СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок обществознания в 10 классе. "Политика и ее роль в жизни общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроке обществознания в 10 классе. Технология критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Политика и ее роль в жизни общества»

Урок обществознания в 10 классе

«Политика и ее роль в жизни общества»


Цель урока – сформировать у учащихся четкое представление об особенностях политики и власти.

Задачи:

- создать условия для формирования знаний учащихся о политических отношениях, политической власти, политической деятельности, политических институтов, роли политики в жизни общества;

- способствовать развитию навыков аналитического мышления учащихся, обобщения, выделения главного, систематизации;

- способствовать воспитанию чувства гражданственности, формированию правовой культуры.


  1. Актуализация знаний учащихся, мотивация деятельности на уроке.

Цель учителя – актуализировать знания учащихся по теме «Политика и ее роль в жизни общества», создать условия для коллективного целеполагания.

Цель учащихся – сформулировать цель урока, отметить актуальность изучаемой темы, повторить ранее изученный материал.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

(1 слайд) Высказывание Аристотеля «Политика не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа»

  1. Верно или неверно данное высказывание?

  2. Как мы можем узнать о том,

правильно ли данное суждение? Что для этого нужно сделать?

  1. Какую тему урока вы бы предложили?

( 2 слайд) тема урока

В чем актуальность для нас этой темы? Где пригодятся полученные знания?

Цель урока запишите себе в тетрадь.



Понимание проблемы, разработка путей и методов ее решения.

(Для того, что ответить на вопрос о правильности высказывания, нужно знать, что такое политика и власть, особенности политической деятельности и политических институтов.)


Совместное целеполагание, обсуждение актуальности данной темы.





Записывают цель урока в тетради.



  1. Изучение нового материала.

Цель учителя – организовать деятельность учащихся по получению знаний о политике и власти

Цель учащихся – систематизировать свои знания о политических отношениях, политической власти, политической деятельности, политических институтах, оформить записи в тетради.

Методы – демонстрационный, частично-поисковый, словесный, эвристический.

Основные положения нового учебного материала: политика, политические отношения, политическая власть, политическая деятельность, политический институт.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Давайте вспомним, что же такое деятельность и какова структура деятельности

Сформулируйте определение понятия и структуру политической деятельности(прописать в тетради).

Правы мы или нет? Чтобы узнать правы мы или нет, на нужно определить какие существуют субъекты и объекты политики.


  1. Что мы должны рассмотреть в первую очередь?

(слайд 3) Кто является субъектом политики?


  1. Давайте проверим, правильно ли мы определили субъектов политики? (слайд 4)









  1. Какой будет следующий вопрос?

(слайд 5) Какие существуют объекты политики?


  1. (слайд 6) какие политические действия могут осуществлять субъекты политики?

  2. Обсуждение. Если учащиеся определяют неправильно, учитель предлагает обратиться к тексту учебника.



  1. (слайд 7)

Составить кластер. Задание:

1ряд–охарактеризовать политические институты (виды),

2 ряд – политические отношения

3 ряд - политическая власть

На работу- 5 минут, затем по предложенной теме выступают несколько человек.

Учимся грамотно излагать свои мысли, внятно донести их до слушателя.

Обсуждение.




  1. О чем мы сегодня с вами говорим? О политике. Итак,

Какой может быть результат политической деятельности?


  1. Вспомните определение понятия «политика», которое мы дали в начале урока.

Я предлагаю вам дополнить это определение, используя знания, полученные на уроке.(8 слайд)





  1. Решение заданий по теме: «политика»(если остается время)






Называют определение понятия «деятельность» и структуру деятельности.


Формулируют, прописывают в тетради, озвучивают 1,2 человека







Учащиеся самостоятельно составляют схему по шаблону на слайде.

Обсуждение.


Субъекты политики – это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти или влияния на нее.

- социальные общности, отдельная личность, социальный институт.




Выполняют задание, оформляют записи в тетради по схеме, представленной на слайде.

Обсуждение.














Учащиеся выполняют задание, затем обсуждают.

















Обсуждают.

-созидательный,

-разрушающий



Обсуждение.

(Политика – вид деятельности, возникающей между индивидами, малыми группами и большими общностями по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти).

Учащиеся исправляют свои ошибки, дополняют.


















































Стр.222,

224,

225

























Если остается время.


  1. Подведение итогов урока.

Цель учителя – организовать деятельность учащихся по совместному подведению итогов урока, проверить степень усвоения учащимися нового материала.

Цель учащихся – оценить свою деятельность на уроке.

Метод – словесный

Критерии определения степени усвоения учащимися нового материала – успешность выполнения проверочных заданий.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. (9 слайд)Предлагает подвести итог урока, предлагает вернуться к высказыванию Аристотеля о политике.

(Теперь зная определения политики и власти, особенности политической деятельности и политических отношений, проанализируйте суждение Аристотеля)


  1. Роль политики.

Приведите примеры роли политики в современном мире.






  1. Оценки

  2. Домашнее задание (п.20, вопросы, задания, эссе по теме урока)

По предложению учителя подводят итог урока, анализируют высказывание Аристотеля, выходят на роль политики в обществе.









Обсуждают, какую роль играет политика в жизни общества?

Записывают в качестве вывода 1 предложение со своими примерами.




Индивидуально в тетрадях: «Сегодня на уроке я …. (понял, узнал, открыл для себя, выяснил; оказывается…)








Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку Политика и ее роль в жизни общества»

«Политика не создает людей, но берет их такими, какими их  создала природа»   Аристотель

«Политика не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа» Аристотель

Тема урока:  «Политика и ее роль  в жизни общества»

Тема урока: «Политика и ее роль в жизни общества»

Кто является субъектом политики?  Субъекты политики ?

