытывали в ситуации, когда боялись. Если боялись агрессии, вспомните этот случай, переживите все заново. Добавьте чувства страха. Еще! Чем явственнее вы почувствуете страх, тем лучше.

Распрямите плечи и примите позу счастливого человека, улыбайтесь во весь рот, смейтесь. Вы должны действительно почувствовать радость.


4. Смелость города берет (работа с материалами по Курской битве)


Учитель: один древний мудрец сказал, что храбрость – это умение различать, что беда, а что нет. Если беда грозит тебе или твоим близким, как тут не стать храбрецом? А если беда грозит твоей Родине? В годы ВОВ героизм был массовым.

Битва на Курской дуге (5 июля – 23 августа 1943г.) по своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряженности, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений Второй Мировой войны и Великой Отечественной войны. В ходе битвы произошло самое крупное танковое сражение в истории – в нем участвовало около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолетов. В сражениях под Курском советские воины проявили мужество, стойкость и массовый героизм. Родина высоко оценила величие их подвига. На груди десятков тысяч бойцов, на знаменах многих соединений и частей засверкали боевые ордена. 132 соединения и части получили гвардейское звание, 26 соединений и частей удостоены почетных наименований Орловских, Белгородских, Харьковских и Карачевских. Более 100 тыс. солдат, сержантов, офицеров и генералов были награждены орденами и медалями, свыше 180 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

Вспомним героев Курской битвы (Учащиеся получают раздаточный материал , знакомятся с ним и отвечают на вопросы)

КОЖЕДУБ Иван Никитович

    НИКОЛАЕВ Александр Сергеевич

    МАРЕСЬЕВ Алексей Петрович

    КОСТРИКОВА Евгения Сергеевна

    МАРТЕХОВ  Василий Федорович

ШАЛАНДИН Василий Сергеевич.

Вопросы к классу

  • Что объединяет всех этих людей?

  • Почему они совершили такие поступки? (Ответы учеников.)

    Учитель: В Курской битве проявился стратегический талант советских полководцев. Оперативное искусство и тактика военачальников показала превосходство над немецкой классической школой: стали выделяться вторые эшелоны в наступлении, мощные подвижные группировки, сильные резервы. В ходе 50-дневных боев советские войска разгромили 30 немецких дивизий, в том числе 7 танковых. Общие потери врага составили более 500 тысяч человек, до 1,5 тысяч танков, 3 тысячи орудий и минометов, более 3,5 тысяч самолетов. Под Курском военной машине вермахта был нанесен такой удар, после которого фактически был предрешен исход войны. Это был коренной перелом в ходе войны, заставивший многих политиков всех воюющих сторон пересмотреть свои позиции.


5. Имей смелость сказать злу «нет»

Учитель: Кто же будет спорить с тем, что страх надо уметь преодолевать? В жизни чаще всего приходится надеяться только на самого себя. Особенно важно проявить смелость перед лицом зла. Часто от этого зависит, можно ли считать себя настоящим человеком. Зло проявляется не только в войнах, драках, оскорблениях, но и в мелких проступках: кто-то обидел малыша, отказался помочь ближнему, сказал обидные слова. Только честный человек смело вступает в борьбу со злом.

Многое зависит от внутреннего настроя. Тот, кто все время твердит: «Я боюсь», скорее всего, струсит в непростой ситуации. Если же себе говорить: Мне нечего бояться, я храбрый», то в подходящий момент храбрость проявится. Многие люди, совершившие смелый поступок, говорят, что все произошло само собой. На самом деле внутренний приказ помог стать смелым. Для того чтобы стать смелым, человек прежде всего должен побороть свой страх, как говорил американский философ Ральф ̀Эмерсон: «Делайте то, чего вы боитесь делать, и страху ничего не останется делать, как погибнуть».

Человек должен постоянно работать над собой и получать разные знания, которые помогут ему набраться храбрости для решительного и смелого поступка в нужный момент.

А как вы думаете смелый человек это тот, кто не испытывает страха, или тот, кто сумел его победить? (ответы учащихся) Вспомним слова Василия Чуйкова: «Главная крепость нашего государства - человек»

6. Итоги урока. Рефлексия


Быть смелым - значит не бояться себя, своих переживаний, возможных неудач. Быть смелым - значит справиться со своими внутренними страхами, быть уверенным в себе и в том, что ты делаешь правильные вещи. Прочитайте стихотворение (Приложение 3). Какие чувства у вас вызывают эти строки?


Учитель предлагает выполнить задание:


1). Выбрать ответ ::

- Мне всё понятно!

- Не всё понял, но хочу разобраться.

- Было трудно. Ничего не понял.


2). Продолжить предложения:

- На этом занятии я узнал… .- Я задумался…


Учащиеся записывают на листочке ответы.

По окончании занятия, выходя из класса, прикрепляют листочки на доску.


Выставление оценок


7. Домашнее задание

Домашнее задание: - прочитать параграф 11 учебника «Будь смелым»

- подготовить письменно сообщение об участнике Курской битвы (возможно, кто-то из ваших родственников был участником этой битвы, в семье сохранилась информация о тех временах (распросите взрослых) или найдите информацию на сайтах 1) подвиг народа 2) память народа)


Всем спасибо за урок, всего доброго и до свидания!