Кто является субъектом политики? Субъекты политики

?

Субъектами политики являются: Индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти или влияния на нее.

Субъектами политики являются:

Индивиды, социальные группы, слои,

организации, прямо или косвенно

участвующие в процессе реализации

государственной власти или влияния на

нее.

  • Социальные группы,
  • Политические организации,
  • личности
Объекты политики  внутренняя внешняя - - - - - - - - - Международные отношения Общество в целом Мировое сообщество культура Национальные отношения кадры экономика Социальная сфера экология

Объекты политики

внутренняя внешняя

- -

- -

-

-

-

-

-

Международные отношения

Общество в целом

Мировое сообщество

культура

Национальные отношения

кадры

экономика

Социальная сфера

экология

Какие политические действия осуществляют субъекты политики? Организация партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступления в парламенте, политические митинги, проведение партийных съездов, обращения к народу, разработка политических программ, референдумы, государственные перевороты, визиты правительственных делегаций и др.

Какие политические действия осуществляют субъекты политики?

Организация партий, принятие правительственных решений, избирательные кампании, выступления в парламенте, политические митинги, проведение партийных съездов, обращения к народу, разработка политических программ, референдумы, государственные перевороты, визиты правительственных делегаций и др.

Задание: составить схему по теме : 1 ряд: политические институты(виды) стр.222 2 ряд: политические отношения стр. 224 3 ряд: политическая власть  стр. 225

Задание: составить схему по теме :

1 ряд: политические институты(виды) стр.222

2 ряд: политические отношения стр. 224

3 ряд: политическая власть

стр. 225

Политика вид деятельности, возникающей между индивидами, малыми группами и большими общностями по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.

Политика

вид деятельности, возникающей между

индивидами, малыми группами и

большими общностями по поводу

завоевания, удержания и использования

государственной власти.

«Политика не создает людей, но  берет их такими, какими их  создала природа»   Аристотель

«Политика не создает людей, но берет их такими, какими их создала природа» Аристотель

Какое утверждение ближе к истине:   А. Политика есть «искусство управления людьми»(Платон) Б. Политика- «самая главная из всех наук и искусств»(Аристотель) В. «Политика может быть определена как искусство и практика обеспечения групповых целей, достигаемых путем преодоления сопротивления других групп»(современный американский политолог К.Райт). Так что же такое политика – искусство, наука или практика?

Какое утверждение ближе к истине:

  • А. Политика есть «искусство управления людьми»(Платон)
  • Б. Политика- «самая главная из всех наук и искусств»(Аристотель)
  • В. «Политика может быть определена как искусство и практика обеспечения групповых целей, достигаемых путем преодоления сопротивления других групп»(современный американский политолог К.Райт).

Так что же такое политика – искусство, наука или практика?

Какая из приведенных ниже точек зрения, на ваш взгляд, более точно выявляет причины возникновения политики?

Какая из приведенных ниже точек зрения, на ваш взгляд, более точно выявляет причины возникновения политики?

А. Корни политики в эгоистической, животной природе человека. Поэтому политика возникает как средство обуздания слепых чувственных страстей человека, обеспечения господства разума над низменными желаниями для достижения общей пользы, счастливой жизни людей в государстве. Б. Появление политики – следствие врожденной глупости человека. По замечанию философа-гуманиста Эразма Роттердамского «глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление, суд». В. Политика является результатом разделения общества на классы, один из которых господствует, а другой подчиняется. Поэтому, по определению В.И.Ленина, «политика есть прежде всего сфера взаимоотношений между классами»
  • А. Корни политики в эгоистической, животной природе человека. Поэтому политика возникает как средство обуздания слепых чувственных страстей человека, обеспечения господства разума над низменными желаниями для достижения общей пользы, счастливой жизни людей в государстве.
  • Б. Появление политики – следствие врожденной глупости человека. По замечанию философа-гуманиста Эразма Роттердамского «глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление, суд».
  • В. Политика является результатом разделения общества на классы, один из которых господствует, а другой подчиняется. Поэтому, по определению В.И.Ленина, «политика есть прежде всего сфера взаимоотношений между классами»

Аргументируйте свой ответ.

Как вы думаете, возможна ли взаимозаменяемость политики, морали и права? Для ответа на этот вопрос прокомментируйте следующие утверждения:

Как вы думаете, возможна ли взаимозаменяемость политики, морали и права? Для ответа на этот вопрос прокомментируйте следующие утверждения:

А. «Морали в политике нет, а есть только целесообразность»(В.И.Ленин) Б. «Кто облечен властью, тот…непременно сделается притеснителем и угнетателем общества»(М.А.Бакунин) В. «Сила дарует права»(Платон) Г. «Как нравственность христианская имеет ввиду осуществление царства Божия внутри отдельного человека, так христианская политика должна подготовлять пришествие царства Божия для всего человечества как целого, состоящего из больших частей – народов, племен и государств»(В.С.Соловьев)
  • А. «Морали в политике нет, а есть только целесообразность»(В.И.Ленин)
  • Б. «Кто облечен властью, тот…непременно сделается притеснителем и угнетателем общества»(М.А.Бакунин)
  • В. «Сила дарует права»(Платон)
  • Г. «Как нравственность христианская имеет ввиду осуществление царства Божия внутри отдельного человека, так христианская политика должна подготовлять пришествие царства Божия для всего человечества как целого, состоящего из больших частей – народов, племен и государств»(В.С.Соловьев)