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Герои Курской битвы

    КОЖЕДУБ Иван Никитович. (1920– 1991), маршал авиации (1985), трижды Герой Советского Союза (1944 – дважды; 1945). Знаменитый летчик-ас. В Великую Отечественную войну служил в истребительной авиации, был командиром эскадрильи, заместителем командира полка. Провёл 120 воздушных боёв, сбил 62 вражеских самолёта. Иван Кожедуб участник воздушных боев на Курской дуге, где им было сбито более 15 самолетов противника. Кроме Ивана Кожедуба трижды Героями войны были только полководец Г. К. Жуков и летчик А. И. Покрышкин

    НИКОЛАЕВ Александр Сергеевич. Механик – водитель 2-й батальон 181-й танковой бригады 17-го танкового корпуса награжден Орденом Отечественной войны I степени (посмертно) за выдающийся подвиг. Немецкий «Тигр» подбил танк Николаева. С помощью радиста удалось вытащил командира из танка и оттащить его в воронку. Поскольку немецкий "Тигр" ехал прямо на них, Александр Николаев бросился обратно к поврежденной и уже горевшей "тридцатьчетверке", завел двигатель и понесся навстречу врагу. Т-34 двигался по земле, как пылающий шар. "Тигр" остановился, но было уже слишком поздно. Горящий Т-34 протаранил немецкий танк на полной скорости и взорвал его…

    МАРЕСЬЕВ Алексей Петрович. Легендарный летчик. 4 апреля в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская обл.) истребитель Маресьева был подбит. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес.Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй в 1943г.

В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.


    КОСТРИКОВА Евгения Сергеевна. Дочь известного советского партийного деятеля С. М. Кирова. После смерти отца училась в интернате и в школе медсестер. Войну начала в звании военфельдшера. Участница Сталинградской битвы. На Курской дуге Евгения Сергеевна спасла жизнь двадцати семи танкистам и была награждена орденом Красной Звезды. После ранения, в декабре 1943 года, гвардии старший лейтенант Кострикова была направлена на учёбу в Казанское танковое училище, из которого вернулась в свой гвардейский механизированный корпус на должность командира танка Т-34. Боевой путь двадцатичетырёхлетняя Евгения Сергеевна в звании лейтенанта завершила в Чехословакии. После войны стала домохозяйкой.

    МАРТЕХОВ Василий Федорович- гвардии старший лейтенант, командир танковой роты С 5 по 12 июля 1943 года танковая рота под командованием гвардии старшего лейтенанта Мартехова в боях уничтожила три танка, шесть самоходный артиллерийских установок (САУ), три миномета, восемь пушек и до 300 солдат и офицеров противника.

12 июля у деревни Вознесеновка Василий Мартехов принял последний бой. Спеша на помощь товарищам, его экипаж нарвался на сильную вражескую засаду и вступил в поединок с несколькими танками врага. Осколок фугаски попал в грудь командира. К тому времени на боевом счету отважного танкиста числилось 14 уничтоженных вражеских танков, 22 орудия, 9 минометов, 16 автомашин, 7 пулеметных точек и свыше 800 фашистских солдат и офицеров.


ШАЛАНДИН Василий Сергеевич. В боях 7 июля на подступах к Яковлево героический подвиг совершил экипаж тридцать четверки гвардии лейтенанта В. С. Шаландина. Они подпустили фашистские танки на близкое расстояние. А затем в упор расстреляли несколько из них. От вражеских снарядов загорелся танк В. С. Шаландина. Экипаж объятой пламенем машины продолжал вести огонь по фашистам и уничтожил еще один танк. Враги окружили горящую машину В. Шаландина. Неожиданно для фашистов, пылающая тридцатьчетверка вздрогнула и рванулась вперед. Танкисты шли на таран. Советский танк всей своей массой ударил вражескую машину. Раздался взрыв. Из воспоминаний Ф. А. Гарина: «И тут случилось, что гитлеровцы засекли Шаландина и попали в него. И только поздно вечером, когда стих бой, капитан Бочковский приказал привезти трупы. Когда подошли к танку Шаландина, еле удалось открыть люк, и мы увидели, что погибший танкист таки и остался на сиденье обгоревшим». Гвардии лейтенанту В. С. Шаландину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. "


Вопросы к тексту:

  • Что объединяет всех этих людей?

  • Почему они совершили такие поступки?








ПРИЛОЖЕНИЕ 2


1). Выбрать ответ ::

- Мне всё понятно!

- Не всё понял, но хочу разобраться.

- Было трудно. Ничего не понял.


2). Продолжить предложения:

- На этом занятии я узнал… .- Я задумался…









    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    Стихотворение «Здесь на Курской дуге»

    Здесь, на Курской земле,

    В годы грозной войны

    Сбирались несметные силы.

    Танки шли по земле,

    Храбро бились сыны

    Нашей Родины- милой России.

    Этот огненный ад

    Звался Курской дугой.

    От Орла к Белгородчине гнулась

    Та Дуга, становясь

    Беспощадной стрелой,

    Что, грозя, на Берлин повернулась.

    Закалили сердца

    Сталинград и Москва,

    Несгибаемый дух Ленинграда

    Разогнули Дугу

    Наши чудо- войска,

    И Победа им стала наградой

    Город Курск дорогой

    Нами чтим и храним.

    Он. Чьи войны в «Слове» воспеты,

    Лучше всех для курян, коль с другими сравним.

    За тебя город наш мы в ответе.